- Эта штука хороша или эта штука плоха. О плюсах, минусах и других аспектах эмпатии
- Что это такое?
- Разграничиваем понятия
- Симпатия
- Сочувствие
- Признаки эмпата
- Виды эмпатии
- Плюсы и минусы этого качества
- Диагностика
- Тест на эмпатию Бойко
- Опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана
- Практические советы
- Опросник эмоциональной эмпатии eets мехрабиана
- Опросник «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна
Эта штука хороша или эта штука плоха. О плюсах, минусах и других аспектах эмпатии
«Титаник», «Хатико», «Форрест Гамп», «Зелёная миля», «Мальчик в полосатой пижаме», «Дневник памяти»… Фильмы, ставшие шедеврами. Все эти истории способны растрогать до глубины души и даже вызвать слёзы. Зрители готовы плакать и страдать из-за горькой судьбы или смерти любимого персонажа. При этом они абсолютно точно отдают себе отчёт, что всё произошедшее на экране — вымышлено и конкретно их не касается. Но сопричастность всё равно остаётся. Это эмпатия — процесс переживания чужих эмоций как своих собственных. Качество, близкое к симпатии и сочувствию, но всё же существенно от них отличающееся.
Что это такое?
Общепринятое определение эмпатии в психологии звучит так: осознанное сопереживание эмоциям окружающих с сохранением ощущения внешнего источника этого душевного порыва. Если объяснять простыми словами, это способность человека чувствовать то же самое, что другой: искренне радоваться вместе с ним (повышается настроение, хочется прыгать от счастья до потолка и петь, улыбка не сходит с лица) или горевать (настроение падает, возникает желание плакать, становится плохо). Но при этом он ни на минуту не забывает о том, что источник таких сильных эмоций его никак не касается, что это не его личные переживания, а совершенно иного человека.
Такая способность объясняется не только внутренними качествами. Да, чаще всего она свойственна тем людям, которых с детства научили сопереживанию и доброте. Нередко она носит врождённый характер. Но это не единственные факторы, которыми она обусловлена. Здесь задействована и физиология. В частности, тип нервной системы. Чувствительные, ранимые, впечатлительные натуры быстро и эмоционально реагируют на переживания тех, кто рядом.
Также в этом виноваты так называемые зеркальные нейроны головного мозга, которые были открыты в 1990 году итальянскими учеными Риццолатти и Галлезе. Именно они отражают состояние и поведение других существ.
Так что эмпатия в основе своей — процесс эмоциональный и физиологический одновременно. Как психологическое свойство, предполагает отражение практически любой чужой эмоции. С точки зрения физиологии, проявляется в виде активной мимики, жестикуляции, слёз, повышения давления, тахикардии, гипергидроза, тремора конечностей и т. д.
Разграничиваем понятия
Это достаточно новый термин (был введён Э. Титченером в 1912 году), мало изученный и сложный. Поэтому его часто путают с другими близкими понятиями.
Симпатия
Чем отличается симпатия от эмпатии? Начнём с того, что симпатия — устойчивая эмоциональная предрасположенность к кому-либо. Её можно испытывать к коллеге, соседу, дальнему родственнику. Это значит, что человек нравится, вы его понимаете, находите между вами что-то общее, с удовольствием общаетесь с ним.
Эмпатия не отличается устойчивостью. Она может возникнуть на пустом месте, совершенно неожиданно. Например, услышали жалостливую историю по радио — и расплакались, потому что стало жалко её главного героя. Увидели в парке на инвалидной коляске молодого человека без ног — расчувствовались, захотели узнать подробности его судьбы и помочь, подошли, заговорили, глубоко в душе переживая его боль. Но это не значит, что они вам нравятся, вы не сравниваете их с собой и вряд ли готовы в дальнейшем продолжить общение.
Сочувствие
В чём разница между эмпатией и сочувствием? Последнее предполагает выражение беспокойства и заботы, желание помочь. Но это вовсе не значит, что сочувствующий будет испытывать те же эмоции, что и объект его треволнений. Он скажет слова поддержки, окажет посильную помощь, но не более того.
Чтобы лучше понять отличия между этими понятиями, представьте следующую ситуацию. Некто упал в глубокую яму и не может оттуда выбраться. Симпатия — это когда человек, проходящий мимо, сядет на краю и будет разговаривать с упавшим, поддерживая его моральный дух и настрой. Сочувствующий предложит ему сбросить туда еды или пойдёт за помощью. А эмпат прыгнет к нему в яму и разделит с ним его участь.
Признаки эмпата
Обычно эмпатов легко вычислить, потому что проявление этой способности достаточно яркое. Их характерные признаки:
- высокая чувствительность к эмоциям и переживаниям других людей;
- интуиция: даже не спрашивая, что произошло, они догадываются об этом;
- самоотверженность, сострадательность;
- умение искренне прощать;
- любознательность;
- рассеянность и мечтательность;
- креативность: согласно статистике, среди художников, писателей, музыкантов и дизайнеров эмпатов больше, чем среди бухгалтеров, юристов и инженеров;
- любовь к животным и природе;
- нетерпение к насилию, жестокости, злу, несправедливости;
- свободолюбие.
Как проявляется эмпатия в общении? Люди, обладающие такой способностью:
- оказывают моральную поддержку, даже не спрашивая, что произошло;
- не умеют говорить «нет»;
- искренни, откровенны и честны;
- являются «жилетками» для остальных;
- умеют слушать;
- редко кому открывают свой внутренний мир;
- не выносят общества двуличных и жестоких людей;
- ставят интересы других выше собственных;
- никогда не бросят в беде;
- верные друзья и супруги.
Проблема в том, что, если слишком часто проявлять эмпатию, в конце концов человек эмоционально выгорает. Моральное истощение приводит к депрессиям и сознательному, добровольному отшельничеству.
Виды эмпатии
- эмоциональная — подражание поведению другого человека, проекция его моторных и аффективных реакций;
- когнитивная — сопереживания с включением интеллектуальных процессов (сравнения, анализа, аналогий и т.д.);
- предикативная — способность предсказывать аффективные реакции и поведение другого в определённых ситуациях.
В зависимости от степени и яркости проявления, есть также:
- повышенная — максимальный уровень сопереживания и сопричастности;
- средняя;
- заниженная;
- низкая.
Что является высшей формой эмпатии? Сопереживание — прочувствование тех же эмоций, что испытывает другой человек, через идентификацию с ним. Некоторые специалисты сюда же относят и сочувствие — отзывчивое отношение к чужим переживаниям. Но большинство разграничивают данные понятия.
Плюсы и минусы этого качества
Большинство людей считает, что понимание эмоций и способность к эмпатии — один сплошной плюс. Ведь это означает наличие милосердия, доброты и прочих высоких моральных качеств. Однако психологи не разделяют такого мнения и не могут сказать однозначно, хорошо или плохо сказывается такая восприимчивость на самом человеке.
- развитая интуиция, позволяющая избегать плохих людей и правильно выбрать жизненный путь;
- умение наладить хорошие отношения буквально с каждым;
- всеобщая любовь;
- богатый внутренний мир;
- высокодуховность;
- способности к творчеству;
- высокий уровень интеллекта;
- отсутствие обиды.
- неспособность контролировать эмоции, связанные с чужими переживаниями;
- зависимость настроения от других;
- риск эмоционального выгорания;
- финансовые проблемы (эмпаты раздают деньги направо и налево тем, кто в них нуждается);
- закрытость в себе, неспособность поделиться своими личными переживаниями, душевное одиночество.
Для окружающих эмпаты — на вес золота. Но сами они нередко страдают от своих сильных и ярких эмоций.
Диагностика
Чтобы выявить наличие и уровень данной способности, проводится психологическая диагностика. Самые популярные методы — тестирование и карта эмпатии.
Тест на эмпатию Бойко
Прочитайте утверждения и проставьте напротив каждого плюс или минус.
За каждую букву поставьте по 1 баллу. Посмотреть, сколько набрали за каждую из них. Это значит, что какие-то каналы развиты хорошо, а остальные — не очень или совсем отсутствуют.
Посчитайте общее количество баллов и определите уровень:
- более 30 баллов — высокий уровень эмпатии;
- 22-29 — средний;
- 15-21 — заниженный;
- менее 14 — очень низкий.
Опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана
Задание такое же, как и для предыдущего теста.
Подсчитайте количество баллов:
Тесты можно пройти самостоятельно. Их часто используют при диагностике данной способности у взрослого человека. С картой работает исключительно психолог, и её часто применяют для исследования детской психики. Она представляет собой 4 сектора: «говорит», «думает», «делает», «чувствует». Задаётся конкретная ситуация, и клиент заполняет эти поля, как он будет на неё реагировать. На основании написанного специалист делает вывод.
Практические советы
Проблема 1 — отсутствие эмпатии. Её можно развить как у взрослых, так и у детей:
- искренне интересоваться делами, чувствами и мыслями других;
- во время разговора не отвлекаться на посторонние дела;
- сосредотачиваться на другом человеке, а не на себе; растворяться в его проблемах;
- расширять круг знакомых, узнавая о каждом что-то личное, требующее сопереживания;
- стать волонтёром;
- не проходить мимо чужого горя;
- учиться слушать и слышать;
- смотреть трогательные фильмы, читать классику.
Более подробные советы, как развить эмпатию, можно прочитать в книгах Синди Дейла.
Проблема 2 — чрезмерное чувство эмпатии. Его можно ослабить:
- если профессия предполагает работу с людьми, сменить её;
- найти увлечение, которое будет занимать максимум свободного времени;
- сосредоточиться на решении собственных проблем;
- научиться говорить «нет»;
- исключить из окружения тех, кто постоянно плачется в «жилетку».
О том, как избавиться от эмпатии, тоже можно прочитать у Синди Дейла. Голландский ученый-биолог Франс де Вааль предлагает для этой цели разграничить всех людей на своих и чужих. Если сознание будет воспринимать большинство окружающих как посторонних, оно заблокирует чувство сопереживания по отношению к ним.
Это одна из тех человеческих способностей, которая вызывает множество вопросов. Неоднозначные мнения, чего в ней больше — хорошего или плохого — приводят к дискуссиям в научных кругах. Проводятся исследования, разрабатываются новые опросники и тесты. Возможно, в скором будущем эта категория станет более понятной и контролируемой.
Источник
Опросник эмоциональной эмпатии eets мехрабиана
- Главная
- Психологические тесты
- Опросник «Шкала эмоционального отклика» А.…
Опросник «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна
Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном (Albert Mehrabian) и модифицирован Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним. Как показали исследования, эмоциональная эмпатия связана с общим состоянием здоровья человека, его социальной адаптированностью и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми.
Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и люди, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни.
Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия/несогласия с каждым из них.
Инструкция. Прочитайте приведенные ниже утверждения и оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из них (поставьте отметку в соответствующей графе бланка для ответов), ориентируясь на то, как вы обычно ведете себя в подобных ситуациях.
Бланк для ответов
№ п/п | Утверждение | Ответ | |||
Согласен (всегда) | Скорее согласен (часто) | Скорее не согласен (редко) | Не согласен (никогда) | ||
1 | Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко | ||||
2 | Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства | ||||
3 | Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать | ||||
4 | Я считаю, что плакать от счастья глупо | ||||
5 | Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей | ||||
6 | Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств | ||||
7 | Я бы сильно волновался (волновалась), если бы должен был (должна была) сообщить человеку неприятное для него известие | ||||
8 | На мое настроение очень влияют окружающие люди | ||||
9 | Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми | ||||
10 | Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки | ||||
11 | Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь | ||||
12 | Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой) | ||||
13 | Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле | ||||
14 | Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь | ||||
15 | Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются | ||||
16 | Мне неприятно, когда люди при просмотре кинофильма вздыхают и плачут | ||||
17 | Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет | ||||
18 | Я теряю душевное спокойствие, когда окружающие чем-то угнетены | ||||
19 | Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков | ||||
20 | Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных | ||||
21 | Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге | ||||
22 | Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей | ||||
23 | Я очень переживаю, когда смотрю фильм | ||||
24 | Я могу остаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг | ||||
25 | Маленькие дети плачут без причины |
Обработка результатов проводится в соответствии с ключом. За каждый ответ начисляется от 1 до 4 баллов.
Ключ
Номер утверждения | Ответ (в баллах) | |||
Согласен (всегда) | Скорее согласен (часто) | Скорее не согласен (редко) | Не согласен (никогда) | |
1 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | 4 | 3 | 2 | 1 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 |
12 | 4 | 3 | 2 | 1 |
13 | 4 | 3 | 2 | 1 |
14 | 4 | 3 | 2 | 1 |
15 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 4 | 3 | 2 | 1 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 |
21 | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | 4 | 3 | 2 | 1 |
23 | 4 | 3 | 2 | 1 |
24 | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | 1 | 2 | 3 | 4 |
∑ |
Анализ и интерпретация результатов
Выделяют следующие уровни выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии):
- 82–90 баллов— очень высокий уровень;
- 63–81 балл— высокий уровень;
- 37–62 балла— нормальный уровень;
- 36–12 баллов— низкий уровень;
- 11 баллов и менее— очень низкий уровень.
Высокие показатели по способности к эмпатии находятся в обратной связи с агрессивностью и склонностью к насилию; высоко коррелируют с покладистостью, уступчивостью, готовностью прощать других (но не себя), готовностью выполнять рутинную работу.
Люди с высокими показателями по шкале эмоционального отклика в сравнении с теми, у кого низкие показатели чаще: на эмоциональные стимулы реагируют изменением кожной проводимости и учащением сердцебиения; более эмоциональны, чаще плачут; как правило, имели родителей, которые проводили с ними много времени, ярко проявляли свои эмоции и говорили о своих чувствах; проявляют альтруизм в реальных поступках, склонны оказывать людям деятельную помощь; демонстрируют аффилиативное поведение (способствующее поддержанию и укреплению дружеских отношений); менее агрессивны; оценивают позитивные социальные черты как важные; более ориентированы на моральные оценки.
Умение сопереживать другим людям — ценное качество, однако при его гипертрофирофии может формироваться эмоциональная зависимость от других людей, болезненная ранимость, что затрудняет эффективную социализацию и даже может приводить к различным психосоматическим заболеваниям.
Люди со средним (нормальным) уровнем развития эмпатии в межличностных отношениях более склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Как правило, они хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, но при этом часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми.
Люди с низким уровнем развития эмпатии в межличностных отношениях испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, часто не находят взаимопонимания с окружающими. Они гораздо более продуктивны при индивидуальной работе, чем при групповой, склонны к рациональным решениям, больше ценят других за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.
Выбор неэффективных поведенческих стратегий может быть следствием личностных особенностей человека или свидетельством незнания им деятельных форм участия в жизни других людей. Для развития эмпатических способностей нужно совершенствовать коммуникативные навыки, особенно умение слушать другого, перефразировать, отражать и отзеркаливать эмоции. Очень полезны тренинги ассертивности, «гимнастика чувств».
Источник