Процесс познания человеком мира
Содержание:
↑ Понятие «познание».
Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.
По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:
Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).
Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).
Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).
Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).
Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).
↑ Процесс познания
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.
Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)
Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)
Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков
Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
↑ Эмпирический уровень познания
Эмпирический уровень познания (чувственное познание) — начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:
- они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
- они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;
- без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;
- они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.
Формы чувственного познания:
1) Ощущение — это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.
2) Восприятие — это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.
3) Представление — это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.
Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.
↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)
Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Теоретический уровень познания (рациональное познание) — это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.
Формы рационального познания:
1) Понятие — это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.
Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие — это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.
2) Суждение — это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.
Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».
3) Умозаключение — это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.
Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод — это результат умозаключения. Например:
- Все адвокаты — юристы (посылка).
- Петров — адвокат (посылка).
- Следовательно, Петров — юрист (вывод).
Умозаключение может быть:
- индуктивным (от частного к общему)
- дедуктивным (от общего к частному)
- получаемым по аналогии
↑ Интуиция
Интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.
Интуиции в познании большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.
Источник
Органы чувств – верные помощники в познании мира
план-конспект на тему
Конспект открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3moyo_zanyatie_avtosohranennyy_-_kopiya.docx | 39.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике
открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе:
« Азбука здорового образа жизни »
Тема «Органы чувств – верные помощники в познании мира»
Методическое объединение воспитателей специализированного структурного образовательного подразделения дополнительного общеразвивающего образования «Центр социальной и трудовой реабилитации»
ФИО, Погосова Ирина Сергеевна
Высшая квалификационная категория
2016- 2017 уч. год
Фамилия, имя, отчество педагога, должность
Погосова Ирина Сергеевна
Наименование образовательного учреждения, город
СПб ГБСУСО «ДДИ № 1»
Программа ( указать название программы, направленность по образовательной области,
«Азбука здорового образа жизни»
«Органы чувств – верные помощники в познании мира»
Форма занятия (кол-во детей)
Групповая 13 человек.
Продолжительность по времени
Урок открытия нового знания
Дать знания об органах чувств человека, с точки зрения получаемой с их помощью информации.
- воспитательная
Расширять представления воспитанников об органах чувств и о значимости их в познании окружающего мира.
Развивать познавательную активность, умения делать выводы посредством исследовательской деятельности
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира посредством органов чувств.
Методы организации образовательно-воспитательного процесса
Словесные, наглядные, практические.
Методическое и техническое обеспечение занятия
средства технические : Интерактивная доска, музыкальное сопровождение
методические средства : картинки к дидактической игре..
раздаточный материал : Картинки,. стаканчики с водой разного вкуса, баночки с ароматическими веществами
Изготовление дидактической игры «Убери лишнее».
Слисенко Е.И., Гуменюк Н.А. Новые валеологические игровые технологии. //Дошкольная педагогика. — 2005. №4,5.
Стрменьова И. Я-человек,ты-человек.-М.: Дет.лит.,1991.
Формирование представлений о себе у старших дошкольников / авт.-сост.Сигилива М.Н.-Волгоград : Учитель,2009.
Настрой на занятие
Приветствуют и рассаживаются на свои места
2.Актуализация знаний по данной теме
Слайд с изображением человека без лица.
Задача: Умение извлекать информацию из рисунка и излагать свои мысли в устной форме.
Посмотрите на доску, к нам пришёл молодой человек. Но мне кажется, что он какой-то странный.
Что же в нём странного?
А зачем они нужны человеку?
Может и не нужны они вовсе?
(После ответов воспитанников педагог выставляет на доску рисунки глаз, носа, ушей, рта , рук.)
Ребята , что у всех этих частей организма общего?
Рассматривают изображение человека и приходят к выводу, что у девочки на плакате нет лица : ушей, глаз , носа, рта.
3.Мотивация образовательной деятельности
Подведение к теме занятия, решение кроссворда
Развитие слухового внимания
Для того, чтобы узнать что же это за помощники человека, которые помогают нам познавать окружающий мир и узнать тему сегодняшнего занятия, мы с вами разгадаем кроссворд:
У одной головы два братца
По разные стороны сидят,
А ничего не видят и не говорят. (уши)
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (глаза)
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу. (кожа)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
Прочитайте ключевое слово.
Какие это органы?
Об органах чувств и их роли в жизни человека мы сегодня будем говорить на занятии.
Но перед тем, как мы будем вести разговор об органах чувств, послушайте стихотворение о них.
Видеть солнце, видеть землю,
Видеть небо и леса
Помогают нам. (глаза)
Запах хлеба, запах мёда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет . (нос)
Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Что же это? Наши. (уши)
Мягкое и твёрдое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое.
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша . (кожа)
Первым пробовать привык
угощенья все . (язык)
1.Раскрытие темы занятия
Настрой воспитанников на исследовательскую деятельность.
Развитие интереса к новому учебному материалу
Задачи во время исследовательских действий:
-Исследовательская деятельность воспитанников с последующим обобщением.
-Умение выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы.
-Умение контролировать свои действия, высказывать своё мнение, выслушивать мнения других.
Знакомство с интересной информацией
Знакомство с интересной информацией.
Знакомство с интересной информацией
Знакомство с интересной информацией
Смена деятельности с целью снятию напряжения.
Тема нашего занятия «Органы чувств – верные помощники в познании мира».
Так кто же они, наши помощники , без которых нам не обойтись в окружающем мире?
А чтобы ответить эти вопрос , нам предстоит провести настоящее исследование.
Вспомните, кто такие исследователи?
Значит , и мы можем назвать себя исследователями.
Так что же будет предметом нашего исследования?
Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек , вернее его организм.
Глаза , рот, нос, уши – это части организма, его органы.
Давайте приступим к исследованию.
Исследование органа зрения.
В мешочке лежат предметы
Ребята не глядя должны описать их.
Какого цвета этот предмет?
Почему не можем сказать? (не видим)
А теперь вынем из мешочка и посмотрим. Какого цвета предмет?
Что нам помогло? (глаза)
Глаза — орган зрения .
Глаза – это часть организма — его органы. Глаза – это орган зрения.
Скажите, какую информацию мы можем получить с их помощью?
Человек иногда плачет, но это оказывается очень даже полезно для органов зрения. Слезы, которые порой текут у нас из глаз, полезны. Они убивают микробов и вымывают соринки.
Исследование органа слуха.
— Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то , что я скажу.
Что вы услышали?
А сейчас оставьте уши открытыми. (повторить тоже самое).
А услышали вы что-то сейчас?
Какой вывод можем сделать ?
Уши – это орган слуха
Какую информацию можно услышать при помощи слуха?
Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит ухо – это орган слуха и равновесия.
Исследование органа обоняния.
(Вомпитанникам выдаются пробирки с
ароматическими веществами и с простой водой)
Закройте носы и попытайтесь определить , что в какой пробирке находится.
Можно посмотреть , послушать.
Что вы почувствовали?
Откройте носы , понюхайте.
Без какого органа невозможно выполнить это задание?
Какой орган поможет нам пчувствовать запах?
Нос – это орган человека, а умение различать запахи получило название — обоняние.
Какую информацию можно получить при помощи этого органа?
С запахами у человека связаны многие ассоциации. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу. Ощущение запаха неотделимо от самого вещества. Мы ощущаем запах только при вдохе. Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запах. Задержите дыхание на некоторое время, и вы не будете чувствовать запаха, хотя источник его находится у самого носа .
Исследование органа вкуса.
(Раздаю три стакана воды )
Посмотрите , послушайте , понюхайте.
Что вы почувствовали?
Значит , нам необходимо ещё одно исследование — на вкус.
Что вы ощущаете?
Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета , когда нам не могут помочь органы зрения , обоняния , слуха.
Как называется этот орган?
Язык- орган вкуса.
А какую информацию вы можете получить при помощи языка?
Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.
Исследование органа осязания.
Игра «Узнай , что в коробке» — 4 коробки
Попробуй определить на ощупь какой предмет лежит в коробке. Коробки накрыты салфеткой.
Что вы чувствуете ?
Можете ли вы определить предмет ? Какой он? (тёплый, холодный, шершавый)
При помощи чего вы определили какой это предмет ?
На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток , которые воспринимают действие тепла , холода, форму , величину предмета, их поверхность, т.е. осязает.
Кожа – это орган осязания.
Какую информацию мы можем получить при помощи этого органа?
Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость
Ребята, сейчас вы послушаете аудио сценку о том, какой же из органов чувств самый главный.
Органы чувств как-то раз вели между собой беседу.
Глаза: Мы – орган зрения. А через зрение человек получает 9\10 всей воспринимаемой информации. Значит, мы самый важный орган чувств, а все остальные не нужны.
Уши: То, что вы – самый важный орган чувств никто не спорит. Но бывают случаи когда и уши не заменимы.
Глаза: Когда это?
Уши: Да хоть во время разговора. Как без ушей разговаривать? Иной раз глаза не видят приближающейся опасности, например, когда автомобиль сзади приближается, а уши слышат. И человек успевает отскочить. Так что хоть глаза и важны, а без ушей тоже плохо.
Глаза: Ну, хорошо. Без ушей плохо. А вот остальные органы чувств человеку не нужны.
Нос: Как это не нужны? Без обоняния человек не сможет различать запах пищи – у него может нарушаться пищеварение. Кроме того, не различая запахи, человек не будет знать об опасности, которую он не видит и не слышит. Например, о пожаре или об утечке газа.
Глаза: Хорошо, ты тоже нужен. А вот язык зачем?
Язык: Если я не буду вкус определять, пищеварение еще скорее нарушится , чем без носа. К тому же я определяю, что съедобно, а что нет. Человек без меня может что-нибудь очень ядовитое съесть.
Глаза: Ну, тогда осязание человеку точно не нужно. Тем более что это иногда очень больно бывает.
Кожа: Без осязания человеку совсем плохо придется. Ведь человек очень много действий на ощупь делает. Представляете, что будет, если человек во время ходьбы дорогу под ногами чувствовать не будет. Он же на ровном месте упадет. А без боли жить нельзя. Боль – это сигнал об опасности. Возьмется человек за горячий чайник – и не почувствует, начнет себе руку ножом резать – и тоже не почувствует. Так он себе6 очень серьезные травмы нанести может и даже умереть.
Глаза: Выходит, что хоть я и самый важный орган чувств, но без других органов жить тоже плохо.
Пять чувств дают человеку возможность составить себе полноценное представление об окружающем мире.
Так с какими пятью органами чувств мы сегодня познакомились?
Источник