Организационный стресс: анализ причин и методы его профилактики
Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежagafecon@yandex.ru
ЗенковаЕвгения Николаевна,магистрант, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронежzenkova.zhenya@bk.ru
Мирошникова Валерия Владимировна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.ВоронежLeraMiroshnikova@yandex.ru
Организационный стресс: анализ причин и методыего профилактики
Аннотация.В статье рассматриваются аспекты борьбы с организационным стрессом. Анализируются вопросы, касающиеся истории проявлений стресса в организации, особенности личностного стресса, воздействие организационного стресса на результативность бизнеса. Предлагаются способы устранения и предотвращения появления организационного стресса, применяемые в Российской Федерации, так и в зарубежных странах.Ключевые слова: организационный стресс, причины стресса,способы борьбы.
На сегодняшний день стрессовые ситуации выступают как одна из актуальных проблем для организаций во всех странах. Стресс является причиной многих факторов, ухудшающих производительность труда, качество выпускаемых товаров, способствует увеличению текучести кадров, что в свою очередь приводит к росту дисциплинарных проступков, травм и болезней, полученных в процессе производства.Борьба с последствиями организационного стрессасвязанасо значительными финансовыми затратами. В подтверждении данного тезиса, можно обратиться к американской практике борьбы с организованным стрессом, так компаниив этой стране тратят не менее60 миллиардов долларов на организацию мероприятийпо борьбе с последствиями стресса. Сюда входят: оплата больничных отпусков, формирование специальных психологических служб помощи персоналу и др. Именно по этим причинам нынешнему менеджеру просто необходимо в полной мере понимать угрозу стресса, выявлять стрессовое состояние у работников, предотвращать его появление, применять фундаментальные и современные методы преодоления стресса на предприятии, а также составлять профилактические программы по борьбе с ним[2, С. 125].В научных кругах тема стрессов стала предметом тщательных исследований лишь в XX веке. Впервые ученые её рассматривали с медицинской сторонывлияние стресса на деятельность сердечнососудистую систему, в последствии была предпринята попытка рассмотрение её с организационной точки зрениявлияние стресса на трудоспособность работника. Представляется необходимым проанализировать причины стрессов и признаки их проявления. Для противодействия стрессу в организации следует выделить его причины. Так, появление его личностном уровне (профессиональном, семейном) связано с рядом объективных факторов, а именно: проблемами в семье, финансовыми трудностями, спецификой характера человека, эмоциональным и физическим состоянием. Групповыми факторами стрессаявляютсявнутриличностные, межличностные и групповые конфликты, что обусловлено отсутствием сплоченности между работниками[1, С. 138]. Организационными причинами стресса выступают: высокая рабочая нагрузка, не соответствующие нормам условия труда, невысокая оплата труда, не проявление интереса к выполняемой работе, отсутствие самостоятельности в работе, неопределенность в распределении трудовых функций и т.п. Психосоциальные факторы характеризуютсяопределеннойкомбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. Причинами стрессов в производственной среде являются, прежде всего, отсутствие стабильности в будущем, специфика работы, отсутствие влияния на содержание своей работы, неблагоприятная организационная структура, жесткий стиль управления, тяжелый график работы, ролевой конфликт. Признаки проявление стресса принято классифицировать на три группы: физиологические, психологические и поведенческие. Самыми частыми физиологическими симптомами можно назвать увеличение или снижение артериального давления, перемены в весе, болевой синдром и др. Регулярное отсутствие согласованности между целями и результатами деятельности непременно становятся причинами хронической эмоциональной напряженности. Главными психологическими признаками стресса выступают: тревога, различной природы страхи, отсутствие уверенности в своих силах, депрессии, преобладание пессимистического настроения, ощущение вины, отсутствие сосредоточенности по различнымпричинам, лень и безразличность к происходящему.Так, квалифицированный работник подвергнутый состоянию стресса на этапе истощения, резко теряет былую работоспособность ( синдром «выгорания»). В свою очередь, мягкий по характеру человек может превратитьсяв жесткого и излишне эмоционального. Этот симптом наиболее характерен для таких профессий, как преподаватель, продавец, работники социальной и медицинской сфер.К поведенческим признакам организационного стресса следует отнести: прогулы, девиантноеповедение, неконтролируемые проявления гнева, трудоголизм (абсолютное погружение в работу игнорируя отдых и семейные обязательства), повышение количества погрешностей при выполнении привычной работы, ухудшение производительности, частая конфликтность.
Следующим этапом анализа организационного стресса следует раскрыть меры по его управлению им в организации. После установления причин организационного стресса руководителю нужно использовать весь инструментарий мер направленных на его ликвидацию и недопущение в будущем. Так как это требует больших финансовых затрат,американские, западноевропейские и японские организации принимают инициативные меры в этом направлении.В их бюджет намеренно включены расходы на управление организационным стрессом. В многих из них уже давно действуют специальные курсы для сотрудников компании, которые имеют своей целью оказание психологической помощи нуждающимся. Программа курсов неоднородна и включает в себя не только стандартные методы борьбы со стрессом, но и неординарные, такие каксеансы медитации, гипноза, самовнушения и даже курсы самообороны. К примеру, в брошюре телевизионной компании «BBC», которая затрагивает тему снижения количества стресса на работе,можно встретить пошаговые советы того, как в безнадежной ситуации совладать с имеющимися трудностями. В других же организациях работники специально вовлекаются в занятия йогой, спортом и танцами. Некоторые компании включают в антистрессовую программу такие мероприятия, как: игротерапию, цветолечение, арттерапия, отдых на свежем воздухе, лечение звуками природы и музыкой. Социальная значимость борьбы с организационным стрессом породила невообразимо быстрый рост рынка антистрессовых услуг и психоанализа.Представляется целесообразным рекомендовать организациям применять следующие меры по управлению организационным стрессом: проводить мониторинг и акцентировать внимание на создание благоприятного психологического климата;провести оптимизацию штатной структуры предприятия с учетом способностей и квалификации определенных сотрудников;осуществлять разъяснительные мероприятия, где сотрудникам будут оглашены их перспективы в компании;ввести непосредственное участие персонала в процесс управления компанией;
неуклонно соблюдать требования трудового законодательства;проводить тренинги среди менеджеров компании по управлению конфликтами;налаживать систему обратной связи, соблюдая прозрачность и информирования коллектива организации обо всех изменениях.Согласно статистическим данным Министерства здравоохранения России, около 80% населения страны находятся в состоянии хронического психоэмоционального стресса, что непременно не может не сказаться на состоянии здоровья. И, как результат, приводит к тяжелым заболеваниям, ведущим к летальному исходу (онкология, инфаркт, инсульт, сахарный диабет). К сожалению, проведенные социологические исследования ВЦИОМ показывают, что российские граждане, в отличие от жителей других стран, меньше всего склонны к обращению за помощью к психологам, стараясь справиться со стрессом самостоятельно. Большая часть российских работников стараются отвлечься от неприятностей посредством чтения книг, просмотром кино, занятием интересным хобби, прослушиванием музыки и играя в компьютерные игры.Обращаясь к опыту зарубежных стран в борьбе с организационным стрессом, следует сказать, что в большинстве государств созданы отдельные институты управления стрессом, в высших учебных заведениях проводятся курсы по управлению стрессом, на государственном уровне разрабатываются специальные программы, а также создаются психологические центры помощи, которые помогают руководителям коммерческих компаний, столкнувшихся с проблемой стресса среди сотрудников.
Так, Международная ассоциация управления стрессомодна из знаменитых организаций по изучению организационного стресса, была основана в семидесятых годах прошлого векаамериканским доктором ЭндмундомДжекобсоном и профессоромФ. Макгуиганом. На сегодняшний день филиалы данной организации распалагаются во многих странах, таких как: Россия, Япония, США, Франция, Великобритания, Австралия, Бразилия, Нидерланды и др.Деятельноеучастиев разрешениипроблем с организационным стрессом в рабочей атмосферепринимают также зарубежные профсоюзы. К примеру, в ФРГ действуют объединённый профсоюз работников сферыуслуг, который активно проводит семинарские занятия на тему участияпроизводственных советов в принятии решений, которые касаются стресса, а такжепсихических нагрузок; промышленный профсоюз «ИГ Металл», проводящий курс обучения на тему стресса и психических нагрузок.В Королевстве Швеции действует Закон «О производственной среде», принятый в 1991 году, который призывает работников изменять рабочую обстановку и адаптировать её под себя. В этом направлении главной задачей является значительное снижение стресса за счет улучшения организации труда, изменения его характера, благоприятных отношений в коллективе, введения выполнимых плановых заданий.Существует множество методик, но основнымив борьбе со стрессом выступают следующие: переключение внимания: необходимо не забывать,что работа –это лишь часть жизнии естьмножествоиныхувлекательных занятий. У каждого человека должно быть хобби, любимое дело, которое поможет переключиться после тяжелого рабочего дня;
расслабление:наилучшим способом снять напряжение может быть спорт, просмотр юмористических программ, времяпровождение в кругу близких друзей, а также занятие медитацией и йогой;практика психологических техник;
заботао домашних животных.Вести борьбу со стрессом недостаточно, необходимо не допускать его проявления вновь. Для эффективного проведения профилактических мероприятий нужно, для начала, оценить ситуацию в организации(в частности, определить основные факторы появления стресса и модели поведения сотрудников); проанализировать степень профессионального «угасания» персонала и эмоциональнопсихологическое напряжение в коллективе.Для управленческой деятельности организационный стресс выступает наиболее частым явлением, чем в других отраслях. От уровня стресса зависит качество и результаты работы главных менеджеров в организации. Главными стрессорами выступают следующие факторы: многозадачность в короткие сроки, информационная неосведомленность, большое бремя ответственности, частые конфликтные ситуации в коллективе, переизбыток информацией,возложение множества обязанностей и функций, влияние объективных факторов.Анализ данных диагностики позволяют выявлять «группы риска» и отдельных работников, чьепсихоэмоциональное состояние требуетнезамедлительного вмешательства, а также наиболее уязвимые зоны, которым необходима корректировка; создаются программы профилактических мероприятий на тему организационного стресса, направленные на: создание дружественного и позитивного климата в коллективе;проведение психологической диагностики профпригодности при заключении трудового договора; формирование для сотрудников необходимых условий для достижения высокого уровня управления своим психоэмоциональным состоянием(проведение психологических тренингов, консультации психологов, медитация и др.)
Ссылки на источники1.Агафонова М.С., Поваляева Н.В.Коллективные трудовые конфликты: формы и способы преодоления в современной России // Современные наукоемкие технологии. 2013.№101. С. 138139.2.Агафонова М.С., Костина В.Н.Формирование образа современного руководителя// Современные наукоемкие технологии. 2014.№72. С. 125126.
Источник
Научная электронная библиотека
Басенко В. П., Жуков Б. М., Романов А. А.,
7.2. Стресс на рабочем месте, его причины и последствия
Стресс — это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжения, возникающее в трудных жизненных ситуациях. На рис.17 отражено влияние интенсивности стресса на индивидуальную деятельность, выделено две зоны.
Рисунок 17 — Влияние стресса на индивидуальную деятельность
В зоне конструктивного стресса рост его интенсивности приводит к совершенствованию индивидуального уровня исполнения, в деструктивной зоне рост интенсивности приводит к обратному эффекту.
Вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельность.
Стресс часто является результатом нескольких причин, например, таких, как психологическое давление на работе, плохие условия труда, неспособность эффективно организовать и управлять своим временем. Для того чтобы преодолеть стресс, необходимо выявить его причины. Использование схемы, отражающей основные причины рабочего стресса (рис.18), способствует этому.
Рисунок 18 — Основные факторы рабочего стресса
Выделяют восемь групп причин стресса.
Первая группа — личностные причины.
К стрессу могут привести взгляды, эмоциональные реакции и состояния, образ мышления и особенности поведения человека. Стресс может быть обусловлен нереалистичными ожиданиями и переоценкой своих возможностей, завышенными требованиями к себе.
Иногда руководителей подводит неумение отказать кому-либо.
К стрессу приводят также финансовые трудности и неэффективное управление собственным временем.
К межличностным и групповым причинам стресса относятся завышенные требования отдельных людей или группы, предъявляемые к человеку, зависимость от других, отсутствие уважения со стороны окружающих, отсутствие возможности участвовать в принятии решений и т. п. Источником стресса являются ролевые и межличностные конфликты.
Третья группа причин — организационные. К ней можно отнести: неадекватные стиль и методы управления, низкий уровень координации совместной деятельности, неопределенность в области целеполагания, несоответствие других работников требованиям деятельности, сокрытие необходимой и достаточной информации, отсутствие в организации «корпоративного духа». Стресс возникает в связи с отсутствием обратной связи, особенно если подчиненный не знает, как руководитель оценивает результаты его деятельности. Высокая конкуренция внутри организации и достижение работником предела карьеры — дополнительные источники стресса.
Так называемая «социальная» группа причин включает неблагоприятные физические факторы рабочей среды (шум, освещенность, температура и т. п.). Для жителей городов большое значение имеет транспортная усталость, жилищные проблемы, высокий уровень преступности и т. п.
Группа причин стресса, связанных с культурой:
- — расовые, религиозные, сексуальные предрассудки и дискриминация;
- — жесткие ожидания определенного типа поведения от людей, согласно их статусу или положению в обществе, ущемляющие их достоинство и т. п.
В шестую группу входят национальные причины. Стрессовыми факторами в современной России являются экономический кризис, безработица, налоги. К этой группе относятся национальные катастрофы, война и угроза войны и т.п.
Международные причины стресса, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться достаточно часто, связаны с трудностью понимания культурных различий и миграцией.
Причины стресса, свойственные для человека как вида, относят к группе глобальных. Традиционно выделяются четыре глобальные проблемы, которые имеют различную значимость для различных возрастных групп. Принятие несовершенства человеческого тела является стрессовым фактором в основном для подростков. К глобальным причинам относятся болезненное восприятие процесса старения, сравнительная незначимость человека в мире, осознание необратимости смерти.
Стресс может быть кратковременным или длительным, легким или тяжелым. Влияние стресса на работника, прежде всего, зависит от длительности действия факторов стресса, их силы и восстановительных способностей работника. Если стресс легкий и кратковременный, большинство довольно быстро могут справиться с ним или, по крайней мере, восстановиться.
Правомерно предположить, что в случае длительного стресса проблемы индивида будут нарастать. В соответствии с теорией Ханса Сели истощенный стрессами человеческий организм постепенно утрачивает способность к восстановлению. Противостояние стрессу ослабляет людей как физически, так и психологически. Такое состояние называется истощением сил, когда эмоционально опустошенные работники отдаляются от работы, ощущают беспомощность. Некоторые виды работ, такие как профессии, связанные с оказанием различных видов помощи (консультанты, медицинские работники, социальные работники) или с постоянно высоким уровнем стресса (авиадиспетчеры, работники, обслуживающие клиентов, и биржевые маклеры), чаще других приводят к истощению сил занятых ими индивидов.
Работники, силы которых на исходе, склонны к постоянным жалобам, связывают свои ошибки с действиями других людей, раздражительны. Отчуждение, которое они испытывают, побуждает их задуматься об уходе с работы, к поиску возможностей получения новой профессии. Помимо увеличения текучести кадров истощение сил приводит к повышению показателей невыходов на работу и снижению производительности труда.
В Японии эквивалентный истощению сил термин звучит как «кароши», или «внезапная смерть» на работе. Считается, что ее причина — перегрузки в процессе труда, кульминацией которых становится сердечный приступ или паралич. Когда-то «кароши» были предметом гордости подобно харакири у самураев, но приблизительно 10000 смертей в год потребовали применения профилактических мер. Японские корпорации все чаще заставляют работников уходить в заслуженные отпуска, пропагандируют диетическое питание, занятия физкультурой и управление уровнем стрессов.
Организациям следует выявлять как ведущие к раннему истощению сил виды работ, так и сотрудников, у которых проявляются симптомы этого состояния. В каких-то случаях имеется возможность изменить характер требующих высоких затрат энергии работ (снизить частоту или интенсивность межличностных контактов), в других — фирма может помочь сотрудникам научиться справляться со стрессовыми ситуациями в процессе труда.
Другой неприятный результат стресса — моральные травмы, источник которых — непосредственная угроза безопасности работников (природное бедствие, кризис организации, оскорбление со стороны менеджера или потеря работы). Работникам расположенных в океане нефтяных платформ, подвергшимся воздействию урагана, иностранным рабочим, которых похитили террористы, членам бригады электриков, которым пришлось быть свидетелями поражения электрическим током своего сослуживца, — всем им нанесены моральные травмы. Широкое распространение получили три вида моральных травм — на рабочих местах, болезни сотрудников, переживших волну сокращений, и посттравматические расстройства в результате насилия на рабочих местах.
Моральная травма на рабочем месте — означает разрушение самооценки работников, подрыв их веры в свои способности как результат предвзятого отношения на работе, несправедливого увольнения, дискриминации или ощущения сотрудником неспособности к достижению ожидаемых показателей. В каждом из подобных случаев такой работник может брать на себя нецелесообразную ответственность за такое событие, чувствовать себя жертвой обстоятельств и входить в эмоциональный штопор. Признаками моральной травмы на рабочем месте могут быть дурное расположение духа, трудности с концентрацией и отчужденность. Данные симптомы дополняют более явные виды поведения, такие как опоздания, прогулы и предрасположенность к несчастным случаям.
Как правило, причиной моральных травм на рабочем месте является внезапная потеря работы и ее потенциально разрушительное воздействие на самооценку работника. Это явление получило широкое распространение в 1990-е гг. вследствие волны сокращений персонала компаний, под которые попали более 9 млн. И большинство из них испытали, по меньшей мере, кратковременный «удар» по самооценке. Индивидуальное негативное воздействие нередко усиливается отсутствием предупреждения (когда увольнение происходит после того, как менеджмент выступил с заявлением о том, что «больше не будет никаких сокращений») и отсутствием защищенности, ощущаемым даже высококвалифицированными профессионалами (безопасность работы быстро потеряла свое значение для многих работников, не только для отдельных сотрудников).
Но стресс пережили не только потерявшие работу в ходе массовых сокращений сотрудники, но и те, кто остался на своих местах. Некоторые из них перенесли болезнь сотрудников, переживших волну сокращений, характеризующуюся ощущением неопределенности, раздражения, вины и недоверия. Они одновременно испытывали чувство радости оттого, что у них есть работа, и вины перед своими уволенными сослуживцами. Вместе с тем выполняемый ими объем работ существенно увеличился, поскольку они обязаны выполнять задачи бывших коллег. А как быть с мыслями: «Не буду ли я следующим?»
Другой источник моральных травм (и результат стресса) — присутствие в момент насилия на рабочем месте. Часто находящийся в состоянии стресса сотрудник предпринимает действия, наносящие вред физическому здоровью сослуживцев, руководителей или причиняющие ущерб имуществу компании.
Акты насилия могут включать неспровоцированные драки, разрушение имущества, применение оружия. В США насилие на производстве привело к тому, что убийства «вышли» на третье место среди связанных с работой причин смерти.
Любой человек, которому пришлось стать свидетелем насилия, получил увечье в связи с актом насилия или живет под страхом повторения насилия в будущем, может страдать от нарушений, вызванных посттравматическим стрессом. Обычно шок, вызванный насилием, немедленно приводит к проявлению симптомов стресса. И что особенно важно, его последствия требуют длительного лечения.
Источник