Органы чувств гистология pdf

Гистология, цитология и эмбриология Учебник 2016

Третье издание, исправленное и дополненное

Рекомендовано ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова в качестве учебника для студентов образовательных организаций высшего профессионального образования, обучающихся по направлениям подготовки «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело»

по дисциплине «Гистология, цитология, эмбриология»

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 020200 «Биология» и смежным направлениям и специальностям

Медицинское информационное агентство Москва

УДК 611.013+611.018 ББК 28.70

Получена положительная рецензия Экспертного совета по рецензированию учебных изданий № ЭСР-706 Первый МГМУ имени И.М. Сеченова

ФГАУ «ФИРО» Министерства образования и науки РФ № 151 от 14.04.2015 г.

Балашов В.П. , д-р биол. наук, профессор, зав. кафедрой цитологии, гистологии и эмбриологии c курсом медицинской биологии НИ МГУ им. Н.П. Огарева;

Ерофеева Л.М. , д-р биол. наук, профессор, зав. кафедрой гистологии, цитологии и эмбриоло-

Кузнецов С.Л. , д-р мед. наук, профессор, член-корр. РАН, зав. кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова; Мушкамбаров Н.Н., д-р биол. наук, профессор кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

К 89 Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2016. — 640 с.: ил., табл.

Учебник написан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС 3+) для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по направлениям подготовки «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Биология» по дисциплине «Гистология, цитология, эмбриология».

Первое издание учебника было отмечено золотой медалью ММА им. И.М. Сеченова как лучшая научная работа и имело большой успех у студентов и преподавателей медицинских вузов.

Во втором издании структура и содержание учебника были еще более привязаны к процессу изучения данного курса. Так, помимо прежнего деления материала на 32 темы, последние были объединены в шесть модулей, по изучении каждого из которых целесообразно проводить рубежный контроль материала. Курс рассчитан на два семестра, по три модуля на семестр.

В третье издание внесены некоторые исправления и дополнения.

Материал изложен, с одной стороны, четко и кратко, а с другой — исчерпывающе и в тесной связи со смежными дисциплинами (анатомией, физиологией, биохимией).

Текст богато иллюстрирован. Принципиальная новизна учебника состоит в том, что основу его визуального ряда составляют оригинальные цветные снимки (а не рисунки) препаратов. Кроме того, в книге много микрофотографий, цветных схем и рисунков.

Учебник является частью учебного комплекса, в который входят также «Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии», «Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии», «Тесты по гистологии, цитологии и эмбриологии», «Молекулярная биология», «Гистология, цитология и эмбриология (краткий курс)».

Читайте также:  Виноватым себя чувствует тот кто не виноват

Издание рекомендовано ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова и УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.

Для студентов всех факультетов медицинских вузов, медицинских и биологических факультетов университетов и слушателей системы послевузовского профессионального медицинского образования.

Источник

Органы чувств гистология pdf


Предисловие

1. Настоящее руководство-атлас объединяет в себе функции трёх видов учебных материалов:

атласа,
краткого, но достаточно полного учебника и
руководства к практическим занятиям .

2. а) Особенностью атласа является то, что большинство изображений представляют собой не рисунки, а оригинальные снимки с гистологических препаратов .

б) Особенность же текстовой части ( учебника , «Book» ) — в чёткой структурированности . Для этого использованы такие приёмы, как

сведение текста в таблицы ,
подразделение его на тезисы ,
разбиение предложения на логические части-строки ,
выделение ключевых слов цветом .

в) Можно отметить и такую особенность учебника, как тесную привязку гистологического материала к смежным дисциплинам — анатомии, физиологии, биохимии.

г) Наконец, важно и то, что в текст учебника органично введено (помимо теоретического материала) также описание препаратов и микрофотографий, изучаемых на практических занятиях.

3. а) При изучении курса может быть 2 варианта использования руководства-атласа.

Первый (краткий) вариант — просмотр только гистологических препаратов (с подписями к ним). — Вариант атласа и руководства к практическим занятиям.

Второй вариант — изучение учебника («Book») , в т.ч. комментариев к иллюстрациям с одновременным их просмотром. — Это полный вариант сочетания учебника, атласа и руководства к практическим занятиям.

б) Кроме того, в конце имеется приложение «Экзамен» — списки экзаменационных препаратов и микрофотографий с описанием каждого изображения.
Подобное описание — не простое перечисление видимых на снимке структур, но связанное и в то же время краткое напоминание соответствующих теоретических сведений (изложенных ранее в «Book»).
По существу, это такие ответы по препарату или микрофотографии, какие бы мы хотели услышать на экзамене от студентов.

4. Настоящее руководство создано на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова.

Оно соответствует программе по одноименному курсу для лечебных факультетов медицинских ВУЗов и методике преподавания , разработанной на названной кафедре.

Авторы:
заведующий кафедрой, академик РАЕН, профессор С.Л. Кузнецов,
доктор биологических наук, профессор Н.Н. Мушкамбаров ,
кандидат биологических наук, доцент В.Л. Горячкина.

Техническое исполнение осуществлено на фирме «Диаморф» (директор — В.И.Мазуров ) О.А. Ломакиным, З.Ш. Бигильдиной и Е.И. Поповиченко .

При съёмке препаратов большую помощь оказал доцент Г.А.Косолапов, за что авторы выражают ему глубокую признательность.

5. а) При создании руководства-атласа использованы учебные материалы, подготовленные на кафедре гистологии, эмбриологии и цитологии ММА им. И.М.Сеченова в предыдущие годы:

Читайте также:  Фазы отрицание гнев торг депрессия принятие

учебник «ГИСТОЛОГИЯ» , под редакцией Ю.И.Афанасьева и Н.А.Юриной, М.: «Медицина», 1989;

В.Г.Елисеев, Ю.И.Афанасьев, Е.Ф.Котовский, «АТЛАС микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток тканей и органов» , М.: «Медицина», 1970;

практикум «ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии» , под редакцией Ю.И. Афанасьева, М: «Высшая школа», 1990.

Особо следует отметить выдающийся вклад в создание этих книг Юлия Ивановича АФАНАСЬЕВА (1928-1997), который на протяжении почти 30 лет возглавлял кафедру гистологии ММА им. И.М. Сеченова (прежде — 1 ММИ им. И.М.Сеченова).

б) Ряд изображений воспроизведён из » Атласа анатомии человека» Р.Д.Синельникова (М., «Медицина», 1968) и некоторых зарубежных изданий:

L. Weiss, » CELL & TISSUE BIOLOGY. Textbook of Histology», 1988;

M.H. Ross, E.J. Reith, «HISTOLOGY. A Text & Atlas» , 1993;

H.G. Burkitt, B. Young, J.W. Heath, » FUNCTIONAL HISTOLOGY. A Text & Colour Atlas» , 1994,
и других.

6. Авторы благодарят сотрудников кафедры гистологии, эмбриологии и цитологии ММА им. Сеченова за консультативную помощь при создании руководства-атласа и апробацию его на практических занятиях со студентами:

профессора Е.Ф. Котовского , профессора А.Н. Яцковского , профессора Н.П.Омельяненко , доцента Л.Г.Гарстукову, доцента Т.В.Боронихину , доцента Л.П.Бобову , ст. преп. Е.А.Хачатурян , ст.преп. Т.Н.Ильину , ст. преп. С.Б.Косаревич, ассистента Л.В.Комратову.

Введение. Содержание курса

I. Разделы курса

Предлагаемый курс включает 6 разделов.

Микроско-
пическая техника
Строение клеток и тканей (в т.ч. в составе органов и систем) изучается с помощью микроскопа (светового, электронного и т.д.).

Поэтому в разделе рассматриваются 2 основных вопроса:
а) техника микроскопического исследования,
б) методы приготовления гистологических препаратов. Раздел 2.

Цитология Цитология — учение о строении и жизнедеятельности клеток.
В организме человека — около 3 10 13 клеток нескольких сотен видов.
Несмотря на различия, в организации клеток — много общего, о чём и будет идти речь в разделе. Раздел 3.

Общая эмбриология а) Эмбриология — учение об эмбриональном развитии организма.
Это развитие происходит от оплодотворения (образования зиготы) до
рождения (у живородящих животных),
вылупления из яйца (у яйцекладущих) или
окончания метаморфоза (у животных с личиночной стадией онтогенеза).

б) В данном разделе рассматриваются общие закономерности ранних стадий развития у разных животных. Раздел 4.

Общая гистология а) Во взрослом организме клетки и образуемые ими компоненты межклеточного вещества составляют различные ткани .
Общая гистология — учение о строении, развитии и жизнедеятельности тканей организма.

б) Всего различают 5 основных типов тканей :

I. эпителиальные ткани и железы,
II. кровь и кроветворные ткани,
III. соединительные ткани,
IV. мышечные ткани,
V. нервную ткань.

в) Кровь, кроветворные и соединительные ткани часто объединяют в общее понятие — ткани внутренней среды организма.
С другой стороны, внутри основных типов тканей (кроме крови и нервной ткани) различают те или иные группы и виды тканей.

Читайте также:  Набор куклы наручные эмоции
Раздел 5.

Частная гистология а) Ткани, в свою очередь, образуют органы , а органы — системы организма .
Частная гистология — учение о тканевом строении, развитии и жизнедеятельности отдельных органов и систем.

б) Соответственно, в разделе рассматриваются (с указанных позиций)

I. нервная система,
II. органы чувств,
III. сердечно-сосудистая система,
IV. система кроветворения,
V. эндокринная система,
VI. пищеварительная система,
VII. органы дыхания,
VIII. кожа и её проиводные,
IX. выделительная система,
X. половая система.

в) Заметим, что, в разделах общей и частной гистологии изучается не только строение и жизнедеятельность, но и развитие тканей и органов.

Эмбриология человека В последнем разделе курса речь идёт об особенностях развития зародыша человека.
В т.ч. освещаются строение и функционирование провизорных (внезародышевых) органов.

II. Темы курса

Материал перечисленных разделов разбит на 3 2 занятия (или темы).

Раздел 1. Микроскопическая техника

Тема 1. Техника гистологического исследования

Раздел 2. Цитология

Тема 2. Клетка и неклеточные структуры

Тема 4. Ядро клетки. Деление клетки

Раздел 3. Общая эмбриология Тема 5. Половые клетки. Оплодотворение. Дробление. Бластула

Тема 6. Гаструляция. Образование осевых зачатков органов и зародышевых оболочек

Раздел 4. Общая гистология Тема 7. Введение в учение о тканях. Эпителиальные ткани и железы

Тема 9. Собственно соединительные ткани и специальные виды соединительных тканей

Тема 10. Скелетные соединительные ткани

Тема 12. Нервная ткань: нейроциты, глиоциты, нервные волокна

Тема 13. Нервная ткань: нервные окончания, синапсы

Раздел 5. Частная гистология Тема 14. Нервная система: нервы, нервные узлы, спинной мозг

Тема 15. Нервная система: головной мозг

Тема 16. Органы чувств: органы зрения и обоняния

Тема 17. Органы чувств: органы слуха, равновесия и вкуса

Тема 18. С ердечно-сосудистая система: артерии, сосуды микроциркуляторного русла

Тема 19. Сердечно-сосудистая система: вены, лимфатические сосуды, сердце

Тема 20. Кроветворение: общая схема; центральные органы кроветворения и иммуногенеза

Тема 21. Кроветворение: периферические органы кроветворения; иммуногенез

Тема 23. Пищеварительная система: органы ротовой полости и пищевод

Тема 24. Пищеварительная система: желудок, тонкая кишка

Тема 25. Пищеварительная система: толстая кишка, печень, поджелудочная железа

Тема 30. Женская половая система

Раздел 6. Эмбриология человека Тема 31. Ранние стадии эмбрионального развития человека

Тема 32. Плацента и другие внезародышевые органы

Источник

Оцените статью