- Урок «Органы чувств» (2 кл) план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Система обучения Занкова Л.В. Окружающий мир. Тема: «Органы чувств человека». план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Органы чувств» (2 кл)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока по теме: «Органы чувств» (2 кл)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organy_chuvstv_2_kl.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Наши помощники – органы чувств».
Цель: уточнить представления об органах чувств.
- Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
- Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;
- Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
- Проверка готовности к уроку.
- Объявление темы и целей урока.
— На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы. Давайте вспомним, как они называются.У вас лежит мнебольшой кроссворд, послушайте загадки и заполните его. Открывается кроссворд (Слайд1)
1.У зверушки на макушке,
А у нас – выше глаз. (Ухо)
2.На ночь два оконца
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
3.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)
4.Меж двух озер стоит утес,
В нем две пещеры – это…(Нос)
5. Первым пробовать привык
Угощенья все ….(Язык)
-Сегодня мы на уроке познакомимся с органами чувств, которые присутствуют в нашем организме.
- Работа по теме.
- Игра «Чудесный мешочек». Орган зрения.
В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.
— У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)
— Какой цвет этого предмета?
— Почему не можем сказать? (Не видим)
— А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.
— Что вам помогло?
— Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. (Слайд 2)
-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему? (Ответы детей.Возможно составление правил о том, как беречь глаза)
Глаза — орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа — глазницах, защищены подвижными веками — верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их
2.Игра «Угадай голос». Орган слуха.
— Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить правила, которые мы составили. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)
— Что помогало ведущим угадывать? (Слайд 4)
— Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом — это часть уха — ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.
— Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши?
Слух –это способность человека воспринимать звуковые волны.
3.Работа с учебником.Орган обоняния.
-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)
-Откройте учебники на странице 19. Прочитайте, какой орган чувств помогает услышать запах?
— Как называется этот орган чувств? (Орган обоняния, слайд 5)
-. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.
— Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? Кто они?
Обоняние – это способность чувствовать запахи.
Выступление ребенка: Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии . В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер. Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций. Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.
— А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)
— Прочитаем об этом органе на стр.22.
-Как он называется?
-Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. ( Слайд 6)
Язык помогает различать вкус еды.
5. Орган осязания. Игра «Узнай, что это?»
— И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).
— Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)
-Что помогает определить, какой это предмет?
-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (Слайд 7)
— Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.
6. Работа в рабочей тетради.
-Мы сегодня говорили о внешних органах чувств. Давайте вспомним, как они называются? Можно предложить заполнить заранее подготовленные карточки, например:
Напиши органы чувств.
ухо -____________ язык — ______________ глаз — ________________
нос — ____________ кожа — __________
и проверка Слайд 8
— Какую роль для человека они выполняют?
Этими органами мы можем чувствовать окружающий мир. К органам чувств надо относится бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.
— Вам понравился урок?
— Вы хорошо работали. Молодцы.
Дополнительно можно предложить интересные данные о шестом чувстве.
Раньше считали, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. И только поэтов, которые как-то иначе, тоньше, глубже воспринимают мир, наделяли «шестым чувством». Правильно ли это?
Закройте-ка глаза и встаньте в какую-нибудь позу, потом «смирно», а потом опять в ту же позу. Какой из пяти названных выше органов чувств позволил вам повторить движение?
Это было «шестое чувство» — кинестезическое, то есть чувство движения, вызванное раздражением специальных рецепторов (концевых образований нервных волокон), заложенных в мышцах, сухожилиях, суставах.
При ходьбе, танцах, езде на велосипеде вы чувствуете изменение скорости или направления вашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. Это он воспринимает изменение положения головы и направления движения тела.
Кроме того, мы ощущаем голод, жажду, боль в животе и так далее.
Все это так называемые интерорецептивные (от латинских слов: «интериор» — внутренний и «рецептио» — прием) чувства.
Вот, оказывается, сколько у любого человека, а не только у поэта, «шестых чувств», хотя во всех этих случаях правильнее говорить об ощущениях и анализаторах, а не о чувствах и органах чувств. «Шестое чувство», о котором говорят поэты, — это чувство прекрасного и интуиция. Об интуиции мы уже писали.
Источник
Система обучения Занкова Л.В. Окружающий мир. Тема: «Органы чувств человека».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Развивающее обучение раскрывает индивидуальные возможности ребёнка. На уроке применила технологию деятельностного метода обучения. Показала, как дети работают самостоятельно, учатся планировать, анализировать, обобщать, делать выводы. Организовала групповую и индивидуальную работу. Ученики выступили со своими кратковременными исследовательскими проектами. Показали презентации. Можно детям много раз говорить о пользе зарядки для глаз, но, когда информация поступает не от учителя, а от твоего товарища, который подтверждает слова найденными материалами – сообщениями, табличками, своим примером – из своей семьи, дети начинают задумываться. Урок достиг методической цели, все дети были вовлечены в учебный процесс, работали активно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Система обучения Занкова Л.В.
Окружающий мир. 2 класс.
Тема: «Органы чувств человека».
Учебник: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков «Окружающий мир» в 4 ч., «Учебная литература».
Цель: 1. Расширить знания учащихся об органах чувств, познакомить с их работой и правилами охраны.
2. Развитие познавательной деятельности детей, речи. Формирование навыков чтения.
3. Воспитание чувства аккуратности, гигиены органов чувств.
Оборудование : слайды, картинки на доске, диск DVD c записью пения птиц,
плакат — «ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ».
1 ряд — на тарелочках кусочки овощей, соль, сахар;
2 ряд – в пробирках — жидкие вещества;
3 ряд – 2 грелки с водой, мешочки из ткани с мелкими пуговицами разного размера.
Презентация – «Берегите зрение! Зарядка для глаз».
I. Организационный момент.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
II Актуализация знаний .
-Дома вы читали про доктора Гаспара Арненри из повести-сказки «Три толстяка» Юрия Олеши.
-Сколько наук потребовалось доктору Гаспару, чтобы изучить окружающий мир?
— Каждая наука изучает мир со своей стороны. Лишь только вместе науки дают представление о том, что нас окружает. И все эти науки может изучить только человек. О человеке мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.
III. Постановка учебной задачи .
-Ребята, а о чём же сегодня мы будем с вами говорить?
На доске картинки: глаз, ладонь, ухо, язык, нос (закрываю картинки).
— Сегодня на уроке мы узнаем, какие же органы чувств имеет человек.
Вы попробуете назвать мне сами, при помощи каких органов чувств мы познаем окружающий мир.
Как вы думаете, зачем перед вами лежат эти предметы?
Дети удивляются, смотрят друг на друга и по сторонам.
— Мы, наверное, на уроке будем что-то пробовать.
-А мы нюхать или пить…..
— А у нас мешочек маленький…
IV. Поиск решения учебной задачи .
У вас на салфетках лежат фрукты и сыпучие вещества. Какие?
Определите – овощи и сыпучие вещества. Под каким номером что лежит.
2 ряд: У вас в пробирках налиты разные вещества. Какие? Определите. Понюхайте и скажите.
3 ряд: Определите, в какой грелке, какая вода.
Что находится в зашитом со всех сторон мешочке?
-Есть предположения? Какие органы чувств помогли вам ответить на вопрос?
Практическая работа. Дети работают в парах.
(Результаты записывают в тетрадь).
5. яблоко 6. банан
2. подсолнечное масло
Красная грелка — тёплая вода, синяя грелка — холодная вода.
В мешочке мелкие пуговицы разного размера.
Дети рассказывают о результатах работы.
Дети советуются друг с другом и дают ответы.
V. Первичное закрепление.
1 ряд. Проверяем. Какой орган чувств вам помог?
— Ребята, а вы не забываете мыть руки?
— Дети, закройте глаза. Что вы сейчас слышите?
— Какой орган чувств вам помог?
-Да, ребята, все-таки большую часть сведений о мире мы получаем с помощью ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ — глаз.
— Ребята, а как нужно относиться к глазам?
(язык — картинку открываю).
Этот орган называется — ОРГАН ВКУСА.
Об органе вкуса – языке — приготовил сообщение один из учеников ( слайды).
(Нос- картинку открываю).
Нос — ОРГАН ОБОНЯНИЯ.
Сообщение об органе обоняния – носе — приготовил один из учеников (слайды).
(Ладошка – картинку открываю).
3 ряд. Кожа — ОРГАН ОСЯЗАНИЯ.
С маленьким проектом выступает ученик.
— Я такую птичью песню слышала у бабушки в деревне.
Сообщение об органе слуха приготовил один из учеников (слайды).
«ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ».
Сообщение об органе зрения приготовил один из учеников
Ответы детей: глаза надо беречь.
Никогда не читать в темноте и не читать лёжа.
(Исследовательский проект – готовил ученик).
VI . Самостоятельная работа с самопроверкой.
— Ребята, выбирайте текс по желанию.
Зрение и слух» стр.24-25 или «Обоняние и вкус» стр.25-26.
— Всем удалось ответить правильно?
— У кого были затруднения?
— Кто сегодня может сказать, что узнал новое?
-А кто дал ответ на самый трудный вопрос?
Дети работают в группах и задают вопросы друг другу по теме:
1.Когда говорят «глаза загорелись», «глаза на мокром месте»?
2. Различаете ли вы цвета? Сколько цветов и оттенков вы можете назвать?
3. Как слух помогает нам в жизни?
4. Что оскорбляет наш слух? На что вы смотрите с удовольствием?
5. Попробуйте ответить, в каких случаях говорят: «Слюнки текут»?
Дети высказывают свои мнения.
Делятся впечатлением от урока.
— Какие же органы чувств знаете?
— Сколько у человека органов чувств?
Домашнее задание: Кроссворд «У человека какой профессии больше развито чувство. »
Ответить на вопросы — стр. 28.
Найти материал и рассказать о коже.
Дети получают листочки с кроссвордом.
1. Чувство ОБОНЯНИЯ
2. Чувство СЛУХА.
3. Чувство ВКУСА.
4. Чувство ЗРЕНИЯ.
5. Чувство ОСЯЗАНИЯ.
Приложение. (Из работ учащихся).
Луч света, тьма ночи, цвета, оттенки, движение, глубина, объем.
Глаз — окно мозга в мир. Глаз человека в том виде, как он существует сейчас, появился не сразу.
Рыбы — вначале на коже — маленькие пятнышки чувствительные к свету.
Крот – глаза недоразвиты, покрыты пленкой.
Глаз орла острее человеческого.
Сокол видит на расстоянии 1500 метров.
Раковина собирает звуковые волны. Внутри они попадают на барабанную перепонку. Она колеблется и передает сигнал дальше в среднее ухо. Там есть необычный музыкальный инструмент, около 20000 струн его воспринимают только определенный тон. Здесь проходят нервы, которые передают сигнал в мозг.
У собаки тонкий слух — уловит звук, который не слышит человек.
Вся его поверхность усеяна мельчайшими нервными приборами — вкусовыми сосочками. Они делают поверхность языка шероховатой. На языке — как на грядке — разные вкусовые площадки.
Хорошо развито у человека. Даже очень маленькие дозы пахучего вещества в воздухе мы замечаем и реагируем на них. Ведь, если бы этого не было — многие газообразные вещества оказались бы смертельными для нашего организма. Собака — из 12 человек (шли след в след — нашла направление хозяина.)
Развивающее обучение раскрывает индивидуальные возможности ребёнка.
На уроке применила технологию деятельностного метода обучения.
Показала на уроке, как дети работают самостоятельно, учатся планировать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Организовала групповую и индивидуальную работу. Ученик выступил со своим кратковременным исследовательским проектом. Показал презентацию. Можно детям много раз говорить о пользе зарядки для глаз, но, когда информация поступает не от учителя, а от твоего товарища, который подтверждает слова найденными материалами – сообщениями, табличками, своим примером – из своей семьи, дети начинают задумываться.
Урок достиг методической цели, все дети были вовлечены в учебный процесс, работали активно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: Познание мира, 3 класс.Тема: Органы чувств человека.Цель: Обобщение знаний учащихся об органах чувств человека.Задачи:1.Обобщить и углубить знания учащихся об органах чувств, позн.
Технологическая карта – это модернизированный план урока, это системная рекомендация деятельности учителя и ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического.
Урок окружающего мира для обучающихся 2 класса. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.Настоящий урок был разработан для обучающихся второго класса. Его особенности зак.
Окружающий мир. Тест по теме «Органы чувств человека» 2 класс.
В данной презентации в доступной форме рассказывается об органах чучств человека. Презентация может быть использована на уроках по окружающему миру 3 класса.
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Органы чувств человека». 3 класс. Школа России.
Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований кохране органов чувств.Развивающие: раз.
Источник