Орган чувств преобразующий энергию внешнего воздействия нервные сигналы называется
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 472
- КНИГИ 654 643
- СЕРИИ 25 043
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 763
Глава 1 Введение в психологию
1. Психология как наука
Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.
Происхождение Своим названием и первым on-
слова «психология» ределением психология обязана греческой мифологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Введение в психологию
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.
1.1. Задачи и место психологии в системе наук
Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его
центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.
Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.
1.2. Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.
Источник
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Столяренко Людмила Дмитриевна
Книга «Основы психологии»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление, память составляют познавательные процессы.
Структура приема информации включает следующие этапы. Р — > ОЧ — > НИ — > ГМ — > ОЩ — > ЦВ — > (ЭП) — > ОП — + (М) — > ОС Закрыть Как отключить рекламу?
Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств — глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстерорецепторы) и во внутренних органах и тканях (интерорецепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интерорецепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприо-рецепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата.
В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение занимает двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.
Таким образом, первичный психологический процесс в познании окружающего мира — ощущения. Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.
Ощущения — объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъек-
139 Психология познавательных процессов
тивны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.
Существует несколько возможных вариантов классификации тех двух десятков анализаторных систем, которыми обладает человек. Обычно используют следующие критерии:
1) по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя. Наиболее используемой является систематизация, предложенная английским физиологом И. Шер-рингтоном, который выделил три основных класса ощущений:
1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т. п.);
3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела. Общую массу экстерорецептивных ощущений схема Шер-
рингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего — болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего тактильная, то есть осязательная) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые и особенно зрительные системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85 % всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения.
По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестезические, температурные, болевые, жажды, голода.
Источник
Орган чувств преобразующий энергию внешнего воздействия нервные сигналы называется
Тест 11. Ощущение
1. Одним из основоположников психофизики является:
в) Г. Фехнер;
2. Особую остроту психофизическая проблема приобрела:
б) в XVII в.;
3. Принцип специфической энергии органов чувств выделил:
в) И. Мюллер;
4. Нейроквантовую теорию создал:
г) С. Стивенс.
5. Г. Гельмгольц является автором:
а) временной теории восприятия частоты;
б) теории местоположения;
в) теории психофизического взаимодействия;
г) классической теории непрерывности сенсорного ряда.
6. Возникновение и дифференциацию ощущений с переходом от первичной раздражимости к недифференцированной чувствительности, а затем к дифференцированным ощущениям связывает концепция развития психики:
в) Тейяра де Шардена;
7. Философско-психологический смысл гипотезы А.Н. Леонтьева состоит в том, что в ней сделана попытка такого понимания природы ощущений, как:
б) объективистский;
8. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, представлен:
а) проводниковым отделом;
в) анализатором;
9. Нейродинамическая модель результата предстоящего действия, представленная в центральной нервной системе, – это:
б) акцептор действия;
г) обратная связь.
10. Исполнительная часть рефлекторного кольца (мышца, железа) в отличие от воспринимающей (рецептор) называется:
а) эффектором;
б) акцептором действия;
г) обратной связью.
11. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется:
б) рецептором;
в) проводящими нервными путями;
12. Определенный участок коры и подкорки, куда адресуются восходящие сенсорные импульсы, имеет:
а) центральный отдел;
в) проводниковый отдел;
г) периферический отдел.
13. Управление и регулирование поступающей в управляющий орган информации о результатах действий, с учетом которой исполнительным органом формируются последующие команды, осуществляет:
б) акцептор действия;
г) обратная связь.
14. Проводящие пути, по которым возбуждения, возникающие в рецепторе, передаются к вышележащим центрам центральной нервной системы, называются:
а) афферентными;
15. Ощущения возникают в результате центростремительного процесса и имеют пассивную природу согласно теории:
б) рецепторной;
16. Предел чувствительности каждого органа чувств, за которым не может произойти их возбуждение, называется порогом:
б) физиологическим;
17. Теория, отражающая пороговый принцип работы сенсорных систем, – это:
а) теория уровней построения движений;
б) теория функциональных систем;
в) теория психофизического взаимодействия;
г) классическая теория непрерывности сенсорного ряда.
18. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется:
а) абсолютной чувствительностью;
б) дифференциальной чувствительностью;
19. Интервал времени от момента подачи сигнала до момента его возникновения называется:
а) дифференциальным порогом ощущений;
б) временным порогом ощущений;
в) пространственным порогом ощущений;
г) латентным периодом реакции.
20. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, – это порог ощущений:
а) нижний абсолютный;
г) верхний абсолютный.
21. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется порогом ощущений:
а) нижним абсолютным;
г) верхним абсолютным.
22. Минимальное значение изменения интенсивности сигнала, вызывающее ощущение, – это:
а) абсолютный нижний порог;
б) дифференциальный (относительный) порог;
в) минимальная длительность сигнала;
г) диапазон чувствительности к интенсивности.
23. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения, называется:
а) абсолютным нижним порогом;
б) порогом различения;
в) временным порогом ощущений;
г) диапазоном чувствительности к интенсивности.
24. Ощущения, возникающие вследствие резкого возрастания их нижних абсолютных порогов, оказываются более или менее ослабленными:
а) при гиперстезии;
б) при гипостезии;
в) при сенестопатии;
г) при перестазии.
25. Более или менее элементарные кожные ощущения, возникающие без всякого внешнего раздражителя, – это:
г) перестазия.
26. То, что величина разностного порога чувствительности относительна, доказал:
а) Э. Вебер;
27. От разностного порога чувствительности разностная чувствительность находится в зависимости:
а) обратно пропорциональной;
б) прямо пропорциональной;
28. Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует зависимость:
в) прямо пропорциональная;
г) обратно пропорциональная.
29. От величины дифференциального порога дифференциальная чувствительность находится в зависимости:
в) обратной;
30. Методики измерения абсолютных и разностных порогов чувствительности разработал:
в) Г. Фехнер;
31. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации, появлению галлюцинаций, известна как:
а) депривация;
32. В условиях сенсорной депривации:
а) не актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях;
б) не наблюдаются нарушения памяти;
в) крайне редко появляется эмоциональная лабильность со сдвигом в сторону пониженного настроения (заторможенность, депрессия, апатия);
г) активизируется процесс воображения.
33. Психофизиологическая закономерность ощущений, не приводящая к изменению чувствительности, – это:
г) монотонность.
34. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:
в) адаптация;
35. Дезадаптация может проявиться как:
а) исчезновение ощущений при длительном воздействии раздражителя;
б) утрата ощущений при воздействии сильного раздражителя;
в) повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя;
г) явное понижение чувствительности под влиянием слабого раздражителя.
36. Сенсибилизация не может быть вызвана:
а) взаимодействием ощущений;
б) физиологическими факторами;
в) ожиданием того или иного воздействия, его значимостью;
г) привыканием.
37. Совокупность научных взглядов на качественно разнородное влияние одних и тех же раздражителей на различные органы чувств и в то же время на вызов различными, разнокачественными раздражителями сходных, однотипных ощущений в одних и тех же органах чувств называется:
а) концепцией специфической энергии органов чувств;
б) рецепторной теорией ощущений;
в) рефлекторной теорией ощущений;
г) теорией оппонентного цвета.
38. Сенсорная депривация не характеризуется таким показателем изменения чувствительности, как:
г) равномерность.
39. Повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как:
б) сенсибилизация;
40. Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность к определенным органам чувств (зрительным, слуховым, тактильным и др.), известна как:
г) модальность.
41. Сенсорная адаптация состоит в таких характеристиках восприимчивости рецепторов, подвергающихся длительному раздражению, как:
б) уменьшение;
в) незначительное увеличение;
г) значительное увеличение.
42. Психическое явление, заключающееся в том, что амплитуда изменения ощущения, вызванного раздражителем полярного воздействия на противоположное, кажется большей, чем его физическая основа, называется эффектом:
б) контраста;
43. Основанием выделения зрительных, слуховых, обонятельных и других разновидностей ощущений является:
а) время возникновения в ходе эволюции;
б) модальность раздражителя;
в) место расположения рецепторов;
г) наличие или отсутствие непосредственных контактов с раздражителем.
44. Протопатические ощущения в отличие от эпикритических:
а) дают точную локализацию источника раздражения во внешнем пространстве;
б) характеризуются постоянной аффективной окрашенностью;
в) отражают скорее объективные процессы, чем субъективные состояния;
г) дают точную локализацию источника раздражителя в пространстве тела.
45. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются:
а) экстерорецептивными;
46. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма, называются:
б) интерорецепторами;
47. К экстерорецептивным относятся ощущения:
а) зрительные;
48. Термин «интерорецепторы» предложен:
б) Ч. Шеррингтоном;
49. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, – это:
а) синестезия;
50. Такие качественные характеристики ощущений, как цвет в зрении, тон и тембр в слухе и т. п., относятся к характеристикам:
а) модальностным;
51. Силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора определяется:
а) качество ощущений;
б) интенсивность ощущений;
в) пространственная локализация раздражителей;
г) длительность ощущений.
52. К основным свойствам ощущений не относится:
г) объем.
53. Зависимость вероятности обнаружения (различения) стимулов от их интенсивности называется:
а) квазиметрической кривой;
б) психометрической функцией;
в) психогеометрической кривой;
г) квазигеометрической кривой.
54. Отношение минимально воспринимаемой разницы между интенсивнос-тями двух сигналов к абсолютному уровню интенсивности стимулов является константой согласно закону:
а) Бунзена – Роско;
в) Вебера;
55. Основной психофизический закон принято называть законом:
а) Вебера – Фехнера;
б) Бунзена – Роско;
56. Утверждение, что интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя, выражает суть закона:
б) Вебера – Фехнера;
57. Закон Вебера – Фехнера не применим для определения силы ощущения, вызываемого раздражителем:
а) средней интенсивности;
б) с пороговыми значениями;
в) с очень большими значениями;
г) с очень низкими значениями.
58. Количественное отношение между величинами стимулов-раздражителей и ощущений установил:
а) Э. Вебер;
59. Способ исследования чувствительности человека путем монотонного пошагового изменения величины стимула до тех пор, пока испытуемый не отметит изменение в своих ощущениях, называется методом:
а) минимальных изменений;
б) обобщения независимых переменных;
в) полярных баллов;
г) максимальных изменений.
60. По С. Стивенсу, зависимость между ощущением и физическим стимулом имеет характер:
б) степенной;
61. Исполнительная часть рефлекторного кольца называется…
б) эффектором;
62. Сенсорный опыт служит основанием для…
а) дальнейших этапов процесса познания;
б) осуществления и развития других познавательных процессов;
в) нормального психического развития человека;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
63. Применительно к отражению какого явления допустим научный термин «Ощущение»?
в) тепло;
64. Чувствительность измеряется…
а) порогами;
б) по субъективной шкале;
г) с помощью закона Фехнера.
65. Способность рецепторов (органов чувств) различать внешние раздражители и отношения между ними называется…
б) чувствительностью;
66. Границы, в пределах которых, человек воспринимает физико-химические процессы, образующие «материю», называются…
б) порогами;
67. Абсолютная чувствительность – это величина…
а) верхнего абсолютного порога ощущения;
б) нижнего абсолютного порога ощущения;
в) прямо пропорциональная абсолютному порогу;
г) обратно пропорциональная абсолютному порогу.
68. Выделяют следующие основания классификации ощущений:
а) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение;
б) по месту расположения рецепторов;
в) по времени возникновения в ходе эволюции;
г) по модальности (виду) раздражителя.
д) все ответы верны.
69. Рецепторы, находящиеся на поверхности тела называются…
а) экстерорецептивные;
70. Рецепторы, находящиеся в мышцах, связках и сухожилиях называются…
б) проприорецептивные;
71. Рецепторы, находящиеся во внутренних органах называются…
в) интерорецептивные;
72. Видами ощущений по критерию взаимодействия рецепторов с раздражителями являются…
а) зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, тактильные;
б) контактные и дистантные;
г) экстерорецептивные, интерорецептивные и проприорецептивные.
г) вибрационные, кинестезические и тактильные.
73. Видами ощущений по критерию модальности являются…
а) зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, тактильные;
б) контактные и дистантные;
в) температурные, вкусовые и болевые;
г) экстерорецептивные, интерорецептивные и проприорецептивные.
74. Видами ощущений по месту расположения рецепторов являются…
а) зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, тактильные;
б) контактные и дистантные;
в) температурные, вкусовые и болевые;
г) экстерорецептивные, интерорецептивные и проприорецептивные.
75. Процесс изменения чувствительности данного анализатора под влиянием раздражителей, воздействующих на другие анализаторы — …
г) взаимодействие ощущений.
76. Основными видами взаимодействия ощущений являются…
д) все ответы верны.
77. Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов – это…
а) сенсибилизация;
78. Повышение чувствительности слуховых и тактильных анализаторов у слепых людей известно как явление…… ощущений.
б) компенсации;
79. Понижение чувствительности одних ощущений в результате сильного воздействия других (например, повышенный уровень шума в цехе снижает зрительную чувствительность) – это…
в) десенсибилизация;
80. Явление, при котором ощущение одной модальности возникает под влиянием раздражителей другой модальности, называется… ощущений.
д) синестезией;
81. Повышение чувствительности к одному раздражителю при его сопоставлении с раздражителем противоположного типа – это …. ощущений.
г) контраст;
82. Одна и та же фигура белого цвета на светлом фоне кажется серой, а на черном – безупречно белой. Какой из видов взаимодействия ощущения проявляется в данном случае?
г) контраст;
83. При прослушивании музыкальных произведений у людей нередко возникают зрительные образы. Какой из видов взаимодействия ощущений проявляется в данном случае?
д) синестезия;
84. Серый круг на зеленом фоне кажется красноватым, а на красном фоне – зеленоватым. Какой из видов взаимодействия ощущений проявляется в данном случае?
г) контраст;
85. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к интенсивности и продолжительности воздействия раздражителя – это… ощущений.
е) адаптация.
86. Основными видами адаптации ощущений являются…
Источник