- Строение, функции и особенности органа слуха человека
- Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
- Строение органа слуха
- Что такое орган слуха и равновесия
- Функции органа слуха
- Особенности органа слуха
- Удивительные возможности слуха человека
- Конспект открытого занятия по теме «Органы чувств. Уши — органы слуха»
Строение, функции и особенности органа слуха человека
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и дает человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Оно состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Уникальное строение органа слуха обеспечивает: прием, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.
Строение органа слуха
Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:
- наружное ухо;
- среднее ухо;
- внутреннее ухо.
Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.
К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.
Наружный слуховой проход — извилистый канал, длина которого составляет чуть больше 2 см, а диаметр – до 0,7 см. В нем звуковой сигнал продолжает усиливаться и передается в среднее ухо. Проход выстлан кожей, имеющей сальные и серные железы. Ушная сера – желтоватая субстанция, которая обеспечивает увлажнение канала и защиту от инфекционных агентов. При скоплении и уплотнении она образует пробки, нарушающие движение барабанной перепонки. Это может привести к возникновению кондуктивной тугоухости.
Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.
Барабанная перепонка — это тонкая мембрана, покрытая снаружи кожей, изнутри – слизистой. У маленьких детей она имеет отверстие, из-за которого среднее ухо контактирует с внешней средой и более уязвимо для инфекции. Оно закрывается к 3 годам.
Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:
Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.
Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:
- преддверия (вестибулюма);
- улитки;
- полукружных каналов.
В состав органа слуха входит только улитка. В ней содержится лимфатическая жидкость, натянуты волокна (основная мембрана). Каждое из волокон похоже на маленькую струну и «откликается» (резонирует) на звук определенной частоты. Этих волокон около 25 тысяч. На стенке канала улитки находится рецепторное поле, которое состоит из нервных (волосковых) клеток — Кортиев орган. Гибель волосковых клеток может привести к нейросенсорной тугоухости.
Что такое орган слуха и равновесия
Ухо человека отвечает не только за восприятие и дальнейшую передачу звуковой информации. Внутреннее ухо относится к органу слуха и равновесия. Это сложное образование, в котором волна механических колебаний, как морской прибой, распространяется в лимфатической жидкости и колышет отростки нервных клеток, формируя электрический импульс. Этот сигнал несет информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг.
Другая часть внутреннего уха – орган равновесия (вестибулярный аппарат). Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трех полукружных каналов, маточки и мешочка. Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы. Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.
Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка.
От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв.
Функции органа слуха
Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:
- ловит звуки и направляет их далее (наружное ухо);
- передает звуковую волну (наружное и среднее ухо);
- защищает от инфекций, громких звуков, повреждений внутренних отделов (наружное ухо, барабанная перепонка);
- трансформирует энергию звука в электрическую (внутреннее ухо).
Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.
Особенности органа слуха
Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.
Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.
- ощущение объемного звучания;
- представление о расположении источника.
Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.
При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.
Удивительные возможности слуха человека
Особые возможности связаны с адаптацией органа слуха и коркового отдела анализатора при травме, одновременном воздействии нескольких звуковых волн способностью «достраивать» разговор на основе имеющегося опыта.
Развитие височных областей коры мозга происходит постепенно в ответ на сигналы извне. Физиология органа слуха такова, что при повреждении коркового отдела анализатора окружающие нейроны могут взять на себя «обязанности» погибших клеток. Это явление носит название нейропластичность. Ее запас особенно велик у детей в раннем возрасте, что говорит о важности слуховой стимуляции для развития мозга и слуха.
Взрослые люди не обладают такой способностью, но опыт общения позволяет им восполнять информацию, которая теряется при разговоре – например, при плохой телефонной связи, беседе в шуме. Это достигается за счет усиленной работы нейронов височных областей и приводит к быстрому утомлению.
А как реагирует ухо на очень громкие звуки? Доказано, что после воздействия таких сигналов у человека развивается временное снижение слуховой чувствительности. Это так называемое постстимульное утомление. Для полного восстановления требуется до 16 часов. Такой механизм должен защищать орган слуха от повреждения, но люди, долго слушающие громкую музыку, непроизвольно «делают погромче» и вредят здоровью.
Звуки-фантомы – еще один феномен, описывающий работу органа слуха. Порой человек «слышит» низкие звуки, хотя в действительности их нет. Особенность колебаний мембраны улитки приводит к «появлению» звуков низкой частоты, в то время как источника сигнала отсутствует. Такие колебания, особенно громкие, обладают интересной способностью маскировать звуки высокой частоты до их полного исчезновения.
Органы слуха – сложные и хрупкие образования. Внимательное отношение к их состоянию позволит сохранить здоровье и предотвратить развитие ряда тяжелых заболеваний.
Орлова Наталья Михайловна
Более 4000 подобранных и настроенных аппаратов. Участник Международного семинара аудиологов в Дании.
Источник
Конспект открытого занятия по теме «Органы чувств. Уши — органы слуха»
Олеся Гришанова
Конспект открытого занятия по теме «Органы чувств. Уши — органы слуха»
Конспект открытого занятия.Тема : «Органы чувств.
Уши – органы слуха».
Цель: Активизировать знания детей о роли слуха для ориентирования в окружающей действительности и в овладении человеческой речью, познакомить с причинами нарушения слуха, дать рекомендации по предупреждению нарушения слуха, тренировать орган слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Задачи воспитания и развития:
• Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
• Учить самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек.
• Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, отношения сотрудничества со сверстниками, воспитателем.
Интеграция с другими образовательными областями:
• Углублять представления старших дошкольников о себе, о своём организме, назначении органов чувств и условиях их нормального функционирования.
• Развивать у дошкольников интерес к природе, самостоятельность в процессе познавательной деятельности.
• Учить определять пространственные отношения (влево, вправо).
• Развивать умения игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
• Развивать словарь детей за счёт расширения представлений об органах чувств: органе слуха.
• Поддерживать у детей интерес к литературе, к литературе природоведческого характера.
• Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с произведением П. И. Чайковского из цикла «Времена года» — «Апрель. Подснежник».
• Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
• Совершенствовать изобразительную деятельность детей при создании работ по теме, предложенной педагогом.
• Приобщать к творчеству родителей.
• Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.
•Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, гибкость.
• Учить детей контролировать и оценивать свои движения и движения товарищей.
• Формировать у детей отчётливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека через знакомство с профессиями: учитель, отоларинголог.
• Расширять диапазон обязанностей ребёнка по самообслуживанию.
Музыкальный центр (аудиозапись).
Ноутбук — демонстрация иллюстраций: «Здоровые уши», «Больные уши»
Наглядность: Таблицы — «Строение человеческого уха», «Какие звуки может услышать человек?»; предметные картинки – собака, кошка, ёж, кит, кузнечик; аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Апрель»; полотенца, мыло; аудиозапись «Погремушка» С. и Е. Железновы,иллюстрации: «Здоровые уши», «Больные уши»; маска кота.
1. Вводная часть. Дети с воспитателем стоят в кругу.
Я – человек, как и у всех людей, у меня есть руки, ноги, голова, нос, рот. Это мои помощники, так как с их помощью я узнаю о мире, в котором живу.Наше тело устроено так: сверху — голова, затем шея и туловище. В голове человека находится мозг и сосредоточены все органы чувств: зрения (глаза, слуха (уши) обоняния (нос, вкуса (язык). Глаза нужны, чтобы видеть предметы, людей, различать цвета, видеть солнце, звёзды. Руками брать предметы, рисовать, слушать. Ноги – ходить, бегать. Нос улавливает запахи, помогает нам дышать. Уши, чтобы слышать. Воспитатель предлагает посмотреть на рисунок и сказать, какие звуки может воспринимать человеческое ухо. Тематический словарь в картинках «Я и моё тело». Козлова С. А. Говорят люди, поют птицы, звучит музыка. Я люблю своих помощников и учусь оберегать их от грязи, болезней, ушибов. Есть ребята люди, у которых проблемы с органами чувств: если у человека не видят глаза, его называют слепым; Если не слышат уши – глухим. Таким людям трудно жить и общаться в нашем мире, поэтому мы должны им помогать и сочувствовать, относиться к ним уважительно. А сейчас предлагаю поиграть.
Игра «Умей слушать»
Цель: Закреплять умение детей дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание, координацию движений, физиологическое дыхание, воспитывать быструю реакцию на сигнал.
Дети идут друг за другом в колонне по одному и по сигналу выполняют тихо названное движение (повернуться на право, ходьба в колонне, остановиться, присесть, попрыгать, встать, поднять руки вверх и сделать вдох, опустить руки вниз – выдох, наклониться, выпрямиться, повернуться на лево). Воспитатель хвалит детей за то, что они умеют быть внимательными, хорошо умеют слушать и правильно выполняют задание.
2. Музыкально – дидактическая игра «Времена года».
А сейчас я предлагаю отправиться в концертный зал. Дети проходят к стульчикам, присаживаются на стулья.Воспитатель включает аудиозапись: отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник». Перед прослушиванием беседа с детьми.
Сейчас какое время года? Весна. Правильно. Что происходит в природе?А совсем недавно: зима не хотела уходить, весна прогоняла зиму. Кругом снег, как только появились первые проталинки, пригрело солнце землю, так и появились первоцветы. Подснежники. Вот и П. И. Чайковский в своём произведении изобразил появление первоцветов. Давайте внимательно послушаем. Дети слушают.
Какая была музыка? (весёлая, грустная, спокойная) Кто что представил? Оживает природа, появляются первоцветы. А сейчас давайте дослушаем этот отрывок, предлагаю потанцевать, покружится, не мешая друг другу.
Так какой же орган нашего организма нам помог услышать музыку? Да! Правильно! Орган слуха – уши?
3. Строение уха. Сейчас я предлагаю превратиться в школьников и отправиться в класс на настоящий урок. А я на время стану вашей учительницей. Согласны? Дети подходят к доске. Начинается урок.
У человека и у многих животных для улавливания и различения звуков существует специальный орган – ухо.
Как вы думаете, сколько у нас ушей?На самом деле у нас у каждого по 6 ушей: по два наружных, которые всем видны, их ещё называют ушными раковинами, по два средних и по два внутренних уха (показать). На доске таблица «Строение человеческого уха».
Ухо состоит из трёх частей (отделов): наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. На границе между наружным и средним ухом натянута очень тонкая, но упругая и эластичная перепонка (барабанная). В среднем ухе находятся три очень важные косточки – молоточек, наковальня, стремечко и специальная труба, соединяющая среднее ухо с носоглоткой. Во внутреннем ухе находится очень сложный организм, но по внешнему виду напоминающий улитку. Он получает сигналы и молниеносно передаёт их в мозг по тысячам дорожкам. Например, раздаётся звонок в дверь; ухо воспринимает этот сигнал и посылает в мозг.Мозг командует: подойди к двери, посмотри в глазок прежде, чем открывать дверь.
Наши уши постоянно воспринимают окружающие звуки,даже уши спящего человека различают достаточно тихие звуки: шаги, шорох листвы. Если бы не уши, мы не могли бы разговаривать. Конечно, разговариваем мы не ушами, но для того чтобы научиться говорить маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие люди. Если вдруг человек родился на свет глухим, он, как правило, говорить не может, или звуки его речи очень сильно отличаются от привычных нам. Слух животных сильно отличается от слуха человека. А сейчас проверим домашнее задание. Вы должны были подготовить небольшие сообщения о том, как слышат животные. На доске картинки с изображением животных.
Ребёнок: Волк улавливает звук за 50 метров от источника, а человек с нормальным слухом слышит шаги лишь в 5 метрах от себя.
Ребёнок: Лисица зимой находит своих будущих жертв под толстым слоем снега по их шуршанию. Она различает звуки, которые человеческое ухо не воспринимает.
Ребёнок: Собака, лошадь, заяц, кошки – поворачивают уши на звук.
Ребята, а вы знаете, кто является чемпионами слуха? Чемпионами слуха являются дельфины, киты, летучие мыши, так как слух для них гораздо более важное чувство, чем зрение.
Ребёнок: Отличным слухом обладают ежи. Ни одно насекомое не проползёт мимо незамеченным. Этот колючий зверёк слышит даже, как сидящая на ветке улитка выпускает рожки.
А вы знаете, ребята, что у большинства животных, как и у человека, уши располагаются на голове. Но вот у кузнечиков уши расположены на передних ногах, которыми они двигают, чтобы прислушаться.
Чтобы нам здесь не скучать, предлагаю поиграть. Сейчас мы с вами буем тренировать наш слух, внимание, память. Переменка!
Д. И. «Кто сказал мяу?» Ведущий, стоя спиной к игрокам, должен определить по индивидуальным особенностям голоса, кто произнёс слово «Мяу». В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определён. Для игры понадобится маска кота.
4. Гигиена и профилактика органа слуха. А сейчас отправляемся в поликлинику на приём к доктору – отоларингологу. Догадались, какие органы чувств мы будем проверять и лечить? Правильно. Уши. Воспитатель надевает белый халат.
Посмотрите на рисунки и скажите, какие правила надо соблюдать, чтобы не болели уши.
• Ничего не засовывай в ухо.
• Не кричи громко и не слушай громкую музыку в наушниках.
• Если почувствовал боль в ухе или стал плохо слышать, необходимо обратиться к врачу.
• При разговоре смотри на собеседника, так лучше слышно и ему не придётся повышать голос.
В ушах скапливается сера. Она выполняет защитную функцию, на ней задерживается пыль и микробы. В целях гигиены и профилактики простудных заболеваний необходимо после принятия ванны и душа тщательно и насухо вытирать ушную раковину и наружный слуховой проход, обернув указательный палец полотенцем. Большое скопление ушной серы в наружном слуховом проходе может привести к образованию серной пробки, затрудняющей и ослабляющей слух. Нельзя удалять её спичкой, карандашом, булавкой и другим заострённым предметом. Это может привести к повреждению барабанной перепонки и даже к полной потере слуха (глухоте). Чтобы её извлечь необходимо, отправиться к врачу. Нарушение слуха может возникнуть из-за попадания в наружный слуховой проход мелких игрушек, пуговиц, а также при попадании мелких насекомых. Опасны и простудные заболевания, к нарушению слуха приводят и резкие громкие звуки (громко включённый телевизор, радио). Свои уши надо беречь, содержать в чистоте.
• Отоларинголог (воспитатель) предлагает детям правильно помыть уши. Воспитатель показывает, а дети повторяют.
Беседа: «Ах ты, гадкий, ах ты грязный,
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя!
Дети, вы помните эти слова? Из какого произведения эти строки?
Правильно! К. И. Чуковский «Мойдодыр».
Вы когда – нибудь задумывались, что ушам может требоваться дополнительный уход. Конечно, мы моем уши принимая ванну или душ (В процессе мытья головы). Но достаточно ли этого? Нет. Уши требуют особого внимания. Если не заботиться о здоровье ушей, то к 25 годам можно обнаружить снижение слуха. Мы тщательно ухаживаем за кожей, волосами, лицом, но порой даже не задумываемся о том, что наши уши требуют особой заботы.Уши желательно мыть ежедневно: утром и вечером. Для этого нужна только тёплая вода и мягкое мыло. Манипуляции достаточно простые – мягкие массирующие движения по ушной раковине без заливания воды внутрь. Бережно удалить влагу из ушной раковины.
Мы сегодня много говорили и очень много слушали, что наши уши устали, пусть они немного отдохнут. Давайте пройдём в кабинет для массажа.
Массаж волшебных точек наших ушей. Сидим на коврике.
Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть.
Упражнения с ушками.
• «Найдём и покажем ушки»
Дети находят свои уши, показывают их воспитателю (если мешают волосы, их закалывают вверху).
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребёнок должен ощутить хлопок.
Ребёнок захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает его во все стороны в течении 20-30 секунд.
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю ушную раковину.
3. Заключительный момент.
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание.Количество повторений: 7-8 раз.Действия можно сопровождать стихами:
-Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
-Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
-Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
-А сейчас все тянем вниз.
Ушко ты не оторвись!
-А потом, а потом
-Ушко, кажется, замёрзло,
Отогреть его так можно.
-Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
-А раз кончилась игра.
5. Заключительная часть. Пора нам вернуться в детский сад. Вот мы и в детском саду. Чтобы здесь нам не скучать, предлагаю поиграть. Давайте сядем на стульчики. Воспитатель раздаёт детям погремушки, включает аудиозапись «Погремушка» С. и Е. Железновы. Воспитатель настраивает детей на то, чтобы они внимательно слушали произведение и выполняли движения в соответствии со словами.
• Ребята, прослушав это музыкальное произведение, скажите, что нужно было сделать, чтобы наши уши отдохнули? Спрятать погремушки.
Так, что же необходимо нашим ушкам, чтобы быть здоровыми? Конечно, тишина!
• Давайте, посидим в тишине (1 мин). Отдохнули. Молодцы!
Сегодня, мы, очень хорошо позанимались, многое узнали. В завершении нашего общения предлагаю сходить в кинотеатр. Проходите в кинозал. Воспитатель подводит итог общения,показывает картинки с изображением ситуаций: «Здоровые уши» и «Больные уши». Демонстрация картинок через ноутбук.
• Что мы можем услышать?
• Почему наши уши надо беречь?
• Посмотрите на рисунки и скажите, какие правила надо соблюдать, чтобы не болели уши и хорошо слышали?
Воспитатель: Ребята, скажите, о чём мы сегодня говорили? Кому понравилось наше общение? Дети, вы будете беречь свои уши. Всем спасибо.
Предлагаю выполнить домашнее задание:
• Семейный рисунок «Здоровые уши» — правила гигиены, безопасные ситуации, здоровый образ жизни. Организация выставки рисунков.
Конспект интегрированного занятия «Наши помощники — органы чувств» для детей 5–6 лет ЗАНЯТИЕ «НАШИ ПОМОЩНИКИ — ОРГАНЫ ЧУВСТВ» Цель: Закрепить знания детей об органах чувств и их значении в жизни человека. Задачи: Образовательные:.
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Наши помощники — органы чувств» Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему «Наши помощники — органы чувств». Цель: Создание условий для формирования представлений.
Конспект итогового занятия по развитию сенсорных способностей у детей подготовительной группы «Органы чувств» Цель: развивать сенсорные способности у детей дошкольного возраста. Задачи: — Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние,.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники — органы чувств» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники — органы чувств» Цель: формировать у детей умение осознанно относиться.
Конспект занятия «Мои помощники — органы чувств» Пояснительная записка. Занятие по программе «Мир вокруг нас» на тему «Мои помошники-органы чувств» разработано для дошкольников 6-7 лет.
Конспект занятия «Органы чувств» Цель: Формирование представлений детей об органах чувств человека в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: Образовательные:.
Конспект занятия по познавательному развитию «Наши органы чувств» Цель: формирование представлений детей о внешних особенностях строения тела человека; Задачи: 1. Дать понятие «органы чувств», объяснить,.
Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе детей с нарушением зрения «Наши умные помощники» (органы чувств) Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе с нарушением зрения «Наши умные помощники» (органы чувств). Валентина Бражнова.
Конспект занятия во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: 1. Познакомить детей с органами чувств человека, через познавательно – исследовательскую деятельность. Задачи: 1. Тренировать зрительные,.
Конспект занятия в средней группе «Наши помощники-органы чувств» «Наши помощники-органы чувств» Цель: • Учить передавать различные эмоциональные состояния. • Закрепить знания об органах чувств. Уточнить,.
Источник