Организационный стресс что это такое

Организационный стресс

Организационный стресс (organizational stress) — психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах.

Организационный стресс обусловлен внутриорганизационными факторами трех уровней: индивидуальные характеристики персонала, групповое взаимодействие, организационная среда, а также внешними (макросредовыми) стресс-факторами. Другими словами, организационный стресс проявляется в напряжении адаптационных механизмов личности в ответ на определенную организационно-производственную ситуацию.

К таким стрессам относятся также ролевые конфликты, высокие профессиональные требования, экстремальные условия деятельности для определенных профессий (летчики, космонавты, диспетчеры АС и др.).

Общим признаком и главной причиной организационного стресса выступает наличие внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями работника. Значимыми причинами организационного стресса выступают слабости руководства и неудовлетворительный психологический климат. В последнем случае нарушается профессиональная взаимоподдержка коллег. В результате ограничена возможность обсудить профессиональные проблемы, получить одобрение, поддержку и успокоения от осознания того, что коллеги переживают те же трудности.

Несоответствие между личностью и организационной средой может проявляться на нескольких уровнях: субъективном, поведенческом, когнитивном, физиологическом, организационном.

К субъективным причинам и проявлениям организационного стресса психологи В. Зигерт и Л. Ланг относят следующие страхи у работников:

  • страх не справиться с работой;
  • страх допустить ошибку;
  • страх быть обойденным другими;
  • страх потерять работу;
  • страх потерять собственное «Я».

Е. С. Кузьмин выделил следующие причины:

  • нарушение чувства комфорта и безопасности труда;
  • дефицит времени для завершения плановых заданий;
  • трудные и ранее незнакомые производственные задачи;
  • чрезвычайные происшествия, стихийные бедствия, несчастные случаи;
  • конфликты с вышестоящими руководителями, с подчиненными, потеря руководителем своего авторитета и управляющего влияния на коллектив;
  • длительная работа без отдыха, переутомление;
  • несправедливые наказания, незаслуженное осуждение или пристрастная критика, лишение вознаграждения.

Психолог В. Дибшлаг выделил шесть причин организационных стрессов:

  • интенсивность работы;
  • доминирование фактора времени;
  • недостаточность или высокая интенсивность общения;
  • монотония;
  • различные внешние воздействия;
  • резкое нарушение обычной системы (порядка) работы.

Особую категорию составляет фактор высокой личной ответственности за коллег и подчиненных, за общее дело. Лица с высокой ответственностью в большой степени подвержены развитию организационного стресса и синдрома эмоционального выгорания.

К стрессовым факторам относится также отстранение от активного участия в принятии решений. Если работники не имеют возможности повлиять на важные события, касающиеся их работы, то они испытывают чувство беспомощности и потери контроля над ситуациями. Это ведет к развитию неудовлетворенности самореализацией и качеством жизни и, как следствие, к снижению (редукции) уверенности в профессиональной самоэффективности.

Негативные последствия организационных стрессов: снижение трудовой мотивации и волевого контроля, текучесть кадров, увеличение числа несчастных случает на производстве, увеличение конфликтности в коллективе, снижение производительности, переживания депрессии и переутомления, переживание одиночества и неудовлетворенности жизнью и многие другие комплексные переживания, называемые стресс-синдромами. Последствием длительного организационного стресса может стать профессиональное выгорание

Чем выше привлекательность работы в данной конкретной организации, больше уверенность в карьерном росте или стабильности и удовлетворенность профессиональной самореализацией и качеством жизни, которую обеспечивает работа, тем меньше вероятность переживания организационного стресса. Оптимальный уровень рабочей напряженности, стимулирующий работников к профессиональному и личностному росту, способствует их лояльности по отношению к своей организации.

Читайте также:  Эмоциональный интеллект детей с дцп

Источник

Организационный стресс: анализ причин и методы его профилактики

Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежagafecon@yandex.ru

ЗенковаЕвгения Николаевна,магистрант, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежzenkova.zhenya@bk.ru

Мирошникова Валерия Владимировна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.ВоронежLeraMiroshnikova@yandex.ru

Организационный стресс: анализ причин и методыего профилактики

Аннотация.В статье рассматриваются аспекты борьбы с организационным стрессом. Анализируются вопросы, касающиеся истории проявлений стресса в организации, особенности личностного стресса, воздействие организационного стресса на результативность бизнеса. Предлагаются способы устранения и предотвращения появления организационного стресса, применяемые в Российской Федерации, так и в зарубежных странах.Ключевые слова: организационный стресс, причины стресса,способы борьбы.

На сегодняшний день стрессовые ситуации выступают как одна из актуальных проблем для организаций во всех странах. Стресс является причиной многих факторов, ухудшающих производительность труда, качество выпускаемых товаров, способствует увеличению текучести кадров, что в свою очередь приводит к росту дисциплинарных проступков, травм и болезней, полученных в процессе производства.Борьба с последствиями организационного стрессасвязанасо значительными финансовыми затратами. В подтверждении данного тезиса, можно обратиться к американской практике борьбы с организованным стрессом, так компаниив этой стране тратят не менее60 миллиардов долларов на организацию мероприятийпо борьбе с последствиями стресса. Сюда входят: оплата больничных отпусков, формирование специальных психологических служб помощи персоналу и др. Именно по этим причинам нынешнему менеджеру просто необходимо в полной мере понимать угрозу стресса, выявлять стрессовое состояние у работников, предотвращать его появление, применять фундаментальные и современные методы преодоления стресса на предприятии, а также составлять профилактические программы по борьбе с ним[2, С. 125].В научных кругах тема стрессов стала предметом тщательных исследований лишь в XX веке. Впервые ученые её рассматривали с медицинской сторонывлияние стресса на деятельность сердечнососудистую систему, в последствии была предпринята попытка рассмотрение её с организационной точки зрениявлияние стресса на трудоспособность работника. Представляется необходимым проанализировать причины стрессов и признаки их проявления. Для противодействия стрессу в организации следует выделить его причины. Так, появление его личностном уровне (профессиональном, семейном) связано с рядом объективных факторов, а именно: проблемами в семье, финансовыми трудностями, спецификой характера человека, эмоциональным и физическим состоянием. Групповыми факторами стрессаявляютсявнутриличностные, межличностные и групповые конфликты, что обусловлено отсутствием сплоченности между работниками[1, С. 138]. Организационными причинами стресса выступают: высокая рабочая нагрузка, не соответствующие нормам условия труда, невысокая оплата труда, не проявление интереса к выполняемой работе, отсутствие самостоятельности в работе, неопределенность в распределении трудовых функций и т.п. Психосоциальные факторы характеризуютсяопределеннойкомбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. Причинами стрессов в производственной среде являются, прежде всего, отсутствие стабильности в будущем, специфика работы, отсутствие влияния на содержание своей работы, неблагоприятная организационная структура, жесткий стиль управления, тяжелый график работы, ролевой конфликт. Признаки проявление стресса принято классифицировать на три группы: физиологические, психологические и поведенческие. Самыми частыми физиологическими симптомами можно назвать увеличение или снижение артериального давления, перемены в весе, болевой синдром и др. Регулярное отсутствие согласованности между целями и результатами деятельности непременно становятся причинами хронической эмоциональной напряженности. Главными психологическими признаками стресса выступают: тревога, различной природы страхи, отсутствие уверенности в своих силах, депрессии, преобладание пессимистического настроения, ощущение вины, отсутствие сосредоточенности по различнымпричинам, лень и безразличность к происходящему.Так, квалифицированный работник подвергнутый состоянию стресса на этапе истощения, резко теряет былую работоспособность ( синдром «выгорания»). В свою очередь, мягкий по характеру человек может превратитьсяв жесткого и излишне эмоционального. Этот симптом наиболее характерен для таких профессий, как преподаватель, продавец, работники социальной и медицинской сфер.К поведенческим признакам организационного стресса следует отнести: прогулы, девиантноеповедение, неконтролируемые проявления гнева, трудоголизм (абсолютное погружение в работу игнорируя отдых и семейные обязательства), повышение количества погрешностей при выполнении привычной работы, ухудшение производительности, частая конфликтность.

Читайте также:  Мои статусы зависят от моего настроения

Следующим этапом анализа организационного стресса следует раскрыть меры по его управлению им в организации. После установления причин организационного стресса руководителю нужно использовать весь инструментарий мер направленных на его ликвидацию и недопущение в будущем. Так как это требует больших финансовых затрат,американские, западноевропейские и японские организации принимают инициативные меры в этом направлении.В их бюджет намеренно включены расходы на управление организационным стрессом. В многих из них уже давно действуют специальные курсы для сотрудников компании, которые имеют своей целью оказание психологической помощи нуждающимся. Программа курсов неоднородна и включает в себя не только стандартные методы борьбы со стрессом, но и неординарные, такие каксеансы медитации, гипноза, самовнушения и даже курсы самообороны. К примеру, в брошюре телевизионной компании «BBC», которая затрагивает тему снижения количества стресса на работе,можно встретить пошаговые советы того, как в безнадежной ситуации совладать с имеющимися трудностями. В других же организациях работники специально вовлекаются в занятия йогой, спортом и танцами. Некоторые компании включают в антистрессовую программу такие мероприятия, как: игротерапию, цветолечение, арттерапия, отдых на свежем воздухе, лечение звуками природы и музыкой. Социальная значимость борьбы с организационным стрессом породила невообразимо быстрый рост рынка антистрессовых услуг и психоанализа.Представляется целесообразным рекомендовать организациям применять следующие меры по управлению организационным стрессом: проводить мониторинг и акцентировать внимание на создание благоприятного психологического климата;провести оптимизацию штатной структуры предприятия с учетом способностей и квалификации определенных сотрудников;осуществлять разъяснительные мероприятия, где сотрудникам будут оглашены их перспективы в компании;ввести непосредственное участие персонала в процесс управления компанией;

неуклонно соблюдать требования трудового законодательства;проводить тренинги среди менеджеров компании по управлению конфликтами;налаживать систему обратной связи, соблюдая прозрачность и информирования коллектива организации обо всех изменениях.Согласно статистическим данным Министерства здравоохранения России, около 80% населения страны находятся в состоянии хронического психоэмоционального стресса, что непременно не может не сказаться на состоянии здоровья. И, как результат, приводит к тяжелым заболеваниям, ведущим к летальному исходу (онкология, инфаркт, инсульт, сахарный диабет). К сожалению, проведенные социологические исследования ВЦИОМ показывают, что российские граждане, в отличие от жителей других стран, меньше всего склонны к обращению за помощью к психологам, стараясь справиться со стрессом самостоятельно. Большая часть российских работников стараются отвлечься от неприятностей посредством чтения книг, просмотром кино, занятием интересным хобби, прослушиванием музыки и играя в компьютерные игры.Обращаясь к опыту зарубежных стран в борьбе с организационным стрессом, следует сказать, что в большинстве государств созданы отдельные институты управления стрессом, в высших учебных заведениях проводятся курсы по управлению стрессом, на государственном уровне разрабатываются специальные программы, а также создаются психологические центры помощи, которые помогают руководителям коммерческих компаний, столкнувшихся с проблемой стресса среди сотрудников.

Читайте также:  Радость для девушки розы

Так, Международная ассоциация управления стрессомодна из знаменитых организаций по изучению организационного стресса, была основана в семидесятых годах прошлого векаамериканским доктором ЭндмундомДжекобсоном и профессоромФ. Макгуиганом. На сегодняшний день филиалы данной организации распалагаются во многих странах, таких как: Россия, Япония, США, Франция, Великобритания, Австралия, Бразилия, Нидерланды и др.Деятельноеучастиев разрешениипроблем с организационным стрессом в рабочей атмосферепринимают также зарубежные профсоюзы. К примеру, в ФРГ действуют объединённый профсоюз работников сферыуслуг, который активно проводит семинарские занятия на тему участияпроизводственных советов в принятии решений, которые касаются стресса, а такжепсихических нагрузок; промышленный профсоюз «ИГ Металл», проводящий курс обучения на тему стресса и психических нагрузок.В Королевстве Швеции действует Закон «О производственной среде», принятый в 1991 году, который призывает работников изменять рабочую обстановку и адаптировать её под себя. В этом направлении главной задачей является значительное снижение стресса за счет улучшения организации труда, изменения его характера, благоприятных отношений в коллективе, введения выполнимых плановых заданий.Существует множество методик, но основнымив борьбе со стрессом выступают следующие: переключение внимания: необходимо не забывать,что работа –это лишь часть жизнии естьмножествоиныхувлекательных занятий. У каждого человека должно быть хобби, любимое дело, которое поможет переключиться после тяжелого рабочего дня;

расслабление:наилучшим способом снять напряжение может быть спорт, просмотр юмористических программ, времяпровождение в кругу близких друзей, а также занятие медитацией и йогой;практика психологических техник;

заботао домашних животных.Вести борьбу со стрессом недостаточно, необходимо не допускать его проявления вновь. Для эффективного проведения профилактических мероприятий нужно, для начала, оценить ситуацию в организации(в частности, определить основные факторы появления стресса и модели поведения сотрудников); проанализировать степень профессионального «угасания» персонала и эмоциональнопсихологическое напряжение в коллективе.Для управленческой деятельности организационный стресс выступает наиболее частым явлением, чем в других отраслях. От уровня стресса зависит качество и результаты работы главных менеджеров в организации. Главными стрессорами выступают следующие факторы: многозадачность в короткие сроки, информационная неосведомленность, большое бремя ответственности, частые конфликтные ситуации в коллективе, переизбыток информацией,возложение множества обязанностей и функций, влияние объективных факторов.Анализ данных диагностики позволяют выявлять «группы риска» и отдельных работников, чьепсихоэмоциональное состояние требуетнезамедлительного вмешательства, а также наиболее уязвимые зоны, которым необходима корректировка; создаются программы профилактических мероприятий на тему организационного стресса, направленные на: создание дружественного и позитивного климата в коллективе;проведение психологической диагностики профпригодности при заключении трудового договора; формирование для сотрудников необходимых условий для достижения высокого уровня управления своим психоэмоциональным состоянием(проведение психологических тренингов, консультации психологов, медитация и др.)

Ссылки на источники1.Агафонова М.С., Поваляева Н.В.Коллективные трудовые конфликты: формы и способы преодоления в современной России // Современные наукоемкие технологии. 2013.№101. С. 138139.2.Агафонова М.С., Костина В.Н.Формирование образа современного руководителя// Современные наукоемкие технологии. 2014.№72. С. 125126.

Источник

Оцените статью