Опросник трудового стресса спилберга

В.25. Психологическая характеристика методики «ОПРОСНИК ТРУДОВОГО СТРЕССА» — JSS — JOBSTRESSSURVEY, Spielberger, 1989 русскоязычная версия А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской, 2000

Инструкция: Ниже приведен перечень возможных источников стресса или «стрессовых ситуаций», которые могут возникать в профессиональной деятельности. Исходя из собственного опыта, оцените, пожалуйста, в какой степени каждая из них характерна именно для Вашей работы: по силе воздействия (вариант А) и частоте возникновения стресса (вариант Б).

Для оценок используйте 9-балльную шкалу, на которой за относительно «нормальный» уровень примите оценку в 5 баллов по пункту 1опросника, поскольку «наличие неприятных поручений и противоречивых обязанностей» присуще практически любой работе. Эта оценка здесь будет служить Вашим внутренним эталоном умеренного уровня стресса, по сравнению с которым нужно определить, сильнее или слабее выражено воздействие других стрессовых ситуаций.

• Вариант А – насколько сильно данный источник стресса затрудняет Вашу

работу (даже если подобные ситуации возникают относительно редко).

• Вариант Б – насколько часто возникают такого рода затруднения (даже если они не слишком сильно влияют на работу в каждом отдельном случае).

При заполнении опросных бланков не задумывайтесь долго над выбором ответов и ориентируйтесь только на собственные ощущения, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Ведь стресс переживаете Вы, поэтому интерес может представлять только Ваше личное мнение.

Возраст______ Пол_____ Стаж работы_______________

Вариант А

Возможные источники стресса, связанные с Вашей работой СИЛА СТРЕССА Низкая Умеренная Высокая
1. Наличие неприятных обязанностей и противоречивых поручений
2. Сверхурочная работа
3 . Ограниченные возможности профессионального роста
4. Необходимость выполнять новые, или совершенно незнакомые задания
5. Невыполнение сотрудниками и/или подчиненными своих обязанностей
6. Недостаточная поддержка со стороны руководства
7. Необходимость преодолевать кризисные ситуации
8. Отсутствие одобрения за хорошо выполненную работу
9. Несоответствие поручаемых задач профессиональным обязанностям
10. Необходимость пользоваться плохим, или Неподходящим для работы оборудованием
11 .Повышенная ответственность за исполняемую работу
12. Наличие в работе периодов вынужденного бездействия
13. Трудности в отношениях с начальством
14. Негативное отношение к организации в целом
15. Плохая подготовка персонала для качественного выполнения трудовых задач
16. Необходимость незамедлительно принимать ответственные решения
17. Обиды и личные оскорбления со стороны заказчика/потребителя/клиента/партнера
18. Недостаточное участие в планировании и принятии организационных решений
19. Несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений
20. Борьба за продвижение по службе
2 1 . Отсутствие полноценного руководства
22. Наличие шума и посторонних помех в Производственных помещениях
23 . Постоянные прерывания и отвлечения от работы
24. Переходы от вынужденных периодов пассивности и безделья к интенсивным перегрузкам
25 . Чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией
26. Жесткие сроки исполнения работы
27. Отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.)
28. Необходимость выполнять работу за других — коллег, начальства, подчиненных
29. Низкая трудовая мотивация сослуживцев (как сотрудников, так и подчиненных)
30. Конфликты с другими подразделениями организации

Вариант Б

Насколько часто возникают такого рода затруднения ЧАСТОТА СТРЕССА Редко Периодически Часто
1. Наличие неприятных обязанностей и противоречивых поручений
2. Сверхурочная работа
3 . Ограниченные возможности профессионального роста
4. Необходимость выполнять новые, или совершенно незнакомые задания
5. Невыполнение сотрудниками и/или подчиненными своих обязанностей
6. Недостаточная поддержка со стороны руководства
7. Необходимость преодолевать кризисные ситуации
8. Отсутствие одобрения за хорошо выполненную работу
9. Несоответствие поручаемых задач профессиональным обязанностям
10. Необходимость пользоваться плохим, или Неподходящим для работы оборудованием
11 .Повышенная ответственность за исполняемую работу
12. Наличие в работе периодов вынужденного бездействия
13. Трудности в отношениях с начальством
14. Негативное отношение к организации в целом
15. Плохая подготовка персонала для качественного выполнения трудовых задач
16. Необходимость незамедлительно принимать ответственные решения
17. Обиды и личные оскорбления со стороны заказчика/потребителя/клиента/партнера
18. Недостаточное участие в планировании и принятии организационных решений
19. Несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений
20. Борьба за продвижение по службе
2 1 . Отсутствие полноценного руководства
22. Наличие шума и посторонних помех в Производственных помещениях
23 . Постоянные прерывания и отвлечения от работы
24. Переходы от вынужденных периодов пассивности и безделья к интенсивным перегрузкам
25 . Чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией
26. Жесткие сроки исполнения работы
27. Отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.)
28. Необходимость выполнять работу за других — коллег, начальства, подчиненных
29. Низкая трудовая мотивация сослуживцев (как сотрудников, так и подчиненных)
30. Конфликты с другими подразделениями организации
Читайте также:  Эмоциональный интеллект для дошкольников упражнения

Описание:Опросник представляет собой два перечня возможных источников стресса и «стрессовых ситуаций», которые могут возникать в профессиональной деятельности. Опросник позволяет подсчитать «вес» каждого стрессора (произведение силы и частоты), определить общий уровень стресса, выделить основные стрессоры (получившие максимальное значение по весу)

Организационные изменения сопровождаются выраженной симптоматикой стресса и сложностями приспособления сотрудников к трудовой ситуации. Профессиональный стресс сотрудников сохраняется на достаточно высоком уровне даже после завершения инновационных мероприятий. Это отражает высокую цену организационных нововведений с точки зрения внутренних затрат сотрудников на адаптацию к изменению трудовой ситуации.

Выраженность профессионального стресса в различных подгруппах сотрудников в процессе организационных изменений может противоречить известным демографическим и социокультурным нормам, но при этом она однозначно связана с отношением сотрудников к реорганизации и динамикой данного отношения.

Ключ, описание:Методика направлена на выявление комплекса причин, приводящих к возникновению трудностей и помех в работе служащих. Опросник включает две таблицы, каждая из которых состоит из 30 шкал. Шкалы представляют собой наиболее часто встречающиеся в профессиональной деятельности служащих источники стресса или стрессовые ситуации (стрессоры). В первой таблице опросника предлагается оценить стрессовые ситуации по их силе (т.е. насколько сильно источник стресса затрудняет работу), а во второй – по их частоте (то есть, насколько часто возникают подобные затруднения). Для оценивания стрессоров используется 9-бальная шкала:

1-3 балла соответствуют низкому уровню,

4-6 баллов – умеренному уровню,

7-9 баллов высокому уровню выраженности влияния ситуации на возникновение стресса.

Источник

Тест профессионального стресса Ч.Спилбергера (адаптация А.Б.Леоновой).

Методика используется для определения уровня стрессового воздействия профессиональной деятельности на испытуемого.

Респондентам предлагается список из 30 возможных источников стресса, связанных с профессиональной деятельностью и предлагается оценить по 9-бальной шкале следующие параметры:

1) силу выраженности каждого из 30 стрессоров в работе;

2) частоту его проявления в профессиональной деятельности.

Произведение силы и частоты стрессоров позволяет определить вес каждого из стрессоров.

Если суммировать вес всех 30-ти стрессоров можно получить общий показатель выраженности профессионального стресса у испытуемых.

Инструкция:

Ниже приведен перечень возможных источников стресса или «стрессовых ситуаций», которые могут возникнуть в профессиональной деятельности.

Исходя из собственного опыта оцените, пожалуйста, в какой степени каждая из них характерна именно для Вашей работы – по силе воздействия (вариант 1) и частоте возникновения (вариант 2).

Для оценок используйте 9-бальную шкалу, на которой за относительно «нормальный» уровень примите оценку в 5 баллов по пункту № 1 опросника, поскольку наличие неприятных поручений и противоречивых обязанностей присуще практически любой работе. Эта оценка будет служить как бы внутренним эталоном умеренного уровня стресса по сравнению с которым нужно определить, сильнее или слабее выражено воздействие других стрессовых ситуаций.

Вариант 1 – насколько сильно данный источник стресса затрудняет Вашу работу (даже если подобные ситуации возникают относительно редко).

Вариант 2 – насколько часто возникают такого рода затруднения (даже если они не слишком сильно влияют на работу в каждом отдельном случае).

Читайте также:  Рациональный конфликт это эмоциональный

При заполнении опросных бланков не задумывайтесь долго над выбором ответа и ориентируйтесь только на собственные ощущения, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Возможные источники стресса, связанные с вашей работой

Сила стресса

Низкая

Умеренная

Высокая

Наличие неприятных обязанностей и противоречивых поручений

Источник

Характеристики трудового стресса у сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание

Целью данного курсового проекта является исследование характеристик трудового стресса у сотрудников ООО «АРК ПЕРСОНАЛ».
В соответствии с данной целью будут выделены следующие задачи:
1.Подобрать и изучить теоретические источники по заявленной тематике;
2.Выявить причины стресса у сотрудников организации;
3.Проанализировать проблему трудового стресса на примере конкретного учреждения;
4.Сделать вывод о проделанной работе.

Работа состоит из 1 файл

курсовая психодиагностика.docx

Индивидуальные факторы стресса:

  • ролевой конфликт и неопределенность;
  • характеристики устойчивости личности к стрессу;
  • личностный контроль и психологическая устойчивость;
  • самоэффективность (оценка собственной эффективности);
  • страх быть обойденным другими или не справиться с работой;
  • страх потерять работу.

Таким образом, стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой и др. Вместе с тем действие стрессоров может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

Доктора Холмс и Рейх изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий более чем у пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека [7].

1.4 Последствия стресса. Психологические консультации работников

Стрессы оказывают отрицательное влияние как на психологическое состояние, так и на физическое здоровье человека.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.) [4].

Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они являются главными факторами риска при проявлении и обострении многих заболеваний.

Наиболее часто встречаются заболевания сердечно- сосудистой системы (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижение иммунитета.

Гормоны, которые вырабатываются при стрессе, необходимые в физиологических количествах для нормальной работы организма, в больших количествах вызывают множество нежелательных реакций, ведущих к заболеваниям и даже к гибели. Их негативное действие усугубляется тем, что современный человек в отличие от первобытного при стрессе редко пускает в ход мышечную энергию. Поэтому биологически активные вещества еще долго циркулируют в крови в повышенных концентрациях, не давая успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам.

В мышцах глюкокортикоиды (общее собирательное название подкласса гормонов коры надпоч ечников, обладающих более сильным действием на углеводный, чем на водно-солевой обмен, и их синтетических аналогов. Функция: регуляция минерального, углеводного и белкового баланса) в высокой концентрации вызывают распад нуклеиновых кислот и белков, что при длительном действии приводит к дистрофии мышц.

В коже эти гормоны тормозят рост и деление фибробластов (клетки соединительной ткани организма), что приводит к истончению кожи, ее легкой повреждаемости, плохому заживлению ран. В костной ткани — к подавлению поглощения кальция. Конечный результат продолжительного действия этих гормонов — уменьшение массы костей, чрезвычайно распространенное заболевание — остеопороз.

Перечень негативных последствий повышения концентрации гормонов стресса свыше физиологических можно долго продолжать. Здесь и дегенерация клеток головного и спинного мозга, задержка роста, снижение секреции инсулина («стероидный» диабет) и т.д. Ряд очень авторитетных ученых даже считают, что стресс является основным фактором возникновения рака и других онкологических заболеваний.

К подобным реакциям приводят не только сильные, острые, но и небольшие, но длительные по времени, стрессовые воздействия. Поэтому хронический стресс, в частности, длительное психологическое напряжение, депрессии также могут приводить к вышеуказанным заболеваниям.

Читайте также:  Лекция по теме стресс

Возникло даже новое направление в медицине, получившее название психосоматическая медицина, рассматривающая всевозможные формы стресса как основной или сопутствующий патогенетический фактор очень многих (если не всех) заболеваний [15].

Психологические консультации работников

Психологическое консультирование – это обсуждение с сотрудником какой-то проблемы с целью ее устранения и улучшения психического здоровья. Потребность в психологическом консультировании определяется возникающими у работников разнообразными проблемами, включая стресс.

Менеджеры – основные консультанты работников, поскольку именно они ежедневно взаимодействуют с сотрудниками. Если менеджер закрывает глаза на эмоциональные проблемы работников и отказывается обсуждать их, это равносильно заявлению: «Ты меня не интересуешь, меня интересует только твоя работа». В случае если подчиненный находится в состоянии эмоционального потрясения, руководить не имеет права сказать: «Это не моя работа. Идите к консультанту». Эмоции – неотъемлемое свойство каждого работника, и их следует рассматривать как элемент общей рабочей ситуации, за которую менеджер несет персональную ответственность. Менеджеры всех уровней организации должны обучаться методам оказания эффективной помощи работникам [17].

Глава 2. Методическое обоснование методов и методик исследования характеристик трудового стресса у сотрудников

ООО «АРК ПЕРСОНАЛ»

2.1 Описание методики «опросник трудового стресса»

«Опросник трудового стресса» является полноценной русскоязычной версией широко распространенного теста Ч. Спилбергера «Job Stress Survey» или JSS (русскоязычная адаптация Леоновой А.Б., Величковской С.Б.), представляет собой два перечня возможных источников стресса и стрессовых ситуаций, которые могут возникать в профессиональной деятельности. Опросник позволяет подсчитать «вес» каждого стрессора (произведение силы и частоты), определить общий уровень стресса, выделить основные стрессоры (получившие максимальное значение по весу).

  • Организационные изменения сопровождаются выраженной симптоматикой стресса и сложностями приспособления сотрудников к трудовой ситуации. Профессиональный стресс сотрудников сохраняется на достаточно высоком уровне даже после завершения инновационных мероприятий. Это отражает высокую цену организационных нововведений с точки зрения внутренних затрат сотрудников на адаптацию к изменению трудовой ситуации.
  • Выраженность профессионального стресса в различных подгруппах сотрудников в процессе организационных изменений может противоречить известным демографическим и социокультурным нормам, но при этом она однозначно связана с отношением сотрудников к реорганизации и динамикой данного отношения.

Методика направлена на выявление комплекса причин, приводящих к возникновению трудностей и помех в работе служащих. Опросник включает две таблицы, каждая из которых состоит из 30 шкал. Шкалы представляют собой наиболее часто встречающиеся в профессиональной деятельности служащих источники стресса или стрессовые ситуации (стрессоры). В первой таблице опросника предлагается оценить стрессовые ситуации по их силе, т.е. насколько сильно источник стресса затрудняет работу, а во второй – по их частоте, т.е. насколько часто возникают подобные затруднения.

Для оценивания стрессоров используется 9-бальная шкала:

1-3 балла – низкий уровень выраженности;

4-6 баллов – средний уровень;

7-9 баллов – высокий уровень выраженности влияния ситуации на возникновение стресса.

Обработка результатов опросника включает несколько этапов:

  • Подсчет веса каждого стрессора, который равен произведению силы и частоты по каждому пункту методики;
  • Определение среднего по силе, частоте и весу по всем пунктам опросника;
  • Анализ «профиля» стресса и выделение 3-х основных стрессоров, получивших максимальное значение по весу;
  • Факторный анализ десяти наиболее выраженных по весу стрессоров.

Глава 3. Эмпирическое исследование характеристик трудового стресса сотрудников ООО «АРК ПЕРСОНАЛ»

3.1 Процедура эмпирического исследования

Эмпирическая часть курсовой работы была изучена на сотрудниках кадрового агентства ООО «АРК ПЕРСОНАЛ».

Подбор персонала в кадровом агентстве способствует тому, что персоналу постоянно приходится пребывать в состоянии стресса. А именно

выполнение плана и множество задач, поставленных руководством, организация собеседований кандидатов с заказчиками, урегулирование конфликтных ситуаций, урегулирование вопросов по стоимости вакантной должности, переговоры с клиентами по задолженностям.

Данная процедура проводилась 13.11.2012 в обеденный перерыв, у 7 консультантов по подбору персонала, одновременно. Время данного опросника не ограниченно, однако с заданием все справились в разное время.

3.2 Результаты исследования характеристик трудового стресса сотрудников ООО «АРК ПЕРСОНАЛ»

По проведенному исследованию мы получили такие результаты.

Источник

Оцените статью