Урок биологии в 7-м классе по теме «Органы чувств»
Разделы: Биология
Тип урока: комбинированный.
Цель: проследить эволюцию органов чувств и познакомиться с процессом регуляции деятельности организма.
Задачи:
- обучающая: изучить эволюцию органов чувств. Выделить 2 типа регуляции деятельности организма, выявить отличительные их особенности и механизмы воздействия на организм.
- развивающая: научить выявлять прогрессивные признаки в развитии органов чувств у каждого последующего в изучении класса животных, развивать навыки выполнения лабораторных работ и научных исследований. Формировать умения анализировать и делать выводы по проведенным исследованиям.
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к животному миру, показать взаимосвязь живой и неживой природы и взаимодействие всех живых организмов, формировать экологическое мышление.
Методы:
- словесный: рассказ, беседа
- наглядный: демонстрация фильма “Животные отвечают”
- практические: выполнение лабораторной работы №13 “Изучение органов чувств животных”.
Новые понятия и термины:
- глаз, простой глазок, сложный фасеточный глаз
- монокулярное зрение, бинокулярное зрение,
- нервная регуляция, жидкостная регуляция.
для учащихся
- Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология.
- Животные, М., Дрофа, 1999г 7 класс
- Биология, справочник школьника, М., 1995
для учителя
- Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Введение в изучение науки о животных. Беспозвоночные. М., “Просвещение”, 1982
- Хрипкова А.Г., Коган А.Б. Костин А.П. Физиология животных, М., “Просвещение”1972
Работу органов чувств и поведение животных определяет нервная система. Поэтому давайте вспомним, как шел процесс развития нервной системы нервной системы, т.е. поговорим об эволюции нервной системы животных.
А) Расскажите о формировании и развитии нервной системы у беспозвоночных животных?
Б) Расскажите о процессе эволюции у хордовых животных.
Формирование новых знаний.
Мы проследили, как шел процесс усложнения нервной системы.
Какие органы позволяют животному организму получать различную информацию, реагировать на неё в зависимости от её значения, определять характер собственных действий в данной ситуации?
Поэтому дальше речь пойдет об эволюции органов чувств.
Касс ресничные черви. Органы чувств представлены примитивными глазками, органами равновесия – статоцистами (замкнутыми мешочками с камешками из углекислой извести внутри) в коже есть осязательные клетки. Класс сосальщики имеет слабо развитые органы чувств. Только у личинок, плавающих свободно в воде, имеются глазки.
У круглых червей органы чувств развиты слабо. Кольчатые черви имеют органы чувств, которые представлены органами осязания, органами химического чувства и чувства равновесия, а также различно устроенными глазками.
Тип членистоногие – самый высокоразвитый и наиболее богатый видами тип среди беспозвоночных животных.
Среди разнообразных органов чувств наиболее важными и развитыми являются органы зрения. Имеются простые и сложные глаза. Простой и непарный глаз характерен для личинок и сохраняется на взрослых стадиях развития лишь у низших раков.
Сложный, или фасеточный, глаз состоит из мелких глазков – омматидиев, количество которых достигает несколько тысяч. Каждый глазок воспринимает часть предмета, а из их суммы складывается общая картина (мозаичное зрение). На конечностях, антеннах и антенулах располагаются чувствительные клетки, с помощью, которых раки распознают химические изменения в окружающей среде. У некоторых ракообразных есть орган равновесия. Класс паукообразных имеет орган осязания и зрения. Глаза простые, в количестве от 2 до 12. Различные раздражения окружающей среды воспринимаются чувствительными волосками, локализованными на педипальпах, конечностях и туловище.
У представителей типа моллюски органы чувств представлены органами зрения – глазами, органами обоняния, равновесия и химического чувства.
Тип хордовые, подтип бесчерепные, касс ланцетники имеют органы чувств в виде глазков Гессе, расположенных в области невроцеля и обонятельные ямки.
У рыб развиты боковая линия, органы обоняния, зрения, слуха, равновесия и вкуса. Орган обоняния состоит из парных обонятельных мешков, котрые сообщаются с внешней средой через ноздри. Запахи рыбы могут улавливать на очень большом расстоянии (до 500 метров и более). Это позволяет им находить не только добычу, но и особей своего вида., что особенно важно при размножении.
Особенное значение для рыб имеет боковая линия. Это канал, который тянется вдоль тела и заходит в голову рыбы. С внешней средой канал сообщается отверстиями, внутри канала располагаются чувствительные клетки, которые связаны с нервом. Боковая линия воспринимает перемещение частиц воды и очень тонкие звуковые колебания. Благодаря этому органу рыбы воспринимают направление течений, приближение других обитателей воды, не сталкиваются с подводными препятствиями.
Глаза рыб приспособлены для видения на близком расстоянии, они имеют плоскую роговицу, круглый хрусталик. Около глаза расположено неподвижное веко. У некоторых видов существует мигательная перепонка.
Орган слуха и равновесия состоит только из внутреннего уха, которое представлено перепончатым лабиринтом, состоящим из трех полукружных каналов, овального и круглого мешочков
А теперь давайте посмотрим, как это отразилось в поведении животных, которое становилось все более и более сложным.
Вашему вниманию я предлагаю видеофильм, демонстрирующий поведение животных. Прислушайтесь к словам автора, обратите внимание и ответьте для себя на вопрос: “Является ли поведение животных разумным или оно контролируется врожденными рефлексами?”
Мы сегодня будем сотрудничать. Слушайте внимательно мой рассказ и это вам поможет ответить на вопросы лабораторной работы, которую мы будем выполнять.
Филин (фото А.Н. Бока)
Тема: Изучение органов чувств животных.
Цель: познакомиться с органами чувств на предложенных животных и выяснить их значение в жизни животных.
Оборудование: насекомые, панцирь речного рака, рыбы, чучела птиц, млекопитающие (белые мыши, морская свинка).
1. Знакомство с особенностями органов зрения у различных животных.
Рассмотрите предложенных вам животных. Отметьте место расположения глаз, их число; величину глаз относительно головы.
Выясните, у каких животных глаза подвижны; как и чем защищены глаза у разных животных.
2. Знакомство с внешним строением органов слуха у различных животных.
Рассмотрите предложенных вам животных. Выясните, у каких животных имеются видимые наружные органы слуха.
Определите направление и силу звука с приставленными к вашим ушными раковинам ладонями и без них. Сделайте вывод:
3. Изучение органов осязания. Покажите схематично, при помощи стрелок, какому животному какой орган осязания принадлежит.
Млекопитающие
Закрепление новых знаний.
Работа с терминами
Знания, полученные на этом уроке, помогут вам в изучении следующего курса биологии: “Человек. Анатомия, физиология, гигиена”.
Источник
Урок-исследование по теме «Органы чувств». 8-й класс
Класс: 8
Цель урока: обобщить знания учащихся об органах чувств человека.
Задачи:
- обобщить знания детей об органах чувств
- развивать умение определять тему урока; планировать свою деятельность, навык смыслового чтения;
- продолжать навык организации рабочего места;
- формировать умение оценивать и контролировать свою деятельность;
- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;
- развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация, анализ и синтез);
- развивать умение действовать по алгоритму;
- формировать коммуникативные умения (умения слушать, диалог, полилог (умение работать в группе);
- развивать творческую активность, воображение;
- воспитывать лучшие качества личности (умение ладить, помогать друзьям).
Оборудование: мультимедийный проектор, таблица + индивидуальные карточки №5, таблицы “Доли и зоны коры больших полушарий головного мозга человека”, “Органы чувств”, интерактивный плакат “Органы чувств”, лабораторное оборудование, музыкальное сопровождение, тесты, модели органы чувств, тетради с печатной основой, рисунки, объекты натуральные и т.д.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать , рассуждать
И друг другу помогать.
Как прекрасен этот мир! (на доске)
? Проблемный вопрос урока: “Как мы ощущаем мир?”
– Какая тема урока сегодня будет? (Органы чувств)
– Какую поставим цель? (Повторить и обобщить все, что знаем по этой теме).
– А какие задачи поставим? (Вспомнить название этих органов, их функции, что будет, если орган будет утрачен; как беречь).
Откроем тетрадь и запишем: число и тему урока “Ораны чувств”.
Цель нашего занятия “связать воедино разрозненные факты”, показать, что целостную картину окружающего мира мы получаем благодаря взаимодействию всех органов чувств.
Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то и с опаской.
Учитель: устный фронтальный опрос по вопросам:
- Каким путем мы получаем информацию из окружающего мира?
- Сколько у человека чувств?
- Что первым принимает на себя воздействия раздражителей внешней среды?
- Что такое анализаторы?
- Части анализатора?
I этап штурма знаний
А сейчас, мы приступаем к практической части занятия. Задания вы будете выполнять в группах (учащиеся делятся на 6 групп по числу органов чувств). У каждой группы на партах есть модель органа чувств, карточки, инструкции к работе.
Задание № 1. – “Составь орган чувств”, используя конверт № 1. Результатом вашей работы должен быть составлен данный орган чувств, а с помощью модели, необходимо будет рассказать о данном органе.
– Я загадаю вам загадку, ответив на нее, узнаете, с какого органа мы начинаем разговор:
1) Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят (глаза)
2) Один говорит,
Двое глядят,
А они слушают (уши)
3) Зимой бывает вся в мурашках,
А летом загаром бронзовым покрыта (кожа)
4) Между двух светил Я в середине один (нос)
5) Всегда он в работе,
Когда говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим (язык)
6) Неприметный он такой
В нашем организме.
Отвечает он за позы: лежа, стоя, сидя (равновесие)
II этап штурма практических знаний
Задание № 2. – “Инструкция к практическим заданиям”, используя конверт № 2. Результатом вашей работы выполнение практической части с выводом (см. Приложение № 1)
III этап штурма использования умений
Задание № 3. – “Инструкция к практическим умениям – решать задачи”, используя конверт № 3. Результатом вашей работы это умение решать биологические задачи (см. Приложение № 2)
Физкультминутка (на смартдоске – спроецировать)
– Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку)
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
IV этап штурма – деловая игра
Задание № 4. – “Консультация врача”, используя конверт № 4. Результатом вашей работы должны быть созданы правила гигиены вашего органа чувств. Сравните ваши результаты с приложением в конверте № 4.
Правила гигиены органа зрения:
- Не трогай глаза грязными руками.
- Остерегайся острых предметов.
- Не наклоняй голову близко к книге, расстояние должно быть около 30 сантиметров.
- Не читай в транспорте.
- Не читай лежа.
- Не смотри долго телевизор, и не сиди часами за компьютером.
- Не читай при плохом освещении и береги глаза от яркого света и вспышек.
- Выполняй упражнения для отдыха глаз.
Правила гигиены органа кожи:
Правила, которые необходимо соблюдать, чтобы наш орган вкуса работал без ошибок?
Правила соблюдения работы органа обоняния:
Правила гигиенические для органа слуха:
Правила для нормальной работы органа равновесия:
V этап штурма применение знаний
Задание № 5 – “Работа на интерактивной доске”. Результатом вашей работы, правильно выполненные задания, от каждой группы по 1 человеку.
Упражнения на CD диске интерактивного плаката Человек: ответы
3-№3, 4 (ухо) – составить,
Вывод по итогам всех уроков отмечаем, что органы чувств взаимодействут друг с другом.
Отметим:
- что учащийся запоминает 10 % того, что читает;
- 26 % того, что слышит;
- 30% того, что видит;
- уже 50 % того, что обсуждает с другими;
- 80 % того, что основано на личном опыте;
- 90 % того, что проговаривает, в то время как делает;
- 95 % того, чему они обучаются сами.
VI этап завершение штурма знаний
А) “Тестирование по данной теме”. Результатом вашей работы, правильно выполненные задания.
Б) Проведем графический диктант (Если “да”, то +, если “нет” то -).
1. Нос – орган обоняния.
2. Язык – орган слух.
3. Уши – орган вкуса.
4. Кожа – орган осязания.
5. У человека 6 органов чувств.
6. Человек с помощью ушей различает голос и звук.
7. Вредные привычки помогают человеку.
Оценивание в паре. Ключ проверки: + – – + – + + -.
“5”– без ошибок
“4” – 1-2 ошибки
“3” – 3-4 ошибки.
В) Установите соответствие между названием органа чувств и локализацией его рецепторов – (работа у доски)
Орган чувств | Локализация | ||
А | Зрение | 1 | Кончики пальцев |
Б | Слух | 2 | Слизистая оболочка языка |
В | Кожа | 3 | Верхняя часть носовой полости |
Г | Вкус | 4 | Полукружные канальцы |
Д | Равновесие | 5 | Сетчатка глаза |
Е | Обонянияе | 6 | Костный лабиринт |
Ответы: А-5, Б-6, В-1, Г-2, Д-4, Е-3.
Подведение итога урока, возьмем эпиграф Аристотеля “В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств…..” – как вы понимаете эти слова.
С каким настроение вы уходите с урока? Прикрепите магниты на рисунок своего органа.
Оцените своё личное отношение к пройденной теме по шкале:
А) отличное, хорошее – зеленый,
Б) удовлетворительное – желтый,
В) отрицательное – красный.
Домашнее задание: $ 64.
Использованная литература:
Источник