Орган чувств для детей 2 класса

Органы чувств
план-конспект занятия (2 класс)

Цель: формировать у учащихся целостное представление об органах чувств.

-формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека. Формировать ЗОЖ.
-учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;

— Обогащать словарный запас.

Скачать:

Вложение Размер
organy_chuvstv.docx 23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Органы чувств.

Цель: формировать у учащихся целостное представление об органах чувств.

-формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека. Формировать ЗОЖ.
-учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;

— Обогащать словарный запас.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Ребята, я очень рада всех вас видеть.

-Сегодня, на нашем занятии, мы узнаем много нового и интересного. А для начала, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом занятии? Правильно, мы говорили о строении человека. Давайте вспомним, из каких частей состоит тело человека.

Сегодня мы будем с вами говорить об органах чувств, какую роль они занимают в жизни человека, и как нужно правильно заботиться об органах чувств, чтобы сохранить своё здоровье.

Ребята, а кто — нибудь из вас может мне сказать, что такое органы чувств.

Ответы детей. Ребята, я вам предлагаю сегодня провести исследования и узнать, что же называют органами чувств. Давайте вместе повторим (повторяют вместе и несколько человек индивидуально). А вы знаете, кто такие исследователи? Исследователи – это люди, которые занимаются научными опытами, исследуют и изучают что- то новое. А где работают исследователи? Исследователи работают в лаборатории. Давайте вместе повторим (повторяют вместе и несколько человек индивидуально). А кто знает, что такое лаборатория. Лаборатория – помещение для научных опытов, исследований. Сегодня, мы с вами будем делать опыты в научной лаборатории. Мы будем работать все вместе и по парам. А для того, чтобы наше путешествие в научную лабораторию было интересным и увлекательным вы должны быть внимательными, чётко отвечать на все вопросы полным ответом, не выкрикивать.

После каждого выполненного задания, как всегда мы будем оценивать результаты работы смайликами на магнитной доске, а в конце нашего занятия мы посмотрим, как кто работал. И оценим себя и друг друга следующим критериям, обратите внимание на доску

КРИТЕРИИ: Я узнал, Я научился, я похвалил бы.

.Ребята, предлагаю вам пройти в лабораторию. Люди, работающие в лаборатории, всегда ходят в белых халатах. Я тоже предлагаю вам, надеть белые халаты.

Мы приступаем к первому опыту. Обратите внимание, что у нас стоит на столе? (Дети проходят, перед ними на столе расставлены стаканчики под номерами с водой разного вкуса: сладкая, соленая, кислая, пресная)

1.Опыт . Цель: выяснить, какой орган чувств отвечает за вкус

Дети пробуют воду и делают вывод.

Учитель: — Язык покрыт слизистой оболочкой, на котором расположены особые вкусовые сосочки.. Когда мы берем пищу в рот, она раздражает язык, и мы ощущаем вкус пищи. Языком различают, горькую, соленую, сладкую, кислую пищу. Так же мы можем при его помощи определить качество пищи.

Нужно помнить , что нельзя человеку кушать слишком горячую пищу и обязательно перед тем как сесть за стол вымыть руки. После приёма пищи, обязательно прополоскать рот. Нельзя брать в от острые предметы

Давайте отдохнем и подышим воздухом.

2.Опыт. Цель: Выяснить, какой орган чувств отвечает за запахи

Задание. Перед детьми стоят закрытые разноцветные баночки.

С закрытыми глазами нужно определить вкус разных продуктов (апельсин, чеснок, яблоко, лук)

2.Ход работы. Перед вами баночки четырёх цветов, в которых лежат различные вещества. Можем ли мы, не открывая футлярчик, определить, что именно находится в баночке? Что мы должны сделать?(понюхать).

Определите эти вещества.

Вывод группы: с помощью носа мы определяем запахи.

Учитель: Когда вы ощущали запах?

Дети: Когда делали вдох.

Учитель: Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать?

– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи.

То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом наш нос. Нос очень, нужен человеку.

-Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить орган обоняния?

Нужно помнить: Содержать нос в чистоте, беречь организм от простуд, не засовывать в нос мелкие предметы, пользоваться личным носовым платком.

-Неприятные запахи предупреждают об опасности. Запах может предупреждать об опасности? (Запах газа, испорченной пищи, запах дыма). Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса. Неприятные предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д. Таким образом нос работает как сторож.

После проведения опытов дети подводят итог и отвечают на вопрос : С помощью какого органа чувств человек определяет запахи.

3 опыт-орган осязания — кожа

Опыт. Цель: Выяснить, с помощью какого органа чувств мы можем ощутить предмет.

Проводится игра « Угадай, что лежит в мешочке». С закрытыми глазами дети достают предметы: ключи, бумагу, деревянную ложку, меховую игрушку и тд. Опиши, какой предмет по качеству, по размеру, определи материал.

Ребята, кожа-это орган осязания. Это не просто оболочка нашего тела, она защитник от многих опасностей. Ночью и днём температура тела нашего не меняется. Об этом заботится наша кожа. Прикасаясь к предмету, мы чувствуем его поверхность, температуру, форму. На коже находятся нервные окончания, благодаря им мы чувствуем тепло, холод, боль.

Нужно помнить: — О коже тоже нужно заботиться, ухаживать содержать в чистоте, н ужно беречь нашу кожу от повреждений, ожогов и обмораживания.

При помощи кожи, мы можем определить какой предмет: твердый или мягкий, большой или маленький, а также из какого материала он сделан, холодный он или горячий.

Давайте отдохнем и подышим воздухом.

Ребята, а сейчас давайте пройдём за стол и поработаем в парах.

Цель: Нужно собрать картинки – пазлы, и определить к какому органу чувств относится данная картинка.

Ребята, молодцы, мы с вами провели все опыты, а теперь нам пора возвращаться на свои места, давайте снимем наши белые халаты и пройдём на стульчики.

Ребята, скажите, с чем мы сегодня знакомились в лаборатории ? (Ответы детей).

В: С какими конкретно органами чувств мы с вами познакомились.

За что отвечает язык? За что отвечает нос? За что отвечает кожа?

Нужно помнить всегда о правилах личной гигиены.

Давайте сейчас посчитаем с вами, кто был сегодня самым активным. (Самым активным был…), остальные тоже старались, но надо ещё в следующий раз постараться по — больше.

А теперь давайте оценим себя по следующим критериям. (Оценивание).

Молодцы ребята. На следующем занятии мы с вами продолжим знакомиться с органами чувств. На этом наше занятие окончено.

Источник

Урок «Органы чувств» (2 кл)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока по теме: «Органы чувств» (2 кл)

Скачать:

Вложение Размер
organy_chuvstv_2_kl.docx 29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наши помощники – органы чувств».

Цель: уточнить представления об органах чувств.

  • Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
  • Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;
  • Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Объявление темы и целей урока.

— На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы. Давайте вспомним, как они называются.У вас лежит мнебольшой кроссворд, послушайте загадки и заполните его. Открывается кроссворд (Слайд1)

1.У зверушки на макушке,

А у нас – выше глаз. (Ухо)

2.На ночь два оконца

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

3.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)

4.Меж двух озер стоит утес,

В нем две пещеры – это…(Нос)

5. Первым пробовать привык

Угощенья все ….(Язык)

-Сегодня мы на уроке познакомимся с органами чувств, которые присутствуют в нашем организме.

  1. Работа по теме.
  1. Игра «Чудесный мешочек». Орган зрения.

В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.

— У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)

— Какой цвет этого предмета?

— Почему не можем сказать? (Не видим)

— А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.

— Что вам помогло?

— Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. (Слайд 2)

-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему? (Ответы детей.Возможно составление правил о том, как беречь глаза)

Глаза — орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа — глазницах, защищены подвижными веками — верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

2.Игра «Угадай голос». Орган слуха.

— Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить правила, которые мы составили. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)

— Что помогало ведущим угадывать? (Слайд 4)

— Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом — это часть уха — ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.

— Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши?

Слух –это способность человека воспринимать звуковые волны.

3.Работа с учебником.Орган обоняния.

-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)

-Откройте учебники на странице 19. Прочитайте, какой орган чувств помогает услышать запах?

— Как называется этот орган чувств? (Орган обоняния, слайд 5)

-. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.

— Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? Кто они?

Обоняние – это способность чувствовать запахи.

Выступление ребенка: Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии . В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер. Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций. Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.

— А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)

— Прочитаем об этом органе на стр.22.

-Как он называется?

-Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. ( Слайд 6)

Язык помогает различать вкус еды.

5. Орган осязания. Игра «Узнай, что это?»

— И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).

— Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)

-Что помогает определить, какой это предмет?

-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (Слайд 7)

— Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

6. Работа в рабочей тетради.

-Мы сегодня говорили о внешних органах чувств. Давайте вспомним, как они называются? Можно предложить заполнить заранее подготовленные карточки, например:

Напиши органы чувств.

ухо -____________ язык — ______________ глаз — ________________

нос — ____________ кожа — __________

и проверка Слайд 8

— Какую роль для человека они выполняют?

Этими органами мы можем чувствовать окружающий мир. К органам чувств надо относится бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.

— Вам понравился урок?

— Вы хорошо работали. Молодцы.

Дополнительно можно предложить интересные данные о шестом чувстве.

Раньше считали, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. И только поэтов, которые как-то иначе, тоньше, глубже воспринимают мир, наделяли «шестым чувством». Правильно ли это?

Закройте-ка глаза и встаньте в какую-нибудь позу, потом «смирно», а потом опять в ту же позу. Какой из пяти названных выше органов чувств позволил вам повторить движение?

Это было «шестое чувство» — кинестезическое, то есть чувство движения, вызванное раздражением специальных рецепторов (концевых образований нервных волокон), заложенных в мышцах, сухожилиях, суставах.

При ходьбе, танцах, езде на велосипеде вы чувствуете изменение скорости или направления вашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. Это он воспринимает изменение положения головы и направления движения тела.

Кроме того, мы ощущаем голод, жажду, боль в животе и так далее.

Все это так называемые интерорецептивные (от латинских слов: «интериор» — внутренний и «рецептио» — прием) чувства.

Вот, оказывается, сколько у любого человека, а не только у поэта, «шестых чувств», хотя во всех этих случаях правильнее говорить об ощущениях и анализаторах, а не о чувствах и органах чувств. «Шестое чувство», о котором говорят поэты, — это чувство прекрасного и интуиция. Об интуиции мы уже писали.

Источник

Читайте также:  Отличного тебе настроения мужчине
Оцените статью