Органы чувств птиц 7 класс биология

Содержание
  1. Органы чувств у птиц
  2. Органы чувств.
  3. Органы чувств у птиц, какие органы чувств наиболее развиты?
  4. Орган зрения
  5. Слух у птиц
  6. Орган осязания
  7. Орган вкуса
  8. Обоняние
  9. Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  10. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  11. Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
  12. Современные педтехнологии в деятельности учителя
  13. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  14. Общая информация
  15. Похожие материалы
  16. Статья «ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ ПТИЦЫ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  17. Статья «СКЕЛЕТ И МУСКУЛАТУРА ПТИЦЫ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  18. Статья «КЛАСС ПТИЦЫ. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ ПТИЦЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛЕТОМ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  19. Организация учебной деятельности учащихся на уроках биологии
  20. Сборник лабораторных работ по биологии 6 класс
  21. Важнейшая жидкость. Индивидуальный исследовательский проек.
  22. «Предметная и методическая компетенция учителя биологии»
  23. Презентация по биологии в 8 классе «нарушения деятельности эндокринной системы»
  24. Вам будут интересны эти курсы:
  25. Оставьте свой комментарий
  26. Подарочные сертификаты
  27. Органы чувств у птиц: что по-другому?

Органы чувств у птиц

Органы чувств.

Чтобы достаточно хорошо видеть во время быстрого полета, птицы располагают лучшим, чем у всех прочих животных, зрением. Хорошо развит у них также слух, но обоняние и вкус у большинства видов слабые.

Зрение. Глаза птиц обладают рядом структурно-функциональных особенностей, коррелирующих с их образом жизни. Особенно заметны их большие размеры, которые обеспечивают широкое поле зрения. У некоторых хищных птиц они гораздо крупнее, чем у человека, а у африканского страуса – крупнее, чем у слона.

Аккомодация глаз, т.е. приспособление их к четкому видению предметов при изменении расстояния до них, у птиц происходит с поразительной быстротой. Ястреб, преследующий добычу, непрерывно держит ее в фокусе до самого момента поимки. Птица, летящая через лес, должна четко видеть ветви окружающих деревьев, чтобы не столкнуться с ними.

В птичьем глазу присутствуют две уникальные структуры. Одна из них – это гребешок, складка ткани, которая вдается во внутреннюю камеру глаза со стороны зрительного нерва. Возможно, эта структура помогает улавливать движения, отбрасывая тень на сетчатку, когда птица шевелит головой. Другая особенность – это костное склеральное кольцо, т.е. слой мелких пластинчатых косточек в стенке глаза. У некоторых видов, особенно у дневных хищников и сов, склеральное кольцо так сильно развито, что придает глазу форму трубки. Это отодвигает хрусталик от сетчатки, и в результате птица способна различать добычу на большом расстоянии.

Источник

Органы чувств у птиц, какие органы чувств наиболее развиты?

Взаимоотношение организма с внешней средой происходит при непосредственном участии органов чувств. У птиц, как и у большинства высших животных, органов чувств пять: это органы зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

Орган зрения

Орган зрения — глаз, или глазное яблоко, имеет сложное строение. Передняя часть глаза покрыта прозрачной оболочкой — роговицей. За роговицей расположена передняя камера глаза, заполненная водянистой влагой. Через прозрачную роговицу можно видеть цветную радужную, оболочку, которая придает цвет глазу. В центре радужной оболочки находится зрачок, который способен расширяться и сужаться. Луч света проходит через зрачок, на своем пути встречает хрусталик, где лучи собираются и преломляются.

Хрусталик по форме похож на чечевицу, плотный и совершенно прозрачный. Далее луч света воспринимается сетчатой оболочкой, которая лежит на внутренней поверхности глаза. К сетчатой оболочке подходит зрительный нерв в виде толстого белого шнура; по этому нерву и передается зрительное восприятие.

Между хрусталиком и сетчатой оболочкой расположено стекловидное тело, которое представляет студенистую прозрачную массу. Снаружи глаз прикрыт веками — верхним, нижним и третьим; третье веко у птиц представляет очень подвижную прозрачную пленку, способную закрыть всю переднюю часть глаза. В наружном углу находится слезная железа, которая выделяет слезы, омывающие глаз от пыли. Внутренняя сторона век покрыта слизистой оболочкой, которая называется конъюнктивой.

Слух у птиц

Органом слуха является ухо. Ухо птиц состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Ушной раковины у птиц нет, широкий слуховой проход прикрыт снаружи венчиком из маленьких перьев, а иногда еще и маленькой кожной складкой.

Читайте также:  Как бороться с систолами которые чувствуешь

Звук в виде звуковых волн поступает в наружное ухо и ударяется в барабанную перепонку среднего уха. Барабанная перепонка передает звук через особую косточку, лежащую в среднем ухе, внутреннему уху, которое имеет сложное строение. Далее через слуховые нервы раздражение передается в мозг.

С ухом соединен орган равновесия, который позволяет определять положение тела в пространстве. Он состоит из полукружных каналов. Внутри каналы наполнены лимфой. При передвижении тела лимфа в каналах перемещается и раздражает клеточки, которые по нервам передают раздражение в мозг. Слух у птиц развит хорошо.

Орган осязания

Органы осязания расположены у птиц по всей коже в виде особых осязательных клеток. Такие клетки имеются на конце клюва, на языке и на твердом нёбе.

Орган вкуса

Органы вкуса у птиц (группы клеток) в виде особых вкусовых почек находятся на языке и на задней части нёба. Эти вкусовые почки воспринимают вкусовые раздражения и передают их в мозг.

Обоняние

Орган обоняния находится в носовой полости, где расположены чувствительные клетки. У птиц обоняние, вкус и осязание развиты слабо.

Источник

Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ

И ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Цель: показать более сложное строение нервной системы птиц

по сравнению с таковой пресмыкающихся и особенности поведения

Оборудование: скелет курицы или голубя, таблицы «Тип Хордовые.

Класс Птицы. Голубь», «Тип Хордовые. Схема кровообращения

позвоночных», «Тип Хордовые. Схема строения головного

Методические рекомендации. В начале урока учитель проверяет

знания школьников. К доске он вызывает трех учеников.

Одному из них дает задание:

1. На доске нарисуйте органы пищеварительной системы голубя,

надпишите их названия.

2. Устно ответьте на вопрос: каковы особенности пищеварительной

системы голубя, связанные с полетом?

Второй ученик выполняет такое задание:

1. На доске нарисуйте схему кровеносной системы птицы, укажите

направление движения крови по сосудам.

2. Ответьте устно на вопрос: в чем усложнение в строении

кровеносной системы по сравнению с пресмыкающимися?

Третий ученик готовит такое задание:

1. Рассмотрите таблицу с изображением органов полости тела

2. Подготовьте ответ на вопрос: каковы особенности строения

системы органов дыхания птицы, связанного с полетом?

Во время подготовки учащихся у доски учитель предлагает

классу вопросы: какое значение имеет скелет? Из каких отделов

состоит скелет птицы? Пользуясь натуральным скелетом, покажите

и расскажите о строении: а) черепа; б) позвоночника;

в) поясов конечностей; г) скелета свободных конечностей. Какие

особенности строения этих отделов скелета связаны с полетом?

Чем отличается обмен веществ птиц от обмена веществ пресмыкающихся?

Изучение нового материала проходит в беседе. Вначале следует

повторить пройденное по вопросам: какое значение имеет

нервная система в жизни животных? Каковы основные ее отделы?

Затем следует сравнить головной мозг голубя и прыткой ящерицы,

найти черты сходства (единый план строения) и отличия,

назвать причины этих отличий. Обобщая ответы школьников, учи-

образом жизни нервная система, в частности головной

мозг, имеет более сложное строение. Это выражается в более

крупных размерах его переднего отдела и мозжечка, в наличии

относительно больших зрительных долей, что связано с более

сложным строением органов зрения.

Затем учитель рассказывает об особенностях поведения птиц.

Предварительно следует вспомнить о поведении ранее изученных

позвоночных, о безусловных и условных рефлексах, инстинктах.

Нужно показать, что поведение птиц более сложное, оно проявляется

в различных формах заботы о потомстве (гнездостроение,

откладка и насиживание яиц, обогревание птенцов, их кормление),

в сезонных перемещениях, в развитии звуковой сигнализации.

Затем предлагается учащимся рассказать о результатах наблюдений

за поведением птиц зимой.

В заключение беседы о нервной системе и органах чувств,

поведении птиц учителю следует обобщить материал и сделать

выводы: нервная система и органы чувств у птиц имеют более

Читайте также:  Эмоциональный срыв как успокоиться

сложное строение, чем у пресмыкающихся; у птиц особенно развиты

большие полушария головного мозга и мозжечок; это связано

с их способностью к полету и разнообразным сложным движениям,

с их сложным поведением; высокое развитие центральной

нервной системы обусловило более сложное поведение птиц

по сравнению с поведением пресмыкающихся.

Задание на дом: изучить §, ответить на вопросы и выполнить

задания, предложенные в конце этого параграфа.

УРОКИ зоологии. ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Е.Т. БРОВКИНА. Н.И. КАЗЬМИНА.

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1987

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Статья «ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ ПТИЦЫ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «СКЕЛЕТ И МУСКУЛАТУРА ПТИЦЫ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «КЛАСС ПТИЦЫ. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ ПТИЦЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛЕТОМ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Организация учебной деятельности учащихся на уроках биологии

Сборник лабораторных работ по биологии 6 класс

Важнейшая жидкость. Индивидуальный исследовательский проек.

«Предметная и методическая компетенция учителя биологии»

Презентация по биологии в 8 классе «нарушения деятельности эндокринной системы»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5189548 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Роспотребнадзору поручено актуализировать требования к школьному меню

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

В Госдуме рассмотрят вопрос верификации образовательных онлайн-курсов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Органы чувств у птиц: что по-другому?

У птиц развиты все те же чувства, которыми мы, люди, пользуемся в повседневной жизни: зрение, вкус, слух, осязание и обоняние. Пользуются птицы своими органами чувств столь же часто, как и мы. Однако по причине разницы в физической форме и размерах они делают это чуточку по-иному!

Зрение. Хорошее, острое зрение жизненно необходимо для птиц. Оно нужно и в полете, и для поиска пищи, и даже для поиска спутника жизни, не говоря уже о защите от хищников. Для всего этого природа и наделила пернатых острым зрением. О заботе природы можно судить по следующим фактам: у человека размер глаз составляет примерно 1% от общего размера головы. А вот два глаза птицы весят во многих случаях больше, чем ее мозг. Поэтому птица видит намного лучше человека по определению.

Птичьи глаза имеют ряд специфических особенностей: размер и форма глазного яблока, само расположение глаз на голове, их способность пропускать определенное количество света – все эти качества способствуют прекрасному, острому зрению. Птичий глаз реагирует на изменение освещенности в два раза быстрее, чем глаза 20-летнего человека. Хрусталик птичьих глаз неверотно гибок, благодаря чему птица приобрела способность фантастически быстро менять фокус, чтобы высмотреть еду во время полета и молниеносно схватить свою добычу.

Читайте также:  Что делать если депрессия после инсульта

Цветоощущение у всех птиц разное; одни птицы видят в цвете, другие нет. Однако многие птицы обладают способностью видеть в ультрафиолетовых лучах, чем не может похвастаться человек.

Птицы также обладают уникальной возможностью защиты своих глаз – у них есть так называемое третье веко, больше известное как мигательная перепонка. Она прекрасно защищает глаза и позволяет птице прекрасно видеть в полете, заодно полностью защищая орган зрения от попадания частичек мусора. «Нормальные» веки видны только тогда, когда птица спит.

Слух. У большинства видов птиц есть уши, которые расположены чуть позади и ниже глаз и прикрыты перышками. Звук улавливается наружным ухом, затем проходит через середину внутреннего уха, которое и передает сигналы в мозг «для расшифровки».

Многие птицы страдают от ушных инфекций и болезнями органов слуха, больше всего – ара и неразлучники.

Птицы имеют, как правило, довольно острый слух, но не могут воспринимать звуковые волны в том же диапазоне частот, что и люди. Зато, как бы в порядке компенсации, они обладают уникальной способностью улавливать малейшие изменения в колебании звуков, их высоте и ритме. К примеру, совы улавливают колебания в 10 раз точнее и чувствительнее, чем люди, поэтому эти хищники никогда не останутся без добычи даже в кромешной темноте.

Слушая пение своих товарищей, птицы уходят от опасности, закрепляют свою территорию, общаются с другими членами своей стаи. Птицы-домашние питомцы пользуются своими способностями и при общении с людьми, поэтому для них абсолютно нормально, когда они слышат «трели» предметов, находящихся вокруг себя – будь то даже холодильники или мобильные телефоны. Таким же образом они учатся имитировать человеческую речь, начиная практически общаться с хозяевами, повторяя вещи, которые ранее они неоднократно слышали и впоследствии сами переработали их «под себя».

Запах и вкус. Результаты исследований, проведенных за последние 20 лет, показали, что обоняние у птиц развито не так сильно, как зрение и слух. В основном обоняние задействуется при выборе пищи и ориентировании в полете. С помощью обоняния все морские птицы, а также стервятники находят себе пищу, а домашние птицы – выбрают еду себе по вкусу из предложенного хозяином на выбор. Важное значение имеет обоняние и для навигации: только так почтовый голубь находит свое родное гнездо. Был проведен целый эксперимент – ноздри птицы были закрыты, и она не смогла найти дорогу домой.

Считается, что полностью различать оттенки вкусов могут только люди. У птиц также есть вкусовые рецепторы – в задней части языка и нижней части горла. Однако количество вкусовых рецепторов у птиц существенно меньше, чем у людей. К примеру, попугаи и колибри прекрасно различают кислое и сладкое, благодаря чему выбирают сладкие фрукты и нектар. Птицы, питающиеся в основном семенами, кажется, не чувствуют разницы. Птицы также умеют определять на вкус соленую и горькую пищу. В 2004 году исследование, проводимое с помощью попугаев-корелл, показало, что птицы отказывались от еды в условиях загрязнения окружающего воздуха вредными примесями. Хотя вряд ли вы решитесь проверять справедливость этого утверждения на своих питомцах!

Прикосновения. Кожа птиц не имеет нервных окончаний, с помощью которых в мозг приходила бы информация о ее повреждениях или травмах. Словом, здесь все не как у людей! Однако некоторые виды птиц имеют сверхчувствительные перышки вокруг глаз, рта и ноздрей. Другие птицы располагают так называемым тельцем Гербста, расположенным на кончике клюва или языка у небольших птиц. Могут присутствовать также чувствительные рецепторы на маховых перьях.

Где у собак пупок? Как подружить кошку и собаку? От чего смеётся ёж? Вся энциклопедия о животных на нашем сайте.

Источник

Оцените статью