Органы чувств животных конспект

Органы чувств животных
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Урок составлен к учебнику Пасечника В.В.

Скачать:

Вложение Размер
urok_otkrytyy.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Кто из вас ХОТЕЛ бы узнать о причинах влияющие на различия органов чувств животных ?

Как вы думаете, что для этого надо ?

Я думаю . что в конце урока мы сможем получить ответы на все возникающие у нас вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы

Формирую личностно-универсальных действия для создания смысла изучения данной темы

Для осуществления нашей цели я предлагаю разделиться вам на 3 лаборатории, каждая из которых будет выполнять свою задачу. Вам придется узнать с помощью чего животные приспосабливаются к окружающей среде?

Органы чувств животных

Цель: рассмотреть органы чувств как источник приспособленности животных к окружающей среде

Учащиеся делают предположения и доходят до мысли, что приспосабливаться к окружающей среде помогают органы чувств

Формирование регуляторных УУД через целепологания

Практическая работа в группах

Т.к мы работаем в группах, то давайте повторим правила успеха работы в группах.

1. Разделить обязанности

2. Помогать друг другу

3. Внимательно выслушивать друг друга не перебивая.

У вас на столах лежат карточки (Приложение №1)

Что на сегодняшнем уроке будет источником знаний?

Учебник, ваш источник знания

Учащиеся заполняют таблицу.

Формирование коммуникативных УУД через сотрудничество, умение разрешать спорные ситуации, выражать свои мысли.

Формирование познавательной УУД через умение работать с учебником.

Формирование логических УУД через умение заполнять таблицы, анализировать, сравнивать, делать выводы

Защита результатов групповой работы

Выслушивает ответы детей (по 1 человеку от группы)с помощью интерактивной доски.

Заполняют таблицу на доске

Формирование коммуникативных УУД через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Формирование познавательной УУД через умение работы с интерактивной доской

Заранее предложены темы проекта

Формирование позновательной УУД через умение выбрать необходимую информацию.

Формирование логических УУД через умение анализировать, выбирать необходимую информацию и донести ее до учащихся.

Формирование коммуникативных УУД через развитие способности к ораторскому искусству.

Формирование позновательной УУД через умение воспринимать и усваивать информацию.

Рефлексия полученных знаний

  1. Учитель предлагает составить связный рассказ по орорным вопросам (приложение 2)
  1. Что мы хотели узнать на уроке?

Смогли ли мы этого добиться?

Как вы думаете где эти знания используются в жизни человека?

Составление устного рассказа, выбор выступающего от группы

Формирование коммуникативных УУД через работу в группе, сотрудничество, защита своего творческого задания.

Формирование познавательной УУД через рефлексию, контроль и оценку процесса и результата деятельности

Параграф 46, в тетради на печатной основе пункт 46.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико-синтетической д.

Урок предназначен для изучения темы «Органы чувств. Орган зрения». В доступной форме с использованием презентации идет изучение новой темы.

эволюция органов чувств животных, начиная простейшими и заканчивая млекопитающими.

Самостоятельная работа в тестовой форме разработана для 8 класса по теме «Нервная система и органы чувств» Помимо проверки знаний по теме, работа построена по принципу тестов ГИА, что также гото.

Кроссворд, выполненный в программе для разработки презентаций, предназначен для учащихся на пропедевтичеком уровне.

Два вариант теста для контроля знаний по теме «Нервная регуляция. Нервная система. Анализаторы».

Тест по теме «Органы чувст. Органы осязания, обоняния, вкуса» содержит два варианта, состоящих из трех частей: часть А, часть В и часть С.

Источник

Органы чувств у животных

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 7.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 7.

У всех животных есть органы чувств, которые помогают организму распознавать окружающую среду, воспринимать информацию из внешнего мира. В ходе эволюции у живых организмов те или иные органы чувств получили дополнительное развитие, а также появились уникальные способности, помогающие приспосабливаться к условиям окружающей среды. Значение органов чувств животных велико, поскольку они помогают выживать в дикой природе и оставлять после себя потомство.

Общая характеристика

Большинство животных обладает способностью чувствовать окружающую среду, состояние своего организма, положение его в пространстве. Для этой цели у одноклеточных животных есть органы, а у многоклеточных — органы и целые системы органов.

К самым распространённым органам чувств у животных относятся:

  • Зрение — способность воспринимать объекты окружающего мира. Осуществляется при помощи глаз, строение которых позволяет некоторым животным хорошо видеть до 5 километров и обозревать мир до 240 °С.
  • Слух — способность воспринимать и анализировать звуковые колебания окружающей среды. Звук улавливается ухом.
  • Вкус — способность анализировать качество различных веществ, попадающих в рот. За счёт вкусовых рецепторов, расположенных на поверхности языка, животное ощущает различие между горьким, сладким, кислым, солёным вкусом.
  • Обоняние — способность воспринимать и различать запахи. Молекулы пахучих веществ служат для животных сигналом о том, что поблизости находятся определённые предметы или происходят события. В большинстве случаев обоняние осуществляется при помощи носа.
  • Осязание — способность воспринимать различные внешние воздействия (прикосновение, давление, растяжение, холод, тепло).

То обстоятельство, сколько органов чувств у животного развито лучше всего, зависит от среды обитания. Так, например, слух лучше всего развит у животных, ведущих ночной образ жизни, а зрение — у животных открытых пространств.

Необычные органы чувств

Помимо основных органов чувств, у многих позвоночных и беспозвоночных животных хорошо развиты уникальные способности, помогающие им приспосабливаться к условиям окружающего мира.

К необычным органам чувств у животных относят:

  • Эхолокация — способ получать информацию об объекте, используя эхо. Животное, отправляя импульс и получая его обратно, понимает, какое расстояние его отделяет от объекта. Эхолокация позволяет животным отыскивать источник питания в кромешной тьме и не зависеть от источника света. Она хорошо развита у летучих мышей и дельфинов.
  • Магниторецепция — чувство, которое даёт организму возможность ощущать магнитное поле, что позволяет определять направление движения. Например, пчёлы, которые ежедневно совершают дальние полёты, находят свой улей при помощи магнитных полей.
  • Ультразвук — высокочастотные звуковые колебания, которые человеческое ухо не способно уловить. Основная функция ультразвука — общение между животными.

Рис. 2. Летучая мышь.

Ультразвуковой язык, на котором «разговаривают» киты и дельфины очень разнообразен и насчитывает около 14000 «слов». Учёными доказано, что дельфины дают друг другу имена, длительность звучания которых не превышает одну секунду.

О необычных органах чувств животных можно кратко рассказать в докладе на уроке по окружающему миру во 2 классе.

Что мы узнали?

Выяснили, какие органы чувств есть у большинства животных, — это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, чувство равновесия. В зависимости от среды обитания развиваются определённые органы чувств, помогающие животным выживать. Также в ходе эволюции у животных выработались уникальные способности, которые позволяют организмам приспосабливаться к непростым условиям окружающего мира.

Источник

Конспект органы чувств животных

Тема урока: «Органы чувств. Регуляция деятельности организма».

Цель урока: изучить новый материал.

Задачи: познакомить учащихся с особенностями органов чувств у животных из различных групп; сформировать представление об эволюции органов чувств; показать зависимость развития органов чувств от развития нервной системы животных

Оборудование: таблицы и рисунки с изображением животных различных групп.

Методы: беседа, рассказ, демонстрация таблиц, рисунков, работа по карточкам.

1. Организация урока.

1) Выполнение тестов, работа по карточкам

2) Фронтальный опрос:

  • Что является структурной единицей нервной системы?
  • Какие типы нервной системы выделяют у животных?
  • Что такое рефлекс?
  • Какими свойства обладает нервная ткань?
  • Приведите примеры врожденных рефлексов у животных.
  • Какое значение имеют врожденные рефлексы в жизни животных?
  • Приведите примеры приобретенных рефлексов. Какое значением они имеют в жизни животных?
  • Почему для продолжения жизни животного важно наличие у него врожденных и приобретенных рефлексов?

3) Индивидуальный опрос:

  • Почему строение нервной клетки связано с выполняемой функцией?
  • В чем особенность примитивной нервной системы типа нервной сети?
  • Для каких животных характерна нервная система типа узловой нервной цепочки?
  • В каком направлении шло эволюционное изменение строения нервной системы хордовых животных?
  • Как связаны между собой уровень организации животного и его рефлекторная деятельность? Приведите примеры.
  • У каких животных появляется центральная нервная система?
  • Каково строение нервной системы ланцетника?
  • Каковы особенности строения нервной системы птиц?
  • Что такое раздражимость? Приведите примеры реакции раздражимости у простейших?

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Изучение нового материала:

1) Вступительное слово учителя. (Рассказ с элементами беседы. Дополнительный материал на стр. 373 метод. пособия Пепеляевой.)

2) Актуализация знаний. (Беседа по вопросам на стр. 221-223 метод. пособие Галушковой.)

3) Самостоятельная работа с учебником. Заполнить таблицу:

Источник

Урок «Органы чувств животных»

Благодаря органам чувств у организма осуществляется целостной восприятие окружающего мира. Наличие органов чувств позволяет животным получать различную информацию, реагировать на нее в зависимости от ее значения и определять характер собственных действий в данной ситуации

Просмотр содержимого документа
«Урок «Органы чувств животных»»

Органы чувств. Регуляция деятельности организма

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями органов чувств животных из разных групп, сформировать представление об эволюции органов чувств; показать зависимость развития органов чувств от развития нервной системы животных.

Оборудование: Таблицы с изображением животных из разных групп.

Способность животных реагировать на раздражение

Нервная клетка называется .

Короткие отростки нейрона называются .

Длинные отростки нейрона называются .

У гидры нервные клетки образуют нервную .

Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является

Впервые нервные клетки появляются у.

У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов — .

Головной мозг состоит из . отделов.

Центр условных рефлексов в головном мозге — .

Отдел мозга, отвечающий за координацию движения и за равновесие -.

Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы называется

Что такое рефлекс? Какие виды рефлексов вы знаете?

Приведите примеры условных и безусловных рефлексов.

Каковы особенности нервной системы ланцетника?

Каковы особенности нервной системы птиц?

Что такое раздражимость? Приведите примеры реакции раздражимости у простейших.

Как шло эволюционное изменение нервной системы хордовых животных?

Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

Координированная деятельность организма основана на непрерывном притоке информации из внешней и внутренней среды.

Сведения об окружающем мире организм получает благодаря специальным чувствительным органам — нервным образованиям периферической части сенсорной системы, воспринимающим и анализирующим раздражение. Благодаря органам чувств у организма осуществляется целостной восприятие окружающего мира. Наличие органов чувств позволяет животным получать различную информацию, реагировать на нее в зависимости от ее значения и определять характер собственных действий в данной ситуации. Благодаря органам чувств одновременно с детальным анализом предметов и явлений внешнего мира происходит непрерывный синтез различных ощущений. Благодаря этому и осуществляется целостное восприятие окружающего мира.

Наиболее распространенными органами чувств являются: зрение, слух, обоняние, осязание, равновесие, вкусовые ощущения.

У простейших имеются органоиды, выполняющие осязательную функцию. При этом амеба «чувствует» всей поверхностью клеточного тела, инфузория — только ресничками. У эвглены имеется светочувствительный глазок — стигма, примитивный орган зрения, способный различать только свет и тьму.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

О Заполнить таблицу, используя текст учебника на странице 230-231.

Органы чувств хордовых.

Органы чувств хордовых животных еще более усложняются.

У ланцетника, как наиболее примитивного представителя хордовых органы чувств не сильно развиты. Световое раздражение ланцетник воспринимает особыми светочувствительными клетками — глазками Гессе, расположенными вдоль всей нервной трубки. На верхней передней части головного отдела тела есть особый орган, способный воспринимать химические свойства воды

обонятельная ямка. На ротовых щупальцах есть осязательные клетки. Кроме того, чувствительные клетки разбросаны по всему телу в эпидермисе.

У рыб имеются хорошо развитые органы зрения, слуха, вкуса и обоняния. Орган слуха представлен только внутренним ухом. Вопреки распространенному мнению рыбы способны издавать различные звуки и переговариваться. Зрение развито слабо. Органы вкуса расположены в ротовой полости и на различных участках поверхности тела. Орган обоняния — ноздри. Кроме того, у рыб существует особый орган чувств — боковая линия, которая способна воспринимать давление тока воды нервными клетками, расположенными в кожном канале (рис. 177).

Выход земноводных на сушу отразился на строении практически всех органов чувств. Глаза амфибий имеют целый ряд особенностей, связанных с по- луводным образом жизни: подвижные веки защищают глаз от высыхания и загрязнения; выпуклая роговица и линзовидный хрусталик, позволяющие хорошо видеть в воздушной среде (рис. 178). Орган слуха представлен кроме внутреннего уха еще и средним, закрытым барабанной перепонкой. Кроме того, существует орган обоняния — парные капсулы, которые сообщаются с наружной средой через ноздри.

Органы чувств пресмыкающихся в большей мере, чем у амфибий, соответствуют наземному образу жизни. Кроме того, существует орган, воспринимающий механическое раздражение — осязательные волоски, расположенные на чешуйках и связанные с осязательными пятнами — скоплением чувствительных клеток. А так же у многих змей и ящериц существует дополнительный орган осязания — язык.

Особенности строения органов чувств птиц напрямую связаны с особенностями их жизни. Органы слуха птиц развиты лучше, так как Орган слуха наряду с глазами является важнейшим органом чувств. Очень часто об

опасности птицы узнают при помощи слуха. Зрение у птиц тоже очень хорошо развито. Глаза большие. У большинства птиц зрение почти монокулярное. Поле бинокулярного зрения равно 30—50°. У сов зрение в большей мере бинокулярное, что связано с ночным образом жизни (рис. 179) Глаза защищены верхним и нижним веками и мигательной перепонкой, расположенной в углу глаза. Обоняние у птиц развито слабо.

Для млекопитающих органы зрения не так важны, как для птиц, по этому развиты они слабее. В жизни млекопитающих огромную роль играет обоняние. При помощи обоняния они отыскивают пищу и друг друга, распознают врагов. Прогрессивное развитие обонятельных органов выражается в увеличении объема обонятельной капсулы и ее усложнении. Органы слуха у большинства наземных млекопитающих развиты очень хорошо. В их состав кроме внутреннего и среднего уха входят так же наружный слуховой проход и ушная раковина. Особенно сильно она развита у ночных зверей. Зрение в жизни млекопитающих имеет меньшее значение, чем в жизни птиц. У обитателей леса зрение менее острое, чем у обитателей безлесных пространств, а у подземных жителей глаза редуцированы. Характерной особенностью является наличие у млекопитающих осязательных волос — вибрисс.

Регуляция деятельности организма.

Для полноценного существования любому организму, даже одноклеточному, требуется регулировать собственную деятельность, т. е. Регулировать физиологические процессы в соответствии с собственными потребностями и изменениями окружающей среды. Например, поиск и добывание пищи при чувстве голода, поиск благоприятных мест для отдыха или зимовки, борьба с переохлаждением или перегревом и т.д. У всех животных от простейших до млекопитающих одной из систем включения регуляции является наличие и концентрация того или иного вещества внутри клетки или организма, а так же температура, влажность и другие климатические.показатели. Для осуществления постоянной регуляции физиологических процессов используются два механизма: нервный и гуморальный.

Гуморальная (жидкостная) регуляция физиологических процессов осуществляется с помощью химических веществ, которые поступают из различных органов и тканей в кровь и разносятся по всему организму. Это более древний способ регуляции. Он имеет большое значение для низших организмов. Его преимущество в том, что химические вещества доставляются ко всем органам, но распространяются они очень медленно.

Нервная регуляция заключается во взаимодействии органов тела с помощью нервной системы. Нервные воздействия всегда направлены на отдельные органы и распространяются в сотни раз быстрее. При нервной регуляции системой запуска регуляторного организма является нервный импульс, полученный от органа чувств переданный к нервному узлу, кольцу головному мозгу.

Нервный и гуморальный способы регуляции тесно связаны между собой. У большинства животных действуют оба типа регуляции и дополняют один другой.

Тема работы: Изучение органов чувств животных.

О Используя текст учебника (стр. 232—233) и рассказ учителя, заполнить таблицу.

Источник

Читайте также:  Как отличить лень от депрессии или усталости
Оцените статью