Ощущение как чувственная ступень познания
Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является «парциальный образ мира», так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.
Согласно концепции А. Н. Леонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани. На определенном этапе эволюционного процесса у организма элементарная раздражимость перерастает в чувствительность, то есть способность реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и на раздражители, имеющие сигнальное значение. Эта точка зрения не является единственно возможной. Так, К. К. Платонов пытался доказать, что элементарной и исторически первой формой психического является эмоция.
Принципиальное значение для развития теории ощущений имеют исследования, посвященные изучению участия эффекторных процессов в возникновении ощущения. Общий вывод этих исследований: ощущение как психическое явление при отсутствии или неадекватности ответной реакции невозможно; неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука астереогностична (работы А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко и др.).
Исследуя механизмы ощущения, А. Н. Леонтьев приходит к выводу, что общим принципиальным механизмом является механизм уподобления процессов в органах чувств свойствам внешнего воздействия.
Имеются различные классификации ощущений.
Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения – синестезии.
Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяю-щая следующие виды ощущений:
– Экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);
– Проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);
– Интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.
Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.
Источник
Чувственная ступень познания
Познание – обусловленный законами общественного развития и непосредственно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности. Познание окружающего мира осуществляется посредством органов чувств. На них воздействуют предметы и явления, вызывая ощущения, которые воспринимаются мозгом.
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов или явлений материального мира. Например, круглый (зрение), горячий (кожа), соленый (вкус), гремящий (слух), ароматный (обоняние). Ощущения составляют источник, начало всего нашего знания. В данном случае показателен такой факт: глаз обычного человека в состоянии различить три оттенка черного цвета, взгляд же профессионала (т. е. более знающего человека) способен выделить порядка 30 оттенков. На базе ощущений формируются более сложные чувственные образы предметов – восприятия.
Восприятие – это отражение некоторого предмета материального мира во всей его целостности. Восприятие во многом зависит от прошлого опыта. На основе восприятии возникают представления.
Представление– это воспроизведенный в памяти человека образ материального предмета, не воспринимаемого в данный момент времени, но воспринятого ранее в той или иной форме. Представление может быть как воспроизводящим (свой дом, своих родителей), так и творческим (образ литературного героя, образ инопланетянина). Творческие представления формируются на основе прочитанного или услышанного.
Ощущение, восприятие, представление – основные формы чувственного познания. С их помощью мы познаем внешнюю сторону предмета, оставляя при этом непознанной его сущность, его взаимосвязи и закономерности его возникновения и развития. Чувственное познание представляет первую ступень процесса познания. Следует отметить, что такое деление на ступени не совсем верно, так как чувственному познанию предшествует исторический опыт. Ряд ученых вообще не считают восприятие, ощущение и представление этапами познания, так как они не дают полной картины предмета. Этот тип познания имеет ряд специфических особенностей:
1) непосредственность(неотделимость от познаваемого объекта, т. е. чувственное познание невозможно без наличия познаваемого объекта);
2) наглядность (органы чувств должны иметь возможность воспринимать свойства познаваемого объекта);
3) конкретность (каждый познаваемый объект имеет свои уникальные свойства);
4) субъективность (образ познаваемого объекта зависит от личности познающего);
5) пассивность (для формирования образа познаваемого субъекта не нужно производить сложных мыслительных процессов).
3. Рациональная ступень познания
Законы мира, сущность предметов и явлений мы узнаем посредством абстрактного мышления. Это вторая ступень процесса познания.
Абстрактное мышление – это процесс рационального отражения материального мира в понятиях, суждениях и умозаключениях, позволяющих проникнуть в сущность и закономерные связи предметов и явлений, преобразовывать их в теории, а затем применять на практике. Прежде чем рассматривать такие термины, как понятие, суждение и умозаключения, необходимо выяснить, что означает термин «форма мышления».
Форма мышления – способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря чему содержание существует и отражает действительность.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса однородных предметов. Однородными предметами называются те, которые входят в один класс по фиксированному классу — образующему признаку.
Суждение – это форма мышления, в которой что—либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Обычно суждения выражаются в форме повествовательных предложений. Они могут быть простыми (грачи прилетели) или сложными, которые состоят из нескольких простых (наступила зима, выпал снег).
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам получаем заключение.
Пример: Все деревья – растения. Береза – дерево. Береза – растение.
Абстрактное мышление обладает рядом специфических свойств:
1) отражение действительности в обобщенных формах (предметы материального мира группируются в определенные группы по сходным признакам);
2) отражение материального мира опосредованно (прямая связь с познаваемым объектом не обязательна);
3) отражение действительности происходит активно (познающий субъект использует определенные методы и приемы познания);
4) неразрывная связь с языком (познаваемый объект обязательно фиксируется в языковой форме).
Для познания окружающего мира абстрактное мышление использует ряд приемов и операций:
Сравнение, анализ,синтез, обобщение, абстрагирование
Необходимо отличать процесс абстрагирования от процесса абсолютизации. Если первый заключается в выделении части предмета, то второй – в возведении этой части в ранг определяющей, что неизменно влечет за собой ошибки в процессе познания
4. Приёмы и методы познания
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
6.1. Общая характеристика познавательной сферы личности. Чувственная ступень познания: ощущение, восприятие
Процесс познания человеком окружающего мира тесно связан с его практической деятельностью и начинается с получения непосредственных впечатлений от предметов внешнего мира, получаемых с помощью органов чувств.
Первую ступень чувственного познания мира составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются целостные образы восприятия. Характерная особенность ощущений – их сиюминутность, непосредственность. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Благодаря ощущениям мы познаём отдельные качества и свойства предметов и явлений. Но в реальной жизни трудно выделить ощущения в “чистом виде”. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления.
Ощущение входит в структуру более сложного психологического процесса – восприятия. Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Продуктом восприятия является образ воспринимаемого явления. Ощущение и восприятие неразрывно связаны друг с другом.
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, но не исчерпывающей.
Систематическая классификация ощущений, предложенная английским физиологом Ч. Шеррингтоном, разделяет группы ощущений на три основных типа:
1. Интероцептивные, объединяющие сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма (благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и др. внутренним органам).
2. Проприоцептивные, передающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивающие регуляцию наших движений (эта группа включает ощущения равновесия или статическое ощущение, а также двигательное или кинестетическое ощущение).
3. Экстероцептивные, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира и создающие основу для нашего сознательного поведения; всю группу принято разделять на две подгруппы: контактные (вызывающиеся непосредственным воздействием объекта на органы чувств) и дистантные (отражающие качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств) [1].
Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определённого физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или модальности.
Существуют ощущения, которые не связаны с какой-либо определённой модальностью (интермодальные ощущения). К ним относится вибрационная чувствительность (чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом). Особое практическое значение приобретает при поражениях зрения и слуха.
Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. К основным свойствам относятся:
качество (модальность ощущений – свойство, характеризующее основную информацию);
интенсивность (количественная характеристика, зависящая от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора – если у вас насморк, то интенсивность запахов может быть искажена);
длительность ощущения – его временная характеристика, определяемая длительностью воздействия раздражителя и функциональным состоянием анализатора;
пространственная локализация – характеристика, позволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя; дистантные ощущения содержат информацию о расположении источника раздражения в пространстве, а контактное ощущение соотносится с той частью тела или точкой на его поверхности, на которую воздействует раздражитель.
К основным закономерностям ощущений принято относить следующие:
1) существование порогов чувствительности (минимальная величина раздражителя, необходимая для возникновения ощущения – нижний порог абсолютной чувствительности; наибольшая сила раздражителя, при которой ещё существует ощущение данной модальности – верхний порог абсолютной чувствительности); наряду с абсолютным выделяется порог различения – дифференциальный порог, который характеризует минимальное различение между двумя раздражителями или минимальное изменение свойств одного раздражителя, вызывающее изменение ощущения;
2) сенсорная адаптация – изменение чувствительности анализаторов под влиянием постоянно действующих раздражителей;
3) взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора при раздражении других органов чувств (общая закономерность в том, что слабые раздражители в одной анализаторной системе способствуют повышению чувствительности другой системы, а сильные – снижают её (сильный шум снижает остроту центрального зрения, а слабый повышает); сенсибилизация – повышение чувствительности анализатора в результате взаимодействия нескольких анализаторов или длительных упражнений; синестезия – возникновение ощущений одной модальности при действии раздражителя другой модальности [2].
Восприятие позволяет получить целостный образ предмета во всей совокупности его инвариантных свойств. Восприятие – психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Восприятие всегда встроено в структуру определённой деятельности или общения и подчинено соответствующим целям и задачам. Поэтому оно является активным по своей сущности. Образ порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект. Процесс восприятия представляет собой систему так называемых перцептивных (воспринимающих) действий, направленных на выделение информативных признаков объекта и построение на этой основе его образа.
Восприятие характеризуется через специфические свойства, принципиально отличающие его от процессов ощущения. К таким свойствам принято относить следующие:
Целостность. Восприятие – это целостный образ предмета; всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые элементы этого целого в данный момент невозможно наблюдать (например, тыльная сторона вещи).
Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине независимо от меняющихся условий восприятия.
Структурность. В акте восприятия мы фактически выделяем абстрагированную от непосредственных ощущений обобщённую структуру (слушая музыку, воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию; узнаём её тогда, когда воспроизводит один инструмент, человеческий голос или оркестр).
Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (или их частей) по сравнению с другими. Выделяемый и в силу этого более отчётливо отражаемый объект восприятия выступает в качестве “фигуры”, тогда как остальные образуют “фон”.
Активность. Восприятие всегда встроено в структуру определённой деятельности и подчинено соответствующим целям и задачам. Поэтому оно является активным по своей сущности. Образ порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект. Без такой активности субъекта образ не формируется.
Предметность. Свойство образа быть отнесённым к воспринимаемому предмету называется предметность восприятия. Все впечатления и сведения, получаемые из внешнего мира, связываются с конкретными объектами (даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как нечто предметно оформленное – лицо, собака, облако и т. д.).
Адекватность восприятия измеряется мерой соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации. Неадекватное восприятие называется иллюзорным (иллюзия движущегося поезда).
Категориальность (осмысленность) выражается в том, что восприятие носит обобщённый характер, каждый воспринимаемый предмет обозначается словом – понятием и относится к определённому классу. Это достигается с помощью мыслительной деятельности в процессе восприятия.
Апперцепция – зависимость восприятия от личности воспринимающего и его опыта.
Основная классификация видов восприятия построена в зависимости от того, какой из органов чувств является ведущим в формировании субъективного образа. В соответствии с этим выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Но выделенные виды не всегда встречаются в чистом виде. В каждом из образов наряду с основными встречаются и другие по модальности ощущения.
В зависимости от содержания и особенностей воспринимаемой реальности (формы существования материи) выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Восприятие пространства, обеспечивающее ориентацию субъекта в окружающей среде, включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, восприятие глубины и удалённости.
Восприятие времениесть отражение объективной длительности явлений, процессов и событий. Чувство времени не врождённое, оно развивается в процессе накопления опыта.
Восприятие движенияпредставляет собой субъективное отражение физического перемещения объектов в пространстве.
В зависимости от способа актуализации, восприятие может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное восприятие возникает непреднамеренно и стихийно. Оно актуализируется либо некоторыми особенностями самих объектов (новизной, яркостью, необычностью, контрастностью), либо соответствием их потребностям и интересам субъекта. Произвольное восприятие подчинено специальной перцептивной цели – что-то воспринять, заметить. Оно формируется у человека в период младшего школьного возраста.
Источник