Схема-терапия: 18 ранних дезадаптивных схем и некоторые способы с ними справиться
Внимание! Ранние дезадаптивные схемы есть у всех. Никто из нас не вырос в идеальной обстановке, где все наши потребности удовлетворялись именно так, как нужно: не больше и не меньше. Но схемы могут быть выражены в очень разной степени. Чем сильнее схемы, тем чаще они «срабатывают, тем бОльшую боль приносят. Чем больше у человека сильно выраженных схем, тем больше базовых потребностей ему сложно удовлетворить. Подробнее о схемах и схема-терапии можно прочитать здесь.
Типичные способы справиться со схемой (копинги)
Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, руководство)
«Пожалуйста, не покидай меня!»
Люди со схемой Брошенности уверены, что отношения с другими ненадежны и нестабильны. В любой момент может что-то произойти и их покинут. По множеству разных причин: от внезапной смерти близкого человека до встречи с кем-то другим, более достойным.
Выбирает недоступных или непредсказуемых партнеров и значимых других.
1. Избегает близких отношений из-за страха быть покинутым.
2. Покидает сам, чтобы избежать покидания. 3.Отстраняется в ответ на минимальное отвержение / расставание.
1. Постоянно контролирует близких.
2. Все время на связи с близкими.
3. Гнев и ревность в ответ на минимальное отвержение / расставание.
«Ты опасен для меня »
Убеждены, что любые (не только близкие) отношения опасны. Если людям позволить, они будут использовать, манипулировать, пренебрегать, унижать.
1.Выбирает ненадежных партнеров и значимых других.
2.Постоянно чрезмерно насторожен и подозрителен по отношению к другим
1. Избегает тесного взаимодействия с другими в личной жизни и в бизнесе; 2. Никогда не раскрывается.
1.Плохо обращается или использует других.
3. Эмоциональная депривация
«Мне нужна любовь, но я не могу ее получить»
Люди со схемой Эмоциональной депривации чувствуют, что между ними и другими «стена», им трудно почувствовать контакт и близость. Объяснение «стены» может быть разным для разных людей. От «иначе не бывает, о чем вы вообще говорите», до «мне так много нужно, что другие не могу понять, принять и разделить со мной мою потребность в тепле, заботе и поддержке».
Выбирает холодных, отстраненных партнеров и значимых других;
2. Влюбляется «на расстоянии».
Избегает близких эмоциональных отношений
1. В отрыве от реальности требует, чтобы другие удовлетворяли все его/ее потребности,
2. влюбляется, быстро остывает, чувствуя, что ему «недостаточно».
4 . Социальная изоляция/
Постоянно чувствуют себя изолированными, уверены, что совершенно не похожи на других. Нигде не чувствуют себя по-настоящему своими и часто уверены, что для них найти «свою стаю» невозможно, что ее просто не существует.
Становится членом группы, но держится особняком;
Избегает социализации; большую часть времени проводит один
Притворяется «своим», но чувствует свое отличие и отчужденность
Люди со схемой Дефектности чувствуют, что с ними что-то не так и это невозможно изменить, только спрятать. Они уверены, что если другие узнают, какие они «на самом деле», то обязательно отвергнут их. Часто застенчивы, очень уязвимы к критике и отвержению. Одна из наиболее отрицаемых схем.
1.Выбирает критикующих партнеров и значимых других,
2. Унижает сам себя.
1. Избегает делиться мыслями и чувствами.
2. Отказывается от спонтанности, тщательно контролирует свое поведение.
3. Не вступает в близкие отношения.
4. Часто меняет партнеров, друзей, круги общения.
1. Осуждает или ведет себя свысока по отношению к другим;
2. Стремится выглядеть «идеальным», чрезвычайно озабочен своим внешним видом.
3. Стремиться действовать, чувствовать и думать «правильно».
Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности
«Я ничего не могу сам по себе»
Убеждены в своей неспособности самостоятельно справляться с обычной жизнью, чувствуют свою беспомощность перед лицом повседневных проблем.
1.Постоянно просит о помощи;
2. Проверяет решения с другими, нерешителен,
3. Выбирает гиперопекающих партнеров, которые все делают для него/ для нее
1. Откладывает решения.
2. Избегает действовать самостоятельно брать на себя обычные обязанности взрослого человека
Демонстрирует излишнюю уверенность в себе даже тогда, когда попросить помощи у других было бы нормально и разумно
7. Уязвимость к ущербу/ болезням
«Все может рухнуть в любую минуту»
Убеждены, что мир – это очень опасное место и в любую минуту может произойти что-то плохое, с чем невозможно справиться: катастрофа, болезнь, авария и т.п.
1.Постоянно переживает, что с ним/ с ней случится катастрофа;
2. Постоянно просит у других утешения
Избегает «опасных» ситуаций
1.Использует магическое мышление и ритуалы;
2 Совершает безрассудные опасные поступки
8. Слияние/неразвитая идентичность
«Без тебя нет меня».
Чувствуют, что без другого человека их жизнь не имеет смысла или даже невозможна. Чрезмерно вовлечены в жизнь другого человека, вплоть до восприятия себя как «мы», а не как «я». Часто уверены, что это совершенно нормально и иначе не должно быть.
1.Имитирует поведение значимого другого,
2. Постоянно запрашивает мнение другого, предпочитает, чтобы действовал он.
Избегает отношений с теми, кто не готов к слиянию.
Создает чрезмерную автономию
9. Негативизм/ пессимизм
«Все пойдет самым худшим образом»
Уверены, что мир – это очень мрачное место, что все в конце концов пойдет не так и все будет плохо. Сосредоточены на возможных негативных событиях и не думают о возможных позитивных.
Ожидает и готовится к худшему.
Не надеется на слишком много; сохраняет низкие ожидания
Ведет себя нереалистично позитивно, с неувядаемым оптимизмом, подобно Поллианне
10. Несостоятельность/обреченность на неудачу.
«Я вряд ли справлюсь».
Люди со схемой Несостоятельности уверены, что они менее умны и менее способны, чем большинство. Поэтому они считают, что не могут справиться с обычными жизненными достижениями, доступными всем остальным. Их единственный шанс сравняться – постоянно прилагать огромные усилия. Эти переживания не зависят от их реальных достижений.
1.Работает ниже уровня своих возможностей;
2. Уже почти достигнув цели, «срывает» рабочие достижения.
3. Необъективно сравнивает свои достижения с достижениями других, выставляя их в невыгодном свете
2. Избегает новых или сложных задач;
3. Избегает ставить цели в карьере, соответствующие уровню возможностей
1. Очень, очень много работает, «трудоголик»;
2. Умаляет достижения других;
Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды
«Я вынужден действовать»
Чувствуют, что вынуждены действовать так, как хотят другие или как этого требуют обстоятельства. Убеждены, что если будут делать то, что хотят или то, что им нужно произойдет что-нибудь плохое. Плохое может быть разным: от гнева других людей до сумасшествия.
1. Выбирает доминирующих, контролирующих партнеров и значимых других; подчиняется их желаниям.
2. Не говорит о своих желаниях прямо, только подразумевает.
1. В целом избегает отношений;
2. Избегает ситуаций, в которых его/ее желания отличаются от желаний других.
3. Не проявляет симпатии.
1.Ведет себя пассивно-агрессивно или бунтарски.
2.Неконтролируемые вспышки ярости.
4. Соглашается, но не делает, использует отговорки.
«Ваши нужды важнее моих»
Уверены, что не имеют права заботиться о своих потребностях, не позаботившись о потребностях других. Чувствуют вину, если их жизнь доставляет неудобства другим людям. Считают себя эгоистами, если заботятся о своих потребностях или даже просто говорят о них. Часто видят себя сильными среди нуждающихся и слабых.
Занимается самоотрицанием; делает слишком много для других и недостаточно – для себя. Дает много больше чем получает.
Избегает близких отношений
Злится на значимых других за то, что те не отвечают взаимностью или не выражают благодарность; решает больше ничего для других не делать
13. Поиск одобрения/ признания
«Я отношусь к себе так, как вы относитесь ко мне»
Самооценка людей с схемой Поиска Одобрения напрямую зависит от оценки других людей. Они нуждаются во внимании других людей, чтобы чувствовать себя хорошо и знать, как к себе относится. Они часто чувствуют пустоту, потому что не знают собственные потребности, особенности и желания. И часто выстраивают свою жизнь, опираясь не на свои потребности, а на мнение других людей или групп.
1.Привлекает внимание других к своим достижениям.
2.Принимает важные жизненные решения в ушерб своим потребностям, чтобы получить признание.
Избегает отношений с теми, кого уважает, из страха не получить их одобрение
Ведет себя скандально, чтобы привлечь внимание.
Потребность в спонтанности и игре
14. Подавление эмоций
«Чувства должны быть спрятаны».
Уверены, что эмоции – нечто совершенно лишнее, что они только мешают или опасны. Считают недопустимым проявление чувств даже в пиковые переживания (рождение ребенка, похороны и т.п) . Чу вствуют пустоту и бессмысленность жизни, т.к. не в контакте со своими эмоциями и потребностями. Подавленные эмоции не считываются другими людьми, поэтому у них часто возникают трудности в общении.
1.Действует очень обдуманно и рационально;
2.Не показывает спонтанных эмоций как негативных, так и позитивных.
Избегает деятельности, требующей эмоционального самовыражения (таких как выражение любви или страха) или раскованности (например, танец)
Действует импульсивно и раскованно (иногда под действием расслабляющих веществ, таких как алкоголь)
15. Жесткие стандарты
«Никогда не бывает достаточно хорошо»
Убеждены, что если их поведение и достижения не соответствуют высоким стандартам, то они не могут быть любимы и приняты. Придерживаются нереалистичных и ригидных стандартов, но считают их нормальными или даже заниженными. Достижения не приносят удовольствия и никак не влияют на самооценку: «Можно было лучше». Чувствуют тревогу и страх, вплоть до паники, если возникает угроза неудачи в значимой области. Часто считают удовольствия напрасной тратой времени. Часто чувствуют напряжение и / или вину, если позволяют себе получать удовольствие или расслабляться.
2. Не позволяет себе развлечения, не ценит виды деятельности, не связанные с успехом.
3. Озабочен рациональным использованием времени, «личным ростом»
Полностью отбрасывает высокие стандарты и довольствуется результатами ниже среднего.
Источник
Схемный опросник Янга (YSQ S3R)
Тест ранних дезадаптивных схем
Опросник схем Джеффри Янга адаптированный на русский язык Касьяник П.М., Романова Е.В. Диагностика ранних дезадаптивных схем. – СПб.: Изд-во Политехн. Унта, 2013. – 120 с. При использовании русского варианта опросника YSQ S3R в клинических, диагностических, исследовательских и иных целях ссылка на данное издание обязательна.
Тест используется для выявления ранних дезадаптивных схем в схема-терапии. Схема-терапия является модификацией когнитивно-поведенческой терапии применяемой для работы с расстройствами личности.
Что такое дезадаптивная схема?
Ранняя дезадаптивная схема – это паттерн восприятия действительности сформированный в детстве и влияющие на эмоции и поведение на протяжении всей жизни. В ранние годы человек мог столкнуться с отвержением, игнорированием, с жестоким обращением и во взрослом возрасте сталкиваясь с проблемными ситуациями человек может неосознанно воспринять их схоже с ранним травматичным опытом и отреагировать соответственно
Инструкция к схемному опроснику Янга
Ниже перечислены утверждения, с помощью которых Вы можете описать себя.
Пожалуйста, прочитайте каждое утверждение и решите, насколько точно оно Вас характеризует. Если Вы не уверены, как ответить, основывайте свой ответ на том, как Вы ЧУВСТВУЕТЕ, а не на том, что вы считаете правильным.
Выберите подходящий вариант ответа напротив порядкового номера утверждения
Источник
Stotestov.ru
Схемный опросник Джефри Янга используется для выявления ранних дезадаптивных схем. Схема — это условно говоря психическая конструкция. В ней связаны воспоминания, мысли, эмоции и телесные ощущения. Опросник был создан для выявления 18 ранних дезадаптивных схем, которые разделены на 5 групп (доменов).
Описание опросника когнитивных схем Янга
Опросник когнитивных схем Дж.Янга это прежде всего инструмент для психодиагностики, который создан исходя из конкретных теоретических предпосылок схемной терапии (когнитивно-поведенческой терапия третьей волны) — помните об этом.
Текст опросника включает 90 вопросов, ответы на которые надо давать отдельно в регистрационном бланке.
Инструкция: Ниже перечислены утверждения, с помощью которых Вы можете описать себя. Пожалуйста, прочитайте каждое утверждение и решите, насколько точно оно Вас характеризует. Если Вы не уверены, как ответить, основывайте свой ответ на том, как Вы ЧУВСТВУЕТЕ, а не на том, что вы считаете правильным.
Выявляемые дезадаптивные схемы (с разделением на домены):
Нарушение связи и отвержение
1. Эмоциональная депривированность — Emotional Deprivation — ed
3. Недоверие / Ожидание жестокого обращения — Mistrust/Abuse — ma
12. Подавление эмоций — Emotional Inhibition — ei
5. Дефективность / Стыд — Defectiveness/Shame — ds
4. Социальная отчуждённость — Social Isolation/Alienation — si
Нарушение автономии и эффективности
7. Зависимость / Беспомощность — Dependence/Incompetence
2. Покинутость / Нестабильность — Abandonment/Instability — ab
8. Уязвимость — Vulnerability to Harm or Illness — vh
9. Запутанность / Неразвитая идентичность — Enmeshment/Undeveloped Self — em
6. Неуспешность — Failure — fa
10. Покорность — Subjugation — sb
Нарушение границ
14. Привилегированность / Грандиозность — Entitlement/Grandiosity — et
15. Недостаточность самоконтроля — Insufficient Self-Control/Self-Discipline — is
Чрезмерная ответственность и жёсткие стандарты
11. Самопожертвование — Self-Sacrifice — ss
13. Жёсткие стандарты / Придирчивость — Unrelenting Standards/Hypercriticalness — us
Схемы, не отнесённые к группам
16. Поиск одобрения — Approval-Seeking/Recognition-Seeking — as
17. Негативизм / Пессимизм — Negativity/Pessimism — np
18. Пунитивность — Punitiveness — pu
Более подробное описание будет размещено позже. Но уже в самих названиях угадывается содержательная часть.
Также можно самостоятельно прочитать первоисточник (указан внизу статьи), где очень подробно и понятно описаны принципы схема терапии и диагностики ранних дезадаптивных схем.
Однако, вся прелесть данного подхода в том, что Янг даёт не только опросник, но и детальные техники коррекции схем.
Скачать схемный Схемный опросник Джефри Янга* (с бланком для ответов). — на данный момент распространение опросника в электронном виде запрещено правообладателем.
* При использовании русского варианта опросника YSQ S3R в клинических, диагностических, исследовательских и иных целях ссылка на данное издание обязательна.
Источник: Касьяник П.М., Романова Е.В. Диагностика ранних дезадаптивных схем. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. – 120 с.
Источник