Опросник для оценки эмоциональности как черты личности рабинович

Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович)

Методика направлена на выявление преобладающих у человека эмоций.

Это вопросник, в котором 46 вопросов; на них испытуемые могут дать 4 варианта отве­та: «безусловно, да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет» и «безусловно, нет». За первый ответ испытуемый получает 4 балла, за второй — 3 балла, за третий — 1 балл, за четвертый — 0. К каждой эмоции (радости, гневу, страху, печали) относится по 12 вопросов (2 вопроса яв­ляются одновременно прямыми для одной модальности (радости или печали) и обратны­ми для другой).

Процедура анкетирования и вычисления индивидуальных оценок по каждой из мо­дальностей такова. Перед анкетированием испытуемому вручается письменная инструк­ция, вопросник и бланк для ответов, имеющий 4 графы, соответствующие 4 вариантам от­ветов. Согласно инструкции, испытуемые должны заносить номера вопросов в те графы бланка ответов, которые им наиболее подходят.

Ответы испытуемых оцениваются экспериментатором по 4-балльной системе. Вычис­ление индивидуальных оценок по каждой из модальностей состоит в суммировании коли­чества ответов каждого из указанных вариантов, умножении их на то количество баллов, которым данный вариант ответа оценивается, и суммировании баллов всех вариантов от­ветов. Максимально высокая индивидуальная оценка по каждой из модальностей — 48 баллов, минимальная — 0.

Из-за сложности понимания того, как подсчитывать сумму баллов, засчитываемых при ответах «нет», все вопросы подобного типа переделаны мною с отрицательных ответов на утвердительные.

Вопросы этой методики помогают выявлять не собственно эмоции, а настроение, опти­мизм или пессимизм, агрессивность и другие характеристики личности, что, собственно, было предопределено целью создания данного опросника: выявить устойчивые эмоцио­нальные переживания обследуемых. Поэтому данную методику в значительной мере мож­но рассматривать не как выявление в чистом виде переживаемых эмоций (радости, гнева, страха и печали), а как склонность субъекта к оптимистичное™ или пессимистичности, к позитивному или негативному эмоциональному фону.

Инструкция.Перед Вами вопросник и бланк, на котором предусмотрено 4 варианта от­ветов на указанные вопросы. Ваша задача — ответить на каждый из вопросов. Это делается таким образом: Вы читаете вопрос, выбираете один из 4 предложенных вариантов ответа («безусловно да» «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «безусловно нет»), отражающий Ваше мнение. Поставьте крестик в соответствующей графе в листке для ответов. Отвечая на во­прос, каждый раз проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с таким же номером в листке для ответов.

Поскольку в разные периоды жизни Вы, возможно, отвечали бы на один и тот же вопрос по-разному, при ответе исходите из того, что характерно для Вас сейчас, в настоящее время.

Дальше Вы так же поступаете со всеми остальными вопросами, всякий раз тщательно обдумывая, какой из 4 вариантов ответа Вам больше всего подходит.

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы 493

Основное условие нашего эксперимента — Ваша добросовестность и искренность. Если Вам непонятна инструкция, прочтите ее еще раз. Итак, начинайте работу!

1. Вы не решитесь пойти ночью в любое страшное место, даже если дело идет на спор?

2. Часто ли у Вас портится настроение, находит уныние, хандра?

Читайте также:  Как наладить перистальтику кишечника у взрослого после стресса

3. Можно ли сказать, что Ваше настроение бывает чаще всего веселым и бодрым?

4. Страшно ли бывает Вам идти по темной, пустынной улице?

5. Страшно ли Вам смотреть вниз с большой высоты?

6. Часто ли Вы испытываете чувство неудачи, неудовлетворенности собой, разочаро­
вания в себе?

7. Если над Вами зло подшутили, привело бы это Вас в состояние гнева?

8. Овладевает ли Вами негодование, если не выполняются Ваши требования?

9. Легко ли Вы заражаетесь радостным настроением окружающих?

10. Можно ли о Вас сказать, что Вы не верите в свои силы?

11. Считаете ли Вы, что Ваши жизненные обстоятельства дают Вам много поводов для
негодования, возмущения?

12. Вызывают ли у Вас страх страшные сцены в кинофильмах?

13. У Вас часто появляется желание с кем-нибудь поссориться?

14. Можно ли сказать, что у Вас преобладает радостное мироощущение?

15. Можно ли назвать Вас несмелым человеком?

16. Может ли небольшое затруднение в деятельности вызвать у Вас раздражение?

17. Испытываете ли Вы боязнь, когда Вам необходимо обратиться к начальнику, выше­
стоящему лицу?

18. Бываете ли Вы активным участником веселья в компаниях?

19. Вас легко рассердить?

20. Можно ли сказать о Вас, что Вы человек печальный?

21. Можно ли о Вас сказать, что у Вас преобладает грустное и унылое настроение?

22. Вам свойственно состояние удовлетворенности жизнью?

23. Боитесь ли Вы темноты в незнакомой обстановке?

24. Считаете ли Вы себя веселым человеком?

25. Вы не склонны предаваться невеселым, мрачным мыслям?

26. Вами овладевает неприятное чувство в лифте, в тоннеле?

27. Часто ли неудачи приводят Вас в отчаяние?

28. Можете ли Вы сказать про себя, что Вы по своей натуре оптимист?

29. Вызывают ли у Вас чувство тоски книги с плохим концом?

30. Боитесь ли Вы выходить на сцену, трибуну?

31. Вы неуступчивы?

32. Вами овладевает злость, если Вы очень торопитесь, а Вам помешали?

33. Когда на Вас кричат, вам хочется ответить тем же?

34. Свойственно ли вам переживать чувство страха при сильной грозе?

35. Если Вы терпите поражение в споре, овладевают ли Вами раздражение и злость?

36. Испытываете ли Вы радость, когда находите решение важной для Вас задачи?

37. Можете ли Вы присоединиться к мнению, что в жизни больше невзгод и печалей,
чем радостей?

38. Кажется ли Вам будущее бесперспективным и мрачным?

39. Может ли небольшое препятствие, мешающее достичь желаемого, вызвать у Вас
чувство подавленности?

40. Любите ли Вы веселое оживление и суету вокруг себя?

494 Приложение II. Методики изучения индивидуальных особенностей

41. Легко ли Вы ощущаете чувство потери чего-то?

42. Овладевает ли Вами раздражение, если, как Вам кажется, Вас не понимает близкий
человек?

43. Обычно по утрам у Вас бодрое и радостное настроение?

44. Овладевает ли Вами гнев так сильно, что Вы долго не можете успокоиться?

45. Вы, вероятно, отказались бы заниматься каким-либо опасным видом спорта?

Читайте также:  Последствия для плода при стрессе

46. Бывает ли у Вас чувство страха при необходимости посетить зубного врача или сде­
лать укол?

Ключ.Радость. «Да» — номера вопросов: 3, 9, 14, 18, 22, 24, 25, 28, 36, 37, 40, 43. Гнев. «Да» — номера вопросов: 7, 8, 11, 13, 16, 19, 31, 32, 33, 35, 42, 44. Страх. «Да» — номера вопросов: 1, 4, 5, 12, 15, 17, 23, 26, 30, 34, 45, 46. Печаль. «Да» — номера вопросов: 2, 6, 10, 20, 21, 25, 27, 29, 37, 38, 39, 41. Количество баллов за каждый ответ: «безусловно да» — 4, «пожалуй, да» — 3, «пожа­луй, нет» — 1, «безусловно нет» — 0.

Бланк для ответов

№ п/п Безус­ловно да Пожа­луй, да Пожа­луй, нет Безус­ловно нет № п/п Безус­ловно да Пожа­луй, да Пожа­луй, нет Безус­ловно нет

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы 495

Источник

Методика изучения качественных эмоциональных характеристик Л.А. Рабинович

Инструкция: «Перед Вами — вопросник, содержащий различные вопросы и лист бумаги, на котором предусмотрены четыре варианта ответов на указанные вопросы:

а — б — в — г —
Конечно, да Пожалуй, да Пожалуй, нет Конечно, нет

Ваша задача — ответить на каждый из вопросов, выбрав один из четырех возможных вариантов ответа — тот, который Вам боль­ше всего подходит в данном случае.

Поскольку в разные периоды жизни Вы, возможно, отвечали бы на один и тот же вопрос по-разному, отвечайте, исходя из того, что характерно для Вас в настоящее время».

Вопросы а – Конечно да в- Пожалуй, нет
б – Пожалуй, да г – Конечно, нет
Можете ли Вы сказать про себя, что Вы — оптимист? а б в г
Боитесь ли Вы темноты? а б в г
Страшно ли Вам идти по темном, пустынной улице? а б в г
Склонны ли Вы предаваться невеселым, мрачным мыслям? а б в г
Считаете ли Вы, что жизненные обстоятельства дают Вам много поводов для негодования, возмущения? а б в г
Страшно ли Вам смотреть вниз с большой высоты? а б в г
Можно ли сказать, что у Вас преобладает радостное мироощущение? а б в г
Овладевает ли Вами гнев так сильно, что Вы долго не можете успокоиться? а б в г
Если над Вами зло подшутили, привело бы вас это в состояние гнева? а б в г
Испытываете ли Вы страх при сильной грозе? а б в г
Легко ли Вы заражаетесь радостным настроением окружающих? а б в г
Вызывают ли у Вас страх страшные сцены в кинофильме? а б в г
Если Вы терпите поражение в спорте, злитесь и раздражаетесь ли Вы? а б в г
Разделяете ли Вы мнение, что в жизни больше радостей, чем невзгод? а б в г
Овладевает ли Вами негодование, если не выполняются Ваши требования? а б в г
Любите ли Вы веселое оживление и суету вокруг Вас? а б в г
Бывает ли Вам страшно в ожидании приема у зубного врача или укола? а б в г
При наличии возможностей стали бы Вы заниматься каким-либо опасным видом спорта? а б в г
Вызывает ли у Вас раздражение небольшое затруднение в работе а б в г
Часто ли у Вас бывает веселое и бодрое настроение? а б в г
Злитесь ли Вы, если Вам мешают, когда Вы очень торопитесь? а б в г
Раздражает ли Вас непонимание близкого человека? а б в г
Уступчивы ли Вы? а б в г
Бывает ли Вам страшно, когда необходимо обратиться к начальнику, вышестоящему лицу? а б в г
Активный ли Вы участник веселья в компании? а б в г
Вы — жизнерадостный человек? а б в г
Хочется ли Вам ответить тем же, когда на Вас кричат? а б в г
Решитесь ли Вы пойти ночью на спор в любое страшное место? а б в г
Вас легко рассердить? а б в г
Удовлетворены ли Вы своей жизнью? а б в г
Часто ли у Вас появляется желание с кем-нибудь поссориться? а б в г
Считаете ли Вы себя веселым человеком? а б в г
Боитесь ли Вы выходить на сцену, трибуну? а б в г
Возникает ли у Вас неприятное чувство в лифте, тоннеле? а б в г
По утрам у Вас обычно бодрое и радостное настроение? а б в г
Можно ли назвать Вас смелым человеком? а б в г
Читайте также:  Как справится со стрессом для школьников

Процедура вычисления индивидуальных оценок по каждой из модальностей заключается в подсчете количества ответов, по каждому из четырех указанных вариантов, умножении их на то количество баллов, которым данный вариант ответа оценивается:

«Безусловно, да» — 4 балла; «Пожалуй, да» — 3 балла «Безусловно, нет» — 1 балл; «Пожалуй, нет» — 0 баллов и суммирования баллов всех вариантов ответов.

Только при подсчете ответа на вопрос № 36 количество баллов будет следующим: «Безусловно, да» — 0 баллов; «Пожалуй, да» — 1 балл «Безусловно, нет» — 3 балла; «Пожалуй, нет» — 4 балла

Максимальная индивидуальная оценка по каждой из модальностей может составлять — 48 баллов, а минимальная — 0 баллов. Чем выше суммарный балл по модальности, тем чаще и интенсивнее эмоциональные переживания данного качества у испытуемого.

Индивид с постоянной склонностью к переживанию радости характеризуется значительным запасом радостного настроения, всякие ограничения у него быстрее сглаживаются, он чутко отзывается на любое приятное возбуждение, противодействует всяким последствиям огорчения и т.д.

Индивид со склонностью к страху постоянно находит повод для опасения, он боязлив, робок, всюду видит трудности, опасность.

Индивид со склонностью к гневу часто сердится, даже самые незначительные препятствия, стеснения, помехи вызывают у него досаду, раздражение, негодование.

Источник

Оцените статью