Самочувствие-активность-настроение, САН
Результат теста
Содержательная интерпретация
Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Самочувствие – это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т. п. Самочувствие может быть представлено в виде некоторой обобщающей характеристики (плохое/хорошее самочувствие, бодрость, недомогание и т.п), а также может быть локализовано по отношению к определенным формам ощущения (ощущение дискомфорта в различных частях тела).
Активность – 1) всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, имеющее свою иерархию: химическая, физическая нервная психическая активность, активность сознания, личности, группы, общества.. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положением в ней организма; 2) одна из сфер проявления темперамента которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным.
Настроение – сравнительно продолжительные, устойчивые состояния человека которое может быть представлено как 1) эмоциональный фон (приподнятое, подавленное) то есть являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий; 2) четкое идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, восторг и пр.). Настроение в отличие от чувств всегда направлено на тот или иной объект. Настроение, будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.
Источник
Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает.
В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ – особая форма психических состояний человека,
переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;
те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;
относительно устойчивые переживания.
Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.
Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании.
Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.
Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности.
Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.
Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:
уверенность – неуверенность в себе.
Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.
Однако те состояния , которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:
Положительные изменения , происходящие с подростком:
проявление чувства взрослости;
рост самосознания, самооценки, саморегуляции;
повышенное внимание к своей внешности;
проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;
появление познавательной мотивации;
желание быть не хуже, а лучше других.
ранимая неустойчивая психика;
намеренная манипуляция взрослыми;
внутренний кофликт с самим с собой и окружающими;
повышенное негативное отношение к взрослым;
страх одиночества (мысли о суициде),
ведут к эмоциональным расстройствам, отклонениям в поведении. Трудности в развитии адаптивных и социальных качеств в целом приводят к нарушению психического и психологического здоровья у подростков.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА.
Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин нарушений его в обучении, поведении и развитии, необходимо применение различных диагностических методов выявления детей группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.
Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения экспериментатор (классный руководитель) составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.
Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Опросники, тесты, диагностические методики
Источник
САМОЧУВСТВИЕ, АКТИВНОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ (САН)
САМОЧУВСТВИЕ, АКТИВНОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ (САН)
1. Название и тип
Самочувствие, активность, настроение (САН) – разновидность опросников состояний и настроений, по классификации Q-L-T относящийся к Q-данным.
Данный опросник содержит методические инструкции, ключ и стимульный материал в виде бланков, включающих в себя шкалу, состоящую из индексов и расположенную между 30 парами слов противоположных по значению.
3. Историческая справка
Тест САН Разработан сотрудниками Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г.
Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия , активности и настроения.
5. Теоретический конструкт
При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.
6. Основные диагностические шкалы
1. Самочувствие хорошее
2. Чувствую себя сильным
Чувствую себя слабым
6. Хорошее настроение
Следовательно можно отметить, что представленные шкалы являются дихотомическими.
7. Область применения теста
Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.
Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу.
- 30 — 50 баллов — средняя оценка;
- > 50 баллов — высокая оценка.
Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
9. Использованные при психометрической проверке показатели
Вычисление индексов дискриминативности производилось методом контрастных групп.
Среди представленных видов валидности: конструктная и текущая.
10. Более подробная характеристика валидности:
Валидность конструктная устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температуры тела, хронорефлексометрии (скорость двигательных реакций).
Валидность текущая устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное рабочее время.
11. Более подробная характеристика надежности : отсутствует.
12. Экспертная оценка психометрических качеств теста.
Получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация», т.е. шкалы методики не соответствует представленному теоретическому конструкту, что является огромным минусом. Под знак вопроса можно поставить данные о конструктной валидности, т.е. насколько верным является сопоставление данного субъективного эмоционального опросника с результатами психофизиологических методик. Также применение опросника «САН» может быть затруднительно из-за свойственной многим людям недостаточно тонкой дифференцировки своего функционального состояния. Оценка теста по 10-балльной шкале – 7.
13. Процедура
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
14. Приложение
ТИПОВАЯ КАРТА МЕТОДИКИ САН
Фамилия, инициалы _______________ Пол __ Возраст
Дата ___________ Время _______
Источник
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Методика «Самооценка эмоциональных состояний» |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы |
Методика «Самооценка эмоциональных состояний» — опросник, разработанный американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом и предназначенный для самооценки самочувствия и эмоционального состояния человека на момент обследования [Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. Карелин. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 416 с.]. Инструкция: Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, обведите в кружок. I. «Спокойствие — тревожность» II. «Энергичность — усталость» III.«Приподнятость — подавленность» IV.«Чувство уверенности в себе — чувство беспомощности» Обработка и интерпретация результатов Источник |