Педагогический совет «Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ»
методическая разработка
Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования системы работы по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет на тему:
«Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ ».
Вид педсовета: тематический
Форма проведения : круглый стол
Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования системы работы по патриотическому воспитанию.
- Проведение консультаций и семинара по данной теме.
- Тематический контроль «Организация работы ДОУ по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств» .
- Изучение материалов папки « Готовимся к педсовету».
- Анкетирование педагогов на тему «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников».
- Анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка»
- Изготовление дидактических игр воспитателями по патриотическому воспитанию.
- О результатах выполнения решений предыдущего пед.совета
- Выступление заведующего на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
- Выступление воспитателя 1 средней группы на тему «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений»
- Выступление воспитателя 2 средней группы на тему «Работа с родителями по патриотическому воспитанию»
- Выступление музыкального руководителя на тему «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
- Выступление физ.инструктора на тему «Патриотическое воспитание средствами физической культуры»
- Итоги тематической проверки на тему «Организация работы ДОУ по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств».
- Дискуссия на данную тему
- Итоги конкурса «На лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию»
- Проект решения пед.совета.
- Справка о результатах педсовета
- Выступление заведующего на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Патриотизм (от греческого patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма.
Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, воспитатели формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Что такое нравственность? Нравственность (мораль)- совокупность норм и принципов (добро, милосердие, всеобщее счастье). Общечеловеческое содержание морали выражено в «золотом правиле» — «поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел бы чтобы они поступали по отношению к тебе».
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Сегодня актуальность этой проблемы очевидна. Проблемы семьи требуют комплексного решения, многовариантных подходов. Растет число неполных семей, и даже те семьи, которые фактически являются полными, мало уделяют внимания детям, родители решают свои «насущные» проблемы. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания духовности и нравственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Вот почему образовательные учреждения должны делать всё возможное по преодолению духовно-нравственного опустошения детей и родителей, которое выражается сегодня в низком уровне культуры, сквернословии, пьянстве, в нежелании трудиться.
Система нравственно-патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
— создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;
— взаимодействие с родителями;
— взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, в выставочный зал и др. ).
Говоря о воспитании нравственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот своей Родины.
Нравственное – патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. Реализуя его основные задачи, педагоги ДОУ должны последовательно выстраивать свою работу, учитывать возрастные особенности детей и задействовать все виды детской деятельности. При этом активное участие родителей воспитанников в данном процессе также имеет немаловажное значение.
А вот какая работа проводиться у нас в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию, мы с вами обсудим на сегодняшнем педагогическом совете.
- Выступление воспитателя 1 средней группы на тему «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений
- Выступление воспитателя 2 средней группы на тему «Работа с родителями по патриотическому воспитанию» .
- Выступление музыкального руководителя на тему «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» .
- Выступление физ.инструктора на тему «Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры».
- Справка по итогам тематической проверки.
- Дискуссия на тему «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников».
Воспитателям предлагается разбиться на четыре команды по 2-3 человека.
Каждой команде нужно прокомментировать педагогическую ситуацию и найти выход.
- В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.
Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?»
Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!»
- На кануне празднования Дня Победы воспитатель рассказывает детям, что завтра вся группа отправиться на экскурсию к Могиле Неизвестного Солдата, и предлагает малышам принести из дома цветы.
На следующий день все ребята приходят в детский сад с букетами тюльпанов, гвоздик, нарциссов.
Педагог выводит детей на улицу, ребята строятся парами, показывают друг другу свои букеты, рассказывают, как они будут возлагать цветы к подножию памятника. Несколько ребят обращаются к педагогу: «А Ваня цветы не принес!»
- На праздничный утренник, посвященный Дню защитника Отечества, приглашены папы и дедушки. Для гостей были организованы различные конкурсы, в которых нужно было принимать участие ребенку и папе (или дедушке).
Аня, Дима и Ира за весь праздник не приняли участия ни в одном конкурсе, хотя пели и танцевали вместе со всеми детьми. Оказалось, что родители были заняты на работе и не смогли прийти на утренник.
- Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по несколько раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.
В один из дней воспитатель услышал фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ирина Андреевна (это няня группы, в которой бала организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь не удобно пыль протирать на полочках!»
Вопросы для дискуссии:
- Как вы считаете, от каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине?
- Почему, на ваш взгляд, формирование нравственно-патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
- Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?
- Какую роль могут играть родители в воспитании дошкольника?
- Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?
- Итоги конкурса «На лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию» .
В соответствии с планом работы ДОУ прошел конкурс «На лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию» с целью реализации годовой задачи по совершенствованию системы патриотического воспитания в ДОУ.
- Проект решения педсовета
- Продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение).
- Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.
- Продолжать пополнять предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию, в соответствии с возрастом детей.
- Продолжать работу с родителями по подготовке и проведению мероприятий на уровне ДОУ и города. Привлечь малоактивные семьи к воспитательно-образовательному процессу.
Источник
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях требований ФГОС до
Ольга
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях требований ФГОС до
В настоящее время, государство, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности.
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»).
Одной из основных задач ФГОС ДО,является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
В связи с этим патриотическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС довольно актуально в условиях современности.
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание можно рассматривать, как систему мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
В соответствии с ФГОС патриотическое воспитание дошкольниковподразумевает решение следующих задач:
формирование нравственно-духовных особенностей личности;
формирование чувства гордости за свою нацию;
формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – все эти качества начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для педагога это время благодатной почвы, так как в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. В старшем дошкольном происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Дети данного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы способствовать формированию духовно-нравственных отношений, развитию у дошкольников ценностных ориентаций, чувства гражданственности, патриотизма и любви к Родине? Конечно ответ очевиден — использовать в педагогической работе деятельностный подход.
Для достижения этих целей перед каждым педагогом встают следующие задачи:
— воспитывать чувства любви к родному дому, семье, детскому саду;
— побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
— формировать у детей потребность в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
— активно вовлекать родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Все это дает основание считать, что нравственно – патриотическое воспитание является одним из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.
Систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников можно построить, используя следующие формы работы по патриотическому воспитанию:
— организация ОД
— создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о известных людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кино и видео фильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
— взаимодействие с родителями;
— взаимодействие с социумом.
Свою работу педагоги ДОУ могут выстроить по разделам и тематическим блокам.
Раздел — Ознакомление с предметами ближайшего окружения-
— Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
— Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;
— Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.
Раздел — Ознакомление с явлениями общественной жизни-
— Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
— Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
— Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
— Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
— Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства.
Раздел — Ознакомление с природой-
— Воспитание любви к природе родного края;
— Воспитание бережного отношения к родной природе;
— Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Система и последовательность работыпедагогов отражается в Основной образовательной программе ДОУ и выстраивается следующими Тематическими блоками:
«Я и Родина» Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Одна из главных задач, которую каждый педагог ставит перед собой при подготовке каждого занятия –подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что Липецк— частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Большой Родиной проводим поэтапно, начиная с родного города.
«Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые». Важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к родителям, пожилым людям, умение понимать и анализировать, можно провести занятия на темы «Семь — Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т. д.
«Культура и традиции» — Знакомим детей с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью можно провести занятия — развлечения «Рождество — колдовство», «Масленица», «Праздник Белого месяца», «Осенины», акцию «Наряди живую елку».
«Этих дней не смолкнет слава» — В этом блоке проводятся занятия, утренники, праздничные концерты, посвященные ветеранам ВОВ и Боевой Славы, солдатам Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят сувениры и праздничные открытки.
«Педагогическое сопровождение семьи» — Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
«Вижу чудное раздолье» Традиционным это может быть в зимнее время забота о птицах участка (во время зимних прогулок дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями, уход за растениями, за цветами.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, в дошкольном возрасте, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и достойным гражданином своей страны.
«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной.
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.
Фотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Это связано с установлением приоритетности.
Комплексно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Город рожденный победой» Представление комплексно-тематического планирования по теме: «Город рожденный победой» Сегодня я хочу представить вам перспективное планирование.
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.
Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Воспитатель МБДОУ №16 д\с.
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» Содержание 1. Паспорт проекта. 2. Актуальность проекта 3. Цели и задачи проекта 4. Механизм реализации проекта 5. Календарный план.
Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. • Воспитание маленького патриота начинается с самого.
Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.
Источник