Опыт коллективных отношений развивает чувство товарищества

СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНУЮ ТРУДОВУЮ И ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья (7 класс) на тему

Выступление на методическом семинаре

Скачать:

Вложение Размер
splochenie_kollektiva.docx 31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа № 23

индекс 347 879 Россия, г. Гуково, Ростовской обл., ул. Молодежная 17

ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНУЮ

ТРУДОВУЮ И ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Самсонова Елена Николаевна

Тема воспитательной работы в моем классе: «Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную трудовую и творческую деятельность». Выбрана она неслучайно. Второй год я классный руководитель в 7 «А» классе, но знаю этих ребят на протяжении 7 лет. 4 года, я была в этом классе председателем родительского комитета, пока волею судьбы мой ребенок не поступил в другое учебное заведение. Я хорошо знаю ребят и их родителей и поэтому надеюсь на плодотворное сотрудничество.

В начале работы в качестве классного руководителя, я столкнулась с тем, что в силу своего возраста ребята, делились на группы. Между детьми возникали конфликты, непонимание.

Передо мной стал вопрос, как сплотить коллектив ребят. Я обратилась к опыту маститых ученых, психологов и педагогов, а так же к нормативно – правовым документам, регламентирующим воспитательный процесс в школе. Пути решения многих воспитательных задач я нашла в сборнике « Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (ФГОС).

Подростковый возраст является проблемным. Многочисленные исследования позволили понять, что на протяжении всей жизни человек проходит несколько возрастных периодов. Если организм входит в фазу, когда одновременно повышается чувствительность сразу к нескольким группам факторов, говорят о наступлении критического периода в развитии.

Большинство современных теорий рассматривает возрастные кризисы как нормативные, которые неизбежно возникают на жизненном пути большинства людей.

Основными характеристиками критических периодов по Выготскому можно назвать:

— наличие резких изменений в короткие отрезки времени;

— неотчетливость границ кризиса, т.е. трудность определения моментов наступления и окончания;

— конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка, выпадение его из системы педагогического воздействия;

— наличие разрушения в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии».

Именно в такой критический возрастной период я и взяла классное руководство, и поведение ребят полностью соответствовало вышеперечисленным характеристикам.

Стала задача о необходимости принимать координальные меры.

Как классный руководитель я должна была опираться на чрезвычайно характерное для подростка эмоционально-окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива.

Себе в помощники я призвала родителей, ведь только в содружестве с семьей классный руководитель формирует целенаправленное педагогическое воздействие на навыки и привычки поведения ребенка, на начало тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.

Влечение подростков к коллективу нередко выражается в том, что они организуют уличные, дворовые компании. Конечно, далеко не все такие компании должны вызывать настороженное отношение со стороны педагогов и родителей.

Включение подростка в жизнь здорового, сплоченного, целеустремленного коллектива — важнейший путь формирования полноценной личности в этом возрасте.

Именно в здоровом коллективе развивается стремление к взаимопомощи, чувство долга и ответственности, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны.

Антон Семёнович Макаренко выделял следующие признаки коллектива:

— общественно ценные цели;

— совместная деятельность по их достижению;

— отношения взаимной ответственности;

— организация органов самоуправления;

— направленность деятельности на общую пользу.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей.

Существует ряд условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать личные интересы ребят и опираться на эти интересы.

3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником.

4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

В развитии коллектива выделяются три стадии.

Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования.

Целью первой стадии становится выявление работоспособного актива и сплочения на основе общей цели или деятельности.

Вторая стадия: усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива.

Целью второй стадии становится объединение детей, чтобы не было разрозненных групп.

Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива.

Целью становится деятельность на пользу другим людям.

Мы с ребятами успешно прошли первую стадию, (стадия первоначального сплочения).

Но перед нами стоит решение еще многих задач направленных на сплочение коллектива. Одним из способов их решения является организация совместной трудовой и творческой деятельности.

Здесь мне в помощь вступает коллективная проектная деятельность учащихся.

Так, например, в прошлом учебном году нашим классом был сделан большой коллективно творческий проект «Дорожная азбука».

Приступая к этому проекту, мы хотели изготовить такое изделие, которое бы не просто лежало всеми забытое в шкафу, а постоянно приносило пользу.

Работа над проектом состояла из нескольких этапов.

Первый этап – поисковый

Проанализировав потребность нашей школы в наглядном пособии, я предложила ребятам изготовить дорожные знаки на стойках.

Перед тем, как приступить к изготовлению дорожных знаков, ребята провели опрос учащихся нашей школы по ПДД и изучили виды дорожных знаков.

Второй этап – конструкторский

Исходя из наших возможностей, практичности, экономичности мы выбрали дорожный знак из ДВП на деревянной крестовине.

Планировалось, чтобы наши знаки были многофункциональными, то есть – их можно было поставить на стойке для соревнования «Безопасное колесо», а для агитбригад и линеек в качастве наглядного пособия. Поэтому наши знаки должны легко крепиться на стойке и так же легко, при необходимости, сниматься.

Третий этап – технологический

Для изготовления знака нам потребовалось:

Параллельно с изготовлением мальчиками крестовин, группа девочек красили стойки для знаков и занимались нанесением изображения самого знака на ДВП.

После завершения работы над знаками ребята подготовили агитбригаду по ПДД для начальных классов с использованием сделаных дорожных знаков.

В дальнейшем наши знаки неоднократно использовались отрядом ЮИД и в праздниках пришкольного лагеря.

Так же в организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. Антон Семёнович Макаренко говорил — “Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача в воспитательной работе».

Большое значение традициям в воспитании придавал и Василий Александрович Сухомлинский.

Как известно наша школа отпраздновала в 2016 году свой 50-ти летний юбилей. Школьная история очень богата как торжественно — праздничными традициями, так и будничными, побуждающими учащихся к трудовой деятельности.

Трудовой десант, субботники по облагораживанию территории школы, дежурство по школе и столовой, все это так же является традиционной коллективной деятельностью ведущей к улучшению дисциплины и культуры поведения.

Как любой сплоченный коллектив наш класс также обрел свои будничные и торжественно-праздничные традиции. Еще с начальной школы во всех классных делах участвовали родители: посадка кустарников и цветов на территории школы, совместные субботники, дни здоровья, совместные классные часы и родительские собрания и эта деятельность так же стала для нашего класса традиционной.

Одной из торжественно праздничных традиций является ежегодная предновогодняя Неделя театра. Ребята вместе с родителями с увлечением выбирают сценарий для пьесы, готовят костюмы и декорации, тем самым не осознавая, что каждое их совместное дело, является ещё одним кирпичиком в фундамент дружного и крепкого коллектива.

Организация тематических праздников «День Матери», «23 февраля», «8 «арта», семейные веселые старты. Так, в этом учебном году ребятами было решено организовать праздник для мам. Актив класса предложил разделение обязанности во время подготовки праздника – девочки готовят мамам «Сладкий стол», а мальчики учат поздравления.

Очень большое значение в воспитании ребят имеет благотворительность. Она, безусловно, воспитывает в ребенке понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Это возможность развить привычку к доброте, научить думать о тех, кому хуже, чем нам. Ведь отзывчивость, ценность взаимопомощи и ответственность нужно развивать с детства. Воспитание участия в благотворительности приносит пользу и обществу и самим детям.

Дети моего класса неоднократно участвовали в благотворительной акции Почты России «Дерево добра», направленной на оказание помощи детям и пожилым людям. Ребята два года подряд оформляют подписку на СМИ для Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» г. Гуково . Приняли активное участие в подготовке благотворительной акции «Подари Жизнь», по сбору средств, обучающемуся 5 класса нашей школы Посохову Никите.

Я думаю, третья стадия развития нашего классного коллектива еще впереди. Нам в тесном содружестве детей, родителей и педагога еще многое предстоит сделать для расцвета нашего класса.

Я считаю, что через совместную деятельность у ребят возрастает самосознание и самооценка. Формирование у подростка самосознания, потребности осознать себя как личность является одним из важнейших моментов в развитии личности подростка. У него возникает интерес к себе, своему внутреннему миру, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Подросток начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Его потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.

В современном мире, наши дети очень быстро взрослеют и «чувство взрослости» — это важная особенность подросткового возраста.

Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и известной независимости. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважали их.

На основе развития самовоспитания, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков.

Процессы развития коллектива и личности неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений.

Систематическое вовлечение детей в совместную деятельность позволит сформировать коллективизм, чувство товарищества, ответственности за порученное дело, а так же будет способствовать развитию творчества и креативности учащихся. Обогатит воспитанников не только знаниями, но и умениями в различных областях искусства. Пробуя себя в разных ролях, дети приобретают опыт социализации, а педагоги гордятся успехам своих воспитанников, как это обычно бывает в дружной семье.

Источник

Проект по формированию коллективных взаимоотношений старших дошкольников

Ирина Шаронова
Проект по формированию коллективных взаимоотношений старших дошкольников

I. Методы формирования опыта

1) Приучение.Цель: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание помочь, внимательное отношение к неудачам других.

Беседа по серии картин, сопровождающих развитие сюжета

Воспитатель показывает 1 картинку: «Наступила весна. Подсохли участки земли. Воспитатель предлагает детям скакалки. Она знает, что все дети обрадуются, будут прыгать». Дети рассматривают картину. Воспитатель обращает внимание на радостное состояние детей, которые очень хотят видеть прыгалки.

Показывает 2 картинку.Воспитатель: «Девочки прыгают, улыбаются, веселятся. Но у одной из них ничего не получается. Она «запуталась» в скакалке. Заметят ли это подружки? Помогут ли они девочке?»

Показывает 3 картинку.Воспитатель: «Да, заметили! Посмотрите, что думает одна девочка? (Учит подружку прыгать, а другая? (Предлагает свои скакалки, думая, что у нее не сломанная скакалка)«.Воспитатель поддерживает высказывания детей, радость их от того, что подружки помогают девочке.

Показывает 4 картинку. Посмотрите, что происходит?Воспитатель: «Оказывается, не все дети поступили так, как ее подружки! Смотрите, две девочки стоят в стороне и смеются над бедой! Ребята, вам понравились все подружки? А почему?».

Воспитатель выслушивает детей, подчеркивает, что в поступках проявляется внимание к сверстнику, желание помочь. Выражает сожаление по поводу поступка девочек, которые посмеялись над бедой сверстницы. Предлагает подумать, в каких ситуациях и как необходимо оказать помощь?

2) Упражнения.Цель:привитие базовых социальных навыков: умения выслушать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях, обучения умению брать на себя ответственность.

«Мостик» — любая проблема создаются двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремиться доказать, что она – единственно правая в споре. Задача каждого участника сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должны быть сформулирована.Например: Коля и Миша (5 лет) хотят рисовать красным карандашом, каждый стремиться взять его себе. «Мостиком» в этом случае является либо их договоренность рисовать по очереди, либо желание уступить другому.Общая цель: сохранить дружеские взаимоотношения.

«Две гири» — оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями и с отрицательными последствиями. В этом случае на весы ставят две гири ребенок перечисляет на одной «чаши весов» положительные результаты достижения желаемого, а на «второй» отрицательные последствия. Что выберет ребенок?

Дать игрушку (+) Не давать (-)

Саша будет со мной дружить. Саша не будет со мной дружить.

Потом уступит свою игрушку. Будет играть с другими детьми.

Будет играть вместе с ним. Все будут меня дразнить.

3) Использование проблемных жизненных ситуаций

Цель: воспитывать отзывчивое отношение к окружающим; активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации; формировать умение находить разные способы решения.

Воспитатель: «Мама пришла с работы поздно, очень усталая, расстроенная. В доме не убрано. Ребята, как нам поступить?».

Воспитатель обращается к детям, предлагая им разные роли (мамы, папы, дочки, сына, помогает наладить диалог с уставшей мамой, обратиться к ней со словами утешения.

— Ребята, а как еще можно порадовать маму?

— Кто предложит что-то новое?

Воспитатель поощряет различные предложения детей, выделяя интонацию голоса, мимику ребенка, который смог своими словами передать заботу и ласку. Отмечает детей, которые придумали различные способы, чтобы порадовать маму.

4) Ситуативные игры-истории с элементами драматизации, направлены на обогащение дошкольника навыками эффективного социального взаимодействия: сюжеты для игр-драматизаций различного содержания,такие как: «Отнял игрушку», «Толкнул», «Долго качается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди», «Нечаянно разрушил постройку товарища», «В группу пришел новенький»Цель: научить строить отношения с другими людьми уважительно ; деликатно вести себя со сверстниками; учить овладевать определенными социальными, коммуникативными навыками.

Все игры имеют одинаковую структуру:

Беседа с постановкой проблемной задачи (обсуждение причин ссор, отражающее тематику игры).

Подготовка к инсценированию стихотворения.

Инсценировка-драматизация проблемной ситуации.

Обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами).

Поиск путей выхода из проблемной ситуации (ответ на вопрос «Как помирить друзей, избежать ссоры?»).

Театрализация ситуации с внесенными изменениями.

Подведение итогов, выводы.

Игра «Мои друзья»Цель: Выявить взаимоотношения детей внутри группы, осознание своих особенностей и особенностей друга.

Игра «Найди друга»Цель: Научить детей чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты.

II. Методы формирования представлений, суждений, оценок

1)Этические беседы: «Помогу-ка другу я», «Мы поссоримся и помиримся», «Как положено друзьям, всё мы делим пополам».Цели: формирование положительных отношений и нравственных качеств – сопереживания, сочувствия и взаимопомощи; помощь в выборе моральных норм поведения; обучение анализу и оцениванию своих поступков.

2)Чтение художественной литературы : Осеева В. Волшебное слово. Зеленая Р., Иванов С. В каменном веке. Ха-ха-ха! Взрослые. Осторожнее, локти! Кастрюля. Русская народная сказка «Привередница».Ладонщиков Г. Дикарь в лесу.Цели: способствовать формированию нравственных понятий; вызвать желание следовать хорошим поступкам; учить анализировать поступки героев книги.

3) Рассматривание парных картинок.Цель: научить замечать плохой-хороший поступок.

Рассматривание иллюстраций: иллюстрации типичных житейских ситуаций, где ребенок нуждается в сочувствии, помощи сверстников.В начале рассматривания задавала вопросы: “О чем хотел рассказать художник? Как бы вы назвали эту картину?”Затем внимание привлекала к главному герою: “Что с ним случилось? По какой причине? Какого его эмоциональное состояние? (огорчен, обижен, встревожен) Как бы вы почувствовали себя на месте этого мальчика или девочки? И, наконец, решали главную задачу беседы — обсуждали, как надо поступить, чтобы герой перестал огорчаться, порадовался

4)Инсценировки с участием детей:

-Этюд «Встреча с другом»Цель: формирование навыков общения в различных жизненных ситуациях, обогащение эмоциональной сферы. формирование представлений детей о добре, нравственных качествах, которые его характеризуют; развивать эмпатию, сочувствие и содействие; Учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации

-Разыгрывание ситуаций (по произведению В. Осеевой «Просто старушка»):

а) как поступила бы девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку;

б) мальчик помогает старушке (ситуация, данная в рассказе);

в) мальчик и девочка помогают вместе.

— Инсценировка проблемных ситуаций «Мой друг меня обидел»,

«Я хочу с тобой дружить»

Игра «Вежливые слова» .Цель: обогащать и активизировать словарь детей за счет слов приветствия, прощания, выражения просьбы.

Игра «Кто больше?»Цель: обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера.

Игра «Угадай, кто это»Цель: познакомить с нравственными качествами,проявляющимися в отношении к другим людям.

— Игра с мячом «Продолжи пословицу».

Нет друга – ищи, (а найдешь береги)

Друзья познаются (в беде)

Крепкую дружбу (и топором не разрубишь)

Старый друг (лучше новых двух)

Дружбу помни (а зло забывай)

Друг за дружку держаться (ничего не бояться)

Не имей сто рублей (а имей сто друзей)

Верный друг (лучше сотни слуг)

Старый друг (лучше новых двух)

Дружбу помни, (а зло забывай)

6) Использование пословиц и поговорок.Цель: вызвать положительно-эмоциональные переживания общения; развитие анализа и самоанализа.

— Обсуждение пословицы «Друга ищи, а найдешь – береги».

Формулирование правил дружбы: Чаще улыбайся. Быть приветливым. Помогай всем, кто нуждается в помощи. Быть доброжелательным. Всегда делитесь игрушкой с другом. Старайтесь помочь другу сделать то, что у него не получается. Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно. Уметь уступать.

«Малыш и Карлсон»,«Приключения поросенка Фунтика»,«Крошка Енот», «По дороге с облаками» «Приключения кота Леопольда», «Лунтик»;

8) Специальные занятия

«Наша группа».Цель: Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам, привязанности к детскому саду, сверстникам.

«Дружба».Цель: уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»; научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

«Что такое доброта?»Цель: формирование представлений детей о добре, нравственных качествах, которые его характеризуют; развивать эмпатию, сочувствие и содействие; Учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации

Конспект НОД по формированию математических способностей у старших дошкольников «Путешествие в космос» Конспект НОД в старшей группе на тему «Путешествие в космос». Цель: формирование математических способностей детей. Области: «Познавательное.

Конспект НОД по формированию полоролевых взаимоотношений у старших дошкольников «Путешествие в страну мальчиков и девочек»Цель: -Способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности.

Методические рекомендации по формированию полоролевых взаимоотношений у дошкольников в процессе совместной деятельности • Вначале надо изучить необходимую литературу, психолого-педагогичскую, методическую, чтобы быть компетентным в этом вопросе. • Далее необходимо.

Методики для выявления уровня сформированности полоролевых взаимоотношений у старших дошкольников Адаптированные методики для выявления уровеня сформированости полоролевых взаимоотношений у старших дошкольников в процессе совместной деятельности.

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи. Планета «Детство» Цели занятия — Совершенствовать.

Опыт работы по формированию гендерной принадлежности старших дошкольников Важным условием формирования гендерной идентичности старших дошкольников является создание полифункциональной предметно-развивающей среды,.

План мероприятий по формированию правовой компетенции у старших дошкольников План мероприятий по формированию правовой компетентности у детей старшего дошкольного возраста. месяц Тема НОД Цели сентябрь «О правах.

Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре Исходя из результатов обследования, был сделан вывод, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы. С позиции этих условий был.

Сценарий НОД по формированию представлений о труде взрослых у старших дошкольников. Тема: Защитники Отечества. Сценарий НОД по формированию представлений о труде взрослых у старших дошкольников. Тема: Защитники Отечества. Цель: Формировать представления.

Система работы логопеда по формированию регулятивных универсальных учебных действий у старших дошкольников с ОНР Наиболее актуальной для меня является проблема формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного.

Источник

Читайте также:  Если парень называет тебя своей радостью
Оцените статью