- Органы чувств. Биология 7 класс презентация к уроку (биология, 7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Таблица по биологии 7 класса «Сравнительная характеристика представителей беспозвоночных животных. Тип Губки. Тип Кишечнополостные»
- Органы чувств
- Урок 28. Биология 7 класс. Животные. ФГОС
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Органы чувств»
Органы чувств. Биология 7 класс
презентация к уроку (биология, 7 класс) по теме
эволюция органов чувств животных, начиная простейшими и заканчивая млекопитающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organy_chuvstv._bologiya_7_klass.ppt | 313 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Органы чувств. Регуляция деятельности организма.
Цели урока: Доказать взаимосвязь организмов с окружающим миром, благодаря органам чувств; Проследить эволюцию органов чувств животных; Усвоить ведущие понятия о взаимосвязи органов и систем органов в организме.
Проверка домашнего задания: 1. Что такое рефлекс? 2. Какое строение имеет нервная клетка? 3.Как усложнялась нервная система в процессе эволюции?
Рефлекс – это ответная реакция организма на любое воздействие раздражителя при помощи нервной системы.
Нервные клетки имеют звездчатую форму и тонкими отростками соединяются между собой, образуя нервную сеть.
От парных головных нервных узлов у плоских червей, нервных узлов у кольчатых червей, моллюсков, членистоногих до головного и спинного мозга у позвоночных животных.
Органы чувств: Равновесия; Зрения; Осязания; Обоняния; Слуха; Химической чувствительности.
Простейшие Вся поверхность тела (амеба, инфузории); Светочувствительный глазок (эвглена зелёная); Химическое восприятие солености воды ( у инфузорий)
Кишечнополостные Кожно – мускульные клетки, вызывающие сокращение тела.
Плоские черви Простые глаза; Органы осязания и равновесия .
Круглые черви Органы чувств развиты слабо: На головном конце тела имеются светочувствительные сосочки и маленькие щелевидные углубления – органы равновесия.
Кольчатые черви По всему телу разбросаны чувствительные клетки.
Моллюски Органы равновесия; Химического чувства; Глаза; Органы осязания.
Ракообразные Сложные глаза, состоящие из простых глазков; Передние усики – орган равновесия; Органы осязания и химического распознавания – волоски и щетинки по всему телу.
Паукообразные Простые и сложные глаза; Волоски на конечностях – осязание; Углубления покровов тела – химическое равновесие.
Насекомые Сложные глаза (фасеточное зрение); Органы равновесия; Органы обоняния; Органы осязания; Органы вкуса; Органы слуха.
Рыбы Боковая линия; Зрение; Слух; Вкус; Обоняние.
Земноводные Зрение – выпуклая роговица, линзовидный хрусталик, мигательная перепонка; Среднее ухо; Наружные и внутренние ноздри;
Пресмыкающиеся Глаза, способные четко различать предметы на различных расстояниях; Внутреннее и среднее ухо; Осязательные волоски на чешуйках тела; Органы обоняния и вкуса находятся в ротовой полости.
Птицы Взаимосвязь строения головного мозга с органами чувств: Монокулярное зрение; Среднее и внутреннее ухо; Мозжечок – орган равновесия; Ноздри – орган обоняния.
Млекопитающие Бинокулярное зрение; Наружный слуховой проход и ушная раковина; Чуткие органы обоняния – передние и задние обонятельные отделы носовой полости;
Закрепление изученного 1. Какая примета, связанная с определением погоды, демонстрирует метеочувствительность дождевых червей? 2. Где у мухи находятся органы вкуса? 3.Какие примеры чуткого слуха, обоняния, зрения вы можете привести из жизни млекопитающих?
Выводы по уроку: Организм животного может существовать только при условии регуляции своей деятельности; Органы чувств усложняются по мере усложнения организации животных; Организмы взаимосвязаны с окружающим миром благодаря органам чувств; Органы чувств взаимосвязаны с системами органов в живом организме.
Домашнее задание: параграф №44, работа в печатных тетрадях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок предназначен для изучения темы «Органы чувств. Орган зрения». В доступной форме с использованием презентации идет изучение новой темы.
Органы чувствРисунки всех типов и классов.
Разработка урока биологии 8 класс по теме «Органы чувств».
Интегрированный урок окружающего мира и английского языка для логически завершенного дня в 3 классе по теме «Органы чувств».
Конспект урока по теме » Органы чувств» 3 класс для детей ОВЗ.
Презентация предназначена для использования на уроках природоведения в классах с обучающимися с особыми образовательными потребностями в 6 классе. Учебник «Природоведение» Т. М. Лифанова, Е.
Источник
Таблица по биологии 7 класса «Сравнительная характеристика представителей беспозвоночных животных. Тип Губки. Тип Кишечнополостные»
«Сравнительная характеристика строения классов беспозвоночных животных.
Тип Губки. Тип Кишечнополостные:
класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипы»
Цель: изучить и сравнить общее строение классов беспозвоночных животных: тип Губки, тип Кишечнополостные: классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.
Тип животных
Класс Коралловые полипы
Более 5 тыс. видов
Около 2,8 тыс. видов
Около 200 видов
Около 6 тыс.видов
Исключительно морские обитатели
Только морские жители
Прикрепленный образ жизни. Часто образуют колонии
Малоподвижный: поочередно прикрепляется к субстрату то подошвой, то ротовым концом тела.
Прикрепленный. Чаще всего живут колониями, но есть и отдельные формы (например, актиния). Способны образовывать коралловые рифы.
Представлена в виде мешка или бокала, пронизанного порами.
Выделяют три типа строения*:
Полип мешковидной вытянутой формы. На одном конце ротовое отверстие, окруженное щупальцами. На другом конце подошва- место прикрепления к субстрату.
Имеют вид колокола или зонтика. В центре нижней стороны тела расположен ротовой стебелек с ротовым отверстием на нижней стороне. Через него удаляются непереваренные частицы пищи. Ротовое отверстие окружено щупальцами и открывается в пищеварительную полость.
На одном конце тела – щелевидное ротовое отверстие, окруженное щупальцами, а другим концом животное прикрепляется к субстрату
Состоит из игл – спикул. Спикулы образует вещество – спонгин.
Скелет губок, в основном, известковый или кремниевый.
Известковый или роговой
Эктодерма, энтодерма и мезодерма.
1.Эктодерма. В ней различают:
3.Между ними базальная мембрана
Имеются также промежуточные клетки. Из которых образуются и половые клетки.
Эктодерма и энтодерма, между которыми находится мезоглея, состоящая на 98% из воды.
Энтодерма. Между ними мезоглея.
Лишены общей характерной симметрии тела
Бокал или мешок, которые пронизаны порами.
Мешковатая вытянутая форма
Диск, зонт, колокол
От нескольких мм до 2м и более
Зонтик может достигать 2м. в диаметре. Щупальца (длина) до 30 метров.
От нескольких мм до пары см, поэтому размеры принято измерять размером колонии полипов. Размер колонии полипов может достигать 50 см.
Диффузного типа: если дотронуться до нее, то она сожмется в комок.
Представлена сплетением нервных клеток.
Густое скопление нервных клеток около ротового отверстия.
Пищеварение комбинированное. Сначала пища обрабатывается ферментами и измельчается в пищеварительной полости. После переваривания продукты обмена выделяются в пищеварительную полость. Оттуда вместе с непереваренными остатками пищи выбрасываются в окр. среду через ротовое отверстие
Ротовое отверстие (когда открыто, выглядит в виде квадрата), глотка, переходящая в кишечную полость. От нее отходят каналы, которые образуют кишечное кольцо по краю зонтика внутри. В кишечной полости есть четыре радиальные складки.
Рот и кишечная полость. Переваривание: внутриполостное, осуществляемое железистыми клетками;
Внутриклеточное осуществляется эпителиально-мускульными кдетками. Непереваренные остатки удаляются через рот.
Размножаются половым и бесполым (фрагментация, почкование: наружное, внутреннее) путем.
Размножаются бесполым (почкование) и половым путем (осенью).
Раздельнополые животные, но встречаются и гермафродиты (обоеполые). Половые клетки формируются в эктодерме.
Четкое чередование полового и бесполого (почкования) размножения. Половое поколение наиболее развито.
Размножаются бесполым (почкованием) и половым путем. У некоторых одиночных полипов кроме почкования возможно продольное деление на две части.
Способность к регенерации
на теле гидры образуется одна или несколько почек, которые вырастая, образуют на переднем конце тела ротовое отверстие, окруженное щупальцами, и отделяются от материнского организма. После этого они существуют как самостоятельный организм.
При половом развитии: после оплодотворения яйцеклетка покрывается оболочкой. Материнский организм погибает, а яйцо перезимовывает и весной начинает развитие. В эмбриональном периоде выделяют два этапа: дробление и гаструляцию. После этого гидра из яйцевых оболочек выходит наружу.
У гидромедуз развитие протекает вне тела материнского организма. Личинка – планула – ведет свободноплавающий образ жизни.
Оплодотворение и развитие происходит в воде. Из яйца выходит личинка – планула, которая прикрепляется к субстрату. Из нее образуется полип, который почкуется и приводит к появлению молодых медуз.
Развитие проходит в воде. Половые клетки образуются в энтодерме, на перегородках кишечной полости. Сперматозоиды покидают мужскую особь и заплывают к кишечную полость женской, где и происходит оплодотворение. Развивается планула, которая выплывает наружу и оседает на новом месте через какое-то время.
Источник
Органы чувств
Урок 28. Биология 7 класс. Животные. ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Органы чувств»
Большинство животных обладает способностью чувствовать окружающую среду, состояние своего организма, положение его в пространстве.
Для этой цели у одних имеются органоиды (это одноклеточные организмы), у других нервные клетки или специальные органы (как у многоклеточных).
Наличие органов чувств или их предшественников позволяет животному получать различную информацию, реагировать на неё в зависимости от её значения, определять характер собственных действий в какой-либо ситуации.
Среди многочисленных органов чувств самыми распространёнными являются органы: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание), вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение) и другие.
В эволюционном плане развитие органов чувств происходило следующим образом. У простейших как таковые органы чувств отсутствуют, но есть рецепторы, различающие химические вещества (отсюда положительный отрицательный таксис), у некоторых есть светочувствительный глазок (эвглена, хламидомонада), осязание всей поверхностью тела.
У гидры раздражение воспринимают нервные клетки и передают возбуждение к кожно-мускульным клеткам, которые вызывают сокращение её тела.
Плоские свободноживущие черви имеют простые глаза, органы осязания и равновесия.
У круглых червей органы чувств развиты слабо: на головном конце тела имеются чувствительные сосочки в виде бугорков и маленькие щелевидные углубления — органы химического распознавания.
Кольчатые черви специализированных органов чувств не имеют, но по всему их телу разбросаны чувствительные клетки.
У двустворчатых моллюсков органы чувств развиты также слабо. Имеются органы равновесия, расположенные у основания ноги, а также органы химического чувства — чувствительные клетки в жабрах и по всем покровам тела.
А у брюхоногих моллюсков развиты глаза и органы осязания.
У головоногих моллюсков глаза так сложно устроены, что почти аналогичны глазам млекопитающих. Это, однако, не свидетельствует о родстве этих групп. Глаза носят характер крупных, замкнутых, сложно устроенных глазных пузырей.
В глазу головоногих моллюсков имеются приспособления к видению при более сильном и более слабом освещении.
У многих головоногих (особенно у глубоководных) в коже имеются особые органы свечения, по строению похожие на глаза.
Органы чувств взрослых раков представлены сложными (фасеточными) глазами, состоящими из простых глазков. Органы равновесия расположены в передних усиках, а органы осязания и химического распознавания представлены волосками и щетинками на различных частях тела.
У пауков органы чувств устроены разнообразно и сложно. Механические и осязательные раздражения воспринимаются волосками на конечностях пауков. Органы химического чувства находятся в углублениях покровов тела. А органы зрения — в виде простых и сложных глаз.
Органы чувств насекомых достаточно хорошо развиты. Органы зрения — глаза простые или сложные (фасеточные). Они наделены способностью видеть ультрафиолетовую часть спектра. Обладают свойством видеть и распознавать цвета. Но видят хорошо лишь на близком расстоянии. Достаточно сложно устроены органы равновесия, обоняния, осязания, вкуса и слуха.
Органы обоняния насекомых всегда располагаются на антеннах. У этой группы организмов обоняние играет ведущую роль в поведении. Поскольку с его помощью членистоногие не только отыскивают пищу, но и определяют границы территории, получают информацию о половых партнёров, а также сообщение об опасности.
Вкусовые раздражители насекомых контактируют с сенсорными клетками. Поэтому органы вкуса у них расположены либо на конечностях, либо, как у мух, на расширенном основании хоботка.
У насекомых чувствительных к температуре, например у пчёл, сенсорные клетки расположены обычно на антеннах.
У ланцетников, как первых представителей хордовых животных органы чувств примитивны. Светочувствительные клетки располагаются вдоль нервной трубки. Углубление на переднем расширенном конце нервной трубки выполняет функцию органа обоняния. Осязательными клетками усеяны ротовые щупальца.
Рыбы, в отличие от ланцетников, имеют развитые органы зрения, слуха, обоняния и вкуса. Боковая линия воспринимает также направление и силу тока воды. Благодаря этому даже ослеплённая рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу.
Обонятельные рецепторы рыб расположены в ноздрях. Обоняние и вкус позволяют рыбам ориентироваться в химическом составе окружающей среды. Способность рыб к ощущению химических сигналов хорошо иллюстрируют лососи, которые, идя на нерест из моря к речным системам, определяют по запаху воды именно тот ручей или реку, в котором когда-то сами вышли из икры.
Вкусовые рецепторы у многих рыб есть не только в ротовой полости, но и на жаберных структурах, усиках и даже плавниках и просто на поверхности тела.
Также многим рыбам свойственно ощущать электрические сигналы окружающей среды.
Некоторые представители рыб могут и сами вырабатывать электрические разряды. Электрические сигналы улавливаются с помощью специальных ямок на поверхности тела. Эти ямки заполнены гелеподобным веществом, которое проводит электрический ток и содержит в себе электрорецепторные клетки, которые образуют синапсы с нейронами.
У земноводных выход на сушу отразился на строении их органов чувств. В строении глаза появились выпуклая роговица и линзовидный хрусталик.
Глаза снабжены подвижными веками, защищающими их от загрязнения и высыхания. В углу глаз имеется мигательная перепонка — третье веко в виде скользящей поперечной плёнки.
Слабое распространение звуковых волн в воздухе, в отличие от водной среды, способствовало появлению в органах слуха земноводных полости среднего уха, отсутствующей у рыб.
Органами обоняния являются наружные и внутренние ноздри, расположенные на верхней части головы и сообщающиеся с ротовой полостью. Они служат для восприятия запахов и для дыхания.
Органы вкуса, как и у всех позвоночных, расположены в ротовой полости. И представлены вкусовыми почками, скопления которых в виде сосочков погружены в поверхность языка. Предполагается, что лягушка воспринимает только горькое и солёное.
Органом осязания является кожа, содержащая осязательные нервные окончания. У водных представителей и головастиков имеются органы боковой линии.
Органы чувств пресмыкающихся представлены органами зрения — глазами, защищёнными подвижными веками.
Есть прозрачное или полупрозрачное третье веко — мигательная перепонка, которая позволяет защищать или увлажнять глаз без потери видимости.
Органы слуха у пресмыкающихся более приспособлены к восприятию звуковых волн, чем у земноводных. Орган слуха состоит из внутреннего и среднего уха с одной слуховой косточкой (стремечко) и барабанной перепонкой. Наружное ухо отсутствует.
Органы обоняния и вкуса расположены в области ротовой полости.
Механические раздражения воспринимаются чувствительными клетками с осязательными волосками на чешуйках тела.
Орган тепловой чувствительности пресмыкающихся находится на лицевой ямке между глазом и носом с каждой стороны головы. Особенно развит у змей. У гремучих змей термолокаторы позволяют улавливать даже незначительное повышение температуры, а также определять направление источника теплового излучения.
Также у пресмыкающихся отчётливо выражено осязание, особенно у черепах, которые могут чувствовать даже лёгкое прикосновение к панцирю.
У птиц чётко прослеживается взаимосвязь строения головного мозга с органами чувств и их функциями. Совершенство органов зрения птиц обусловлено увеличенными размерами зрительных бугров хорошо развитого среднего мозга. Сложные и разнообразные движения во время полёта и совершенство ориентации птиц обусловлены усиленным развитием мозжечка.
Большинство птиц имеет монокулярное зрение. При монокулярном зрении организмы видят две картинки правым и левым глазом отдельно. Это помогает охотиться и скрываться от опасностей. Бинокулярным зрением обладают, к примеру, совы.
У птиц очень хорошее зрение. Так, сокол хорошо различает летящую птицу на расстоянии более чем 1000 м.
Орган слуха птиц состоит из внутреннего и среднего уха с одной слуховой косточкой и барабанной перепонкой. Птицы прекрасно слышат. В этом им помогают кроющие перья, расположенные вокруг барабанной перепонки.
У млекопитающих органы зрения имеют меньшее значение, чем у птиц. Животные полагаются на другие органы чувств. В отличие от птиц, у которых каждый глаз видит предметы отдельно (за исключением сов), млекопитающие обладают бинокулярным зрением, позволяющим видеть окружающие предметы двумя глазами одновременно.
У опоссума, хоря лесного и ряда других млекопитающих цветовое зрение не обнаружено. Все цвета спектра могут различать лишь высшие обезьяны, обитающие в восточном полушарии, и люди.
Наземные млекопитающие в органах слуха имеют наружный слуховой проход и ушную раковину.
Чуткие органы обоняния млекопитающих располагаются в переднем и заднем обонятельных отделах носовой полости и позволяют улавливать специфические запахи, источники которых находятся за несколько сот метров от животного.
В коже млекопитающих имеются тепловые и холодовые терморецепторы, отвечающие за определение температур.
Источник