Орган чувств наибольшее количество информации

Наибольший объем информации человек получает при помощи… Органы чувств человека

Ни для кого не секрет, что наибольший объем информации человек получает при помощи глаз, но и другие органы чувств нельзя оставлять без внимания. Все они, безусловно, нужны и важны в нашей жизни.

Благодаря сенсорным системам человек может не только наслаждаться жизнью, но и обеспечивать себе комфортное проживание, уберегать себя от неприятностей. Несмотря на то что наибольший объем информации человек получает при помощи зрения, мы поговорим о значении каждого органа чувств человека, о способах защиты. Все, что мы видим, слышим, чувствуем — это заслуги нашей сенсорной системы, мы должны ей быть благодарными и беречь, как и она нас уберегает от опасности.

Органы чувств

Что такое сенсорная система? У человека всего пять органов, отвечающих за чувства. Давайте их перечислим:

  • Глаза (орган зрения).
  • Нос (обоняние).
  • Уши (орган слуха).
  • Язык (орган вкуса).
  • Кожа (осязание).

Мы слушаем пение птиц, значит, информацию нам доносят уши, видим прекрасную картину – работают глаза, чувствуем, как вкусно пахнет на кухне, носом, пьем кофе и слышим все оттенки вкуса – заслуга вкусовых рецепторов, укололи иголкой палец — сработала сенсорная система осязания.

Давайте рассмотрим классификацию органов чувств. Они все делятся на две обширные группы: дистантные и контактные. К первой категории относятся те, которые воспринимают раздражитель на расстоянии, им нет необходимости непосредственно соприкасаться с человеком, а во второй все наоборот — орган воспринимает раздражение при контакте. Для примера, к дистантным можно отнести органы зрения, наибольший объем информации человек получает при помощи именно их, а к контактным – осязание.

Наверняка многие слышали про так называемое шестое чувство. Не стоит относить это к основным системам человека, так как органа, отвечающего за него, у нас просто нет. Его можно назвать просто хорошо развитой интуицией. Пока наука не в состоянии объяснить этот феномен.

Зрение

Как уже говорилось неоднократно, наибольший объем информации человек получает при помощи органов зрения. Без глаз человек не смог бы существовать, мы не могли бы обустроить комфортное жилье, достать себе пищу, наверняка прогресс бы не дошел до такого уровня, на котором он сейчас. Развитие зрительного восприятия начинается с самого рождения. Именно с помощью зрения малыш изучает новый для него мир. Он видит все, что его окружает, знакомится с родителями и так далее. Очень важно соблюдать основную гигиену глаз, некоторые правила, чтобы сохранить свое зрение.

Многие просто массу времени проводят в компьютерах, телевизорах, телефонах и планшетах. Этого делать нельзя, ведь наши глаза очень восприимчивы к подобного рода раздражениям. Они быстро устают от напряжения. Читать в сумерках также нельзя — все это грозит ухудшением зрения.

Многие слышали такой миф, что плохое зрение может передаваться по наследству, но есть статистика, что дети с патологиями зрения рождаются в трех случаях из ста, у остальных 97 процентов проблемы появляются в процессе жизнедеятельности. Нужно учитывать многие факторы, в том числе и ритм жизни, ведь сейчас почти каждый подвержен стрессу. Поэтому не стоит верить этому предубеждению, плохое зрение и генетика – это вещи несовместимые.

Обоняние

Мы рассмотрели зрение, впереди еще предстоит познакомиться с понятиями «обоняние», «осязание», «слух» и «вкус». Начнем с первого в нашем списке.

Наш нос – это главный орган, отвечающий за обоняние. Мы, как правило, мало следим за ним, вспоминаем только тогда, когда развивается сильный насморк, мешающий вкушать все ароматы. Гигиену полости носа также необходимо проводить ежедневно.

Обоняние, осязание, зрение и другие чувства человека – это инструменты, благодаря которым мы получаем информацию. Именно нос в первую очередь предупреждает нас об опасности (запах гари, газа и так далее). Также обоняние может влиять и на другие чувства, например, запах из пекарни способен повышать аппетит, при запахе лимона у нас начинает обильно выделяться слюна, таких примеров может быть множество.

Осязание

Человек получает информацию с помощью органов чувств, один из которых кожа, отвечающая за осязание. Чувство холода, жары, прикосновения и многие другие основываются на правильной работе рецепторов, расположенных в большом количестве на всей поверхности тела человека. Большинство из них расположено на более чувствительных местах, таких как кончики пальцев или губы. То есть они концентрируются там, где соприкосновения наиболее частые.

Этот орган чувств имеет немаленькое значение в нашей жизни, за каждый тип отвечают определенные рецепторы. За определение температуры — одни, за боль — другие и так далее. Все органы чувств очень важны для человека, без осязания наша жизнь была бы не менее затруднительна, чем без зрения или слуха.

Нервная система и органы чувств постоянно взаимодействуют. Грубо говоря, человек – это механизм, в котором все взаимосвязано, нервная и сенсорная система позволяют нам ориентироваться в мире, что необходимо для выживания. Что же такое слух? Это способность улавливать звуковые колебания. Звук распространяется в воздухе и воде, то есть, для этого нужна среда, в вакууме мы ничего слышать не будем. Слух – это одно из пяти чувств, его также называют акустическим восприятием.

Последний орган чувств – это язык, а точнее, вкусовые рецепторы. Вкус нам так же необходим, как и остальные четыре чувства. Для сохранения этой способности необходимо соблюдать правила гигиены, учитывать некоторые запреты: не есть и не пить очень горячее, не разговаривать во время еды и тому подобные.

Источник

Правда ли, что 55 % информации мы воспринимаем через жесты и мимику?

Нет, конечно. Разбираем, откуда ноги растут у этого мифа

Читайте также:  Эмоциональное выгорание личности бойко

Наверняка вы часто слышали утверждение о том, что человек большую часть информации воспринимает невербально. То ест не через слова, а какими-то другими способами. Через мимику, например, через жесты, позы, через интонацию, наконец.

Особенно часто об этом говорят в разных психологических журналах и на соответствующих сайтах. Даже приводятся некие исследования, согласно которым высчитаны проценты передачи информации. То на одного ученого ссылаются, то на другого.

Вот типичная цитата:

«Французский психолог Франсуа Сюдже в своей книге «Правда о жестах» написал, что на долю жестов и мимики приходится почти 55% информации, еще 38% сведений при общении люди усваивают через интонацию».

«Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38%, и за счёт мимики и жестов – на 55%».

Забегая вперед, скажем, что первоисточником этого мифа является как раз таки профессор Мейерабиан, а французских психолог просто упоминал о его данных.

А теперь давайте задумаемся вот над чем. Представьте, что вам в университете преподаватель читает лекцию о творчестве Жана-Жака Руссо. Абсолютно условный пример, можете легко заменить его на оживленную дискуссию о достоинствах той или иной марки автомобиля. Или обсуждение фасона платья у очередной телезвезды.

Так вот, уберите из всех вышеназванных примеров слова. Или замените их на что-нибудь нечленораздельное. Сколько информации вы почерпнете из мимики, жестов и интонаций? Ну наверное, не совсем ноль, но что-то близкое к нулевому уровню. Скажем, процентов пять. Или ладно, будем щедрыми — 7%.

Но ведь психологи нам почему-то говорят обратное. Якобы это на слова приходится 7% информации, а на все остальное — 93% в общей сложности.

Вся причина в том, что массовое сознание неверно интерпретировало результаты исследования профессора Альберта Мейерабиан. Он действительно проводил эксперимент. Но здесь важно понимать, что именно это был за опыт.

Испытуемым проигрывали звукозапись, на которой неизвестный человек говорил разные слова приятные, нейтральные или негативные. Например: «Спасибо», «Не надо», «Дорогой», «Ужасно», «Возможно» и т.д. При этом интонация могла совершенно не соответствовать словам (а могла и соответствовать). Одновременно им показывали фотографию человека, испытывающего какую-либо эмоцию.

Дальше нужно было определить по совокупности всех этих факторов, что чувствует человек в реальности, назвать его эмоцию.

Эксперимент показал, что в этих условиях и при такой задаче участники ориентируются в большей степени на изображение, то есть мимику и жесты (55%) , немного меньше на интонацию (38%) и почти никакого значения не придают смыслу слов (7%). Все очень логично.

Теперь вы понимаете, в чем подвох всех этих цифр?

Они показывают, на что опирается человек при считывании ЭМОЦИЙ собеседника. А информация тут вообще ни при чем! Информация как раз через слова в подавляющем большинстве при естественном общении и передается. Иначе бы вы свободно понимали любого иностранца, не имея ни малейшего представления о его языке.

Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей! А еще приглашаем в нашу группу ВКонтакте

Источник

Оперативная память мозга: что общего между компьютером и мозгом

У меня есть компьютер. Думаю, у вас тоже. Общий перечень наших с вами задач, решаемых с помощью компьютера, можно свести к двум основополагающим вещам: хранение и преобразование информации. Головной мозг выполняет схожие функции. Например, фоторецепторные клетки в глазах принимают электромагнитное излучение и преобразуют его в нервный импульс. Мозг обрабатывает эту информацию и на основе нее строит изображение. Помимо функционального сходства, мозг и компьютер имеют и общие структурные черты: у нас тоже есть некоторое подобие процессора и памяти. Причем наша память, как и память компьютера, бывает разных видов. В этой статье пойдет речь о нашем аналоге оперативной памяти и о том, как он работает.

Когнитивность

Как работает наш мозг? На столь обширный вопрос есть несколько философский ответ — недостаточно хорошо. Действительно, вы наверняка хотели бы не вспоминать перед сном все свои неудачи и просчеты или не забывать, куда положили ключи. Переформулируем и сузим вопрос: как человеческий мозг воспринимает и использует информацию?

Получение информации

Что дальше?

Попадая в мозг, нервные импульсы преобразуются в соответствующие образы и чувства. Но на данный момент эти образы всего лишь образы. Если человек не умеет читать, то для его мозга текст будет лишь набором закорючек. В психологии есть термин когнитивность. Он отражает способность человека к умственному восприятию и переработке внешней информацию сквозь собственную систему взглядов, зависящую от мышления, памяти, обучения и т. д. Коротко говоря, мозг в течение жизни обучается, получает новую информацию и, в зависимости от текущего типа мышления, багажа знаний и умений, обрабатывает получаемую информацию соответствующим образом.

Память мозга

Память можно определить как способность мозга сохранять и восстанавливать информацию. Очевидно, что работа мозга очень сильно зависит от памяти и ее роль сложно переоценить. Классифицировать память можно по разным критериям. Но нас будет интересовать конкретно разделение по времени хранения информации. Итак, память мозга условно можно разделить на следующие виды:

  • Долговременная память;
  • Кратковременная память;
  • Рабочая память.

Разберем конкретнее последние два типа памяти.

Кратковременная память

Изначально, информация от органов чувств попадает в кратковременную память. Как понятно из названия, она хранится там небольшой промежуток времени. При этом информация от органов чувств фильтруется. В кратковременную память попадает та информация, на которую мы обратили своё внимание. Причем как произвольно, так и под действием каких-либо факторов. Например, обычно мы не обращаем внимание на ощущения от надетой на нас одежды, но если она вызовет дискомфорт, то мы обратим внимание, и эта информация попадет к нам в кратковременную память. Помимо органов чувств, источником информации может являться и долговременная память как итог процесса вспоминания, как целенаправленного, так и спонтанного.

Модель Аткинсона-Шиффрина

В целом идеи о том, что человеческая память не является единой сущностью, возникли ещё в 19 веке. Более конкретная теория взаимодействия между кратковременной и долговременной памятью появилась в середине 20-го века в множественной модели Аткинсона-Шиффрина.

Читайте также:  Брюхоногие двустворчатые головоногие таблица органы чувств

Согласно данной модели, наша память состоит из трех структур:

  • Сенсорная память. Это структура, в которой хранится память от органов чувств на протяжении малого количества времени (для визуальной — 0,5 секунд, а для звуковой — 2 секунды);
  • Кратковременная память. Как упоминалось выше, в эту структуру попадает информация из сенсорной памяти путем обращения внимания.
  • Долгосрочная память. Это структура практически неограниченного объема, которая может хранить информацию вплоть до смерти.

Стоит понимать, что данная модель не определяет конкретные психологические структуры нашего мозга, а представляет собой гипотетическую модель, помогающую понять саму память.

Механизм перехода из кратковременной памяти в долговременную точно не ясен. При этом, способность вспоминать события из прошлого зависят от гиппокампа. К этому выводу пришли Бренда Милнер и Уильям Сковилл, изучая пациента, которому для лечения эпилепсии был удален гиппокамп. Пациент не мог вспомнить, что с ним происходило в прошлом, но при этом другие структуры памяти сохранились. Он помнил факты об устройстве мира, но новые ему выучить было сложно. Также у него отлично работала кратковременная память.

Объем кратковременной памяти

Информация без повторения хранится в кратковременной памяти на протяжении примерно 20 секунд. При этом ее объем однозначно определить очень сложно. Американский психолог Джордж Миллер в своей работе «Магическое число семь плюс-минус два« определил, что человек, как правило, не может запомнить и воспроизвести больше 7±2 объектов (данная характеристика является усредненной и не отрицает существование уникумов, способных запоминать большое количество информации)

Но что такое объект? На основе своих исследований (проверка, сколько человек может запомнить), Миллер приводит следующую характеристику — человек в среднем способен запомнить девять двоичных чисел, восемь десятичных, семь букв алфавита и пять односложных слов. Информационная содержательность этих объектов не столь большая. В этом кроется и следующее различие между кратковременной и долговременной памятью — объем информации. Объектом может являться как слово, так и изображение — например, пейзаж. Но степень его детализации будет определяться объемом кратковременной памяти и вряд ли вы запомните его в деталях без повторения.

Рабочая память

Рабочая память (РП) — это тип памяти, с помощью которого человек способен сохранять в уме информацию, с которой работает. РП также позволяет комбинировать информацию, полученную от органов восприятия, с долговременной и кратковременной памятью.

Термин «Рабочая память» был введен Джорджем Миллером, Евгением Галантером и Карлом Прибрамом в контексте теории, в которой человеческий ум сравнивался с компьютером. Изначально понятие рабочей памяти не было конкретизировано, поэтому его использовали Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин в своей модели кратковременной памяти. Однако они не сделали акцента на ее функциональной части, поэтому Алан Бэддели и Грэм Хитч переработали их модель. Главное отличие нового взгляда на РП заключалось в том, что кратковременная память может быть разделена на субкомпоненты и что такая система способна на сложные когнитивные действия. На данный момент многие ученые используют концепцию РП в качестве замены или расширения концепции краткосрочной памяти, делая акцент на манипулировании информацией, а не на ее простом хранении.

Модель рабочей памяти

В 1974 году Алан Бэддели и Грэм Хитч предложили многокомпонентную модель РП, переработав модель кратковременной памяти Аткинсона-Шиффрина. Изначально модель содержала три компонента. Первый компонент — это система контроля над вниманием, называемая центральным исполнителем (ЦИ). ЦИ направляет внимание на информацию, подавляя отвлечение (на нерелевантную информацию и неподходящие действия) и координируя когнитивные процессы при одновременном выполнении множества задач. У ЦИ «в подчинении» находятся две системы временного хранения: фонологическая петля и визуально-пространственный блокнот.

Фонологическая петля — это когнитивная система временного хранения, которая может хранить информацию, представленную в речевой и звуковой форме, с помощью проговаривания про себя (субвокальные повторения). Одним из доказательств этого служит эффект фонологического сходства: слова, со сходным звучанием, запоминаются труднее, чем слова, звучащие по-разному. Представим, что вы хотите запомнить набор терминов. Если слова схожи по звучанию, то это приведет к путанице и плохому результату. Попробуйте запомнить два ряда слов: «код», «год», «кот», «рот» и «солнце», «горячий», «корова», «день». Скорее всего, «производительность» запоминания в первом случае будет хуже. Фонологической петле совсем не важны значения, поэтому человек запоминает ряд из нескольких слов, обозначающих одно и тоже, так же, как и разные слова. В этом заключается отличие рабочей памяти от долговременной. Если увеличить количество слов в последовательности, например до 10, и дать людям запомнить их, то звучание уйдет на второй план, а значение станет намного важней. Таким образом у человека имеется система, которая может хранить информацию путем проговаривания про себя. Она не важна для понимания речи (если вы способны нормально говорить и слышать), однако играет существенную роль в пополнении словарного запаса на раннем этапе обучения чтению, когда нужно удержать в памяти последовательность звуков в точном порядке.

Визуально-пространственный блокнот — это когнитивная система, одновременно хранящая пространственную и визуальную информацию. Визуальная информация включает в себя такие вещи, как цвет и форма, а пространственная — данные о местоположении. Например, использование карты или проектирование здания включает пространственную информацию. Изучение иероглифов, запоминание цвета — это больше визуальное задание. Системы вербальной, пространственной и визуальной информации могут поддерживаться потоками информации, не охватываемыми подчиненными системами (например, тактильные ощущения, семантическая информация, музыкальная информация, эмоциональная составляющая и т. п.).

Так как речь идет о серии потоков восприятия, в 2000 году Бэддели расширил модель, добавив четвертую систему — эпизодический буфер, в котором потоки информации объединяются. У буфера есть несколько измерений: визуальное, пространственное семантическое и перцептивное. Он объединяет их вместе и делает доступными сознанию, связывая всю информацию РП в единое эпизодическое представление. Таким образом эпизодический буфер — это связующие звено между рабочей и долговременной памятью. Если проводить аналогии, то эпизодический буфер чем-то напоминает экран, на который проецируются события.

Читайте также:  Как можно назвать эмоции по другому

Где и как мозг хранит информацию

РП располагается в нескольких частях мозга. С появлением методов визуализации мозга (ПЭТ и фМРТ) определение локализации функций в головном мозге людей значительно упростилось. Обзор многочисленных исследований показывает, что области активации во время задач рабочей памяти, разбросаны по большой части коры. Определение Фонологическая петля расположена главным образом в области между височной и теменной долями левого полушария. Процесс повторения информации по большей части включает лобную область, известную как центр Брока.

Визуально-пространственная система вовлекает в основном правое полушарие, однако она может простираться и до затылочных долей, в направлении к задней части мозга. Эта область задействуется в визуальных изображениях. Более центральные теменные области ответственны за пространственную информацию.

Сам факт активации каких-то областей мозга вовсе не означает, что именно там хранится информация. В этом заключается одна из проблем использования функциональной визуализации для понимания работы памяти. При изучении какой-либо когнитивной задачи ученые наблюдают активность области, но не знают, действительно ли она необходима для нее. Представьте, что вы обращается к информации в памяти компьютера и получаете её на экране. Вы узнаете, что было в хранилище и какие подсистемы были задействованы для отображения информации. Но где конкретно хранилась информация и как она была извлечена вам не известно. Пока что в научном сообществе нет консенсуса о том, как точно устроена и функционирует память.

Что влияет на рабочую память

РП страдает от интенсивного стресса. Это было обнаружено в исследованиях Арнстена и его коллег на разных видах животных. Например, в одном из исследований Арнстен исследует влияние стресса, вызванного шумом, на когнитивные функции префронтальной коры у резус-макак. Экспериментаторы заполняли едой одну из лунок, а затем накрывали их непрозрачным экраном. Через определенные промежутки времени экран убирали, и макаки выбирали одну из лунок (задача с отложенным ответом). После некоторой серии экспериментов подопытных подвергали воздействию непрерывным громким шумом (100-110 Дб) в течении 30 минут перед тестированием. Испытав стресс, животные хуже справлялись с заданием: чаще забывали, в какой лунке находятся лакомства. В ходе исследований выяснилось, что высвобождение физиологически активных веществ, катехоламинов, в префронтальную кору, вызванное стрессом, снижает срабатывание нейронов и емкость памяти. Воздействие хронического стресса может привести к глубоким нарушениями РП. Чем больше стресса в жизни, тем ниже эффективность РП при выполнении простых познавательных задач. Злоупотребление алкоголем также может вызывать нарушения РП из-за повреждения мозга.

Индивидуальные различия в объеме РП в некоторой степени наследуемы. Пока что мало известно о том, какие гены связаны с функционированием РП. В рамках многокомпонентной модели был предложен один ген-кандидат, ROBO1 для гипотетической фонологической петли рабочей памяти. Генетический компонент РП в значительной степени разделяется с таковым для подвижного интеллекта, поэтому исследования связи памяти и генетики возможно поможет также лучше понять работу интеллекта.

Существует несколько гипотез о том, что РП может быть натренирована, например при помощи специальных компьютерных программ или таких задач, как n-назад. Но при этом люди не демонстрируют значительных улучшений в таких активностях, как обучение математике, чтение или выполнение тестов на уровень интеллекта. Если тренировка рабочей памятью интеллекта работает, то скорее всего эффект будет незначительным.

Компьютер как мозг

Текущие развитие процессоров во многом основывается на уменьшении техпроцесса. Время идет и эффективность такого подхода снижается. Возможно ли замена нынешней архитектуры на архитектуру, схожую с мозгом человека? Конечно, в реалиях недостатка знаний о мозге данное сравнение некорректно, но давайте пофантазируем. В чем преимущества мозга перед компьютером? Первое, что приходит на ум — это наличие сознания и способность к творческой деятельности. Но не совсем понятно, в чем разница между ними и их компьютерной симуляцией? Проблему квалиа и подобные вопросы лучше оставить философам и сконцентрироваться на более практических аспектах. Понятно, что в некоторых задачах, зависящих от скорости обработки информации мы проигрываем. Но при этом у мозга множество преимуществ перед современными компьютерами:

  • мозг более энергоэффективный: в среднем он потребляет 20–30 Вт;
  • мозг лучше справляется с распознаванием образов, речи, потоками сложноустроенной информации;
  • мозг пластичен, в отличии от модульной архитектуры компьютера: один отдел может выполнять функции другого (при необходимости);
  • работу мозга можно охарактеризовать как параллельную, нет необходимости в тактовом генераторе;
  • на основе имеющегося опыта мозг способен к прогнозированию будущих событий;
  • мозг невероятно обучаем и адаптивен.

Некоторые преимущества человеческого мозга перед компьютерами довольно очевидны. В свете этих преимуществ, разработка систем, схожих с мозгом, выглядит отличной идеей. Но, как всегда, у этого подхода есть недостатки:

  • Абсолютное заимствование у природы не всегда оптимально:

Природные «технологии» естественным образом образуются под влиянием эволюции. Но, зачастую, такие решения не подходят под задачи человека. Так, например, попытки создания летательного средства на основе пернатых и их техники полета ничем удачным не отличались.

  • Нужен ли компьютер, такой же как мозг:

Во-первых, мозг — это не идеальная система. Мы не можем целенаправленно забыть определенную информацию. Мозгу очень сложно выполнять несколько сложных задач одновременно. Во-вторых, каждый мозг уникален. Кто-то лучше рисует, а кто-то лучше справляется с математическими задачи. Нужен ли компьютер, который справляется с задачами примерно одной сложности за разное время?

  • Создание «искусственного мозга»:

Спустимся с небес на землю. Если представить создание компьютеров с архитектурой, схожей с устройством мозга, то сразу появятся тысячи нюансов. Как управлять такой системой, как ее поддерживать, создавать для нее софт, как интегрировать ее с другими системами, из каких материалов делать компоненты и многое другое.

Практика показывает, что лучше заимствовать лучшее, но, как упоминалось выше, недостаток знаний о мозге не позволяет сделать этого.

Облачные серверы от Маклауд быстрые и безопасные.

Зарегистрируйтесь по ссылке выше или кликнув на баннер и получите 10% скидку на первый месяц аренды сервера любой конфигурации!

Источник

Оцените статью