Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ)
Ф. И. О. оцениваемого | ___________________________________________ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возраст (полных лет) |
№ | Ответ | № | Ответ | № | Ответ | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | 51 | 101 | ||||||||||||
2 | 52 | 102 | ||||||||||||
3 | 53 | 103 | ||||||||||||
4 | 54 | 104 | ||||||||||||
5 | 55 | 105 | ||||||||||||
6 | 56 | 106 | ||||||||||||
7 | 57 | 107 | ||||||||||||
8 | 5 | 108 | ||||||||||||
9 | 59 | 109 | ||||||||||||
10 | 60 | 110 | ||||||||||||
11 | 61 | 111 | ||||||||||||
12 | 62 | 112 | ||||||||||||
13 | 63 | 113 | ||||||||||||
14 | 64 | 114 | ||||||||||||
15 | 65 | 115 | ||||||||||||
16 | 66 | 116 | ||||||||||||
17 | 67 | 117 | ||||||||||||
18 | 68 | 118 | ||||||||||||
19 | 69 | 119 | ||||||||||||
20 | 70 | 120 | ||||||||||||
21 | 71 | 121 | ||||||||||||
22 | 72 | 122 | ||||||||||||
23 | 73 | 123 | ||||||||||||
24 | 74 | 124 | ||||||||||||
25 | 75 | 125 | ||||||||||||
26 | 76 | 126 | ||||||||||||
27 | 77 | 127 | ||||||||||||
28 | 78 | 128 | ||||||||||||
29 | 79 | 129 | ||||||||||||
30 | 80 | 130 | ||||||||||||
31 | 81 | 131 | ||||||||||||
32 | 82 | 132 | ||||||||||||
33 | 83 | 133 | ||||||||||||
34 | 84 | 134 | ||||||||||||
35 | 85 | 135 | ||||||||||||
36 | 86 | 136 | ||||||||||||
37 | 87 | 137 | ||||||||||||
38 | 88 | 138 | ||||||||||||
39 | 89 | 139 | ||||||||||||
40 | 90 | 140 | ||||||||||||
41 | 91 | 141 | ||||||||||||
42 | 92 | 142 | ||||||||||||
43 | 93 | 143 | ||||||||||||
44 | 94 | 144 | ||||||||||||
45 | 95 | 145 | ||||||||||||
46 | 96 | 146 | ||||||||||||
47 | 97 | 147 | ||||||||||||
48 | 98 | 148 | ||||||||||||
49 | 99 | 149 | ||||||||||||
50 | 100 | 150 |
Описание
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова используется для диагностики свойств «предметнодеятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.
Перед обработкой убедитесь, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используйте ключи. Вначале перекодируйте некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов произведите путем суммирования всех баллов по данной шкале.
При обследовании больших массивов испытуемых целесообразно сочетать бланковый метод с компьютерной обработкой данных.
Запишите полученную сумму баллов для каждой шкалы в соответствующую графу на бланке.
Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 18 баллов и больше, из дальнейшей обработки исключаются как неспособные в силу чрезмерной социальной желательности адекватно оценивать свое поведение.
Ключ к тесту
Шкалы | Номера ответов |
Эргичность психомоторная (ЭРМ) | 1, 4, 32, 58, 60*, 70*, 75*, 84, 92, 111*, 127, 132 |
Эргичность интеллектуальная (ЭРИ) | 3, 9, 7*, 36, 48, 54*, 82, 96*, 120*, 133*, 139, 143 |
Эргичность коммуникативная (ЭРК) | 7*, 33, 35, 63*, 68, 77, 94, 98*, 112, 114*, 125, 129* |
Пластичность психомоторная (ПМ) | 11, 13, 39, 40, 64, 66*, 76, 79, 99, 100, 115, 131* |
Пластичность интеллектуальная (ПИ) | 2*, 8, 18, 41, 47, 59, 95, 97*, 107*, 130, 140*, 149 |
Пластичность коммуникативная (ПК) | 15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113*, 116, 134, 135 |
Скорость психомоторная (СМ) | 16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102, 118*, 122, 128, 136* |
Скорость интеллектуальная (СИ) | 5, 14, 23, 27*, 38*, 53, 62*, 65, 87, 119, 142*, 145 |
Скорость коммуникативная (СК) | 20*, 50*, 57, 71, 81*, 85, 88*, 91*, 104, 117, 123, 137* |
Эмоциональность психомоторная (ЭМ) | 22, 24, 52, 55, 73, 78, 89, 105, 108, 124, 141, 144 |
Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ) | 6, 10, 12, 25, 28, 31, 37, 44, 61, 103, 106, 147 |
Эмоциональность коммуникативная (ЭК) | 26, 30, 56, 72, 74, 90, 109, 110, 126, 138, 146, 148 |
Контрольная шкала (КШ) | 29, 34, 42*, 86*, 121*, 150* |
Примечание: звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования: (1 = 4), (2 = 3), (3 = 2), (4 = 1).
Интерпретация
Психомоторная сфера
Низкие значения (12–25 баллов) | Средние значения (26–34 балла) | Высокие значения (35–48 баллов) |
Эргичность (ЭРМ) | ||
Узкая сфера психомоторной деятельности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения, низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы, двигательная пассивность | Нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физическому напряжению, средняя мышечная работоспособность | Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, жажда психомоторной деятельности, постоянное стремление к физическому труду, избыток физических сил, высокая мышечная работоспособность |
Пластичность (ПМ) | ||
Повышенная склонность к монотонной физической работе, боязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений | Типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженная склонность к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда | Высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений |
Скорость (СМ) | ||
Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда | Средняя скорость моторно-двигательных операций | Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности |
Эмоциональность (ЭМ) | ||
Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия. Ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы | Средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе | Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы |
Интеллектуальная сфера
Низкие значения (12–25 баллов) | Средние значения (26–34 балла) | Высокие значения (35–48 баллов) |
Эргичность (ЭРИ) | ||
Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов | Средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением | Высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения |
Пластичность (ПИ) | ||
Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач | Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности | Высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем |
Скорость (СИ) | ||
Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности | Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности | Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности |
Эмоциональность (ЭИ) | ||
Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы, слабое эмоциональное реагирование при неудачах, связанных с интеллектуальной деятельностью, спокойствие, уверенность в себе в процессе умственной деятельности | Средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения | Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу работы, связанной с умственным напряжением |
Коммуникативная сфера
Низкие значения (12–25 баллов) | Средние значения (26–34 балла) | Высокие значения (35–48 баллов) |
Эргичность (ЭРК) | ||
Низкая потребность в общении, социальная пассивность, узкий круг контактов, уход от социальных мероприятий, замкнутость | Нормальная потребность в общении, средний круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности | Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству |
Пластичность (ПК) | ||
Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, тщательное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление к поддерживанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ | Нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам | Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ |
Скорость (СК) | ||
Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность | Обычная скорость речевой активности и вербализации | Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности |
Эмоциональность (ЭК) | ||
Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми | Среднеинтенсивное эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к оттенкам межличностных отношений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия | Высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения |
Контрольная шкала (КШ)
Контрольная шкала варьирует от 6 до 24 баллов. При значениях от 6 до 17 баллов испытуемые характеризуются более или менее адекватным восприятием своего поведения. Испытуемые с высокими значениями по данной шкале (18–24 балла) из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная оценка поведения. В своих ответах они стремятся выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
Индексы и типы
Для решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не только значение того или иного отдельного формально-динамического свойства, но и индексы, и темпераментальные типы, отражающие различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности. Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами ОФДСИ предлагаются следующие шесть наиболее важных индексов формально-динамических свойств человека.
1. Индекс психомоторной активности (ИПА) равен сумме баллов активностных шкал в психомоторной сфере.
ИПА = ЭРМ + ИМ + СМ. ИПА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, то есть от 78 до 102.
2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) равен сумме баллов активностных шкал в интеллектуальной сфере.
ИИА = ЭРИ + ПИ + СИ. ИИА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, то есть от 78 до 102.
3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) равен сумме баллов активностных шкал в коммуникативной сфере.
ИКА = ЭРК + ПК + СК. ИКА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, то есть от 78 до 102.
4. Индекс общей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных шкал во всех трех сферах.
ИОА = ИПА + ИИА + ИКА. ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 +/- 36, то есть от 234 до 306.
Индекс общей эмоциональности
5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных шкал в трех сферах.
ИОА = ЭМ + ЭИ + ЭК. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, то есть от 78 до 102.
Индекс общей адаптивности
6. Индекс общей адаптивности (ИОАД) равен разнице баллов между индексом общей активности и индексом общей эмоциональности.
ИОАД = ИОА – ИОЭ. Индекс варьирует в пределах от -36 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 +/- 48.
На основании вышеприведенных индексов в принципе можно выделить довольно большое количество вариантов темперамента. Классификация этих типов – дело будущих научных исследований, однако уже сейчас ориентировочно можно говорить о возможных девяти наиболее типичных вариантах (типах) формально-динамических свойств.
Дифференциальные типы
Для вычисления дифференциального типа (темпераментального типа) в определенной сфере поведения необходимо на оси ординат отложить значение индекса активности в данной сфере, а на оси абсцисс – значение соответствующей эмоциональной шкалы.
Тип 1. Если значения по обеим шкалам выше нормы, то есть активность выше 102, а эмоциональность выше 34, данный испытуемый относится к категории «холерик» в соответствующей сфере.
Тип 2. Если значения по обеим шкалам меньше нормы, то есть активность меньше 70, а эмоциональность меньше 26, то данный испытуемый – флегматик.
Тип 3. Если у данного испытуемого активность выше нормы (т. е. выше 102), а эмоциональность ниже нормы (т. е. ниже 26), то этот испытуемый – сангвиник.
Тип 4. Если активность меньше нормы (т. е. меньше 78), а эмоциональность больше нормы, то есть больше 34, то испытуемый – меланхолик в соответствующей сфере.
Тип 5. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения ниже нормы (т. е. меньше 26), данный испытуемый принадлежит к смешанному низко эмоциональному типу.
Тип 6. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения выше нормы (т. е. больше 34), данный испытуемый принадлежит к смешанному высокоэмоциональному типу.
Тип 7. Если испытуемый по шкале активности имеет значение выше нормы (т. е. выше 102), а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к смешанному высокоактивному типу.
Тип 8. Если испытуемый по шкале активности имеет значение ниже нормы, а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к смешанному низкоактивному типу.
Тип 9. Если значения и активности и эмоциональности находятся в пределах нормы, то испытуемый принадлежит к неопределенному типу.
Общий тип темперамента
Вычисления общего типа проводятся аналогично вычислению дифференциального типа. Для этого на оси ординат нужно отложить значения ИОА (индекса общей активности), а на оси абсцисс – значение индекса ИОЭ (индекса общей эмоциональности). Названия типов те же, что и в случае дифференциальных типов.
Если оба значения выше нормы – холерик, если оба значения меньше нормы – флегматик. Если по шкале обшей активности значение выше нормы, а по шкале общей эмоциональности ниже нормы – сангвиник. Если общая активность ниже нормы, а общая эмоциональность выше нормы – меланхолик. Если оба значения в пределах нормы – неопределенный тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности выше нормы, то испытуемый – смешанный высокоэмоциональный тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности ниже нормы, то это смешанный низко эмоциональный тип. Если по шкале общей активности значение выше нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то смешанный высокоактивный тип. Если по шкале общей активности значение ниже нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то смешанный низкоактивный тип.
Источник