Органы чувств приема информации компьютера

Органы чувств приема информации компьютера

09.05.2020
9 мая!

Поздравляем с Днем Победы!
подробнее»

var begun_auto_pad = 221451674; var begun_block_id = 221453085;

Страницы | Поурочное планирование по информатике, 5 кл. | Урок 1

» Урок 1
» Урок 2
» Урок 3
» Урок 4
» Урок 5
» Урок 6
» Урок 7
» Урок 8
» Урок 9
» Урок 10
» Урок 11
» Урок 12
» Урок 13
» Урок 14
» Урок 15
» Урок 16
» Урок 17
» Урок 18
» Урок 19
» Урок 20
» Урок 21
» Урок 22
» Урок 23
» Урок 24
» Урок 25
» Урок 26
» Урок 27
» Урок 28
» Урок 29
» Урок 30
» Урок 31
» Урок 32
» Урок 33
» Урок 34-35
  • информация;
  • информатика;
  • компьютер;
  • данные.
  • Плакат 1. Техника безопасности.
  • Плакат 2. Как мы воспринимаем информацию.
  • выйдите из прикладных программ;
  • с разрешения учителя выключите ПК;
  • наведите порядок на рабочем столе;
  • приставьте стул;
  • сдайте рабочее место учителю.

  • Зрительная Зрение Глаза
    Звуковая Слух Уши
    Вкусовая Вкус Язык
    Обанятельная (запах) Обоняние Нос
    Осязательная (ощущение) Осязание Кожа

    Органы чувств Приём (ввод информации) Клавиатура, мышь, сканер Мозг Хранение информации Память Мозг Обработка информации Процессор Органы речи и опрорно-двигательной системы Передача (вывод информации) Монитор, принтер

  • анимация на свободную тему;
  • слайд-шоу;
  • презентация и т.д.

    Источник

    Урок 2
    Информация и знания. Восприятие информации человеком

    §2. Восприятие и представление информации

    Основные темы параграфа:

    — восприятие информации;
    — информация и письменность;
    — языки естественные и формальные;
    — формы представления информации.

    Изучаемые вопросы:

    — Информация как знания человека.
    — Декларативные и процедурные знания.
    — Информативность сообщения.
    — Образная и знаковая формы восприятия информации.
    — Язык – знаковая форма представления информации.

    Восприятие информации

    Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств — их пять: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос), орган осязания (кожа).

    Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые, и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнаете, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаёте знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаёте знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

    • через зрение поступает информация в виде изображения;
    • через слух воспринимается информация в звуковом виде;
    • через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
    • через вкус поступает информация от вкусовых ощущений;
    • через осязание мы получаем информацию в виде осязательных (тактильных) ощущений.

    Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других каналов. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

    Информация и письменность

    Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

    Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов — фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Сначала появилась речь, потом — письменность. Письменность нужна для того, чтобы фиксировать на бумаге человеческую речь.

    Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. В ней отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания — паузы, интонацию. А вот китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова (рис. 1.1). А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.

    Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма — это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение. Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки — это пиктограммы (рис. 1.2).

    Языки естественные и формальные

    Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Конечно, имеется в виду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.

    Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту — формальным языком музыки.

    Язык — это знаковый способ представления информации. Общение на языках — это процесс передачи информации в знаковой форме.

    Формы представления информации

    Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.

    Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания.

    Подведем итог разговору о формах представления информации.

    Формы представления информации человеком:

    • текст на естественном языке в устной или письменной форме;
    • графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
    • символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

    Чтобы письменный текст на любом (естественном или формальном) языке был всем одинаково понятен, он должен соответствовать правилам языка. Синтаксис — это совокупность правил записи текста на языке. Их нарушение называется синтаксической ошибкой. Семантика — это система правил и соглашений, определяющая толкование и придание смысла конструкциям языка. Таким образом, правила синтаксиса определяют форму письменного текста, а правила семантики — его смысл, содержание.

    Коротко о главном

    Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание являются информационными каналами, связывающими человека с внешним миром.

    Язык — это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными.

    Человек сохраняет информацию или обменивается ею с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме.

    Письменность — важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая .

    Письменный текст составляется в соответствии с правилами синтаксиса и семантики языка.

    Вопросы и задания

    1. Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств? Перечислите все органы чувств человека.

    2. Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?

    3. Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?

    4. Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?

    5. Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования.

    6. Какую роль выполняют языки в информационной деятельности человека?

    7. Что такое естественные языки, формальные языки?

    8. Какие существуют формы письменности?

    9. Попробуйте с информационной точки зрения объяснить такой феномен: ощущение человеком вкусов и запахов во сне. Подготовьте сообщение.

    Электронное приложение к уроку

    Вернуться к материалам урока
    Презентации, плакаты, текстовые файлы Ресурсы ЕК ЦОР
    Видео к уроку

    Cкачать материалы урока

    Источник

    Информация вокруг нас

    Урок 2. Информатика 5 класс ФГОС

    В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

    Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

    Получите невероятные возможности

    Конспект урока «Информация вокруг нас»

    Ежедневно человека окружает огромное количество предметов. Вокруг него происходят различные события и явления. И конечно, он начинает получать информацию с самого рождения. Таким образом, человек учится понимать и разговаривать. Когда ребёнок подрастает и идёт в школу, обрабатывая различную информацию, он учится писать и читать. Ежедневно человек узнаёт что-то новое для себя, то чего не знал раньше. Давайте представим себе, что в течение дня мы не будем получать никакой информации, ни из Интернета, ни из газет, ни из книг. Мы не будем общаться с друзьями и одноклассниками, не будем смотреть телевизор и слушать радиоприёмник. Конечно, без получения информации существование человека невозможно.

    Информация – это сведения о предметах, процессах и явлениях, которые нас окружают.

    Это знания, которые мы получаем в школе на уроках и при разговорах с друзьями. Это сведения, которые мы черпаем из новостей, просмотра телепередач и чтения книг. Мир вокруг нас – это мир информации. Человека постоянно окружает информационное поле.

    Информация воспринимается человеком с помощью органов чувств. Информация по форме восприятия ее человеком делится на визуальную, аудиальную, обонятельную, вкусовую и осязательную информацию.

    Визуальная информация – это информация, которая воспринимается человеком с помощью органов зрения.

    При помощи зрения человек получает основную часть всей информации. Таким образом, он может различать форму, цвета и положение окружающих предметов, воспринимать зрительные образы. Благодаря восприятию визуальной информации становится возможным ориентироваться в пространстве. Орган для получения визуальной информации – глаза.

    Аудиальная или звуковая информация воспринимается человеком чувством, которое называется слух, а орган для получения звуковой информации – ухо. К такой информации относится музыка, шум машин, речь человека и вообще все услышанные звуки.

    Обонятельная информация воспринимается человеком с помощью обоняния. Орган для получения этой информации – нос. Человек получает информацию об окружающих его запахах. Он чувствует аромат цветов, запах приготовленной пищи и запах парфюмерии.

    Тактильная информация воспринимается человеком осязанием. Органы для получения тактильной информации – кончики пальцев и весь кожный покров. Таким образом, человек имеет возможность получать информацию о поверхности предмета: гладкий он или шершавый, о его температуре: холодный он или горячий, влажный или сухой.

    Вкусовая информация воспринимается чувством, которое называется вкус. А орган для получения данного вида информации – язык. Вкусовые рецепторы дают понять, какой вкус у принимаемой человеком пищи: кислый, горький, сладкий или солёный.

    Животные, так же, как и люди получают информацию с помощью органов чувств. Но эти органы развиты у них в разной степени, в зависимости от образа жизни определённого вида животного. Например, у крота совершенно не развито зрение, а в большей степени развито осязание. У орла, наоборот, сильнее всего развито зрение. У волка хорошо развито обоняние, у дельфина – слух.

    А у некоторых животных развиты чувства, которые и вовсе не развиты у человека. Например, некоторые виды змей, которые охотятся на теплокровных животных, имеют на голове специальные углубления, позволяющие улавливать инфракрасное излучение. Даже после ослепления змея может продолжать безошибочно охотиться, пользуясь своим инфракрасным зрением.

    У летучих мышей развито чувство – эхолокация. Эти животные издают звуковые импульсы, которые отражаясь от предмета, позволяют определить местоположение этого предмета и расстояние до него.

    Даже некоторые растения имеют свои органы чувств, и они также как человек и животные умеют реагировать на окружающую среду. Например, мимоза стыдливая. При прикосновении какого-нибудь предмета с листочками она быстро опускает их.

    Люди имеют дело с разными видами информации. И по форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

    Числовая информация указывает количественные характеристики окружающих нас объектов и явлений. Например, радиус планеты Земля – 6 371 км, начало эпохи Ренессанса – 14 век. Двоичный код в памяти компьютера представлен нулями и единицами.

    Текстовая информация – это информация, которая напечатана или написана от руки на любом из существующих языков мира.

    К графической информации относятся различные изображения: схемы, графики, картины, чертежи, рисунки, фотографии.

    К звуковой информации относится все, что мы слышим: журчание ручья, пение птиц, музыка, речь, шум.

    Видеоинформация состоит из последовательности изображений, кадров. К ней относятся фильмы и мультфильмы.

    Развитие общества привело к необходимости фиксировать информацию. Ещё в древности получая информацию, человек пытался её сохранить. Подтверждением тому являются наскальные рисунки, глиняные таблички с надписями, записи на пергаменте, а позже на папирусе и бумаге. Сейчас для хранения информации используются ещё и электронные носители.

    После изобретения письменности люди научились передавать другим людям информацию, не участвуя в непосредственном общении друг с другом. Примером такой передачи служит пересылка писем по почте. В наше время современных технологий всё чаще передача информации осуществляется с помощью сети Интернет.

    Если человеку необходимо найти интересующие его сведения, он организует поиск информации. Найти необходимую информацию можно разнообразными способами: в книгах, журналах и газетах, при просмотре телепередач, в компьютерной сети Интернет.

    Обработка информации подразумевает изменение ее формы представления или содержания. Например, ученик пишет под диктовку текст, который ему читает учитель. Он обработал звуковую информацию, а затем представил ее в виде текста.

    В процессе обработки информации может измениться её содержание или появиться новая информация. Например, введённый на компьютере текст можно отредактировать: дополнить или сократить, заменить отдельные слова, а также отформатировать: изменить шрифт, цвет, начертание слов.

    Все рассмотренные нами процессы (хранения, передачи, поиска и обработки информации) называются информационными процессами.

    Подведём итоги урока:

    Информация – это сведения о предметах, процессах и явлениях, которые окружают человека.

    Информация по форме восприятия её человеком делится на звуковую, зрительную, обонятельную, вкусовую и осязательную информацию.

    По форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

    Информационные процессы включают в себя процессы хранения, передачи, поиска и обработки информации.

    Источник

    Читайте также:  Как корректировать эмоционально волевую сферу
  • Оцените статью