- Органы чувств у птиц, какие органы чувств наиболее развиты?
- Орган зрения
- Слух у птиц
- Орган осязания
- Орган вкуса
- Обоняние
- Органы чувств у птиц
- Органы чувств.
- Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Статья «ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ ПТИЦЫ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Статья «СКЕЛЕТ И МУСКУЛАТУРА ПТИЦЫ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Статья «КЛАСС ПТИЦЫ. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ ПТИЦЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛЕТОМ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Организация учебной деятельности учащихся на уроках биологии
- Сборник лабораторных работ по биологии 6 класс
- Важнейшая жидкость. Индивидуальный исследовательский проек.
- «Предметная и методическая компетенция учителя биологии»
- Презентация по биологии в 8 классе «нарушения деятельности эндокринной системы»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Статья «ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Статья «СКЕЛЕТ И МУСКУЛАТУРА ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Статья «КЛАСС ПТИЦЫ. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Статья «ВЫМЕРШИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Статья «МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Л/р «Устройства увеличительных приборов»
- Урок «Экология и быт»
- Презентация «Биогеография. Палеарктическая область.»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Органы чувств у птиц, какие органы чувств наиболее развиты?
Взаимоотношение организма с внешней средой происходит при непосредственном участии органов чувств. У птиц, как и у большинства высших животных, органов чувств пять: это органы зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Орган зрения
Орган зрения — глаз, или глазное яблоко, имеет сложное строение. Передняя часть глаза покрыта прозрачной оболочкой — роговицей. За роговицей расположена передняя камера глаза, заполненная водянистой влагой. Через прозрачную роговицу можно видеть цветную радужную, оболочку, которая придает цвет глазу. В центре радужной оболочки находится зрачок, который способен расширяться и сужаться. Луч света проходит через зрачок, на своем пути встречает хрусталик, где лучи собираются и преломляются.
Хрусталик по форме похож на чечевицу, плотный и совершенно прозрачный. Далее луч света воспринимается сетчатой оболочкой, которая лежит на внутренней поверхности глаза. К сетчатой оболочке подходит зрительный нерв в виде толстого белого шнура; по этому нерву и передается зрительное восприятие.
Между хрусталиком и сетчатой оболочкой расположено стекловидное тело, которое представляет студенистую прозрачную массу. Снаружи глаз прикрыт веками — верхним, нижним и третьим; третье веко у птиц представляет очень подвижную прозрачную пленку, способную закрыть всю переднюю часть глаза. В наружном углу находится слезная железа, которая выделяет слезы, омывающие глаз от пыли. Внутренняя сторона век покрыта слизистой оболочкой, которая называется конъюнктивой.
Слух у птиц
Органом слуха является ухо. Ухо птиц состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Ушной раковины у птиц нет, широкий слуховой проход прикрыт снаружи венчиком из маленьких перьев, а иногда еще и маленькой кожной складкой.
Звук в виде звуковых волн поступает в наружное ухо и ударяется в барабанную перепонку среднего уха. Барабанная перепонка передает звук через особую косточку, лежащую в среднем ухе, внутреннему уху, которое имеет сложное строение. Далее через слуховые нервы раздражение передается в мозг.
С ухом соединен орган равновесия, который позволяет определять положение тела в пространстве. Он состоит из полукружных каналов. Внутри каналы наполнены лимфой. При передвижении тела лимфа в каналах перемещается и раздражает клеточки, которые по нервам передают раздражение в мозг. Слух у птиц развит хорошо.
Орган осязания
Органы осязания расположены у птиц по всей коже в виде особых осязательных клеток. Такие клетки имеются на конце клюва, на языке и на твердом нёбе.
Орган вкуса
Органы вкуса у птиц (группы клеток) в виде особых вкусовых почек находятся на языке и на задней части нёба. Эти вкусовые почки воспринимают вкусовые раздражения и передают их в мозг.
Обоняние
Орган обоняния находится в носовой полости, где расположены чувствительные клетки. У птиц обоняние, вкус и осязание развиты слабо.
Источник
Органы чувств у птиц
Органы чувств.
Чтобы достаточно хорошо видеть во время быстрого полета, птицы располагают лучшим, чем у всех прочих животных, зрением. Хорошо развит у них также слух, но обоняние и вкус у большинства видов слабые.
Зрение. Глаза птиц обладают рядом структурно-функциональных особенностей, коррелирующих с их образом жизни. Особенно заметны их большие размеры, которые обеспечивают широкое поле зрения. У некоторых хищных птиц они гораздо крупнее, чем у человека, а у африканского страуса – крупнее, чем у слона.
Аккомодация глаз, т.е. приспособление их к четкому видению предметов при изменении расстояния до них, у птиц происходит с поразительной быстротой. Ястреб, преследующий добычу, непрерывно держит ее в фокусе до самого момента поимки. Птица, летящая через лес, должна четко видеть ветви окружающих деревьев, чтобы не столкнуться с ними.
В птичьем глазу присутствуют две уникальные структуры. Одна из них – это гребешок, складка ткани, которая вдается во внутреннюю камеру глаза со стороны зрительного нерва. Возможно, эта структура помогает улавливать движения, отбрасывая тень на сетчатку, когда птица шевелит головой. Другая особенность – это костное склеральное кольцо, т.е. слой мелких пластинчатых косточек в стенке глаза. У некоторых видов, особенно у дневных хищников и сов, склеральное кольцо так сильно развито, что придает глазу форму трубки. Это отодвигает хрусталик от сетчатки, и в результате птица способна различать добычу на большом расстоянии.
Источник
Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ
И ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Цель: показать более сложное строение нервной системы птиц
по сравнению с таковой пресмыкающихся и особенности поведения
Оборудование: скелет курицы или голубя, таблицы «Тип Хордовые.
Класс Птицы. Голубь», «Тип Хордовые. Схема кровообращения
позвоночных», «Тип Хордовые. Схема строения головного
Методические рекомендации. В начале урока учитель проверяет
знания школьников. К доске он вызывает трех учеников.
Одному из них дает задание:
1. На доске нарисуйте органы пищеварительной системы голубя,
надпишите их названия.
2. Устно ответьте на вопрос: каковы особенности пищеварительной
системы голубя, связанные с полетом?
Второй ученик выполняет такое задание:
1. На доске нарисуйте схему кровеносной системы птицы, укажите
направление движения крови по сосудам.
2. Ответьте устно на вопрос: в чем усложнение в строении
кровеносной системы по сравнению с пресмыкающимися?
Третий ученик готовит такое задание:
1. Рассмотрите таблицу с изображением органов полости тела
2. Подготовьте ответ на вопрос: каковы особенности строения
системы органов дыхания птицы, связанного с полетом?
Во время подготовки учащихся у доски учитель предлагает
классу вопросы: какое значение имеет скелет? Из каких отделов
состоит скелет птицы? Пользуясь натуральным скелетом, покажите
и расскажите о строении: а) черепа; б) позвоночника;
в) поясов конечностей; г) скелета свободных конечностей. Какие
особенности строения этих отделов скелета связаны с полетом?
Чем отличается обмен веществ птиц от обмена веществ пресмыкающихся?
Изучение нового материала проходит в беседе. Вначале следует
повторить пройденное по вопросам: какое значение имеет
нервная система в жизни животных? Каковы основные ее отделы?
Затем следует сравнить головной мозг голубя и прыткой ящерицы,
найти черты сходства (единый план строения) и отличия,
назвать причины этих отличий. Обобщая ответы школьников, учи-
образом жизни нервная система, в частности головной
мозг, имеет более сложное строение. Это выражается в более
крупных размерах его переднего отдела и мозжечка, в наличии
относительно больших зрительных долей, что связано с более
сложным строением органов зрения.
Затем учитель рассказывает об особенностях поведения птиц.
Предварительно следует вспомнить о поведении ранее изученных
позвоночных, о безусловных и условных рефлексах, инстинктах.
Нужно показать, что поведение птиц более сложное, оно проявляется
в различных формах заботы о потомстве (гнездостроение,
откладка и насиживание яиц, обогревание птенцов, их кормление),
в сезонных перемещениях, в развитии звуковой сигнализации.
Затем предлагается учащимся рассказать о результатах наблюдений
за поведением птиц зимой.
В заключение беседы о нервной системе и органах чувств,
поведении птиц учителю следует обобщить материал и сделать
выводы: нервная система и органы чувств у птиц имеют более
сложное строение, чем у пресмыкающихся; у птиц особенно развиты
большие полушария головного мозга и мозжечок; это связано
с их способностью к полету и разнообразным сложным движениям,
с их сложным поведением; высокое развитие центральной
нервной системы обусловило более сложное поведение птиц
по сравнению с поведением пресмыкающихся.
Задание на дом: изучить §, ответить на вопросы и выполнить
задания, предложенные в конце этого параграфа.
УРОКИ зоологии. ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Е.Т. БРОВКИНА. Н.И. КАЗЬМИНА.
МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1987
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Статья «ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ ПТИЦЫ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «СКЕЛЕТ И МУСКУЛАТУРА ПТИЦЫ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «КЛАСС ПТИЦЫ. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ ПТИЦЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛЕТОМ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Организация учебной деятельности учащихся на уроках биологии
Сборник лабораторных работ по биологии 6 класс
Важнейшая жидкость. Индивидуальный исследовательский проек.
«Предметная и методическая компетенция учителя биологии»
Презентация по биологии в 8 классе «нарушения деятельности эндокринной системы»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5188560 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Все призеры конкурса «Учитель года России» станут советниками министра просвещения
Время чтения: 1 минута
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах
Время чтения: 2 минуты
Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх
Время чтения: 2 минуты
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Вопросы и задания для проверки домашнего задания по предыдущей теме:
1. Какие особенности пищеварения птиц связаны с полетом?
2. В чем и заключается процесс двойного дыхания?
3. В чем главное отличие кровеносной системы птиц от кровеносной системы пресмыкающихся?
4. На основании своих летних наблюдений расскажите, чем питаются
различные известные вам птицы.
План изучения нового материала:
Головной мозг. По сравнению с рыбами, земноводными и
пресмыкающимися у птиц сильнее развит головной мозг, особенно
большие полушария переднего мозга и мозжечок. Развитие
больших полушарий головного мозга связано с очень сложным
поведением птиц. Мозжечок, как известно, обеспечивает равно-
весие и управляет координацией движений. У птиц, обладающих
способностью к полету и совершающих сложные и разнообразные
движения, роль мозжечка очень велика.
Органы чувств. Птицы отличаются превосходным зрением.
Например, орел, парящий высоко над лугами, видит мышь, пробегающую
в траве. У большинства птиц очень широкое, почти
круговое поле зрения. Поэтому птицы видят не только перед
собой, но также по сторонам и отчасти позади себя.
Глаза у птиц, как и у пресмыкающихся, снабжены тремя
веками: верхним, нижним и прозрачным внутренним — мигательной
Слух у птиц очень тонкий. Они улавливают даже слабые
звуки, предупреждающие об опасности. Многие ночные хищники
ловят добычу в темноте на слух. Молодая птица начинает петь,
подражая пению взрослых, а для этого нужно иметь очень хороший
Обоняние у птиц развито слабо.
Поведение птиц гораздо разнообразнее и сложнее, чем поведение
земноводных и пресмыкающихся. Птицы выбирают удобное
место для гнезда, находят подходящий материал для его
постройки, строят гнездо, высиживают птенцов, выкармливают’
и защищают их от врагов. Все эти действия птиц инстинктивны.
Уже с первых дней жизни птенцов инстинкты сочетаются с приобретенными
условными рефлексами. Безусловный пищевой рефлекс
у вышедшего из яйца цыпленка проявляется в клевании.
На первых порах он пробует клевать все предметы, попадающие
в его поле зрения. Постепенно по личному опыту цыплята
начинают отличать съедобное от несъедобного и уже редко потом
Постепенно условных рефлексов у птицы становится больше.
Цыплята отлично узнают голос хозяйки, которая их постоянно
кормит, хорошо ориентируются за пределами птичника,
безошибочно отличая его от других построек. Несомненно, что
старые птицы имеют преимущества перед молодыми благодаря
накопленному жизненному опыту. Птицы способны перенимать
этот опыт, что значительно облегчает их существование. Общение
птиц между собой высоко развито. Кроме пения, птицы издают
уного разных звуковых сигналов, обозначающих беспокойство,
испуг, призыв, предупреждение об опасности, вызывая
соответствующие реакции на них со стороны особей своего вида.
Зная этот «язык» птиц, особый для каждого вида, человек
может в необходимых случаях использовать тревожные крики
птиц, записанные на магнитофонную ленту, для их отпугивания.
Так поступают, например, когда хотят освободить взлетную
полосу аэродрома от расположившейся на ней стаи чаек .
или согнать с виноградника кормящихся на нем скворцов.
У птиц выработалось особое чувство умения ориентироваться
в пространстве. Если взрослую птицу поймать и отвезти на
десятки километров от гнезда с птенцами, а потом выпустить,
она безошибочно возвращается обратно. На этом явлении была
основана голубиная почта. Отправляясь в длительное путешествие,
люди брали с собой голубей. Возвращаясь в голубятню,
птицы доставляли известия от путешественников. Чувство
ориентации имеет огромное значение во время перелетов птиц.
Благодаря тому что у многих птиц условные рефлексы вырабатываются
легко и быстро, их можно дрессировать. Хорошо
поддаются дрессировке вороны, грачи, скворцы. Наиболее известны
дрессированные попугаи, которых можно научить повторять
отдельные слова или даже небольшие фразы.
Конечно, говорящие птицы не вкладывают в свою речь никакого
смысла, их действия и в этом случае надо рассматривать
как условный рефлекс. Однако у птиц по сравнению с пресмыкающимися,
земноводными и рыбами условные рефлексы гораздо
разнообразнее и сложнее.
Переплетение безусловных и условных рефлексов отличает
поведение птиц от поведения земноводных и пресмыкающихся.
Благодаря такому сочетанию птицы умеют превосходно приспосабливаться
к меняющимся условиям среды обитания.
Вопросы и задания для закрепления материала в классе и дома:
1. С помощью рисунка расскажите, какие отделы головного мозга
птиц особенно хорошо развиты. С чем это связано?
2. Чем поведение птиц отличается от поведения пресмыкающихся и земноводных? (Для ответа используйте материалы своих летних наблюдений.)
1. Поместите зимой за окно кусочек сала (сало должно быть несоленым,
так как соль птицам вредна). Понаблюдайте, как птицы заметят сало.
Увеличивается ли количество прилетающих птиц? Положите сало в бумажный пакетик и снова поместите его за окно. Как скоро птенцы доберутся до пищи? Подготовьте рассказ о своих наблюдениях за поведением птиц.
Учебник для 6—7 классов
Под редакцией профессора Д. В. Наумова
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Статья «ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «СКЕЛЕТ И МУСКУЛАТУРА ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «КЛАСС ПТИЦЫ. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «ВЫМЕРШИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Л/р «Устройства увеличительных приборов»
Урок «Экология и быт»
Презентация «Биогеография. Палеарктическая область.»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5188560 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзору поручено актуализировать требования к школьному меню
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах
Время чтения: 2 минуты
Интерес российской молодежи к книгам вырос на 62,7%
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник