- Анатомо-физиологические особенности органов чувств у детей. Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса
- Особенности формирования периферических отделов анализаторов — органов чувств. Закладка глаз. Слух новорожденного. Наружный слуховой проход. Барабанная перепонка. Евстахиева труба. Обоняние. Возрастные особенности локализации вкусовых сосочков у детей.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- По дисциплине: Курс здорового ребенка
- Тема: «Анатомо-физиологические особенности органов чувств у детей. Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса»
- Выполнили: студенты группы 2-060 ОМ
- Гришанова В.
- Проценко Н.
- Проверила: преподаватель Курилова В.В.
- Караганда 2016 год
- Введение
- Глазное яблоко у новорожденных относительно очень велико; в течение всего периода роста ребенка вес его только удваивается.
- Наружный слуховой проход у детей очень узок, особенно на 1-м году жизни, когда он не имеет костной части и состоит лишь из кожной и хрящевой частей. Барабанная полость у детей наиболее раннего возраста расположена ниже orificii interni и выстлана слизистой оболочкой, имеющей характер зародышевой соединительной ткани.
- Барабанная перепонка толще, чем у взрослого; стоит она почти горизонтально, являясь как бы прямым продолжением верхней стенки наружного слухового прохода.
- Евстахиева труба относительно коротка и широка, губы фарингеального ее отверстия выражены плохо. У новорожденных она имеет более горизонтальное направление и ее глоточное отверстие лежит в плоскости твердого нёба.
- Сосцевидный отросток еще не имеет клеток и содержит лишь преддверье — antrum. Указанные анатомические особенности, с одной стороны, предрасполагают детское ухо к инфицированиям, идущим из носа и носоглотки, а с другой стороны — гной, образующийся в барабанной полости, легче оттекает в носоглотку и с большим трудом прободает толстую барабанную перепонку. У детей до 2 лет не наблюдается мастоидита, а бывает антрит. Слух у новорожденных, по-видимому, несколько понижен (так как барабанная полость только постепенно заполняется воздухом), но не отсутствует полностью, как раньше склонны были думать. Координация между слухом и зрением устанавливается очень рано: уже 7—8-недельный ребенок часто поворачивает голову или глаза на звук, с 3—4 месяца эта реакция становится постоянной. Грудной ребенок реагирует на слух приблизительно с такой же скоростью, как и взрослый. Слуховой анализатор у грудных детей изучен довольно хорошо. Уже на 2-м месяце жизни ребенок дифференцирует качественно различные звуки, а на 3—4-м месяце — высоты звука в пределах от одной октавы до четырех тонов (Касаткин). Есть основания считать, что даже новорожденные дети обладают способностью к первичному различию шумов, стуков и воющих звуков от музыкальных тонов и к дифференцированию последних в пределах одной и той же или смежных октав, способны реагировать на изменение тембра звука и могут до известной степени локализовать и источник звука (Бронштейн и Петрова).
- Обоняние
- 25. Анатомо-физиологические особенности цнс и органов чувств у детей
Анатомо-физиологические особенности органов чувств у детей. Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса
Особенности формирования периферических отделов анализаторов — органов чувств. Закладка глаз. Слух новорожденного. Наружный слуховой проход. Барабанная перепонка. Евстахиева труба. Обоняние. Возрастные особенности локализации вкусовых сосочков у детей.
Рубрика | Биология и естествознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.04.2016 |
Размер файла | 20,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ВВЕДЕНИЯ В КЛИНИКУ
По дисциплине: Курс здорового ребенка
Тема: «Анатомо-физиологические особенности органов чувств у детей. Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса»
Выполнили: студенты группы 2-060 ОМ
Гришанова В.
Проценко Н.
Проверила: преподаватель Курилова В.В.
Караганда 2016 год
Введение
Глазное яблоко у новорожденных относительно очень велико; в течение всего периода роста ребенка вес его только удваивается.
Соединительная оболочка (конъюнктива) у новорожденных не имеет еще типичных скоплений лимфоидной ткани. Склеры при рождении ребенка большей частью имеют грязновато-белый оттенок; у более старших грудных детей белковая оболочка часто приобретает слегка голубоватый оттенок. Роговая оболочка почти не увеличивается в своем размере и только меняется радиус ее кривизны. Радужная оболочка глаза новорожденного ребенка обычно имеет темный серовато-голубоватый оттенок; постоянный цвет глаз устанавливается в течение первых месяцев жизни. Зрачки у новорожденных очень узки; при средней силе света диаметр их у самых маленьких детей не превышает 1,5 мм; к концу года он достигает уже 2,5 мм, а у детей в возрасте 6—12 лет — около 3,2 мм. Ресничное тело у маленьких детей развито относительно слабо. Хрусталик, наоборот, относительно очень велик, и вследствие этого передняя глазная камера у детей очень мала. Стекловидное тело глаза новорожденных почти прозрачно. Сетчатая оболочка у детей развита хорошо с самого рождения, и только fovea centralis не вполне выражена; окончательная дифференцировка слоя зрительных колбочек заканчивается к концу 1-го года жизни. В момент рождения ребенка миелинизация зрительного нерва не закончена и продолжается еще в течение 3—4 месяцев.
Слезоотделение (слезы при плаче) отмечается лишь после 1,5—2-месячного возраста; в некоторых случаях слезы появляются лишь с 4—5-го месяца. Отсутствие слез зависит от недоразвития соответствующих мозговых центров; самые слезные железки могут функционировать вполне нормально. Слезно-носовой канал у маленьких детей относительно широк, что делает ребенка предрасположенным к конъюнктивитам (восходящая инфекция из носа). Ребенок видит с 1-го дня жизни, но отмеченная выше незаконченность гистологического строения fovea centralis, надо полагать, исключает возможность резкого зрительного восприятия.
Движения глаз у новорожденных несколько нескоординированы; косоглазие в течение первых 6—10 недель — явление вполне физиологическое. Сравнительно часто приходится отмечать у новорожденных и нистагм. Новорожденный, как правило, еще не фиксирует предметы глазами, хотя можно доказать слабо выраженное наличие у него и этой способности. К 3—4-й неделе жизни движения глаз у детей становятся координированными, и ребенок начинает долго фиксировать глазами ярко освещенные предметы. С 2-месячного возраста ребенок приучается следить глазами за медленно двигающимся блестящим предметом; к 3 месяцам у нормальных детей окончательно вырабатывается способность фиксировать предметы. Некоординированные движения глаз во сне сохраняются гораздо дольше.
Число мигательных движений век с возрастом постепенно увеличивается; у новорожденных в состоянии покоя в течение 1 минуты в среднем наблюдается 1—3 мигания, у детей от 12 до 16 лет— 10 миганий. Защитный мигательный рефлекс на внезапный резкий источник света имеется с первых дней жизни и даже наблюдается во сне; у наиболее маленьких детей грудного возраста, особенно у недоношенных, замыкание глаза сочетается с откидыванием головы назад; после 3 месяцев этот рефлекс наблюдается редко. Рефлекторное замыкание глаза при внезапном приближении предмета спереди отмечается с 2—4 месяцев, а при приближении предмета сбоку — несколько позже, приблизительно с 5-го месяца. К постоянным рефлексам надо отнести замыкание глазной щели при дотрагивании до века, роговицы или ресниц; у новорожденных этот рефлекс несколько вял. Закрывание глаз отмечается при дотрагивании до кончика носа и до лба.
У детей до 3-месячного возраста зрачки во сне не суживаются. Сильное рефлекторное расширение зрачков при внезапном пробуждении, по одним авторам, отмечается лишь у более старших грудных детей, по другим — с первых месяцев жизни. Зрачковая реакция на свет, хотя и несколько вялая, отмечается у новорожденных и даже недоношенных детей; в некоторых случаях у детей столь раннего возраста она носит характер осцилляции (сужение зрачка на яркий свет и немедленное расширение его вновь, несмотря на продолжающееся действие света). Расширение зрачков при возникновении боли у детей первых месяцев жизни отмечается только в 20%, у детей второй четверти года частота этой реакции достигает 87%. Расширение зрачков при возбуждении и сужение при напряженном внимании выявляются лишь в возрасте после 2 лет. На введение в конъюнктивальный мешок атропина зрачок у новорожденных и грудных детей реагирует гораздо меньшим расширением, чем у старших детей и взрослых.
У большинства новорожденных имеется небольшая дальнозоркость; близорукость обычно начинает выявляться лишь в дошкольном и школьном возрастах, достигая максимального развития к началу пубертатного периода. Широта аккомодации у детей значительно больше, чем у взрослых. Имеющиеся в литературе данные не позволяют с достаточной определенностью говорить о сроках появления у детей цветного зрения, но изучение условных рефлексов на цветовые раздражители показывает, что дифференцирование их, по-видимому, возможно даже с 3—4-го месяца жизни. В возрасте около 6 месяцев дети различают уже все цвета: раньше всего они начинают отличать желтый цвет, затем белый, розовый, красный, коричневый, черный, голубой, зеленый и фиолетовый. С 3-летнего возраста дети правильно называют цвета.
анализатор орган чувство новорожденный
Наружный слуховой проход у детей очень узок, особенно на 1-м году жизни, когда он не имеет костной части и состоит лишь из кожной и хрящевой частей. Барабанная полость у детей наиболее раннего возраста расположена ниже orificii interni и выстлана слизистой оболочкой, имеющей характер зародышевой соединительной ткани.
Барабанная перепонка толще, чем у взрослого; стоит она почти горизонтально, являясь как бы прямым продолжением верхней стенки наружного слухового прохода.
Евстахиева труба относительно коротка и широка, губы фарингеального ее отверстия выражены плохо. У новорожденных она имеет более горизонтальное направление и ее глоточное отверстие лежит в плоскости твердого нёба.
Сосцевидный отросток еще не имеет клеток и содержит лишь преддверье — antrum. Указанные анатомические особенности, с одной стороны, предрасполагают детское ухо к инфицированиям, идущим из носа и носоглотки, а с другой стороны — гной, образующийся в барабанной полости, легче оттекает в носоглотку и с большим трудом прободает толстую барабанную перепонку. У детей до 2 лет не наблюдается мастоидита, а бывает антрит. Слух у новорожденных, по-видимому, несколько понижен (так как барабанная полость только постепенно заполняется воздухом), но не отсутствует полностью, как раньше склонны были думать. Координация между слухом и зрением устанавливается очень рано: уже 7—8-недельный ребенок часто поворачивает голову или глаза на звук, с 3—4 месяца эта реакция становится постоянной. Грудной ребенок реагирует на слух приблизительно с такой же скоростью, как и взрослый. Слуховой анализатор у грудных детей изучен довольно хорошо. Уже на 2-м месяце жизни ребенок дифференцирует качественно различные звуки, а на 3—4-м месяце — высоты звука в пределах от одной октавы до четырех тонов (Касаткин). Есть основания считать, что даже новорожденные дети обладают способностью к первичному различию шумов, стуков и воющих звуков от музыкальных тонов и к дифференцированию последних в пределах одной и той же или смежных октав, способны реагировать на изменение тембра звука и могут до известной степени локализовать и источник звука (Бронштейн и Петрова).
Обоняние
В восприятии обонятельных ощущений принимают участие два нерва — обонятельный и тройничный; соответствующий мозговой центр, по-видимому, достаточно хорошо дифференцирован уже к моменту рождения ребенка. Дети первых месяцев жизни определенно реагируют на сильные запахи, раздражающие главным образом окончания тройничного нерва. Более слабые ароматические раздражители, воздействующие на обонятельный нерв, действуют на детей, по-видимому, слабее. Достаточно постоянное и четкое дифференцирование нескольких запахов оказывается возможным лишь на 4-м месяце жизни. Можно считать несомненным, что острота обоняния у детей все-таки несколько меньше, чем у взрослых. С 4-го месяца, как показывают исследования по методу условных рефлексов, дети уже достаточно хорошо дифференцируют несколько запахов.
Точных данных о возрастных особенностях локализации вкусовых сосочков у детей в современной литературе не имеется. Есть основания полагать, что поверхность, воспринимающая вкусовые раздражения, у детей значительно больше, чем у взрослых. Чувство вкуса более или менее хорошо развито даже у новорожденных; на различные вкусовые раздражения они реагируют различно: на сладкое — сосательными и глотательными движениями и общей реакцией успокоения; на горькое, соленое и кислое — неудовольствием, иногда прекращением сосания и усилением слюноотделения. Чувство вкуса имеется у недоношенных детей и даже у детей с дефектами развития центральной нервной системы. На 3-м месяце жизни здоровый ребенок уже достаточно тонко дифференцирует основные вкусовые раздражители. Порог вкусового восприятия у детей раннего возраста и особенно у недоношенных несколько выше, чем у взрослых. Можно не сомневаться, что между вкусовым восприятием и сосательным актом существует тесная связь. У детей с расстройствами питания, больных рахитом и при многих других заболеваниях очень легко возникают расстройства вкуса.
Методы исследования и семиотика нарушений
Зрительную функцию у новорожденного можно проверить, поднеся к его глазам источник света. Если ребенок бодрствует, он зажмурит глаза и будет стремиться повернуть лицо к свету. При ярком и внезапном освещении у ребенка смыкаются веки и запрокидывается назад головка (рефлекс Пейпера). Если ребенок спит, приближение к его глазам источника света усилит смыкание век. Начиная со 2-го месяца видящий ребенок следит за яркой игрушкой, перемещаемой вблизи лица. У детей старшего возраста функция зрительного анализатора (острота зрения, объем полей зрения, цветоощущения) исследуется с помощью набора специальных таблиц.
Функцию слухового анализатора у новорожденного проверяют по ответной реакции на громкий голос, хлопок или шум погремушки. Слышащий ребенок смыкает веки и стремится повернуть голову в сторону звука. Иногда реакция проявляется генерализованным двигательным беспокойством: новорожденный вытягивает руки, открывает рот, совершает сосательные движения, на его лице появляется гримаса плача. Начиная с 7-8 недель ребенок поворачивает голову в сторону звукового раздражителя (игрушки-погремушки). Если ребенок не слышит, он не отреагирует на звук игрушки. Слуховую функцию детей старшего возраста исследуют по восприятию шепотной, громкой речи и звучания камертона. Восприятие отдельных частот звукового спектра исследуется с помощью аудиометрии.
Методика исследования обоняния. Если к носу новорожденного поднести пахучее вещество, не раздражающее слизистую оболочку, например валериановые капли, при сохраненном обонянии ребенок отреагирует мимикой неудовольствия, криком или чиханьем, иногда общим двигательным беспокойством.
Ребенку старшего возраста можно поочередно подносить к носу одинаково окрашенные растворы — пахучие и без запаха, спрашивая его при этом, пахнет или нет?
Вкус исследуется при нанесении на язык сладкого, горького, кислого и соленого растворов. Ребенок старшего возраста должен называть вкус наносимого раствора. Новорожденный на сладкий раствор отреагирует сосанием и причмокиванием, на горький, соленый и кислый — выпячиванием губ, слюнотечением, сморщиванием лица, иногда двигательным беспокойством, криком, кашлем, рвотой.
Методика исследования кожной чувствительности. Сохранение тактильной, или осязательной, чувствительности проверяется прикосновением к коже ребенка кусочком ваты или кисточкой. Наиболее чувствительными участками являются кончики пальцев, красная кайма губ, половые органы. При исследовании этого вида чувствительности ребенка старшего возраста просят закрыть глаза и считать число прикосновений словом «да». О тактильной чувствительности новорожденного судят по возникновению безусловного рефлекса: на прикосновение к ресницам и векам ребенок закроет глаза, дотрагивание до губ и языка вызовет сосательные движения, при раздражении кожи щеки ребенок повернет голову в сторону раздражителя, поглаживание подошвы вызовет тыльное сгибание пальцев ног, дотрагивание до ладони — хватательный рефлекс. У ребенка II полугодия жизни щекотание стоп, шеи, подмышечных впадин вызовет ответную эмоциональную реакцию (плач, смех).
Температурная чувствительность определяется прикладыванием к коже пробирок с холодной и теплой водой. Новорожденный на температурное раздражение реагирует двигательным беспокойством и плачем. Ребенок старшего возраста говорит «тепло» или «холодно».
Болевая чувствительность. Ребенка просят закрыть глаза и наносят ему несколько уколов иглой, чередуя их с прикосновениями тупым концом иглы. При сохранении болевой чувствительности ребенок различает раздражения, отвечая «остро» или «тупо». Маленький ребенок реагирует на укол беспокойством и криком.
К моменту рождения периферические отделы анализаторов — органы чувств — структурно сформированы, однако функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров.
Пропедевтика детских болезней / Под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С., 2009.
Источник
25. Анатомо-физиологические особенности цнс и органов чувств у детей
Основными функциями нервной системы являются регуляция всех физиологических процессов растущего организма и непрерывная адаптация его к меняющимся условиям внутренней и окружающей среды. Органы чувств, представляющие собой периферическую часть анализаторов, обеспечивают передачу сигналов внешнего мира в специализированные центры. Различают центральную (включающую головной и спинной мозг), периферическую и вегетативную нервную систему, деятельность которой координирует кора большого мозга. Нервная система закладывается уже на самых ранних этапах эмбриональной стадии (2—3-я неделя), и в течение всего срока беременности происходят интенсивные ее рост и развитие. Ребенок рождается с большим по объему, но морфологически и функционально незрелым мозгом, дальнейшее совершенствование и диф-ференцировка которого происходят под многочисленными воздействиями внешней и внутренней среды до 20—25-летнего возраста.
Анатомо-физиологические особенности. Головной мозг. Размеры и масса мозга при рождении относительно велики — около 400 г, что составляет V8 общей массы тела (у взрослого — V40 ). Удвоение массы мозга происходит к 9 мес, утроение — к 3 годам, к 20 годам он увеличивается в 4—5 раз. В полушариях большого мозга новорожденного уже хорошо выражены борозды и крупные извилины. Мелкие борозды формируются в течение первых 4—6 лет жизни. К моменту родов в коре большого мозга уже имеется 7 слоев нейронов, но корковые клетки, нервные центры, стриарное тело, пирамидные пути развиты недостаточно. Серое и белое вещество плохо дифференцированы. В полушариях большого мозга преобладают затылочные доли, боковые желудочки широкие, мозолистое тело короткое и тонкое. Нервные клетки коры не имеют отростков (дендритов и аксона), и их структурное развитие в основном заканчивается лишь к 7—8 годам, окончательное — в зрелом возрасте. Миелинизация отдельных клеток и проводящих путей заканчивается в разные сроки: внутричерепных нервов к 3—4 мес, черепных (за исключением блуждающего) — к 1 году 3 мес, пирамидных путей к 2—3 годам.
Более законченную структуру имеет таламопаллидарная система, где миелинизация происходит еще. во время внутриутробного этапа. Мозжечок относительно высоко расположен, мал, имеет продолговатую форму и неглубокие борозды.
Наряду с недостаточным развитием клеток коры большого мозга и ее центров отмечается и функциональная ее слабость. Множество импульсов, поступающих в нее от интеро- и экстерорецепторов, вызывают в коре пассивное, длительное, иногда запредельное торможение, поэтому дети первых месяцев жизни спят большую часть суток. Основные жизненные функции новорожденного регулируются межуточным мозгом (подкорковыми центрами таламопаллидарной системы), что объясняет, в частности, бессознательные, некоординированные, атетозоподоб-ные движения новорожденных. Постепенная дифференцировка и миелинизация нервных клеток VII слоя коры и их аксонов, составляющих пирамидные пути, обусловливают последовательность развития статических и моторных функций ребенка. По мере созревания коры движения становятся все более точными, целенаправленными, а подкорковые узлы остаются регуляторами тонуса мышечных групп.
Спинной мозг. Масса при рождении составляет всего 2—6 г, к 5 годам она утраивается, а к 20 — увеличивается в 5—8 раз. Длина спинного мозга увеличивается преимущественно в грудном отделе и медленнее, чем размеры спинномозгового канала, поэтому нижний его сегмент расположен у новорожденного на уровне III поясничного позвонка, а к 4—5 годам — между I и II поясничными позвонками, как и у взрослого, что практически важно учитывать при проведении спинальной пункции. Спинной мозг к моменту рождения имеет более законченное строение, к 2 годам он почти соответствует спинному мозгу взрослого и функционально более совершенен, чем головной. На уровне рогов спинного мозга, миелинизация которых происходит еще на внутриутробном этапе развития, в основном замыкаются дуги врожденных безусловных рефлексов.
Периферическая нервная система. У новорожденного представлена редкими, недостаточно миелинизированными и неравномерно распределенными пучками нервных волокон, миелинизация которых заканчивается на 2— 4-м году жизни.
Вегетативная нервная система. Функционирует уже у новорожденного. После рождения отдельные симпатические узлы сливаются между собой, образуя мощные сплетения. Периферические ветви блуждающего нерва заканчивают свое развитие и миелинизацию к 3—4 годам. К этому времени устанавливается центральная регуляция деятельности органов дыхания и кровообращения. Вследствие этого у детей раннего возраста физиологичной является сим-патикотония, на 3—4-м году сменяющаяся ваготонией. Затем устанавливается равновесие двух систем, а в пубертатном периоде нередко возникает вегетососу-дистая дистония на фоне гормональной перестройки.
К моменту рождения периферические отделы анализаторов — органы чувств — структурно сформированы, однако функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров.
Органы зрения и слуха. Эти органы закладываются и развиваются параллельно с развитием всей ЦНС. К физиологическим особенностям органа зрения относятся светобоязнь (первые 3 нед), косоглазие (на 1—2-м месяце), нистагм, отсутствие расширения зрачка при сильных болевых раздражениях (на 1-м году), низкая острота зрения (0,02 в первом полугодии, 0,1 к первому году, 1,0 к 5 годам).
Наружный слуховой проход на первом году жизни имеет вид щели, без костной части и значительно уже, чем у взрослого. Ушная сера имеет жидкую консистенцию и иногда симулирует гноетечение. Барабанная перепонка расположена горизонтально, составляя продолжение верхней стенки наружного слухового прохода, толще, чем у взрослого. Короткая и широкая слуховая (евстахиева) труба облегчает сообщение барабанной полости с носоглоткой, что способствует частому инфицированию среднего уха и лучшему оттоку гноя из него. Однако средний отит иногда протекает скрыто и характерных изменений барабанной перепонки не удается обнаружить даже при отоскопии. Незаконченное окостенение височной кости и отсутствие до 3 лет клеток сосцевидного отростка, вместо которых имеется одна пещера (антрум), обусловливают развитие субпериосталь-ных абсцессов и антрита. Мастоидит до 2—3 лет наблюдается крайне редко.
Орган вкуса. Функционирует уже при рождении и к 4—5 мес дифференцируется полностью.
Орган обоняния. Резкие запахи ребенок различает в первые месяцы жизни, к 7—8 мес он хорошо ощущает и слабые запахи.
Орган осязания. Достаточно дифференцирован уже у новорожденных. Раздражение кожи у ребенка вызывает общую реакцию в виде двигательного беспокойства. В 7—8 мес ребенок уже может точно прикоснуться к месту раздражения. На болевое ощущение ребенок реагирует как местно (отдергивает руку), так и общим беспокойством. Дифференцировать болевые точки ребенок начинает только к 7—8 годам. Реакция на температурные раздражители хорошо выражена и у самых маленьких: когда им тепло, они успокаиваются, холодно — плачут.
Оценивая высшую нервную деятельность ребенка и соответствие развития его ЦНС возрасту, необходимо помнить следующее: 1) дифференцировка нервных клеток, миелинизация проводящих путей и нервных стволов происходят в определенной последовательности; 2) образование условных рефлексов возможно лишь в результате многократного повторения раздражения и его подкрепления (в раннем детском возрасте — пищевая доминанта); 3) структурное совершенствование коры идет параллельно развитию функции, причем последняя при правильном воспитании (направленная выработка положительных и отрицательных условных связей) может опережать формирование морфологического субстрата и способствовать ему.
Новорожденный большую часть суток спит, не всегда просыпаясь к моменту кормления, взор не фиксирует. При разворачивании потягивается, принимает физиологическую, эмбриональную позу, приводя согнутые руки и ноги к животу. Движения некоординированные, атетозоподобные, голова свисает (рис. 1). Тонус мышц-сгибателей повышен, положительны симптомы натяжения (Кернига, Брудзинского). Стабильно вызываются врожденные безусловные рефлексы — оральные (поисковый, ладонно-ротовой, хоботковый, сосательный); спинальные — защитный (поворот головы набок в положении на животе), опоры (стоит на всей стопе при поддержке под мышки), автоматической ходьбы (переступает), ползания (отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается), хватательный (сжимает палец, прикоснувшийся к ладони, висит на руках). На 2—3-й неделе вырабатывается первый условный рефлекс на подготовку к кормлению (смена пеленок, изменение положения) — поворот головы набок, поисковые и сосательные движения губ.
Ребенок 3 мес значительно более активен, настроение, как правило, благодушное. Он бодрствует между кормлениями по 1—1V2 ч. Интересуется игрушками, следит за ними, фиксирует взор, улыбается, узнает мать, гулит. Увеличивается объем статики и движений, они становятся более целенаправленными: ребенок хорошо держит голову в вертикальном положении и лежа на животе приподнимает грудь, тянется рукой к предмету, хватает его. Исчезают гипертонус сгибателей, симптомы натяжения, атетозоподобные движения, постепенно угасает часть безусловных врожденных рефлексов (защитный, хватательный, опоры и автоматической ходьбы, ползания, оральные, кроме сосательного). Появляется надсегментарный ранний позотонический безусловный верхний рефлекс Ландау (в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки; опираясь руками, удерживается в этой позе). Легко формируются условные рефлексы с участием зрительного и слухового анализаторов на основе пищевой доминанты, отчетлив рефлекс на время кормления.
Ребенок 6 мес подвижен, активен, эмоционален, благодушен. Поворачивается в постели, смотрит и поворачивает голову в сторону звука, сидит (хотя сесть самостоятельно из положения лежа на спине не всегда может). Движения рук целенаправленны: ребенок хватает игрушку, играет ею, тянет в рот, бросает. Хорошо различает знакомые лица, подражая взрослым, в 7—8 мес. произносит отдельные слоги, лепечет. Из врожденных рефлексов сохранен сосательный, к верхнему рефлексу Ландау присоединяется нижний (в положении на животе поднимает и разгибает ноги). Продолжается формирование сложных условных (поведенческих) рефлексов.
У ребенка 9 мес. в поведении начинают проявляться признаки сложной анализаторно-синтетической работы коры. Малыш стремится к общению, понимает обращенную к нему речь, выполняет простые задания, произносит отдельные слова (мама, па-па, ба-ба, дя-дя) и подражательные звуки (ав-ав, тик-так, му-му), проявляет свои желания, выборочно — вкус; начинает формироваться вторая сигнальная система. Хорошо сидит и садится сам, встает, держась за опору, и стоит при поддержке (рис. 3). Быстро ползает. Подражает движениям взрослых.
Ребенок 1 — 1 1 /2 лет очень подвижен, любопытен, общителен, игровым методом активно знакомится с окружающим миром.
Любит играть с детьми, говорит 10—20 слов, знает названия частей тела и многих предметов. К 1У2 —2 годам говорит короткими фразами. Хорошо различает запахи, шумы, звуки, охотно слушает музыку, самостоятельно ест ложкой. Выполняет несложные задания, понимает запрет. Приучается к опрятности. Ходит самостоятельно, приседает, чтобы поднять игрушку, влезает и слезает по ступенькам с помощью рук.
Ребенок 2 — 3 лет контактен, дружелюбен. К этому времени заканчивается первичная дифференцировка нервных клеток и миелинизация спинальных и периферических нервов. Ребенок переполнен массой впечатлений от внешнего мира, которые он не может анализировать самостоятельно, и поэтому постоянно прибегает к помощи взрослых (период вопросов) (рис. 4). Продолжают дифференцироваться движения: ребенок бегает, играет с мелкими предметами, учится ездить на велосипеде.
У ребенка от 3 до 5 лет усложняется речь, образуются ассоциативные связи, собственные суждения, полностью осознается личность («Я»), формируется характер, появляется тяга к самостоятельности, появляются упрямство, своеволие.
В это время психика ребенка очень восприимчива: он быстро запоминает слова, легко учится иностранному языку, рисованию, музыке.
У ребенка 6 — 8 лет дифференцировка большей части коры большого мозга в основном заканчивается: вырабатываются активные тормозные процессы, легко формируются сложные условные рефлексы. Хорошо развита моторика. Речь включает длинные фразы, ребенок может передать свои мысли и впечатления, легко овладевает навыками чтения и письма. Однако преобладают еще игровые элементы деятельности, отсутствуют возможности длительного сосредоточения, самокритики и самоконтроля. Адаптация к коллективу (в школе) нередко затруднена.
В школьном и подростковом возрасте совершенствуется анализаторная и синтезирующая деятельность коры большого мозга, закрепляются реакции активного торможения, ассоциативные связи. Дискоординация гормональных процессов в пубертатном периоде приводит к неустойчивости настроения, излишней эффективности, снижению мышечного тонуса и некоторой дискоординированности движений, функциональным изменениям внутренних органов, сосудистым проявлениям. Несовершенна и вегетативная регуляция: отмечаются потливость, нарушения трофики кожи, лабильность вазомоторных реакций, неустойчивость артериального давления. Физическое развитие в это время в связи с акселерацией нередко опережает нервно-психическое, что может привести и к функциональным расстройствам нервной системы.
Источник