Опросник уровень родительского стресса адаптация опросника индекс родительского стресса
Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины, Новосибирск, Россия
Представлены результаты адаптации русскоязычной версии опросника для изучения практик родительского воспитания детей дошкольного возраста (APQ-PR), по данным родителей на выборке 359 детей от 2 до 7 лет. Подтверждена трехфакторная структура опросника, показана удовлетворительная внутренняя согласованность шкал. Корреляции с личностными чертами среднего уровня и факторами Большой пятерки, измеренными с помощью краткой формы Списка индивидуальных особенностей ребенка (ICID-S), а также с проблемами психического здоровья, измеренными с помощью опросника «Сильные стороны и трудности» (SDQ), подтверждают обоснованность русскоязычной версии APQ-PR. Возрастные различия подтверждают дискриминантную валидность шкал. Таким образом, APQ-PR является надежным и валидным инструментом и может использоваться для изучения родительского воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, родительское воспитание, личность, опросники, проблемы поведения
Родительское воспитание является ключевым фактором социальной среды детей раннего и дошкольного возраста [Крайг, Бокум, 2005; Clerkin et al., 2007]. Десятилетия исследований показали, что самые распространенные проблемы у детей – проблемы с поведением – связаны, с одной стороны, с индивидуальными особенностями ребенка, а с другой – с факторами среды, среди которых существенное значение имеет неправильное родительское воспитание [Венар, Кериг, 2007; Гудман, Скотт, 2008]. Установлено, что низкий уровень тепла и позитивности, непоследовательность в применении воспитательных практик, суровые и не зависящие от проступка наказания, недостаток надзора и попустительство увеличивают риск поведенческих проблем у детей [Frick et al.,1999; Dadds et al., 2003; Prinzie et al., 2004]. Также доказано, что при изменении методов родительского воспитания снижается выраженность проблем поведения, при этом максимальная эффективность программ вмешательства отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте [Гудман, Скотт, 2008]. Таким образом, разработка инструмента для раннего выявления дисфункциональных методов воспитания – важная задача на пути преодоления проблем поведения детей.
Методы родительского воспитания
Большой массив данных, полученных в исследованиях детей разного возраста, разными методами и в разных культурах, позволил выявить две основные размерности родительского воспитания – тепло и контроль [Locke, Prinz, 2002; Smith, 2011]. Первая размерность включает эмоциональную составляющую воспитания детей – чувствительность, отзывчивость, участие и поддержку. Вторая размерность отражает целенаправленные воздействия родителей на поведение ребенка, например, установление правил, дисциплинирование и надзор. Методы дисциплинирования включают позитивные практики (объяснение, рассуждение, напоминание о правилах, похвала и награда) и наказания, которые используют для уменьшения нежелательного поведения с помощью неприятных последствий, таких как выражение разочарования, словесная критика, осуждение, повышение голоса (крик или ругань), лишение привилегий, тайм-аут или физические наказания. Физические наказания варьируют от легких эпизодических шлепков; контролируемых шлепков, обусловленных проступком; регулярной порки до тяжелых телесных наказаний (побои) и физического насилия [Locke, Prinz, 2002].
На поведение родителей в процессе воспитания детей оказывают влияние психологические характеристики родителя (взгляды и убеждения, личностные особенности и психическое здоровье), характеристики ребенка (темперамент, личностные особенности, психическое здоровье и др.) и средовые факторы, среди которых важное значение имеют стрессогенные и обеспечивающие поддержку [Belsky, 1984; Smith, 2011]. Показано, что связь методов воспитания с поведенческими проблемами зависит от индивидуальных особенностей детей. Например, недостаточный присмотр связан с агрессивным поведением у высокоактивных детей, а применение телесных наказаний – у детей с высоким уровнем боязливости [Colder et al., 1997]. В бельгийском исследовании у детей с низким уровнем доброжелательности при гиперреактивном дисциплинировании (с раздражением, гневом и недовольством, характерным для авторитарного стиля) был повышенный уровень экстернальных проблем, как и у детей с низким уровнем сознательности при принудительном дисциплинировании (с жесткостью и непоследовательностью) [Prinzie et al., 2004].
Методы родительского воспитания оценивают с помощью непосредственных наблюдений, интервью и опросников [Locke, Prinz, 2002]. Наблюдения являются дорогостоящим и трудоемким методом и могут не подходить для таких аспектов воспитания, как недостаточный присмотр и применение телесных наказаний. Поэтому стандартизованные опросники и шкалы считают наиболее адекватным и доступным методом оценки [Smith, 2011]. Использование международных стандартизованных методик позволяет проводить сравнения, и этим представляет несомненную ценность. Следует также отметить, что имеющиеся российские методики оценки воспитания, такие как опросник «Анализ семейных взаимоотношений» и Опросник родительского отношения [Карелин, 2003], направлены на изучение родительских установок, когнитивного и эмоционального аспектов отношения к детям, а не конкретного поведения родителя в процессе воспитания.
Наибольшую ценность представляют опросники, которые имеют отношение к происхождению и развитию поведенческих проблем у детей и могут быть использованы в семьях из разных слоев общества. Одним из таких инструментов является широко распространенный Алабамский опросник практик родительского воспитания (APQ) [Shelton et al.,1996]. Большинство имеющихся инструментов сконцентрированы на дисфункциональных методах воспитания и безнадзорности, APQ же позволяет оценить положительные и отрицательные аспекты воспитания, имеющие отношение к этиологии, патогенезу и прогнозу расстройств поведения [Locke, Prinz, 2002]. APQ был сконструирован для оценки методов воспитания детей школьного возраста, однако позже была разработана форма для дошкольников (APQ-PR) [Clerkin et al.,2007], показавшая свою обоснованность и надежность.
Целью настоящего исследования являлась адаптация и валидизация APQ-PR для применения в России. Опираясь на большой массив имеющихся в мировой литературе данных, мы ожидали, что методы родительского воспитания связаны с поведенческими проблемами и личностными особенностями детей, а также с уровнем родительского стресса.
Методы
Выборка
В исследовании приняли участие родители детей в возрасте от двух до семи лет (5,08 ± 1,33 года). Размер выборки составил 359 человек (192 мальчика и 167 девочек); в сельской местности проживали 35 семей (10%), остальные семьи были городскими жителями. С обоими родителями (в том числе приемными) проживали 89% детей, 8% детей жили только с матерью; 3% детей жили в сводных семьях, с матерью и отчимом; 27% обследованных были единственными в семье детьми. Высшее образование имели 70% матерей и 53% отцов, среднее специальное – 25% и 38% соответственно, 5% матерей и 9% отцов окончили среднее общеобразовательное учреждение. Высококвалифицированной и управленческой деятельностью занимались 30% матерей и 33% отцов; работой, требующей средней квалификации, – 31% матерей и 38% отцов и неквалифицированным трудом – 19% матерей и 27% отцов. Не имели постоянной работы 20% матерей и 2% отцов.
Процедура
Данное исследование одобрено Этическим комитетом, все участники дали информированное согласие. В исследовании приняли участие жители города Новосибирск, третьего по величине города России, а также близлежащих городов и поселков. Участников привлекали различными способами: к родителям обращались через детские сады, а также персонально, в том числе осуществляя домашние визиты, некоторых родителей опрашивали студенты, которые проводили исследование в качестве практической работы по психологии. Основным воспитателям ребенка предлагали заполнить комплект опросников; большую часть опросников (91,5%) заполнили матери, 7,5% – отцы, 0,5% – оба родителя и 0,5% – другие основные воспитатели (опекуны).
Методики
Алабамский опросник практик родительского воспитания, форма для дошкольников (APQ-PR) – инструмент для измерения эмпирически обоснованных позитивных и негативных аспектов родительского воспитания, связанных с поведенческими проблемами детей дошкольного возраста [Clerkin et al., 2007]. Он разработан на основе широко распространенного опросника для детей школьного возраста (APQ) [Shelton et al., 1996] из 42 вопросов, образующих пять шкал: «Позитивное воспитание» (например, «Вы хвалите своего ребенка, если он/она хорошо себя ведет»); «Вовлеченность» (например, «Вы помогаете ребенку в его/ее делах»); «Телесные наказания» (например, «Вы шлепаете ребенка, когда он/она сделал/а что-то плохое»); «Недостаточный присмотр» («Вы бываете так заняты, что забываете, где Ваш ребенок и что он/она делает») и «Непоследовательная дисциплина» (например, «Наказания Вашего ребенка зависят от Вашего настроения»). Респонденты отмечают, как часто они применяют тот или иной метод воспитания, выбирая один из пяти вариантов ответа: «никогда», «почти никогда», «иногда», «часто» или «всегда».
Форма для дошкольников, APQ-PR, состоит из 32 вопросов, взятых из APQ; 10 вопросов, преимущественно из шкалы «Недостаточный присмотр», были исключены, так как не подходили по содержанию родителям детей дошкольного возраста. Авторы APQ-PR выявили трехфакторную структуру опросника, объясняющую 32,3% разнообразия. По результатам факторного анализа 8 вопросов было исключено; три итоговые шкалы («Позитивное воспитание», «Негативное / Непоследовательное воспитание» и «Применение наказаний») показали хорошую внутреннюю согласованность (α = 0,82, 0,74 и 0,63 соответственно) и временную стабильность (корреляции оценок, измеренных с интервалом около одного года, составили 0,52, 0,59, и 0,80 соответственно, все p 1), скри-тест предполагал трех- или пятифакторное решение, а MAP-тест – двухфакторное решение. Параллельный анализ случайных наборов данных с тем же числом переменных (N = 32) и наблюдений c полным набором данных (N = 307) указал на пятифакторное решение. При рассмотрении содержания решений с 5, 4 и 3 факторами трехфакторное решение оказалось предпочтительным. Поэтапное рассмотрение трехфакторных решений с исключением ряда вопросов привело к выбору 17 вопросов, вошедших в окончательный вариант краткой русскоязычной формы APQ-PR.
При анализе окончательного варианта опросника из 17 утверждений MAP тест указал на двухфакторное решение, а параллельный анализ – на трехфакторное. В табл. 1 представлена итоговая структура опросника родительского воспитания детей дошкольного возраста, полученная в результате эксплораторного факторного анализа с извлечением трех факторов, объяснявших 40% разнообразия. Первый фактор – «Применение наказаний» – с высокими положительными нагрузками включал вопросы, относящиеся к телесным наказаниям, и с несколько меньшими нагрузками – к другим методам дисциплинирования (тайм-аут, крики, игнорирование) в структуре воспитания. Второй фактор – «Позитивное воспитание / вовлеченность» – включал вопросы о похвале за хорошее поведение и проявлениях тепла, а также вопросы из шкалы «Вовлеченность» оригинального опросника APQ. Третий фактор – «Непоследовательная дисциплина» – состоял из вопросов о непоследовательности в применении наказаний в процессе воспитания.
В дальнейшем были использованы эти три шкалы, соответствующие авторскому варианту опросника APQ-PR. Значения коэффициентов внутренней согласованности альфа Кронбаха были следующими: применение наказаний α = 0,66, позитивное воспитание / вовлеченность α = 0,67, непоследовательная дисциплина α = 0,49.
Таблица 1
Трехфакторная структура краткой формы APQ-PR
Вопрос APQ-PR | ПН | ПВВ | НД |
24 – лупите | 0,89 | –0,03 | 0,05 |
26 – шлепаете | 0,88 | 0,01 | 0,03 |
29 – бьете ремнем | 0,54 | –0,11 | –0,01 |
32 – применяете тайм-аут | 0,43 | 0,13 | 0,16 |
30 – кричите и вопите | 0,42 | –0,04 | 0,28 |
25 – игнорируете, когда плохо себя ведет | 0,37 | –0,26 | –0,04 |
9 – помогаете в его/ее делах | –0,06 | 0,65 | –0,15 |
14 – целуете или обнимаете | –0,04 | 0,62 | 0,04 |
4 – вызываетесь помочь | 0,11 | 0,60 | –0,14 |
13 – хвалите | 0,05 | 0,58 | 0.21 |
2 – даете понять, если сделал что-то хорошо | –0,14 | 0,58 | 0,10 |
11 – поздравляете | –0,01 | 0,53 | –0,04 |
8 – спрашиваете, как прошел день | –0,13 | 0,48 | –0,06 |
3 – угрожаете наказать | 0,01 | –0,13 | 0,78 |
16 – освобождаете от наказания досрочно | –0,07 | 0,10 | 0,76 |
7 – ребенку удается уговорить не наказывать его | 0,15 | 0,05 | 0,43 |
22 – наказания зависят от настроения | 0,29 | –0,17 | 0,41 |
% объясненного разнообразия | 14,9 | 14,8 | 10,3 |
Примечания. N = 307. ПН – «Применение наказаний», ПВВ – «Позитивное воспитание и вовлеченность», НД – «Непоследовательная дисциплина». Эксплораторный факторный анализ с вращением Varimax. Факторные нагрузки > 0,30 выделены жирным шрифтом.
Поскольку результаты эксплораторного факторного анализа могут быть отчасти обусловлены произвольным вращением, а также учитывая необходимость проверки полученной модели, был проведен конфирматорный факторный анализ. Заданная модель включала в себя семнадцать входящих в них вопросов, образующих три фактора согласно табл. 1; были заданы все взаимодействия между факторами. Тем не менее соответствие этой модели эмпирическим данным было недостаточно хорошим (χ² = 303,0, DF = 117, р 2–4 года.
Взаимосвязи с личностными особенностями и проблемами поведения
Коэффициенты корреляции между шкалами опросника APQ-PR и личностными чертами ребенка, измеренными с помощью краткого Списка индивидуальных особенностей ребенка (ICID-S), эмоциональными и поведенческими проблемами, измеренными шкалами опросника «Сильные стороны и трудности» (SDQ), а также с уровнем родительского стресса, измеренного с помощью «Опросника здоровья» (SRQ), приведены в табл. 3.
Таблица 3
Корреляции методов воспитания с личностными особенностями, поведенческими и эмоциональными проблемами ребенка, уровнем родительского стресса
ПН | ПВВ | НД | |
ICID-S | |||
Экстраверсия | –0,02 | 0,17** | 0,02 |
Общительность | 0,01 | 0,13* | 0,04 |
Положительные эмоции | –0,13* | 0,19*** | –0,03 |
Активность | 0,05 | 0,08 | 0,03 |
(Не)уступчивость | 0,30*** | –0,13** | 0,18*** |
Упрямство | 0,23*** | –0,01 | 0,19*** |
Антагонизм | 0,29*** | –0,11* | 0,19*** |
Сочувствие | –0,18*** | 0,21*** | -0,03 |
Сознательность | –0,30*** | 0,16** | –0,19*** |
Ориентация на достижения | –0,21*** | 0,16** | –0,10 |
Организованность | –0,25*** | 0,11* | –0,16** |
Отвлекаемость | 0,17** | –0,09 | 0,24*** |
Покладистость | –0,32*** | 0,18*** | –0,11* |
Нейротизм | 0,14* | –0,12* | 0,17** |
Боязливость | 0,12* | –0,06 | 0,15** |
Застенчивость | –0,01 | –0,17** | 0,05 |
Отрицательные эмоции | 0,23*** | –0,04 | 0,22*** |
Открытость | –0,08 | 0,17** | 0,02 |
Открытость опыту | –0,05 | 0,18*** | 0,00 |
Интеллект/обучаемость | –0,10 | 0,14** | 0,03 |
SDQ | |||
Просоциальное поведение | –0,18*** | 0,25*** | –0,11* |
Интернальные проблемы | 0,12* | –0,12* | 0,15** |
Эмоциональные симптомы | 0,15** | –0,10 | 0,17** |
Проблемы со сверстниками | 0,04 | –0,11* | 0,08 |
Экстернальные проблемы | 0,30*** | –0,08 | 0,27*** |
Проблемы с поведением | 0,30*** | –0,16** | 0,22*** |
Гиперактивность | 0,23*** | –0,01 | 0,24*** |
SRQ | |||
Родительский стресс | 0,17** | –0,15** | 0,06 |
Примечания. N = 346–357. ICID-S – Список индивидуальных особенностей, краткая форма; SDQ – опросник «Сильные стороны и трудности»; SRQ – скрининговый «Опросник здоровья»; ПН – «Применение наказаний», ПВВ – «Позитивное воспитание и вовлеченность», НД – «Непоследовательная дисциплина». *p Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Слободская Елена Романовна. Доктор психологических наук, доцент, главный научный сотрудник, лаборатория аффективной, когнитивной и трансляционной нейронауки, Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины, ул. Тимакова, д. 4, 630117 Новосибирск, Россия.
Козлова Елена Александровна. Младший научный сотрудник, лаборатория аффективной, когнитивной и трансляционной нейронауки, Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины, ул. Тимакова, д. 4, 630117 Новосибирск, Россия.
Корниенко Ольга Сергеевна. Кандидат биологических наук, научный сотрудник, лаборатория аффективной, когнитивной и трансляционной нейронауки, Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины, ул. Тимакова, д. 4, 630117 Новосибирск, Россия.
Источник