Органы чувств значение гигиена органов чувств

Органы чувств значение гигиена органов чувств

Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам.

Центральные отростки первичных сенсорных нейронов оканчиваются в головном или спинном мозге на нейронах второго порядка, тела которых расположены в переключательном ядре. В нем имеются не только возбуждающие, но и тормозные нейроны, участвующие в переработке передаваемой информации. Представляя более высокий иерархический уровень, нейроны переключательного ядра могут регулировать передачу информации путем усиления одних и торможения или подавления других сигналов. Аксоны нейронов второго порядка образуют проводящие пути к следующему переключательному ядру, общее число которых обусловлено специфическими особенностями разных сенсорных систем. Окончательная переработка информации о действующем стимуле происходит в сенсорных областях коры.

Сенсорные системы человека обеспечивают:
1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;
2) контроль произвольных движений;
3) контроль деятельности внутренних органов;
4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.

Ощущение представляет собой субъективную чувственную реакцию на действующий сенсорный стимул (например, ощущение света, тепла или холода, прикосновения и т. п.). Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. На основе совокупности ощущений формируется чувственное восприятие, т. е. осмысление ощущений и готовность их описать. Восприятие не является простым отражением действующего стимула, оно зависит от распределения внимания в момент его действия, памяти о прошлом сенсорном опыте и субъективного отношения к происходящему, выражающегося в эмоциональных переживаниях.

Сенсорное восприятие включает следующие этапы:
1) действие раздражителя на периферические рецепторы;
2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;
3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;
4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде образов или словесных символов.

Указанная последовательность соблюдается во всех сенсорных системах, отражая иерархический принцип их организации.

Источник

Органы чувств: как бережно к ним относится

Органы чувств, зрения и слух являются неотъемлемой частью нервной системы. Работают как единая система. Органы чувств также называют сенсорами, они позволяют воспринимать окружающую информацию. Органы чувств через импульсы подают необходимую информацию в мозг, где уже она анализируется.

Ни одно живое существо не сможет полноценно существовать без сенсоров. Как найти еду, если ее не видеть, как отличить запах соленого от сладкого, и как понять, ощущается ли боль, если нет тактильного восприятия? Без органов чувств человек просто не сможет выжить. Именно поэтому им необходимо обеспечить должный уход.

Необходимые памятки должны быть во всех учебных заведениях, в том числе в детских садах. Ребенок с самого раннего детства должен понимать, что к своему организму нужно относиться бережно. Для начал нужно знать, что у каждого человека 5 сенсорных систем.

Органы зрения

Впервые человек получает информацию об органах чувств в начальных классах. Но родители должны самостоятельно уделить этому вопросу внимание намного раньше, чем дети начнут с этим знакомиться на уроках биологии.

С самых первых дней малыш с помощью глаз познает окружающий мир. С помощью глаз человек может читать, писать, распознавать окружающие вещи и предметы, что особенно важно для становления личности.

Вокруг находится огромное количество раздражителей, но большее внимание уделяется зрительным, поскольку около 90% информации человек получает с помощью глаз. Чтобы уберечь органы зрения, нужно следовать некоторым простым правилам:

При чтении книг и журналов позаботиться о хорошем освещении;

Отказаться от курения;

Не тереть глаза грязными руками, вытирать лицо чистым полотенцем;

Употреблять в пищу продукты, которые положительно сказываются на зрении;

У кого проблемы со зрением, нужно хорошо ухаживать за линзами и очками. Менять их также нужно вовремя;

Читайте также:  Стресс тест ссд диска

Если специалист назначил очки, то их обязательно нужно носить;

Периодически проверяться у врача;

При продолжительном сидении за компьютером, чтении книг или просмотра телевизора нужно делать специальную гимнастику для глаз, особенно если чувствуется утомляемость;

Нельзя смотреть на яркое солнце без солнцезащитных очков;

Выдерживать необходимое расстояние от компьютера, телефона и книг. Также нельзя смотреть телевизор или в экран монитора сбоку – только прямо.

Следуя этим простым рекомендациям, то органы зрения будут здоровы.

Органы вкуса

За восприятие вкуса отвечает язык. Это подвижная мышца, которая на удивление является одной из самых сильных. Поверхность языка немного шершавая, поскольку на ней находится огромное количество мелких сосочков, с помощью которых и распознается вкус еды. Все сосочки разделяются на несколько групп в зависимости от вида: листовидные, конические и др. В зависимости от формы, каждый отвечает за конкретные функции. Чтобы уберечь орган вкуса, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

Нельзя употреблять очень горячую еду, пить слишком горячую воду;

Перед приемом пищи обязательно мыть руки;

Не класть в рот неизвестные предметы, лекарства и растения;

Во время еды активно не разговаривать, иначе можно подавиться.

Особенно следует наблюдать за маленькими детьми, которые любят тянуть все в рот и как можно раньше отучить от этой плохой привычки. Препараты для пищеварительного тракта и обмена веществ, вы сможете купить через наш каталог.

Обоняние

За восприятие запахов отвечает нос. Именно с помощью него можно распознавать приятные ароматы. Также он может предупреждать о различных опасностях, например, утечка газа и пожар. Обонятельные рецепторы также нуждаются в правильном и должном уходе:

Не нужно вдыхать полной грудью запахи неизвестных жидкостей из бутылок и прочих емкостей. Направить запах к носу можно при помощи помахивания руки;

Для органа чувств вредной считается пыль. Поэтому в помещении, в котором вы живете, работаете или часто находитесь, нужно регулярно делать влажную уборку и хорошо проветривать;

Курение и или вдыхание дыма от сигарет негативно отражается на органах обоняния;

При чистке ротовой полости зубной пастой, не забывать хорошо очищать язык.

Органы слуха

Органом слуха являются уши, с помощью которых мы распознаем разные звуки и можем приблизительно определять их дальность, силу. Звуки распространяются при помощи волн. Существуют некие пределы. Если звук выходит за эти пределы, то его называют ультразвуком или инфразвуком. Органы слуха нужно беречь. Для этого есть простые правила:

Нельзя слушать громко музыку, особенно в наушниках;

Запрещается, чтобы кто-то громко орал в ухо;

Чистить уши можно только ватными палочками, не стоит использовать острые предметы, иначе можно повредить барабанную перепонку;

Нужно каждый день чистить и мыть уши;

При разных болезнях или дискомфортных ощущениях сразу же обращаться к врачу.

Осязание

И последний орган – кожа, которая отвечает за тактильные восприятия. Она выполняет основную и одну из самых значимых функций – защищает организм от проявления внешних факторов, которые могут навредить. Благодаря коже человек ощущает боль, понимает, когда холодно, а когда жарко. Стоит взять во внимание несколько полезных советов, которые помогут уберечь органы осязания:

Каждый день нужно принимать душ или ванну;

Не наносить на кожу средства с подозрительным или незнакомым составом;

Носить качественную одежду из натуральных материалов;

Не допускать ожогов, перемерзания и сильных порезов;

Не нужно трогать неизвестных насекомых, растений и уличных животных.

Следуя простым правилам, человеку удастся сохранить свои органы чувств здоровыми. При любых ухудшениях, нужно сразу же обратиться к врачу и ни в коем случае не заниматься самолечением.

В нашем каталоге также продаются препараты для лечения геморроя. Вы будете приятно удивлены нашими ценами.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Источник

Органы чувств: их значение и гигиена
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока окружающего мира.

Тема урока: «Органы чувств: их значение и гигиена» »

Урок изучения нового материала

Цель : Формирование представления об органах чувств, их значение и гигиена;

1) Формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой;

2) Познакомить со строением и функциями органов чувств;

3) Познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств;

1) Развивать умение сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, и соответствующий ей рисунок;

2) Развивать навыки гигиены.

1) Воспитывать бережное отношение к своему организму, прививать навыки соблюдения правил

личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Скачать:

Вложение Размер
organy_chuvstv.docx 30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Тема урока «Органы чувств: их значение и гигиена»

Конспект урока окружающего мира.

Тема урока: «Органы чувств: их значение и гигиена» »

Урок изучения нового материала

Цель : Формирование представления об органах чувств, их значение и гигиена;

1) Формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой;

2) Познакомить со строением и функциями органов чувств;

3) Познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств;

1) Развивать умение сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, и соответствующий ей рисунок;

2) Развивать навыки гигиены.

1) Воспитывать бережное отношение к своему организму, прививать навыки соблюдения правил

личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Планируемые результаты урока

Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению органов чувств, осознают необходимость бережного отношения к органам чувств, формируют правила бережного обращения к органам чувств, развивают умения слушать и слышать другое мнение.

Знакомятся с особенностями строения органов чувств, разнообразием органов чувств человека и их функциями; выделяют существенные признаки органов чувств, находят сходство и отличие в строение органов чувств, овладевают умением объяснять роль органов чувств.

Осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение органов чувств, работают с разными источниками информации, находят информацию в учебнике, контролируют свою готовность к уроку.

— учебник; — рабочая тетрадь; — карточки: •Изображение глаза; • Изображение уха; •Задание на внимательность; •Глаза – орган зрения; • Уши – орган слуха;•Язык – орган вкуса;• Нос – орган обоняния;• Кожа – орган осязания;

— маленькие карточки: ресницы, брови, веки, радужная оболочка, зрачок, роговица, хрусталик, сетчатка, зрительный нерв;

— для 1 опыта: мяч; — для 2 опыта: лист бумаги; — для 3 опыта: 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная); — для 4 опыта: духи; — для 5 опыта: мяч, лист бумаги, ложка, кубик.

Литература и Интернет-ресурсы

Учебник по окружающему миру для 3-го класса. Автор: О.Т. Поглазова

1 Организационный момент (2 мин)

2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

3. Открытие нового знания (20 мин)

4. Физкультминутка (2 мин)

5. Первичное закрепление (5 мин)

6. Включение в систему знаний и повторение (5 мин)

7. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

8. Домашнее задание (2 мин)

Методы, приёмы и средства

Создание условий для включения учащихся в учебную деятельность

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Контролируют свою готовность к уроку

Актуализация опорных знаний

Актуализация знаний учащихся к определению темы урока

— Ребята, какой раздел учебника мы изучаем?

— Благодаря чему происходит движение организма?

— При помощи каких органов происходит дыхание?

— Перечислите органы дыхания.

— Благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизнедеятельности вещества?

— Перечислите органы пищеварения?

-Перечислите органы кровообращения?

— А знаете ли вы, какие органы выполняют роль информаторов помогают нам познавать окружающий мир?

— Достаточно ли этих органов, чтобы полно представить картину окружающего мира?

Подумайте, что мы сегодня будем изучать на уроке?

Тема нашего урока: «Органы чувств, их значение и гигиена.

— Организм человека и его здоровье

-Скелету и мышцам

-При помощи органов дыхания

— Носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие

— полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник

— сердце и кровеносные сосуды

Беседа, фронтальная форма работы

Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению органов чувств, осознают необходимость бережного отношения к органам чувств, формируют правила бережного обращения к органам чувств, развивают умения слушать и слышать другое мнение.

Открытие нового знания

Организация усвоения учениками нового знания

1) Сейчас проделаем небольшой опыт: что у меня в руке?

— Какой орган вам помог в данном опыте?

Глаза- орган зрения (вывешиваю карточку на доску)

— Что мы можем определить с помощью зрения?

Как и любой орган, орган зрения имеет своё строение, откроем учебник стр.52 и прочитаем материал. Какой вывод можно сделать?

На доске схема, смотрим внимательно (показываю и объясняю где что находится) 1-роговица

2- радужная оболочка

Откроем рабочие тетради №31. Выполним это задание в парах.

(картинка на доске)

Какие слова остались не помещёнными на доску?

Теперь выполним задание на внимательность №32.

а) какие линии кривые?

б) у какой вазы шире основание?

в) какая линия длиннее?

— Почему так решили?

— Как можно себя проверить?

Мы пришли к выводу что линии прямые, основание одинаковое и линии равные

— Неужели вас глаза обманули?

На самом деле глаза вас не обманывают, а вот мозг при переработке информации может иногда ошибаться

2) — Проведём следующий опыт: закройте глаза.

(учитель хлопает в ладоши)

(учитель рвёт бумагу)

— Что произошло сейчас?

— Как вы догадались?

— Какой орган вам в этом помог?

— Уши – орган слуха (вывешивается карточка на доску)

— Что различаем, благодаря органу слуха?

— Каким был бы мир без звуков?

Прочитаем материал учебника стр. 55-56. Ученик читает. (на доске схема строения уха)

После прочтения учитель вместе с детьми еще раз по схеме смотрят строение уха.

Еще раз ученик показывает у доски строение уха

Только ли слышать помогает орган слуха?

Благодаря чему мы можем слышать и сохранять равновесие?

цвет, размер, форму, где расположен предмет

с помощью глаз мы получаем 90% информации.

выполняют задание вместе с учителем.

Работают в парах

Проверяют вместе с доской

Хрусталик, сетчатка, зрительный нерв

Находится внутри глаза

Которые идет в середине

У левой, одинаковое

Потому что мы видим это приложим линейку

мы слышали хлопок

вы рвали бумагу

(звуки, речь, голоса)

Было бы кругом тихо

Читают материал учебника.

уши являются ещё и органом равновесия, они помогают нам сохранять равновесие и устойчивость. благодаря нервным окончаниям

Метод исследовательской работы, беседа, демонстрация, иллюстрация, рассказ, раздаточный материал, работа с учебником

Знакомятся с особенностями строения органов чувств, разнообразием органов чувств человека и их функциями; выделяют существенные признаки органов чувств, находят сходство и отличие в строение органов чувств, овладевают умением объяснять роль органов чувств.

Осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение органов чувств, работают с разными источниками информации, находят информацию в учебнике.

Снятие статического напряжение

Организация выполнения учащимися работы на новое знание

3) — Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?

— А что для этого нужно сделать?

-Какой орган вы подключите к выполнению задания? (вызывается ученик для проведения опыта и пробует воду языком)

— Какая вода находится в каждом из стаканов?

— Какие ещё качества пищи различает язык?

— Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?

— Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

-Почему так произошло?

-У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

Откройте стр. 58 и прочитайте материал про орган вкуса

Благодаря чему мы получаем вкусовые ощущения?

— Язык – орган вкуса (вывешивается карточка на доску)

4) — Проведём опыт: дети закрывают галаза учитель чистит апельсин (появился цитрусовых)

— Какие возникли ощущения?

— Помогли ли тебе почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха, вкуса?

— А какой орган помог тебе почувствовать запах?

— Нос – орган обоняния. (вывешивается карточка на доску)

Откройте стр. 57 и прочитайте второй абзац.

Благодаря чему мы можем чувствовать запах?

5) — Проведём последний опыт.

— Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, кубик, шишки, ложку.

— Правильно ли он определил?

— Какой орган чувств помог определить предметы?

— Кожа – орган осязания. (вывешивается карточка на доску)

горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое

мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна

потому что лимон очень кислый

благодаря нервным окончаниям

благодаря слизистой поверхности носа

определяет на ощупь предметы

Метод исследовательской работы, беседа, демонстрация, иллюстрация, рассказ

Знакомятся с особенностями строения органов чувств, разнообразием органов чувств человека и их функциями; выделяют существенные признаки органов чувств, находят сходство и отличие в строение органов чувств, овладевают умением объяснять роль органов чувств.

Осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение органов чувств, работают с разными источниками информации, находят информацию в учебнике.

Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового способа действия в систему знаний, повторение, закрепление ранее изученного

— Ребята, как вы думаете, благодаря чему человек может чувствовать вкус?

Распознавать предметы на ощупь?

Как вы думаете, легко ли станет человеку, если хоть один из органов чувств перестанет работать?

— Представьте себе, что язык перестал быть органом вкуса, что может произойти?

— А если кожа перестала быть органом осязания?

— А если нос перестал быть органом обоняния?

Благодаря языку, нервным окончаниям на языке

Благодаря слизистой поверхности носа

мы не сможем чувствовать вкус

мы не сможем ощущать предметы на ощупь

мы перестанем чувствовать запахи

Осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение органов чувств, работают с разными источниками информации, находят информацию в учебнике.

Рефлексия учебной деятельности.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действий.

— Ребята, сделайте вывод после нашего урока:

• Какие органы чувств есть у человека?

• Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган?

• Благодаря чему мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать?

Органы обоняния, вкуса, осязания, органы слуха и зрен6ия

( благодаря нервам, нервным окончаниям, расположенных в органах чувств)

Формируют правила бережного обращения к органам чувств, развивают умения слушать и слышать другое мнение.

Стр. 85. Работа №8, вариант 2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к.

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией.

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией.

Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: «Материки», «Органы чувств». Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК «Система.

Вопросы анатомии всегда былитрудны в изучении детьми младшего школьного возраста. Особое внимание при изучении данной темы уделяется сочетанию практической работы учащихся, основанной на личном опыте.

Урок формирует первоначальное представление о питании и пищеварительной системе человека.

Сценарий, представленный в данной работе можно использовать при проведении классного часа, а так же на уроке окружающего мира. Целевая аудитория 1-4 класс. Большое значение в работе уделяется игровым .

Источник

Читайте также:  Для артиста общение со зрителем всегда праздник каждый спектакль для него радость
Оцените статью