Слайд 8. Посмотрите на слайд и подумайте о чем идет речь?
Орган, являющийся частью системы и участвующий в восприятии и преобразовании раздражения «Х» в нервный импульс (Рецептор)
Слайд 9. Часть пути, по которому проходит нервный импульс от рецепторов до центральной нервной системы (Рефлекторная дуга)
Слайд 10. Орган, в котором обрабатываются и анализируются ощущения, полученные от органов чувств (КБП)
Станция 2. «Путь передачи сигнала
Задание2. Расположите картинки в правильном порядке (с помощью цифр), располагая их по мере поступления сигнала.
Слайд 12.
А каково строение анализатора
Задание 4. Используя свои ответы, слова-спутники и информацию в учебнике на стр. 303 заполните схему
Слайд 13.
Слайд 14,15. Что видите на картинке? Оптические иллюзии. Что такое Иллюзии?
Задание 4.Найдите в тексте параграфа на стр. 304 определение термина «Иллюзии» и выпишите его, приведите пример.
Через какой анализатор человек получает 90% информации из окружающего мира? А всегда ли можно доверять зрению?
А почему они возникают? ( Мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз)
Слайд 17. 4.Закрепление . Следовательно, какой вывод вы можете ( для проверки достоверности полученной информации важно совместное действие анализаторов ).
И в завершении урока давайте применим свои знания при решении биологической задачи: Слайд 18
Почему в концертных залах не гасят свет. Как вы объясните данный факт?
( При ярком свете слух обостряется, а в темной комнате слабые звуки почти не слышны .).
Итоги урока: а теперь оцените ваши работы. У кого 5?
Творческое задание: К эпиграфу урока придумать лозунг.
2. Составить кроссворд на тему: «Анализаторы»
3. Найти интересные факты о зрительном анализаторе и оформить в виде буклета.
У вас на столах лежат карточки с высказываниями, поднимите то, которое отражает ваше отношение к сегодняшнему уроку.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Курс повышения квалификации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Источник
Разработка урока биологии 8 класс по теме «Органы чувств».
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_konspekt_organy_chuvstv_2016.docx | 44.93 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Заволжский
Пугачевского района Саратовской области»
Конспект урока биологии в 8 классе.
Тема: Значение органов чувств и анализаторов.
Органы осязания, обоняния и вкуса.
Николаенко Татьяна Ивановна
учитель биологии и химии
П. Заволжский, 2016г.
Тема: Значение органов чувств и анализаторов.
Органы осязания, обоняния и вкуса.
а) способствовать развитию общеучебных умений:
б) способствовать превращению биологических знаний в личностно-значимые (умение соблюдать правила безопасности при обращении с различными веществами)
в) способствовать развитию умений познавать свой организм и его функции самостоятельно.
Тип урока: открытие нового знания.
Вид: урок-исследование на проблемной основе.
Цель урока: Деятельностная: создание памятки «Гигиена органов чувств».
Содержательная: знакомство с новыми понятиями: анализаторы, рецепторы, иллюзии, токсикомания и со строением и значением органов вкуса, осязания и обоняния .
Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную; определять и формировать цель деятельности, самостоятельно обнаруживать проблему, выдвигать версии, искать средства для достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные : развивать умение описывать процессы восприятия явления органами чувств, умение анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы; знать строение органов чувств; проводить наблюдения.
Коммуникативные : развивать умения учащихся работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Личностные : проявлять чувство ответственности и заботу о собственном здоровье.
Планируемый результат: знать правила гигиены органов чувств и уметь их применять, созданная памятка.
Основные понятия: анализаторы, рецепторы
Межпредметные связи: физика, химия
— основные : Биология 8. Человек. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт.: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш «Вентана – Граф»,2011 г.
-дополнительные : средства для проведения опытов, наглядный материал (таблицы, муляжи), раздаточный материал (индивидуальные листы с таблицами, инструкции для проведения наблюдений, листы с заданиями),видеоролики, презентация, QR — код.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Структура и содержание урока
Задания для учащихся
Планируемые результаты УУД
I, II.Проблемная ситуация и актуализация
Цель: -создание условий для возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в учебную деятельность;
— организация выполнения уч-ся пробного учебного действия и фиксирования уч-ся индивидуального затруднения
Выполняют проблемные эксперименты
Создает условия для возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в учебную деятельность
Устная инструкция учителя
Выявляют роль органов чувств
самостоятельно обнаруживать проблему
делать выводы, строить рассуждения
уметь выражать свои мысли в устной речи
учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций
III.Выявление места и причины затруднения
-выявить место (шаг,операция) затруднения:
-зафиксировать во внешней речи причину затруднения
Выявляют место затруднения
Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения
В устной беседе связывают эксперимент со схемой о здоровом образе жизни
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
IV. Поиск решения из проблемной ситуации:
-организовать постановку целей урока;
Организовать составление совместного плана действий
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
Ставят цель урока
С помощью учителя составляют и проговаривают план действий
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности
Организует постановку целей урока
Организует составление совместного плана действий
Организует определение средства
1.Сами попробуем выполнить задание
2.Сопоставим свои предположения с учебником
3.Спросим у учителя
4. Устраним затруднения
Уметь определять и формулировать цель на уроке
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умение доказать свою точку зрения
V. Реализация построенного плана действий.
А) индивидуальные задания- опыты
Организует работу учащихся с заданиями-тестами «Рабочие листы»:
-выполнение письменной части;
-беседа по биологическим задачам;
Знать строение органов чувств, процессы, происходящие в органах чувств.
Перевод информации из одного вида в другой
самостоятельно обнаруживать проблему
делать выводы, строить рассуждения
уметь выражать свои мысли в письменной речи
учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Отчеты групп по выполненному эксперименту.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности
Организует реализацию совместного плана действий
Отчеты групп по выполненному эксперименту.
Перевод информации из одного вида в другой
Коммуникативные : умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.
Личностные : мотивировать свои действия.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа всего класса: Сформулируйте определение терминов: иллюзия, послевкусие, тактильные рецепторы, токсикомания. Задания по вариантам
Предлагает ученикам сформулировать определение анализатора
Записывают определение в тетради.
Коммуникативные : умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.
Личностные : мотивировать свои действия.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Выступление эксперта. Взаимодействие анализаторов .
Предлагает проанализировать записи в тетради, закончить заполнение таблицы «ЗХУ», графы «узнал».
Формулируют выводы, заполняют таблицу.
Коммуникативные : умения работать с ИКТ; находить информацию; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.
Личностные : мотивировать свои действия.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
-зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Рассказывают о достигнутых результатах каждым учеником самостоятельно
Закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня:
Сегодня я узнал(а)…
Расскажите по схеме, чему научились на уроке
Учиться использовать свои знания для объяснения
Стараться понять друг друга.
Анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы
X. Постановка домашнего задания
Выбор домашнего задания и запись его в дневнике
Предлагает сделать выбор домашнего задания
§ 51,55 объяснить значение крылатых выражений. По выбору: Составить кроссворд «Органы чувств». Составить памятку «Гигиена органов чувств».
Учиться навыкам гигиены
Приобретать новые умения работы с информацией
Создание настроя на урок.
— Утром вы шли по улице и испытывали различные ощущения. Холодно, свежий воздух. Как вы получили эту информацию?
II. Проблемная ситуация и актуализация
Учитель начинает урок с проблемного эксперимента. Не объясняя темы и цели сегодняшнего урока, предлагает учащимся проанализировать два эксперимента, затем предлагает заполнить таблицу на доске (сначала 2 столбика).
1) Учитель просит закрыть учащихся глаза и разбрызгивает по классу мандариновый сок.
Учитель: Что вы представили, ощутив запах?
Ассоциации учащихся: Новый год. Подарочный набор с конфетами и фруктами.
Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?
Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании запаха.
2) Учитель просит закрыть учащихся глаза и предлагает одному ученику определить на ощупь предмет (например, тетрадь).
Учитель: Что вы представили, ощутив предмет?
Ассоциации учащихся: ученическая тетрадь.
Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?
Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании осязания.
3) Учитель просит закрыть учащихся глаза и предлагает одному ученику определить вещество (дать ученику кусочек шоколада).
Учитель: Что вы представили, ощутив вещество?
Ассоциации учащихся: шоколадка.
Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?
Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании вкуса.
III. Выявление места и причины затруднения
Устная работа : утверждения «да», «нет», «не знаю»:
Здоровье не купишь
Во время насморка пища кажется невкусной
Приятные запахи доставляют радость: это запах цветов, леса
Для курящих людей пища кажется недосоленной и пресной
Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.
Здоровье дороже богатства
Руки всегда чистые, поэтому перед едой их мыть не надо
Слишком горячая пища обжигает язык и мы почти не чувствуем её вкуса.
Нос работает как сторож
Здоровье всего дороже
Неприятные запахи предупреждают об опасности
Здоров будешь – все добудешь
Предлагает учащимся предположить тему урока и ее цель. И заполнить первый и второй столбики таблицы.
Если вы в первом столбике заполнили так много, то, что же вам хотелось бы узнать сегодня на уроке.
( Предположение учащихся темы и цели урока).
IV. Поиск решения из проблемной ситуации: организовать постановку темы и целей урока.
Тема: Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния и вкуса.
— Что вы знаете об этих органах? (ответы детей: это нос, пальцы, язык)
— Что еще НЕ знаете? (ответы детей: как они действуют, почему мы можем чувствовать прикосновение, вкус, запах).
— Что нужно сделать, что бы узнать об этом? (выполнять задания учителя, искать информацию в различных источниках).
— Какие цели необходимо поставить на этом уроке?
— Что бы ответить на все вопросы, прозвучавшие ранее необходимо провести исследование.
Для начала необходимо узнать, из каких частей состоит анализатор? (рецептор, чувствительный нерв, отдел ЦНС, который обрабатывает поступившую информацию и создает образ).
— Что или кто будет являться объектом нашего исследования? (человек). Предметом – органы чувств.
Мы работали все вместе, а теперь предлагаю поработать в группах. Вы будете исследовать особенности органов чувств.
Каждая группа имеет инструктивную карту на столах. Вам предстоит выполнить исследование и сделать вывод.
После работы необходимо сообщить результат всему классу. Таким образом, мы создадим общую характеристику органов чувств.
— Приступим к работе? Уважаемые исследователи, помните, что от согласованной работы всех членов исследовательской группы зависит результат эксперимента. Один из членов вашей лаборатории лаборант – проводит опыты, второй- испытатель, выполняет задания с завязанными глазами, третий – лаборант-секретарь ведет дневник наблюдений и делает записи, четвертый — аналитик делает вывод по результатам, проведенных экспериментов.
В это же время в нашем небольшом филиале научно-исследовательского института работают 3 консультанта и эксперт, которые занимаются изучением теоретических основ биологии и уникальных возможностей человека. После результатов ваших экспериментов мы заслушаем их мнение.
А что бы работалось веселее, давайте снимем напряжение:
1. Упр.: коллективный массаж шеи и мышц верхней части спины
2. Упр.: поморгали глазами, похлопали ушами
3. Упр.: муха села на нос, посмотрели на неё, а теперь без помощи рук сгоните её
V. Реализация построенного плана.
Работа в группах.
Лабораторная работа №1
1)У испытуемого закрыты глаза. Двумя карандашами одновременно прикасаться на разном расстоянии сначала к ладони, а затем к спине. Сколько карандашей одновременно прикасалось к телу? Где больше рецепторов? На ладони или на руке?
2)Ученику с завязанными глазами дать в руки цветок. Он должен при помощи органов чувств определить, что это за предмет.
3) Ученику с завязанными глазами монету положить на запястье и затем в руки для исследования пальцами. Где больше рецепторов? На ладони или на руке?
Обсудите в группах результат и сделайте вывод.
Лабораторная работа №2
Поднесите пахучее вещество к носу. Вы ощущаете его запах. Задержите дыхание, затем произведите несколько коротких нюхательных движений. Что вы ощущаете? (кофе, растительное масло, духи, лавровый лист, мел).
Обсудите в группах результат и сделайте вывод.
Лабораторная работа №3
1) Обсушите чистой салфеткой кончик языка и положите на него конфету. Что вы ощутили в первое мгновение?
2) Испытуемому предлагается с закрытыми глазами определить по вкусу вещества из баночек (яблоки, лимон, шоколад, лук, конфета).
Обсудите в группах результат и сделайте вывод.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
— Итак, что же вы выяснили в ходе эксперимента?
Отчеты групп по выполненному эксперименту.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа всего класса: Сформулируйте определение терминов: иллюзия, послевкусие, тактильные рецепторы, токсикомания.
3 консультанта работая с учебником, дополнительным материалом и компьютером, находят факты, объясняющие и доказывающие выводы по результатам эксперимента и приводят примеры
Задание 1 : в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение.
1 вариант: 2 вариант:
зона коры полушарий выделение
1. Какой орган чувств изображен на рисунке?
2. Назовите части этого анализатора.
3. С какими анализаторами он связан?
Задание 2. 1 вариант : 2 вариант:
Оценивание Задание 1.
выделено ключевое понятие — 1 балл.
дано определение — 1 балл. всего — 3 балла.
названы части анализатора -1 балл.
отражена взаимосвязь — 1 балл. всего -3 балла.
«5» – 6 баллов. «4» – 5 баллов. «3» – 4 балла.
Гимнастика для глаз. Выполняется стоя.
Комплекс упражнений «Рисуй глазами треугольник» (Дети представляют внешний вид геометрических фигур).
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем, наконец. Зарядка кончилась.
Ты молодец!
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Выступление эксперта. Взаимодействие анализаторов .
Окружающий нас мир мы воспринимаем как единое целое, не выделяя какой-то один вид ощущений. И формирующиеся у нас образы внешних предметов и явлений — это результат объединенной работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре головного мозга, куда сходится сигнализация от всех анализаторов. Взаимодействие ощущений — непременное условие полноценной трудовой деятельности.
Анализаторы предупреждают нас об опасности. Они служат нам для выбора и получения удовольствия от еды, питья, произведений искусства…
В основе многих профессий лежат способности различать цвета, звуки, запахи, кожная и мышечная чувствительность. Художники, музыканты… Повар, дегустатор, парфюмер.
Сомелье – человек, ответственный за подачу напитков в ресторане, дающий советы по выбору вин и напитков; сервирует их и следит за их подачей клиенту.
Чайный сомелье ( титестер) – дегустатор чая. Он по цвету, запаху и вкусу определяет – откуда он родом, этот сорт, сезон сбора, способ хранения и переработки. Известные чайные фирмы страхуют органы обоняния своих титестеров на огромные суммы. От того на сколько ошибется специалист, зависит прибыль чайной компании.
Ни один уважающий себя дегустатор и близко не подходит к курящему, не говоря уже о том, чтобы самому закурить.
Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов .
Некоторые люди могут развить у себя многие способности. Как, например, маленький Моцарт играл на клавесине с полностью закрытой тканью клавиатурой и играл на этой ткани так, как если бы перед глазами была открытая клавиатура .
Это проприоцепция — способность чувствовать положение тела, или положение мышц, даже не используя зрение.
Но особенно важной в жизни людей становится эта способность, когда они имеют нарушения зрения или его полное отсутствие. Такие люди учатся читать и познавать мир с помощью алфавита Брайля — рельефно-точечный тактильный шрифт , предназначенный для письма и чтения.
Учитель: Но не только в обычной жизни люди с нарушениями восприятия и органов чувств добиваются результатов для самих себя, есть легендарные люди, которые своими достижениями прославляют нашу страну. Среди них слабовидящая лыжница и биатлонистка — Михалина Лысова, которая на олимпиаде в Сочи-2014 под руководством лидера Алексея Иванова стала четырёхкратной паралимпийской чемпионкой. Трудность биатлона для слабовидящих в том, что они ориентируются за бегущим впереди лидером по звуку маячка (сильному или слабому при удалении) и при стрельбе они совсем не видят мишени.
Итак. Давайте припомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
— Мы достигли этих целей? Что нового вы узнали на уроке?
— Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с иллюстрациями, просмотр видеофрагмента, выполнение эксперимента)
— Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой? (постановка и проведение эксперимента).
Закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня:
Сегодня я узнал(а)…
У меня получилось…
А еще я хотела бы вас проверить. Ответьте на вопрос, что это за картинка? (показать QR- код). (Учащиеся высказывают предположения).
Конечно, определить, что означают эти символы человеческим органам чувств неподвластно, но новинки техники позволяют нам открыть путь ко многим источникам информации даже с помощью простой программ в мобильном телефоне. Один ученик с помощью телефона выполняет расшифровку QR- кода и читает текст.
( Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.)
Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но к концу подошел наш урок.
А я благодарность вам всем объявляю,
Отметки все ваши в журнал выставляю.
Что будут они «хорошо» и «отлично».
Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю!
X . Домашнее задание. § 51,55 объяснить значение крылатых выражений. По выбору: Составить кроссворд «Органы чувств». Составить памятку «Гигиена органов чувств».
Крылатые выражения (объяснить)
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме «Терморегуляция организма. Закаливание». Второй урок по теме «Покровные органы. Теплорегуляция» в 8 классе.
Предсталена разработка урока биологии по теме «Значение органов чувств» в 9 классе коррекционной школы 8 вида.
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме «Почему организмы совершают движения? «.Методическая разработка урока с поэтап.
Презентация к уроку биологии по теме «Органы чувств».
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем «Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в.
Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност.
Источник