Опросник люсина эмоциональный интеллект методика
Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина — психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная дл измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора.
Опросник ЭмИн был проведён на 218 испытуемых. Эта выборка состояла из 187 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по специальностям «психолог» и «менеджер», и 31 специалиста различного профиля. В неё входило 62 (28%) испытуемых мужского пола и 156 (72%) испытуемых женского пола, средний возраст испытуемых 21,8 года.
Для оценки надёжности ЭмИн вычислялись показатели внутренней согласованности α Кронбаха по всем шкалам и субшкалам. Внутренняя согласованность основных шкал 0,80 и выше, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и её можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,51).
Для изучения внутренней структуры опросника и её соответствия предложенным шкалам был проведён факторный анализ. Факторы выделялись методом главных компонент. Мера адекватности выборки KMO оказалась равна 0,790, значимость коэффициента сферичности Бартлетта меньше 0,001. Это свидетельствует о высокой надёжности вычисления корреляционной матрицы.
В окончательном виде опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырёхбалльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка:
МЭИ Межличностный эмоциональный интеллект | ВЭИ Внутриличностный эмоциональный интеллект | |
ПЭ Понимание эмоций | МП Понимание чужих эмоций | ВП Понимание своих эмоций |
УЭ Управление эмоциями | МУ Управление чужими эмоциями | ВУ Управление своими эмоциями; ВЭ контроль экспрессии |
№ утверждения | Совсем не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Полностью согласен | № утверждения | Совсем не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Полностью согласен |
1 | 24 | ||||||||
2 | 25 | ||||||||
3 | 26 | ||||||||
4 | 27 | ||||||||
5 | 28 | ||||||||
6 | 29 | ||||||||
7 | 30 | ||||||||
8 | 31 | ||||||||
9 | 32 | ||||||||
10 | 33 | ||||||||
11 | 34 | ||||||||
12 | 35 | ||||||||
13 | 36 | ||||||||
14 | 37 | ||||||||
15 | 38 | ||||||||
16 | 39 | ||||||||
17 | 40 | ||||||||
18 | 41 | ||||||||
19 | 42 | ||||||||
20 | 43 | ||||||||
21 | 44 | ||||||||
22 | 45 | ||||||||
23 | 46 |
Опросник измеряет эмоциональный интеллект (ЭИ), который трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В структуре ЭИ выделяется межличностный ЭИ (МЭИ) — понимание эмоций других людей и управление ими, внутриличностный ЭИ (ВЭИ) — понимание собственных эмоций и управление ими, способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ) . Опросник ЭмИн даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал, то есть
МЭИ = МП + МУ
ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ
Другой способ суммирования субшкал даёт ещё две шкалы – ПЭ и УЭ.
ПЭ = МП + ВП
УЭ = МУ + ВУ + ВЭ
Можно также использовать интегральный показатель общего эмоционального интеллекта ОЭИ.
ОЭИ = МП + МУ + ВП + ВУ + ВЭ
Следует иметь в виду, однако, что интерпретация отдельных шкал более информативна, т.к. они относительно независимы (корреляция между МЭИ и ВЭИ составляет 0, 447, корреляция между ПЭ и УЭ составляет 0, 529)
Межличностный ЭИ
Шкала МП. Понимание чужих эмоций. Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
Шкала МУ. Управление чужими эмоциями. Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
Внутриличностный ЭИ
Шкала ВП. Понимание своих эмоций. Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
Шкала ВУ. Управление своими эмоциями. Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
Шкала ВЭ. Контроль экспрессии. Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.
Нормы
Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. Принцип их построения: очень низкие значения соответствуют 10% самых низких баллов, низкие значения попадают в диапазон от 11% до 30%, средние значения — от 31 до 70%, высокие значения — от 71 до 90%, очень высокие значения — от 91 до 100%.
Шкала Очень низкое значение Низкое значение Среднее значение Высокое значение Очень высокое значение
МП 0-19 20-22 23-26 27-30 31 и выше
МУ 0-14 15-17 18-21 22-24 25 и выше
ВП 0-13 14-16 17-21 22-25 26 и выше
ВУ 0-9 10-12 13-15 16-17 18 и выше
ВЭ 0-6 7-9 10-12 13-15 16 и выше
МЭИ 0-34 35-39 40-46 47-52 53 и выше
ВЭИ 0-33 34-38 39-47 48-54 55 и выше
ПЭ 0-34 35-39 40-47 48-53 54 и выше
УЭ 0-33 34-39 40-47 48-53 54 и выше
ОЭИ 0-71 72-78 79-92 93-104 105 и выше
Источник: Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.
Источник
Опросник ЭмИн Д.В. Люсина для измерения эмоционального интеллекта (ЭИ)
Под эмоциональным интеллектом Д.В. Люсин понимает смешанный конструкт, который сочетает когнитивные способности и личностные характеристики (интерес к внутреннему миру людей, склонность к психологическому анализу поведения и др.). В подходе автора ЭИ трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими (Люсин, 2006).
Д.В. Люсин в структуре ЭИ выделяются следующие шкалы:
Межличностный ЭИ (МЭИ) — Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
Внутриличностный ЭИ (ВЭИ) — Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
Понимание эмоций (ПЭ) — Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
Управление эмоциями (УЭ) — Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
Понимание чужих эмоций (МП) — Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
Управление чужими эмоциями (МУ) — Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
Понимание своих эмоций (ВП) — Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
Управление своими эмоциями (ВУ) — Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
Контроль экспрессии (ВЭ) — Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.
Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал:
МЭИ = МП + МУ; ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ.
Другой способ суммирования субшкал даёт ещё две шкалы – ПЭ и УЭ: ПЭ = МП + ВП; УЭ = МУ + ВУ + ВЭ
В результате исследования были получены баллы по каждой из субшкал, а также баллы, показывающие степень выраженности внутриличностного и межличностного аспектов эмоционального интеллекта.
Текст опросника эмоционального интеллекта Д.В.Люсина
Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте «1» в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение.
Совсем не согласен
Скорее не согласен
Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть
Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения
Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица
Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение
У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника
Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю
Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди
Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться
Я умею улучшить настроение окружающих
Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую
Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов
В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки
Я легко понимаю мимику и жесты других людей
Когда я злюсь, я знаю, почему
Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации
Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком
Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии
Совсем не согласен
Скорее не согласен
Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим
Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть
Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние
Я контролирую выражение чувств на своем лице
Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство
В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций
Если надо, я могу разозлить человека
Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние
Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю
Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это
Я знаю как успокоиться, если я разозлился
Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса
Я не умею управлять эмоциями других людей
Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда
Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые
Мне трудно справляться с плохим настроением
Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает
Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям
Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями
Я умею контролировать свои эмоции
Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно
Совсем не согласен
Скорее не согласен
По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую
Если близкий человек плачет, я теряюсь
Мне бывает весело или грустно без всякой причины
Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей
Я не умею преодолевать страх
Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает
У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить
Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются
Ключи к тесту диагностики ЭИ
(+ прямой вопрос, -обратный)
№ Утверждение Субшкала Ключ
1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть МП +
2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения МУ —
3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица МП +
4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение ВУ +
5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника МУ —
6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю ВЭ —
7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди ВП +
8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться ВП —
9. Я умею улучшить настроение окружающих МУ +
10. Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую ВЭ —
11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов МП +
12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки ВУ —
13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей МП +
14. Когда я злюсь, я знаю, почему ВП +
15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации МУ +
16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком ВЭ —
17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии МУ +
18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим ВП —
19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть ВЭ +
20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние МП +
21. Я контролирую выражение чувств на своем лице ВЭ +
22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство ВП —
23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций ВЭ +
24. Если надо, я могу разозлить человека МУ +
25. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние ВУ +
26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю ВП +
27. Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это МП +
28. Я знаю как успокоиться, если я разозлился ВУ +
29. Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса МП +
30. Я не умею управлять эмоциями других людей МУ —
31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда ВП —
32. Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые МП +
33. Мне трудно справляться с плохим настроением ВУ —
34. Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает МП +
35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям ВП —
36. Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями МУ +
37. Я умею контролировать свои эмоции ВУ +
38. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно МП —
39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую ВЭ —
40. Если близкий человек плачет, я теряюсь МУ —
41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины ВП —
42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей МП —
43. Я не умею преодолевать страх ВУ —
44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает МУ —
45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить ВП —
46. Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются МП —
Нормативные показатели к тесту ЭИ
Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. .
Шкала Очень низкое значение Низкое значение Среднее значение Высокое значение Очень высокое значение
МП 0-19 20-22 23-26 27-30 31 и выше
МУ 0-14 15-17 18-21 22-24 25 и выше
ВП 0-13 14-16 17-21 22-25 26 и выше
ВУ 0-9 10-12 13-15 16-17 18 и выше
ВЭ 0-6 7-9 10-12 13-15 16 и выше
МЭИ 0-34 35-39 40-46 47-52 53 и выше
ВЭИ 0-33 34-38 39-47 48-54 55 и выше
ПЭ 0-34 35-39 40-47 48-53 54 и выше
УЭ 0-33 34-39 40-47 48-53 54 и выше
ОЭИ 0-71 72-78 79-92 93-104 105 и выше
Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).
Источник