Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов

Понятие об ощущении. Ощущения (сенсорная чувствительность) – психический процесс отражения отдельных свойств, признаков внешнего мира

Ощущения (сенсорная чувствительность) – психический процесс отражения отдельных свойств, признаков внешнего мира. Ощущения переводят физические свойства внешних объектов в факты внутреннего мира человека. Например, световое излучение с определенной длинной волны ощущается как цвет; звуковые колебания определенной интенсивности и частоты ощущаются как звук некоторой громкости и высоты и т.п. При этом человек ощущает объекты не внутри, а вне себя. Ощущения осуществляются с помощью органов чувств, но отражают реальные свойства объектов, а не свойства органов чувств (хотя искажения возможны и об этом будет сказано ниже).

Ощущения– начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, фор­му, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружаю­щих нас предметов и явлений, улавливаем различные зву­ки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических про­цессов – восприятия, мышления, воображения.

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов при их непос­редственном воздействии на органы чувств.

Ощущение – важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи чувствительности. Оно является первичной формой психической связи организма со средой.

Ощущение является первичной формой ориентировки организма в окружающем мире. Ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности. Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущени­ями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека. Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие, представление) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование ка­кой бы то ни было познавательной деятельности.

Орган чувств –анатомо-физиологический аппарат, рас­положенный на периферии тела или во внутренних орга­нах; специализирован для приема воздействия определен­ных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каж­дый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной инфор­мации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.

Знания об отдельных свойствах предметов возникают при деятель­ности любого органа чувств. Например, когда предмет экспонирует­ся (показывается) 1/100 сек, человек может сказать, что он видел свет или пятно определенного цвета, но не сможет точно сказать, какой это предмет. Слушая речь на незнакомом языке, человек улавливает отдельные свойства звука (высоту, громкость, тембр), хотя не воспринимает содержания речи.

Физиологические основы ощущений. Ощущениеможет возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах. Он приспособлен для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внут­ренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки рецептор­ных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий голов­ного мозга. Ответная реакция передается по эфферентному (двига­тельному) нерву.

Рецептор, проводящие нервы и участки в коре г.м. называются анализатором. Ощущение всегда связано с ответной реакцией: либо с движени­ем, либо с перестройкой вегетативных процессов.

Ощущения различаются по модальностям, то есть в зависимости от органа чувств бывают зрительными, слуховыми, тактильными (осязательными), кинестетическими (телесно-мышечными), обонятельными, вкусовыми и др. А.Р.Лурия предложил следующую классификацию ощущений:

· интероцептивные ощущения – сигналы от внутренних органов организма;

· проприоцептивные ощущения – сигнализируют о положении различных частей тела, позе и движениях;

· экстероцептивные ощущения – сигналы из внешнего мира; эти ощущения могут быть 2-х типов:

контактные – возникают при непосредственном воздействии на рецептор (вкус и осязание),

дистантные – вызываются раздражителями, действующими на органы чувств с некоторого расстояния (обоняние, слух, зрение).

Читайте также:  Как крысы чувствуют опасность

Источник

Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Ощущение — это процесс отражения в сознании свойств и качеств предметов, а также явлений, которые воздействуют на органы чувств человека. Ощущение является начальной стадией любого познания.

Общие сведения об ощущениях

Отражение свойств и качеств осуществляется с помощью работы органов чувств. Большое значение в этом процессе имеют зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и др. Благодаря зрению индивид получает основной объем информации. Это ощущение отражает стороны действительности, включающие свет, цвет, форму и движение.

С помощью слуха обеспечивается прием значительного потока информации в звуковом виде, шумах и вибрациях. Осязание также способно давать очень много впечатлений, включая ощущение формы, плотности и температуры. Обоняние и вкус предназначены для раскрытия различных аспектов действительности.

Для органов чувств присуща чувствительность. Она, в свою очередь, может быть определена через минимальный и максимальный порог ощущения. Минимальный порог можно оценить по наименьшей силе раздражителя, который впервые ощущается соответствующим органом чувств. Например, нижний предел ощущения высоты звука — 15 гц, света — 0,001 свечи и т.д.

Максимальный порог ощущений представляет собой определенный порог величины и силы раздражителя. Сверх него человек перестает его адекватно ощущать. Так, колебание звука более 12 000 дб человеком ощущается уже как боль.

Качественный аспект ощущения зависит от различительной чувствительности органов чувств. Ее характеризует минимальная величина различия между раздражителями, которые впервые замечены человеком. По информации, полученной в психологических исследованиях, величина прибавки силы раздражителя, которая требуется для ощущения чуть заметной разницы, в звуке составляет 1/10, в свете 1/100, в давлении 1/30 от базовой величины.

Важный критерий в определении рабочих возможностей человека представлен диапазоном чувствительности. С его помощью характеризуется любой орган чувств и может быть определена его пропускная способность. Она соответствует «рабочей зоне», которая лежит между минимальным и максимальным порогом.

Готовые работы на аналогичную тему

Органы чувств не в один момент включаются в оптимальный режим. Этот процесс назван адаптацией, он происходит в течение определенного промежутка времени, различного для разных органов чувств, разных условий и разных людей. На пропускную способность органов чувств оказывает влияние взаимодействие между ними. Оно может быть положительным или отрицательным.

Виды ощущения

Совокупность ощущений можно разделить на 2 группы:

  • Ощущения, которые отражают свойства вещей или явлений и находятся вне человека (органы располагаются на поверхности тела или ближе к ней);
  • Ощущения, которые отражают движения отдельных частей человеческого тела и состояние внутренних органов (органы расположены в глубине тканей или на поверхности внутренних органов).

В первую группу можно включить зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения.

В рамках зрительных ощущений раздражитель для органа зрения представлен светом. Это электромагнитные волны, которые имеют длину 390-800 миллимикронов. Всё, что видит человек, обладает каким-либо цветом. Бесцветным бывает лишь прозрачный или невидимый предмет. Можно сказать, что зрительные ощущения — это чувственное отражение вета.

Раздражитель для органа слуха представляет собой звуковую волну. Волны — это продольные колебания частиц воздуха, которые распространяются во все стороны от источника. В пределах звуковых волн принято различать частоту колебания, амплитуду (размах) и их форму.

Слуховые ощущения обладают тремя аспектами:

  • Высота звука, являющаяся отражением частоты колебаний,
  • Громкость звука в виде отражения амплитуды колебаний;
  • Тембр звука как отражение формы колебаний.

В зависимости от характера вызываемых ощущений звуки делятся на музыкальные звуки (пение, звучание музыкальных инструментов, камертона) и шумы (скрип, шорох, стук, треск, грохот). Речь включает как музыкальные звуки (главным образом, гласные), так и шумы (главным образом, согласные).

Органы обоняния представлены обонятельными клетками, которые располагаются в верхней части носовой полости. Раздражитель для органа обоняния — это частица пахучих веществ, проникающих в нос вместе с воздушной массой.

Раздражители органа вкуса — это растворённые вкусовые вещества. Кожа, включая слизистую оболочку рта и носа, дает ощущения четырёх видов. В первую очередь, это ощущения прикосновения (тактильные ощущения), ощущение тепла и холода, а также ощущение боли.

Одни точки на коже способны давать лишь тактильные ощущения (точки прикосновения), а другие дают только ощущение холода или тепла (точки холода или тепла). Есть точки, дающие лишь ощущение боли (точки боли). Простой опыт позволяет убедиться в существовании точек холода, для чего необходимо одним концом карандаша слегка прикоснуться к коже закрытых век и медленно провести по ним. В ходе этого процесса иногда будет ощущаться мгновенное чувство холода.

Читайте также:  Чувство собственной важности права

Качество и интенсивность ощущений

Качество и интенсивность ощущений являются главными характеристиками реакции на раздражение рецепторов. Качественная сторона обеспечивает исследователя сведениями о том, чем определенная реакция рецепторов будет отличаться от других похожих реакций. Так, ощущения вкуса весьма разнообразны, поскольку любой человек отличает горький вкус от сладкого. Соответствующая характеристика вкуса напрямую зависит от химического состава, именно это определяет качество вкусовых ощущений.

Чувственная сторона качества ощущений часто отождествляется с их модальностью. Она способна отражать основное свойство определенного анализатора. Количественная величина рецепторных реакций представлена интенсивностью, определяющей силу действия раздражителя и работы рецептора.

Пример изменения интенсивности впечатлений — это способность индивида воспринимать запах. Так, во время простудного заболевания, которое сопровождается заложенностью носа, эта способность снижается.

Источник

Ощущения

Ощущение как отражение

Возбуждение — ещё один процесс, вызываемый раздражением — проходит по центростремительным (т.н. афферентным) нервам, переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Ощущение является поэтому чувственным отображением объективной реальности.

Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Уже из отдельных свойств предмета в головном мозге, в сознании возникает образ целостного предмета. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определёнными органами чувств.

Мы можем слышать звук полёта комара или ощутить его укус. Звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы чувств. Процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Уже на стадии восприятия в сознании человека между собой увязывается звук и укус.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Анализаторы состоят из частей:

— периферического отдела (рецептор), воспринимающая часть анализатора, занимающаяся трансформацией внешней энергии в нервный процесс,

— проводящих нервных путей,

— корковых отделов анализатора (центральные отделы анализаторов), в которых происходит переработка

нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга. Определённым рецепторам соответствуют определённые участки коры.

Для возникновения ощущения в сознании необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.

Ощущение — активный процесс

Анализатор — активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты.

Американский психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что при раздражении её иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи.

Многочисленными исследованиями было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда — в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.).

Ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный характер.

Эмоции и чувства основываются на ощущениях

Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания — это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением.

Чувства человека являются отчасти ощущениями, ощущениями, идущими от внутренних органов. Если в сознании человека всплывает какой-то неприятный образ (например неприятного человека), этот образ вызывает внутренние ощущения, которые и определяют характер чувства человека (в данном случае неприятие).

Некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызывать приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы — приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины — неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Во многом эмоции и чувства носят врождённый характер.

Читайте также:  Постельное белье мамина радость

Исторический аспект

Представители идеалистической философии и психологии нередко высказывали мысль о том, что подлинным источником нашей сознательной деятельности являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность разумного мышления, заложенные от природы и не зависимые от притока информации, поступающей из внешнего мира. Были и есть такие направления в философии, утверждающие то, что сознание и разум — это первичное, не объяснимое свойство человеческого духа. Ощущения человека не связывали его с внешним миром, доказывалось обратное: ощущения отделяют человека от внешнего мира.

И. Мюллер сформулировал теорию «специфической энергии органов чувств»: каждый из органов чувств (глаз, ухо, кожа, язык) не отражает воздействия внешнего мира, не даёт информацию о реальных процессах, протекающих в окружающей среде, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. Каждый орган чувств обладает своей собственной «специфической энергией», возбуждаемой любым воздействием, доходящим из внешнего мира. Достаточно нажать на глаз или воздействовать на него электрическим током, чтобы получить ощущение света; достаточно механического или электрического раздражения уха, чтобы возникло ощущение звука. Поэтому делался неправильный вывод о том, что органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них, и человек воспринимает не объективные воздействия внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств.

Г. Гельмгольц не отвергал того, что ощущения возникают в результате воздействия предметов на органы чувств, но считал, что возникающие вследствие этого воздействия психические образы не имеют ничего общего с реальными объектами. Он называл ощущения «символами», «знаками» внешних явлений, отказываясь признать их изображениями, или отображениями, этих явлений.

Крайний вариант идеалистической философии и психологии — солипсизм — утверждал, что человек может познать только самого себя и не имеет никаких доказательств существования чего-то иного, кроме него самого.

Философы и психологи-материалисты считали и считают возможным объективное отражение внешнего мира. Изучение эволюции органов чувств убедительно показывает, что в процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств, или рецепторы), которые специализировались на отражении особых видов объективно существующих форм движения материи. Высокая специализация различных органов чувств имеет в своей основе не только особенности строения периферической части анализатора — рецепторов, но и высочайшую специализацию нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.

Таким образом, на протяжении столетий и даже тысячелетий развития философии (и в какой-то степени психологии) вопрос об ощущениях являлся краеугольным, разделяющим философов как минимум на два враждующих лагеря.

Состояние органов чувств

Физиологическое состояние органа чувств сказывается первым делом в явлениях адаптации, в приспособлении органа к длительно воздействующему раздражителю; приспособление это выражается в изменении чувствительности — ее понижении или повышении. Примером может служить факт быстрой адаптации к одному какому-либо длительно действующему запаху, в то время как другие запахи продолжают чувствоваться так же остро, как и раньше.

С адаптацией тесно связано и явление контраста, которое сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражителя. Так, в силу контраста обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и т. д. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущения, выражающееся в более или менее длительном последействии раздражителей. Так же как ощущение не сразу достигает своего окончательного значения, оно не сразу и исчезает после прекращения раздражения. Благодаря задержке при быстром следовании раздражении одного за другим происходит слияние отдельных ощущений в единое, слитное целое, как, например, при восприятии мелодий, кинокартины и пр.

Качественной характеристикой ощущения является его модальность, т. е. специфичность каждого из видов ощущений по сравнению с другими, определяемая физико-химическими особенностями тех раздражителей, которые являются адекватными для данного анализатора. Такими специфическими модальными характеристиками, например, зрительного ощущения являются, как известно, цветовой тон, светлота и насыщенность, а слухового — высота тона, громкость и тембр, тактильного-твердость, гладкость, шероховатость и т. д.

Во всех видах ощущений модальные характеристики органически связаны с характеристиками пространственно-временными. Кроме того, важной эмпирической характеристикой ощущения является его интенсивность.

Источник

Оцените статью