Органы чувств что это такое 4 класс

Презентация к уроку окружающего мира «Наши помощники — органы чувств»
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)

В презентации рассказывается о всех органах чувств: зрении, слухе, обонянии, вкусе, осязании. Учащиеся узнают о значении каждого органа в отдельности. Отгадывают загадки о всех органах чувств.

Скачать:

Вложение Размер
nashi_pomoshchniki_-_organy_chuvstv.pptx 1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Наши помощники – органы чувств. Окружающий мир 4 класс . Учитель начальных классов гимназии № 441 Г. Санкт-Петербург Балисевич Елена Юрьевна

Загадка. Брат с братом через дорогу живут, А один другого не видит.

Глаза – орган зрения. Зрение – способность человека воспринимать цвет, форму, размер предметов и их расположение.

Загадка. Маша слушает в лесу, как кричат кукушки, А для этого нужны нашей Маше…

Уши – орган слуха. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова. Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

Загадка. Всегда во рту, а не проглотишь.

Язык – орган вкуса.

Снаружи язык покрыт бесчисленны множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

Загадка. Между двух светил в середине я один.

Нос – орган обоняния Обоняние – это способность организма чувствовать запахи. . Нос ощущает запахи. Если мы хотим что-нибудь понюхать, то мы втягиваем ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа, пробегает по извилистым каналам и сообщает о запахе чувствительным точкам, покрывающим внутреннюю оболочку носа. А они уже передают эти сведения в мозг. Нос – это одновременно, и фильтр, и печка, и сторожевой пост. Он не дает пыли пробраться внутрь организма. В носу находится много кровеносных сосудов. Внутри носа жарко как в печке, поэтому он успевает прогреть даже самый морозный воздух и защищает нас от простуды.

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди могут отравиться, так как не могут определить некачественной пищи.

Загадка. У двух матерей по пять сыновей, Одно всем имя.

Кожа – орган осязания. Осязание – способность человека чувствовать прикосновения. Кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Но кожа нас не только предупреждает об угрозе, но и защищает. Поэтому она обладает такими качествами, как прочность и упругость.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающий мир «Многогранный мир чувств»

Конспект урока и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Многогранный мир чувств».

урок окружающего мира 1 класс «Твои помощники-органы чувств»

Урок по Образовательной системе «Школа 2100″Данный урок поможет познакомить учащихся с нашими органами чувств, их значением и защитой, формирует общую культуру учащихся, воспитывает бережное отн.

Разработка урока окружающего мира по теме»Наши помощники — органы чувств»

Разработка урока окружающего мира «Наши помощники — органы чувств», 2 класс.

Презентация к уроку по окружающему миру «Наши помощники — органы чувств»

Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку по окружающему миру в 1 классе (УМК «Начальная школа 21 века»).

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Наши помощники — органы чувств»

Данный урок входит в раздел «Кто ты такой». При изучении нового материала применяется методика наглядного обучения, методика практического обучения, методика словесного обучения, игровые м.

Урок — проект «Наши помощники — органы чувств»

Урок- проект для 2 классса УМК 21 век.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·.

Источник

Урок окружающего мира «Органы чувств». 4-й класс

Класс: 4

а) образовательные:
– познакомить со строением и ролью органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса, осязания
– формирование понятие “органы чувств”.

б) развивающие: установить причинно-следственную связь между работой органов чувств и деятельностью головного мозга.

в) воспитательная: формировать гигиенические навыки ухода за органами чувств.

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемной ситуации (“Яркое пятно”).

За окном лежит снег, дует пронизывающий ветер. Скоро зима. В эти дни мы не раз с тоской вспоминаем об ушедшем лете. Но ничего невозможно нет. Хотите прямо сейчас оказаться на летнем лугу и ощутить всю прелесть летнего дня? Тогда в путь!

Итак, мы посреди летнего луга. Полдень. С высокого безоблачного неба улыбается нам рыжее солнце. Улыбнитесь ему в ответ и подставьте под его жаркие лучи свои ладошки. Чувствуете, какими теплыми они стали?

А до чего же приятно в летний полдень ощутить прикосновение легкого ветерка, который ласково коснулся вашего лица, взъерошил непослушную челку и весело побежал дальше.

Оглянитесь вокруг! Какая красота! Среди изумрудной зелени травы пестреют островки цветов. Вот лиловые колокольчики, белые головки ромашек, а вот и ярко-розовый клевер.

Если вы нагнетесь поближе к цветам, сделаете глубокий вдох, то можно уловить легкий, едва ощутимый аромат.

Остановимся на минутку и прислушаемся. Какие звуки окружают вас на лугу?

А если мы придем на луг ранним утром, то увидим в траве множество бриллиантов, переливающихся в лугах утреннего солнца. Если осторожно сорвать травинку с каплей росы, поднести к губам и выпить, то мы ощутим удивительный вкус ночной влаги.

На обратном пути нам попался ручей, через который перекинут узкий мостик. Нам нужно ловко перебежать по нему, не замочив ног. Приготовились, раз, два, три!

И вот мы вновь оказались в стенах школы, в нашем классе.

– Ребята, какие же органы чувств помогли нам ощутить всю прелесть летнего луга? (Дети перечисляют органы чувств, если затрудняются, то вновь вернуться к тексту.)

1) Благодаря какому органу чувств мы смогли различить краски летнего луга?
2) Какой орган чувств помог нам уловить звуки летнего луга?
3) Благодаря какому органу чувств мы смогли ловко перебежать по мостику и не упасть в воду? Покажите, как вы это делали? Что старались сохранить при этом?
4) Благодаря какому органу чувств мы смогли ощутить аромат цветов?
5) А вкус ромашки?
6) Благодаря какому органу чувств мы смогли почувствовать тепло солнца, прохладу ветерка?

– Сформулируйте тему урока
– А какова цель урока?

III. Актуализация знаний.

– Задача нашего урока – ближе познакомиться со строением органов чувств, их значением в жизни людей.
– С органом зрения мы познакомились на прошлом уроке. Вспомним, что известно вам о нем.

1) Из каких частей состоит глаз? Их значение?
2) Какие советы вы могли бы дать окружающим, чтобы они смогли сохранить зрение.

Закрыть глаза и держать их закрытыми на счет 1–4. Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать их открытыми на счет 1–6. Упражнение повторить 4–6 раз.

IV. Совместное открытие знаний.

– Изучение органов чувств будет вестись по плану:

1) Название.
2) Как устроен.
3) Связь с деятельностью головного мозга.
4) Значение для человека.
5) Гигиена данного органа

1) Орган слуха (рассказ учащегося, учащиеся следят по учебникам).

Физкультминутка “Чудесные точки”.

Начинаем массировать мочку уха – отвечает за глаза;
верхняя часть ушной раковины – позвоночник

2) Орган равновесия.

– Еще раз взгляните на ту часть рисунка, где изображено внутреннее ухо.
– Какой орган расположен там?
– О его устройстве и значении прочитайте самостоятельно по учебнику, подготовьте ответ по плану.

3) Дальнейшее изучение органов будет вестись 3-мя исследовательскими группами

1-я группа – орган вкуса.

2-я группа – орган обоняния.

3-я группа – орган осязания.

Мы провели массаж отдельных участков кожи на пальцах нашей руки. Существует прямая связь между точками на коже пальцев и деятельностью внутренних органов.

– Как же головному мозгу удается не только различать сигналы, поступающие от различных органов чувств, но и не перепутать эти сигналы? (Обращение к тексту учебника.)

V. Самостоятельное применение знаний.

1. Игра “Не ошибись”.

– Сейчас прозвучат слова, вы должны решить, с каким органом чувств они связаны? Покажите этот орган чувств.

(Соленый, мягкий, зеленый, громкий, кислый.)

– Какова тема урока?
– Сколько органов чувств существует у человека?
– С каким органом связана деятельность всех органов чувств?
– Что нового узнали для себя на уроке?

Источник

Презентация по окружающему миру: «Органы чувств» 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Новые знания о человеке Органы чувств Урок окружающего мира, 4 класс УМК «Система Л.В.Занкова»

Иван Петрович Павлов (1849 – 1936) Нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде.

Глаз – орган зрения Глаз – орган зрения – можно сравнить с окном в окружающий мир. При помощи зрения мы получаем информацию о форме, размерах, цвете предметов.

Нос – орган обоняния Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире.

Орган слуха — уши Слушая и воспринимая звуки, человек узнает о том, что вокруг него происходит, общается с людьми, чувствует опасность, наслаждается музыкой.

Орган вкуса — язык Язык является органом вкуса. Когда мы берем пищу в рот, она раздражает язык, и мы ощущаем вкус пищи. С помощью языка мы узнаем соленое, сладкое, кислое и горькое.

Орган осязания — кожа Кожа наш верный защитник. Она защищает тело от различных повреждений, она не пропускает воду, предохраняет человека от холода и жары.

Обсудите, какие органы чувств воспринимают информацию в следующих ситуациях и какие действия должны последовать: 1) учитель прочитал условие задачи и предложил решить ее письменно; 2)по дороге в школу вы переходите улицу; 3) в помещении вы почувствовали запах дыма.

Тест Соедини стрелочками Глаза Уши Кожа Язык Нос Вкус Осязание Зрение Слух Обоняние

Итог урока — Какие органы чувств участвовали у вас сегодня на уроке? — Какую новую информацию вы получили?

Источник

Конспект урока окружающего мира 4 класс » Органы чувств»

Тема урока: «Органы чувств»

Цель: углубить и расширить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаём мир.

1. уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеет зрение;

2. расширить знания учащихся об укреплении своего здоровья;

3. ознакомить с профилактическими мероприятиями по сохранению и улучшению зрения;

4. прививать навыки сохранения здоровья;

5. развивать умение работать с учебным текстом;

6. воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

— Ребята, какой раздел учебника мы изучаем?

— Что приводит в движение организм? (скелет и мышцы)

-Какие органы составляют нервную систему?(чувствительные клетки, головной и спинной мозг, нервы)

-Какая система очищает кровь от отходов жизнедеятельности организма и выводит избыток воды? (выделительная)

-Из каких органов она состоит?( почки, мочеточники, мочевой пузырь)

-Благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизнедеятельности вещества?(органам пищеварения)

— Перечислите органы пищеварения(полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник)

— Какую функцию выполняют органы кровообращения?(кровь доставляет всем клеткам питательные вещества, витамины, кислород, кровь уничтожает микробов)

— Перечислите органы кровообращения?(сердце и кровеносные сосуды)

— При помощи, каких органов происходит дыхание?(при помощи органов дыхания)

— Перечислите органы дыхания.(носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие)

2. Сообщение темы и целей.

— А наш урок мы начнём со стихотворения.

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик — запах различать,

Руки — чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

— О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием.(органы чувств)

— Хотите познакомиться с ними поближе? Этим мы и будем заниматься сегодня на уроке..

3. Изучение нового материала.

— Я загадаю вам загадку, ответив на нее, узнаете, с какого органа мы начинаем разговор:

Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят. (глаза)

— Возьмите зеркальце и рассмотрите свой глаз. Какой он формы? (круглой)

— За то, что глаз круглый и плотный его назвали «глазным яблоком».

— Что ещё вы видите? (В глазном яблоке есть белая оболочка. А середина глаза не белая, а окрашенная — это радужка.)

— Какого цвета радужка у Светы? У Насти?

— Правильно, глаза бывают разного цвета. Какого?

— Теперь внимательно приглядитесь к глазу. Что ещё вы видите? (зрачок)

Глаз подобен фотоаппарату, который постоянно фиксирует окружающий нас мир. Когда мы смотрим на какой- нибудь предмет, через зрачок в глаз попадает свет. Количество света регулируется радужной оболочкой (это цветная часть глаза).

За зрачком расположен хрусталик. Всё, на что мы смотрим, хрусталик проецирует на сетчатку внутренней стенки глаза. Поскольку световые лучи в глазе пересекаются, изображение получается перевернутым. Зрительный нерв передаёт увиденное в твой мозг. Как предмет выглядит в действительности помогает понять мозг.

— Сейчас проверим, как дружно умеют работать ваши глаза и мозг. Что я вам показываю?

— Проделаем небольшой опыт: что у меня в руке? (мяч)

— Какой он формы?- Какого размера?- Какого цвета?

— Какой орган вам помог в данном опыте? (глаза)

— Подведём итог: что могут видеть (определять) глаза? Цвет, форму предмета, расстояние, размер.

— Вернёмся к нашим зеркалам. Чем защищены глаза? (подвижными веками — верхним и нижним, ресницами, бровями)

Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра и пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза.

-» Глаза, словно окна в мир». Почему так говорят?

— Какие правила мы должны выполнять, чтобы наши глаза были всегда здоровы?

Памятка «Береги зрение”

1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут надо давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе чем в 2-3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуясь чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

Зарядка для глаз.

1. «Движение глазами за полётом бабочки».

К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа от вас, вверху, внизу. Выполняем медленно, с максимальной амплитудой. Голова не поворачивается, движутся только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. Повторяется 3 раза.

Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабиться.

Уши — орган слуха.

А они слушают. (Уши)

— На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина — это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружняя часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка — барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

— Проведём следующий опыт: закройте глаза.(учитель хлопает в ладоши)

— Продолжаем опыт.(учитель рвёт бумагу)

— Что произошло сейчас?- Как вы догадались? (услышали)

— Какой орган вам в этом помог? (уши)

— Завяжем Наташе глаза. Тот, на кого я укажу, позовёт её по имени. Наташа должна определить, кто её позвал.

Памятка «Береги слух”

1. Регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку, и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.

Кожа- орган осязания.

Зимой бывает вся в мурашках,

А летом загаром бронзовым покрыта. (кожа)

Задание 1. (рассматривание кожи)

— Какого цвета наша кожа?

— Погладьте себя по руке. Какая кожа на ощупь? (ровная, гладкая)

— Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите? (На коже есть мелкая сеточка, бугорки, волоски, складочки, впадинки)

— Как вы думаете, зачем человеку кожа? Какая от неё польза?

— Что можно «увидеть» с помощью кожи? Кожа может нам о многом рассказать.

Игра «Волшебный мешочек».

— Определите на ощупь предмет и назовите его. (В мешочек из ткани помещаются различные предметы: кубик, чашка, карандаш, яблоко).

Кожа — это наружный покров тела, который защищает человека от внешних воздействий и участвует в процессе осязания. Кожей мы можем почувствовать форму, гладкость, ребристость поверхности, к которой прикоснулись и угадать, что перед нами

находится. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, удар или жжение. Это свойство коже придают пролегающие в ней маленькие нервные окончания — волосяные луковицы из которых растут волосы. Важная задача кожи — противостоять угрозе для нашего тела. Для этого кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость.

— Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган — кожа.

— Как нужно заботиться о коже? (старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обмораживания)

— Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку)

Нос- орган обоняния.

— Что значит «обонять»? (чувствовать запах)

Определите предмет по запаху. (Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, кусочек хлеба, ветка ели).

— Какой орган помогает нам различать запахи? (орган обоняния)

( Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, сигнал передаётся в головной мозг и человек чувствует запахи.)

— О чём нас могут предупредить запахи? (об опасности)

— Чем важен для человека орган обоняния?

Правила охраны органа обоняния

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

Всегда он в работе,

Когда мы молчим. (язык)

— Как назвать по- научному этот орган? (орган вкуса) Эксперименты с языком, как с органом вкуса, вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.

— Что можно определить с помощью языка? (вкус пищи)

Поверхность нашего языка покрыта маленькими бугорками. Есть свои бугорки для солёного, для горького, для кислого и для сладкого. И ото всех них идут нервы в мозг.

— Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?

— Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)

(вызывается ученик для проведения опыта и пробует воду языком)

— Какая вода находится в каждом из стаканов?

— Какие ещё качества пищи различает язык?(горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)

— Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?

— Давайте проведём простой опыт:

представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

— Что происходит? (мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

— Почему так произошло?

— У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

Игра «Угадай по вкусу».

— А сейчас самая «вкусная» игра. Определи на вкус, что это за фрукт. (Пробуя кусочек фрукта с завязанными глазами, дети описывают словами его вкусовые качества и называют).

— Для чего служит язык, как орган чувств? (для определения вкуса пищи; пища должна быть не очень горячей — обжигая язык — мы почти не чувствуем её вкуса)

5. Закрепление пройденного.

– Ребята, я буду читать вам определения, а вы молча запишите название органа, к которому подходит это определение.

1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы.(кожа).

2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь и подкладывает то под один, то под другие зубы. (язык)

3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос) Почему?

4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. (ухо) Как называются видимые уши?

5. Орган помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости (глаза). (кожа, язык, нос, уши, глаза – органы чувств) (Слайд 12.)

Проверочный тест: «Органы чувств»

ГЛАЗА ОРГАН ОБОНЯНИЯ

УШИ ОРГАН ОСЯЗАНИЯ

— Итак, у человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – глаза, уши, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.

7. Домашнее задание.

Стр. 132-135, пересказ; памятки прочитать ещё и пользоваться правилами в своей жизни; рабочая тетрадь.

Источник

Читайте также:  Чувство жжения во всем позвоночнике
Оцените статью