У Вас часто бывает бессонница? Нарушен режим, пропадает аппетит? Вы испытываете слабость, истощение, усталость? Все это можно отнести к стрессу. Так как же избежать депрессии и справиться со стрессом? Что такое стресс, как с ним бороться и какая стратегия больше всего подойдет Вам?
Стресс – это эмоциональное, физическое и психическое напряжение организма. Оно связано с трудными или тяжелыми ситуациями, с которыми человек не может справиться. Так как стресс подавляет человека и приводит его к депрессии, наше сознание создало так называемые «копинг-стратегии» и защитные механизмы.
Копинг-стратегии отличаются от защитных механизмов тем, что они осознано используется человеком для борьбы с трудными ситуациями, в то время как защитные механизмы неосознанно скрывают (деформируют) тяжелую ситуацию, не решая ее. С целью совладания с стрессом был создан тест СОРЕ, адаптированный в дальнейшем Рассказовой, Гордеевой и Осиным. Данный тест состоит из 15 копинг-стратегий, которые мы сейчас и рассмотрим подробнее.
Находясь в стрессовой ситуации, человек рассматривает ее как позитивную, ищет способ для саморазвития и дальнейшего эмоционального подъема.
В большей степени развит у творческих личностей: уход от проблемы в фантазирование, отвлечение себя с помощью игр, рисования, пения и т.д.
Человек, который использует фокусирование на негативных эмоциях, неприятных выражениях сказанных в его адрес начинает замыкаться в себе. Эта копинг-стратегия не помогает в борьбе со стрессом, а, наоборот, все больше усугубляет ситуацию.
Стрессовая ситуация приводит к тому, что человек просит совета и помощи у близких людях, пытается из всех предложенных вариантов составить свой.
Перенапряжение от стресса подбадривают человека, он становится более агрессивным и напористым, способным решить проблемы прямым путем.
Неумение справиться со стрессом приводит к тому, что человек не доверяет увиденному. Он отвергает то, что произошло или же произойдет в реальности.
Трудная ситуация, приводящая к стрессу, активизирует человека, и он пытается найти ответ в религии; обращается за помощью к богу.
Высмеивание произошедшей ситуации, придумывание шуток по поводу стресса.
Направление всех сил, эмоций и возможностей на борьбу со стрессом, отказ от своих целей, задач.
Умение контролировать себя, сдерживать свою энергию для подходящего момента, не растрачивая ее попросту.
Желание найти эмоциональную, моральную поддержку и понимание не только у близких людей, но и у незнакомых. Например, при разговоре в очереди.
Приводит к тому, что человек использует алкоголь, наркотические и лекарственные средства, чтобы улучшить самочувствие и уйти от проблемы.
Принятие стрессовой ситуации, умение спокойно отнестись к кризисному моменту.
Развитие своих навыков для того, чтобы в дальнейшем не попасть в такую же стрессовую ситуацию, разработка стратегии для дальнейших действий.
Игнорирование стрессовой ситуации, способов ее решения, отвлечение другими видами деятельности, отсутствие мотивации.
Вы чувствуете, что не можете справиться со стрессовой ситуацией? Эмоционально и физически устали от регулярного стресса? Вам интересно, что такое копинг-стратегии и какими они бывают? Тогда не откладывайте прохождение теста на будущее, а пройдите его прямо сейчас!
Изображение в шапке — Kevin Grieve, Unsplash.
Источник
Методика представляет собой русскоязычную адаптацию опроснка COPE, созданного К. Карвером, М. Шейером и Дж. Вейнтраубом на основе теоретических представлений Р.Лазаруса и собственной теоретической модели. На русском языке методика адаптирована и валидизирована в 2010 году П.А. Ивановым и Н.Г Гараняном и в 2013 году Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой и Е.Н. Осиным.
Опросник COPE был разработан для измерения как ситуационных копинг-стратегий, которые, по замыслам авторов, могут быть изменчивы, так и для лежащих в основе этих стратегий личностных стилей реагирования. Изначально опросник состоял из тринадцати шкал, в дальнейшем к ним были добавлены еще две, измеряющие использование алкоголя и наркотиков и юмора как средства совладания. В отличие от многих других методик диагностики стратегий совладания, основывающихся на данных факторного анализа (на статистическом подходе), авторы методики COPE К. Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб при его разработке основывались на двух теоретических подходах — подходе Р. Лазаруса и на их собственной модели саморегуляции поведения. Однако в отличие от Р. Лазаруса авторы методики полагают, что проводимое им разграничение между сфокусированными на проблеме и сфокусированными на эмоциях способами совладания является слишком упрощенным. В связи с этим К. Карвер призывает не предлагать универсальных групп копинг-стратегий «второго уровня», а при необходимости выявлять вторичную факторную структуру, соответствующую полученным данным. В зависимости от особенностей выборки, ситуации диагностики и многих других факторов эта структура будет различаться.
В ряде работ, начиная с ранней работы по апробации методики, были продемонcтрированы надежность и валидность методики, а также ее факторная структура.
Имеется две валидизации методики на русском языке, отличающиеся как методологией валидизации, так и полученными данными.
Шкала COPE была переведена на русский язык группой психологов со знанием английского языка из лаборатории клинической психологии и психотерапии ФГУ «Московский НИИ психиатрии» Росздрава.
В процедуре валидизации опросника участвовали 523 испытуемых: больные с психическими расстройствами (с диагнозами F60 «расстройства зрелой личности», F06 «органические психические расстройства», F30 «расстройства настроения», МКБ-10) и условно здоровые испытуемые из общей популяции (студенты российских вузов).
Факторный анализ, проведенный методом ротации факторных структур по принципу вращения Equamax, показал, что русскоязычная версия опросника имеет 14-факторную структуру, очень близкую к оригинальному варианту. В процессе апробации была проведена психологическая интерпретация факторов (анализ содержания пунктов, входящих в каждый фактор, и их нагрузок). На этой основе, а также с учетом показателей согласованности пунктов было принято решение о небольшом изменении в составе некоторых шкал опросника. Так, два утверждения (п. 1 «Я стараюсь использовать этот опыт для своего личностного роста» и п. 59 «Я стараюсь научиться чему-то на этом опыте»), изначально входившие в шкалу «позитивное переопределение события и личностный рост», были перемещены в шкалу «активный копинг». В оригинальной версии последняя шкала включала четыре утверждения (п. 5 «Я сосредоточенно прикладываю усилия, чтобы как-то справиться со случившимся», п. 25 «Я предпринимаю дополнительные меры, чтобы устранить возникшую проблему», п. 47 «Я непосредственно прикладываю усилия, чтобы справиться с проблемой», п. 58 «Я шаг за шагом делаю необходимое»). Для нового варианта шкалы было предложено название «Активные усилия и личностный рост» (шкала № 10). Шкала № 13 «Позитивное переопределение» с двумя утверждениями (п. 29 «Я стараюсь посмотреть на случившееся в более позитивном свете» и п. 38 «Я пробую увидеть в случившемся хоть что-то хорошее») была выделена в качестве самостоятельной.
В отличие от оригинального варианта, в русскоязычной версии шкалы тестирующие копинг-стратегии в виде поиска эмоциональной и инструментальной социальной поддержки объединились в один фактор. При этом возможность дифференцированной оценки обеих форм поддержки сохраняется, так как все вопросы, входящие в данный фактор, имели высокие факторные нагрузки.
При анализе пригодности пунктов опросника получены результаты, свидетельствующие о высокой надежности-согласованности более половины шкал (коэффициент α-Кронбаха от 0,603 до 0,931); удовлетворительной можно признать и согласованность шкал «самоограничение» и «психическое избегание», на которые пришлась меньшая часть общей дисперсии. Значения коэффициентов надежности α-Кронбаха позволяют говорить о достаточно высокой надежности большинства шкал опросника COPE. Из русскоязычной версии инструмента не были исключены шкалы «самоограничение» и «психическое избегание» с самыми низкими значениями α-Кронбаха в силу следующих соображений:
Сравнение гендерных данных показывает, что мужчины достоверно чаще прибегают к «Употреблению психоактивных веществ», «использованию юмора» и «планированию совладания». Женщины набирают достоверно более высокие баллы по шкалам «использование эмоциональной социальной поддержки», «религиозный копинг», «фокусировка на эмоциях и их вентилирование», «поведенческое избегание», «психическое избегание». Полученные данные свидетельствуют об отчетливых гендерных различиях в способах совладания со стрессом, что требует дальнейшего изучения.
Проверка ретестовой надежности осуществлялась с помощью процедуры тест-ретеста (интервал между двумя замерами – 2–3 недели), в которой приняли участие 53 студента московских вузов (23 юноши и 30 девушек, средний возраст 20 лет). При математической обработке данных использовались критерий Т-Вилкоксона и коэффициент корреляции r-Спирмена. Данные свидетельствуют о высокой устойчивости показателей опросника во времени. Установлены сильные корреляционные связи между показателями всех 15 копинг-стратегий испытуемых, зафиксированными при первом и втором измерении (p Конструктивная валидность
Для оценки конструктной валидности мы провели корреляционный анализ с опросником «Способы психологического преодоления» А. Лазаруса (WCQ, The Ways of Coping Questionnaire), адаптированным группой ученых Санкт-Петербургского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева под руководством Л. И. Вассермана.
В результате проведённого исследования установлено, что ряд шкал опросника COPE имеет значимые положительные связи со шкалами опросника «Способы психологического преодоления», тестирующими феноменологически сходные копинг-стратегии. Так, установлены связи между «использованием инструментальной социальной поддержки» и «использованием эмоциональной социальной поддержки» (COPE) и «поиском социальной поддержки» (WCQ); «планированием совладания» и «планированием решения проблемы»; «принятием» и «принятием ответственности»; «поведенческим избеганием» и «бегством/избеганием»; «оттормаживанием всех других занятий» и «самоконтролем»; «активными усилиями и личностным ростом» и «планированием решения проблемы»; «отрицанием» и «бегством/избеганием»; «психическим избеганием» и «бегством/избеганием».
Существенным ограничением данной валидизации становится отсутствие сведений о зависимости опросника COPE от фактора возраста. Согласно общим представлениям о копинг-механизмах, стратегии совладания со стрессом существенно видоизменяются в течение жизни. Эти данные ставят задачу восполнения указанного пробела. Также опросник COPE, как и любой метод диагностики копинг-стратегий, основанный на самоотчете, вызывает критические соображения. Результаты этих методов подвергаются искажениям, связанным с естественным забыванием, избирательным воспроизведением материала из памяти, недостаточной рефлексивностью многих испытуемых. Методики, оценивающие совладающее поведение в гипотетических ситуациях, не учитывают ряд обстоятельств:
В результате возможность сравнения реакций разных испытуемых и обобщения их ответов вызывает сомнение.
Исследование психометрических характеристик и возможностей применения методики COPE состояло из следующих этапов:
В исследовании принимали участие 149 студентов (109 женщин и 40 мужчин, средний возраст 23.2±7.1 года от 17 до 50 лет) медицинских (N = 94) и психологических (N = 55) специальностей московских вузов. Высокий средний возраст связан с тем, что среди испытуемых обеих специальностей были студенты вечернего, заочного отделений или магистерской программы, что позволило нам сравнить выраженность копинг-стратегий у испытуемых разного возраста.
В рамках первой задачи (выявление экологической валидности) испытуемым предлагалось сформулировать от 5 до 15 планов на ближайшие выходные и оценить каждый из планов от 0 до 10 по трем шкалам:
На следующей неделе испытуемые по той же шкале от 0 до 10 оценивали реализованность каждого дела (степень выполнения) и свою удовлетворенность результатом. Планы, реализованные менее чем наполовину (5 и менее баллов), считались нереализованными. Рассчитывались доля таких дел среди всех указанных планов и средний уровень удовлетворенности этими делами. Предполагалось, что стратегии позитивной переоценки, планирования и активного совладания будут связаны с положительным отношением к планам и более эффективным их выполнением. Стратегии избегания и ухода должны быть связаны с худшим выполнением планов и меньшей удовлетворенностью. Помимо этого,ьмы ожидали, что принятие будет коррелировать с удовлетворенностью нереализованными планами, играя ключевую роль при оценке неудачи, но не при успешном выполнении.
В рамках второй задачи испытуемые заполняли следующие методики:
Предполагалось, что активные стратегии, а также стратегии планирования и позитивной переоценкбудут положительно, тогда как стратегии избегания и ухода отрицательно связаны с жизнестойкостью и самоэффективностью. При этом планирование, позитивная переоценка и активное совладание будут связаны с саморегуляцией на этапах планирования и моделирования, тогда как стратегии избегания и ухода будут более тесно связаны с оценкой результата. Использование инструментальной социальной поддержки будет отрицательно коррелировать с самостоятельностью саморегуляции. Наконец, стратегии ухода, избегания и концентрации на эмоциях будут связаны с повышенной тревожностью, а стратегии активного совладания, переоценки и юмора – отрицательно связаны с депрессивностью. Во всех случаях ожидалось, что коэффициенты корреляции не превысят 0.60, т.е. копинг-стратегии коррелируют, но не идентичны другим оцениваемым конструктам. Наконец, поскольку испытуемые разных возрастов в выборке были представлены неравномерно, помимо корреляционного анализа возраста и копинг-стратегий были выделены и сравнивались три возрастные группы: «студенческого» возраста (младше 21 года), молодые люди (21–30 лет), средний возраст (старше 30 лет).
В целом, получены ожидаемые паттерны корреляций между копинг-стратегиями и показателями целеполагания и целедостижения у студентов. Во всех случаях сила связи невысока, что объясняется сопоставлением общих показателей (копинг-стратегий) и деятельности в конкретной ситуации. Выбор планов, их оценка и достижение обусловлены множеством различных факторов, в том числе ситуативных, которые не могли быть учтены в данном исследовании. Склонность к активному совладанию, позитивному переформулированию и личностному росту связаны с оценками своих планов как более важных и необходимых. Можно предположить два объяснения этим результатам. Во-первых, использование такого рода активных стратегий может приводить к позитивной переоценке планов, во-вторых, активные и переформулирующие испытуемые выбирают более важные дела и готовы к их выполнению. Обращение к религии связано со всеми параметрами оценки планов: по всей видимости, такие испытуемые склонны более позитивно относиться к выбранным делам. При частом использовании эмоциональной поддержки испытуемые называют больше планов и считают их более интересными, тогда как частое использование «успокоительных» связано с оценкой планов как более важных (хотя, как показано ниже, эти дела реже выполняются).
То, насколько планы на выходные реализованы через неделю, положительно коррелирует с использованием стратегий активного совладания и планирования, тогда как мысленный и поведенческий уход от проблемы и использование «успокоительных» связаны с отказом от дел. Испытуемые более довольны своими результатами за неделю при высоком уровне позитивного переформулирования и личностного роста, активногосовладания, планирования и низком уровне мысленного и поведенческого ухода от проблемы и использовании «успокоительных». Если отдельно рассматривать невыполненные дела, удовлетворенность невыполненными делами связана с низким уровнем отрицания, использования «успокоительных», высоким уровнем принятия и планирования.
В полном соответствии с теоретическими представлениями, удовлетворенность жизнью и витальность связаны с частым использованием позитивного переформулирования, активного совладания, юмора и редким использованием поведенческого ухода от проблем и трудностей. Оптимизм, жизнестойкость и переживание осмысленности жизни также тесно связаны с этими показателями (кроме юмора). Помимо этого, смысложизненные ориентации и жизнестойкость связаны с использованием когнитивных стратегий планирования и подавления конкурирующей деятельности и препятствуют использованию отрицания, концентрации на эмоциях, мысленного ухода от проблемы. Использование «успокоительных» отрицательно коррелирует с диспозиционным оптимизмом и осмысленностью жизни.
Таким образом, особенности копинг-стратегий предсказуемо связаны с эмоциональным состоянием (тревожностью и депрессивностью), различными этапами и личностными ресурсами саморегуляции, а также особенностями выбора и реализации целей (на модели планов на выходные). С возрастом испытуемые чаще прибегают к позитивному переформулированию, сдерживанию и реже — к отрицанию, других возрастных особенностей не выявлено. Выявление возрастных особенностей копинг-стратегий в старшем возрасте является задачей дальнейших исследований.
В целом, полученные данные подтверждают валидность ряда шкал методики. Однако требуются дальнейшие исследования валидности шкал использования социальной поддержки, принятия и сдерживания.
Как указывает К. Карвер, структура шкал методики COPE и их взаимосвязи зависят от конкретной выборки, в которой применяется методика. Поэтому он не рекомендует выделять и использовать универсальную вторичную структуру факторов. По результатам исследования корреляционный анализ структуры шкал методики COPE позволяет выделить следующие особенности:
Женщины чаще, чем мужчины, прибегают к использованию мысленного ухода от проблемы, концентрации на эмоциях и их активному выражению, а также использованию инструментальной и эмоциональной социальной поддержки. В целом, эти особенности полностью соответствуют существующим данным о склонности женщин к эмоциональному реагированию и большей готовности использовать социальную поддержку в трудных ситуациях.
С целью проверки критериальной валидности методики и влияния копинг-стратегий на благополучие в затрудненных условиях были исследованы студенты, находящиеся в затрудненных условиях развития (студенты с ограниченными возможностями здоровья) и условно здоровые студенты, обучающиеся на факультете информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета и в социально-педагогическом колледже при МГППУ. Всего в данной части исследования приняли участие 151 человек, из них 58 студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, 39 муж чин, 19 женщин, средний возраст 19.93±1.49 года) и 93 условно здоровых студента (УЗ, 43 мужчины, 50 женщин, средний возраст 19.08±1.85 года). Помимо ответов на пункты методики COPE, в соответствии с поставленными целями использовались данные по следующим методикам:
Единственным значимым различием между условно здоровыми студентами и студентами с ограниченными возможностями здоровья было различие в использовании стратегии мысленного ухода от проблемы. Студенты с ограниченными возможностями здоровья значимо чаще использовали мысленный уход от проблемы по сравнению со студентами без таких ограничений. Помимо этого, студенты с ограниченными возможностями здоровья на уровне тенденции реже использовали стратегию принятия, но это различие не достигало значимости. В целом по выборке выраженность посттравматического роста коррелировала с использованием мысленного ухода от проблемы, сдерживания, обращения к религии, подавления конкурирующей деятельности, а также — в слабой степени — с использованием позитивного переформулирования, планирования и отрицания.
Неожиданным для нас оказалось, что не только когнитивные стратегии переформулирования, планирования и подавления конкурирующей деятельности, но и отрицание и мысленный уход положительно коррелируют с посттравматическим ростом. По всей видимости, результаты отражают тот факт, что в психотравматической ситуации отрицание и избегание являются важным этапом совладания. Результаты корреляционного анализа копинг-стратегий и удовлетворенности жизнью полностью повторяют уже описанные: удовлетворенность жизнью положительно коррелирует с позитивным переформулированием, активным совладанием, обращением к юмору, планированием.
На следующем этапе анализа были рассматрены различия в структуре связей между копинг-стратегиями и показателями субъективного благо- получия и посттравматического роста у студентов с ограниченными возможностями здоровья и условно здоровых студентов. Для решения этой задачи был использован анализ модераций с двумя зависимыми переменными — удовлетворенностью жизнью и посттравматическим ростом. Была проведена серия иерархических регрессионных анализов для каждой из копинг-стратегий и одной из зависимых переменных. На первом шаге серии иерархической регрессии в модель вносились переменная наличия/отсутствия ОВЗ и переменная, соответствующая копинг-стратегии, тогда как на втором шаге в модель добавлялась переменная, описывающая взаимодействие копинг-стратегии и наличия/отсутствия ОВЗ. Если связь копинг-стратегии и зависимой переменной (например, удовлетворенности жизнью) у студентов с ОВЗ и УЗ студентов была различной, второй шаг регрессии приводил к значимому улучшению модели (процента объясняемой дисперсии R2). Были получены следующие результаты:
В соответствии с установленной факторной структурой, опросник состоит из 60 вопросов, объединённых в 14 шкал: Использование социальной поддержки, Употребление психоактивных веществ, Религиозный копинг, Использование юмора, Фокусировка на эмоциях и их вентилирование, Планирование совладания, Принятие, Поведенческое избегание, Оттормаживание всех других занятий, Активные усилия и личностный рост, Отрицание, Самоограничение, Позитивное переопределение, Психическое избегание.
Опросник состоит из 60 пунктов, объединенных в 15 шкал (соответствует оригинальной структуре опросника), в настоящее время имеется также и его сокращенная версия. Измеряются следующие стратегии совладания:
Подсчёт баллов по каждой шкале достигается простым суммированием баллов по всем вопросам, входящим в шкалу. Общий балл не высчитываеся, поэтому из опрсника извлекается 15 показателей, поответствующих выраженности 15 типов выделяемых защит.
Несмотря на то, что вопрос №22 по шкале №10 имел в процессе валидизации отрикательную факторную нагрузку, его решено было оставить, чтобы не нарушать структуру опросника и по причине общего соответствия модели оригинальным теоретическим представлениям.
В настоящее время отсутствуют какие-либо данные о нормативных показателях опросника, поэтому возможен лишь подсчёт сырых баллов:
Вариант ответа | В прямых значениях |
---|---|
Нет | 1 балл |
Изредка | 2 балла |
Иногда | 3 балла |
Часто | 4 балла |
Шкала | В прямых значениях |
---|---|
F1: Позитивное переформулирование и личностный рост | 1, 29, 38, 59 |
F2: Мысленный уход от проблемы | 2, 16, 31, 43 |
F3: Концентрация на эмоциях и их активное выражение | 3, 17, 28, 46 |
F4: Использование инструментальной социальной поддержки | 4, 14, 30, 45 |
F5: Активное совладание | 5, 25, 47, 58 |
F6: Отрицание | 6, 27, 40, 57 |
F7: Обращение к религии | 7, 18, 48, 60 |
F8: Юмор | 8, 20, 36, 50 |
F9: Поведенческий уход от проблемы | 9, 24, 37, 51 |
F10: Сдерживание | 10, 22, 41, 49 |
F11: Использование эмоциональной социальной поддержки | 11, 23, 34, 52 |
F12: Использование «успокоительных» | 12, 26, 35, 53 |
F13: Принятие | 13, 21, 44, 54 |
F14: Подавление конкурирующей деятельности | 15, 33, 42, 55 |
F15: Планирование | 19, 32, 39, 56 |
Шкалы COPE предоставляют возможность тестировать широкий спектр продуктивных и непродуктивных копинг-стратегий, включая несколько видов избегающего копинга, склонность к «употреблению ПАВ», склонность обращаться к религии в стрессогенных жизненных ситуациях, а также стремление опираться на социальную поддержку в двух ее формах – инструментальной и эмоциональной. В ходе валидизаций русскоязычной версии опросника копинг-стратегий COPE была зафиксирована 14-факторная и 15-факторная структуры, обе близкае к оригинальной, установлены достаточно высокие показатели надежности и конструктной валидности опросника. Установлены гендерные различия в способах совладающего со стрессом поведения, что свидетельствует о необходимости составления разных нормативов для мужчин и женщин при стандартизации инструмента. При использовании методики следует учитывать низкую согласованность шкал мысленного ухода от проблемы и сдерживания, первая из которых характерна для методики в целом, тогда как вторая — для русскоязычных версий методики
Источник