- Почему эмоциональный интеллект определяет нашу жизнь?
- От чего же зависит уровень эмоционального интеллекта и по каким параметрам его можно определить?
- ЖизньДумать сердцем: Как и зачем развивать эмоциональный интеллект
- Чем отличаются чувства и эмоции?
- Откуда взялась концепция эмоционального интеллекта?
- Из чего он состоит?
- Правда ли, что эмоциональный интеллект важнее IQ?
- Зачем развивать эмоциональный интеллект?
- Как это сделать?
Почему эмоциональный интеллект определяет нашу жизнь?
Все мы знакомы с понятием «уровень интеллекта» и тестами, его измеряющими. Ещё мы знаем, что люди с высоким IQ добиваются больших высот. Ведь IQ направлен на то, чтобы обрабатывать информацию, производить расчёты, классифицировать, делать выводы и пр. Однако этот познавательный интеллект формируется позже, чем другой, не менее важный вид интеллекта — эмоциональный.
В реальности IQ не сильно влияет на достижения человека. За примером далеко ходить не надо: троечники и двоечники чаще всего оказываются более успешными, чем неприспособленные к жизни отличники. И всё это напоминает поговорку «Что же ты такой умный и при этом такой бедный?».
Суть эмоционального интеллекта не в том, чтобы уметь произвести впечатление, как думают многие. EQ соединяет в себе два важнейших компонента: уровень сознания и уровень развития эмоциональной сферы. Последняя присутствует у маленького человека ещё во внутриутробный период жизни.
Что я подразумеваю под эмоциями? Это сигнальная система организма. Искра, запускающая определённые действия в человеке. Но что запускает саму эту искру? В организм ребёнка будто бы вшита базовая программа управления работой сердца, лёгких, всех органов. Это тоже часть интеллекта, но та часть, которой невероятно сложно управлять. Да, есть методики, благодаря которым можно научиться замедлять работу сердца, но они очень сложные. Поэтому считается, что этими вещами мы не управляем, — они как бы вшиты в BIOS.
Когда мы вырастаем, у нас появляется возможность думать и перерабатывать информацию, формировать новые импульсы и желания. И когда появляется «хочу/не хочу это делать», срабатывает сигнал, вспыхивает искра — эмоция. Если два эти компонента идут вместе, мы получаем то, что хотим. Это и есть эмоциональный интеллект.
Можно воспользоваться аналогией, связанной с полушариями:
EQ — это когда оба полушария (и правое, и левое) работают синхронно и их сигналы не противоречат один другому. А человек понимает процессы и механизмы, по которым в жизни происходит то или иное событие, осознаёт, что его действия обусловлены его же мыслями и эмоциями.
Итак, умение управлять собой, понимать себя, добиваться того, чего хочется, и не делать то, чего не хочется, — результат развитого EQ.
От чего же зависит уровень эмоционального интеллекта и по каким параметрам его можно определить?
Тестов для определения уровня EQ нет. Таким образом, можно измерить только уровень познавательного интеллекта. Но результат не будет определять то, какой вы человек. Проводили специальные эксперименты и выяснили, что многие заключённые (большой процент) в США, причём осуждённые за тяжкие преступления, имеют высокий уровень IQ. А вот если у человека достаточно развит эмоциональный интеллект, он никогда не будет его использовать против других и окружающего мира.
Уровень эмоционального интеллекта, в отличие от IQ, можно определить только по тому, что происходит в вашей жизни и до какой степени вы удовлетворены этим, как можете управлять своими действиями в разных сферах и насколько честны с собой. Тесты точно не покажут всю эту картину целиком.
Как можно понять, есть ли проблемы с эмоциональным интеллектом?
Есть основные признаки: вы не можете контролировать собственные действия, не отвечаете за них, многим в жизни недовольны, постоянно сравниваете себя с другими и не в состоянии управлять своим настроением, более того, оно зависит от случайных факторов: погоды, внешнего мира. Всё это означает, что вы живёте на автоматических программах. Теперь главный вопрос: как развить эмоциональный интеллект? Что самое сложное в этом? Камень преткновения в процессе развития — то, что нас никогда этому не учили. В школе не развивают эмоциональный интеллект, так же как и не учат зарабатывать деньги. Человек задумывается о том, где и как добывать средства для проживания, когда ему 23 и больше. То же и с эмоциональным интеллектом.
Начнём с того, что злиться у нас в обществе нельзя, обижаться тоже. А вот девушкам — наоборот, положено. И опаздывать им хотя бы на 15 минут тоже принято. А мужчинам нельзя расстраиваться и тем более упаси бог плакать. Так вот, проблема в том, что у человека к окончанию той же школы уже сформирован набор эмоций относительно себя и того, что происходит в жизни. И когда даже 35-летние мужчины и женщины приходят на коучинг по развитию эмоционального интеллекта, им показываешь систему и даёшь инструменты, многим тяжело отказываться от своих убеждений. Ведь тяжело принять тот факт, что они прожили эти 20-30 лет не так, как могли бы. Сложно осознать потери, которые случились, цели, которых не достигли, и возможности, которые из-за своих же действий упустили. Невыносимо признавать, что они за это ответственны.
Поэтому основная проблема заключается в том, чтобы: первое — осознать всё вышеперечисленное, второе — дисциплинировать себя. Потому что процесс развития интеллекта эмоционального будет происходить через интеллект сознательный, т. е. через IQ.
Последовательность действий такая: первое — это теория, второе — практические задания (дневники, проективные упражнения). Это и есть то, что называется безопасной средой: есть контроль, но нет опасностей и угрозы. И уже третье — реальная практика.
Приготовьтесь к работе длиною в жизнь. Все мы привыкли жить на автопилоте. А развитый эмоциональный интеллект предполагает уход от автоматизмов и привычек, когда вы начинаете действовать осознанно даже при выполнении обычных рутинных дел.
Для начала хотя бы при чистке зубов двигайтесь в другом направлении! Или задание посложнее: попробуйте после пробуждения не тянуться по привычке к телефону. И вообще неделю (в отпуске, например) поживите без него. Вы заметите, что постоянно чего-то не хватает, будто забыли сделать что-то очень важное. Это и есть работа автоматических программ. А эмоциональный интеллект подразумевает понимание, для чего вы совершаете то или иное действие. А когда управляете процессами, то получаете результат.
Недаром мудрецы советуют жить в «здесь и сейчас». Для чего теперь многие ставят себе будильники, есть даже такая специальная программа «Помидорка» («Pomodoro»). Она призвана каждые полчаса выдёргивать человека из потока автоматических программ. Есть определённые технологии, как возвращать себя в настоящий момент, в осознанное состояние.
То есть человек с развитым эмоциональным интеллектом живёт осознанно, он управляет своими действиями, не стремится что-то кому-то доказать. И если он целый месяц ничего продуктивного не совершает, значит, ему именно так и надо. Он себя за это не ругает, потому что понимает, зачем он это делает.
При целенаправленном развитии эмоционального интеллекта в первую очередь учатся понимать свои эмоции. Ведь часто спрашиваешь у человека, как он сейчас себя чувствует, а в ответ всегда — «нормально». Ему тяжело понять свои чувства. Во-первых, родители не научили и даже, более того, могли какие-то эмоции запрещать. Ребёнок вырастает и не понимает своих чувств и эмоций или утверждает, что он вообще безэмоциональный человек, поэтому ничего не испытывает. Но так не бывает! Эмоции есть у всех людей, пока они живы.
Зная и понимая себя, на основе этой информации можно понять другого и выстроить систему коммуникации. Например, когда видите, что человек злится, вы понимаете: не стоит в этот момент давить на его рациональную часть: «Иван Иваныч, как Вы себя ведёте? Вы же порядочный человек!» Вы не станете так говорить, потому что понимаете: эти слова только усилят его агрессию. Когда же мы умеем правильно выстраивать коммуникацию, то знаем, как справиться с гневом Ивана Ивановича и добиться нормального разговора.
Ещё важный момент.Те, кто уже занимаются развитием EQ, часто спрашивают, что делать, если при занятиях произошёл «откат», то есть состояние, когда при целенаправленном поступательном развитии возвращаются на несколько шагов назад?
На самом деле никаких откатов не существует. Вот вы работаете над собой, развивая тот же эмоциональный интеллект, и внезапно снимаете верхний слой проблем. В этот момент вам кажется, что это победа: «Пару месяцев — и я решил свою проблему!» Но через пару-тройку месяцев приходит что-то отдалённо напоминающее то состояние, которое было раньше. И тогда вы думаете: «Ну вот! Всё, я откатился назад!»
Так вот, это не откат. Когда работаете над собой, избавление от чего-то не означает, что ушла вся проблема, — собственно, ушла только её часть. Суть любых убеждений, сценариев, черт характера можно представить как корни дерева. В зависимости от проблемы, корни эти прорастают на разную глубину. Почему я говорю, что работа над собой — этот процесс всей жизни? Потому что, выдернув один корешок, вы можете оставить отросток от него, который через время разрастётся.
Работа над собой — это труд в огороде. Любая благородная культура растёт долго, за ней нужно специально ухаживать. А сорняки не надо поливать, им нужна только почва, и они прорастают мгновенно. Так вот, многие напоминают огородников, которые пропололи грядки, и всё. Им говорят: «А завтра тоже надо прийти!» — «Как? Зачем? И так нормально! Приду через неделю!» Приходят через неделю, а там уже бурьян разросся. Где картофель, где клубника — непонятно, и человек уже шагает по всему подряд: и по сорнякам, и по ягодам.
Сорняки будут появляться всегда. Если в прошлом у вас были какие-то установки, то придётся теперь постоянно следить за тем, чтобы они не проросли. Но это не откат, а просто моменты, которые остались недоделанными. Поэтому стоит работать регулярно, а не в течение одного месяца.
В фильме «Мирный воин» есть хорошая фраза, отражающая эту взаимосвязь: «Знание не есть мудрость. Мудрость есть умение использовать полученные знания на практике».
Вот это как раз таки и есть эмоциональный интеллект. То есть умение действовать в заданном направлении для достижения выбранной цели. Это про умение жить, действовать и получать результат.
Источник
ЖизньДумать сердцем:
Как и зачем развивать эмоциональный интеллект
Разбираемся, почему эмоции важны и как научиться ими управлять
Современная культура нацелена на продуктивность. Для многих активных людей это выливается не только в постоянное нервное напряжение, но и стремление рационализировать всё и вся в ущерб своим эмоциям. Но именно комфортное эмоциональное состояние позволяет добиваться больших успехов и помогает двигаться дальше, а рассудочные решения далеко не всегда совпадают с тем, чего нам хочется «в глубине души». На помощь может прийти концепция эмоционального интеллекта, которая поможет лучше понимать себя и свои импульсы. Объясняем, что это такое, и для чего нужно.
Чем отличаются чувства и эмоции?
И чувства, и эмоции влияют на наше психологическое состояние, но они существенно различаются. Чувством называется осознаваемый эмоциональный опыт (вспышка гнева, например). Эмоции возникают против воли человека, порождают конкретные чувства и часто бывают слишком сложны для того, чтобы отдавать себе в них отчет. В то же время их можно и нужно анализировать, чтобы уметь отделять себя от своего негативного опыта или настроения и сохранять приятный эмоциональный фон. Правда, чувственная сторона жизни может быть такой запутанной, что на осознание объемной эмоции может потребоваться много времени: иногда распознать влюбленность в лучшего друга за спектром постоянно вспыхивающих позитивных и негативных чувств получается только спустя годы и с помощью терапевта.
Дело осложняется и тем, что единого перечня эмоций до сих пор нет. В 1972 году психолог Пол Экман составил список шести базовых эмоций, в него вошли гнев, отвращение, удивление, счастье, грусть, страх. Позже Экман добавил в него смущение, увлечение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и волнение. Роберт Плутчик предложил другую классификацию эмоций, так называемое колесо. По его мнению, есть 8 главных эмоциональных пространств, которые могут пересекаться и порождать новые эмоции. Например, выцветшие изумление и ужас могут породить трепет, а досада и скука — вылиться в презрение.
Откуда взялась концепция
эмоционального интеллекта?
Понятие эмоционального интеллекта относительно новое, раньше такое словосочетание воспринималось как оксюморон. Серьезно о нем впервые заговорили в 1990 году после одноименной статьи Питера Саловея и Джона Майера для журнала Imagination, Cognition, and Personality. Они определили его как способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать эту информацию для дальнейших рефлексий и действий. Саловей и Майер отметили, что считают эмоциональный интеллект подсистемой уже известного социального интеллекта, который позволяет «понимать людей и управлять ими».
Дальше дров в костер подбросил — и продолжает подбрасывать — писатель, психолог и родной дядя автора «Мифа о красоте» Наоми Вульф Дэниел Гоулман: именно после его книги-бестселлера об эмоциональном интеллекте узнал широкий круг читателей. Гоулман сумел найти правильную интонацию для разговора с огромной аудиторией и увлечь ее не самой простой темой. Правда, писатель не только разжевал труды предшественников, но и предложил собственную трактовку: по его мнению, эмоциональный интеллект состоит не из четырех сфер, как предлагали Саловей и Майер, а из пяти.
Из чего он состоит?
В классической модели у эмоционального интеллекта четыре составляющих. Самосознание — способность распознавать свои эмоции и чувства; самоконтроль — возможность управлять ими; общественное осознание позволяет понимать эмоциональные процессы, происходящие в обществе; менеджмент отношений, затрагивающий и межличностные, и групповые. Гоулман соглашается с первыми двумя позициями, но по-своему комбинирует и разбивает остальные: помимо самосознания и самоконтроля, в его модели присутствуют внутренняя мотивация, эмпатия и социальные навыки. В целом классификация Гоулмана выглядит упрощенной, зато она крайне практична и не вызывает отторжения даже у тех, кто впервые сталкивается с темой.
Правда ли, что эмоциональный
интеллект важнее IQ?
В последние десятилетия ум оценивали только на основании IQ. Тем, кому «повезло» получить высокий показатель, прогнозировали большое будущее, а людям с низким подбрасывали всё новые способы для прокачивания интеллектуальных способностей. В Microsoft, например, раньше отбирали кандидатов по тому, как быстро они могли решить логические задачи.
О том, что кроме интеллекта есть другие не менее важные составляющие ума (в англоязычной литературе — intelligences), заговорил профессор Гарварда Говард Гарднер. Он утверждает, что ум следует оценивать не по IQ или другому единственному показателю, но по семи. Это склонность к лингвистике, логико-математическому мышлению (то, что в ущерб остальному так ценят в школах) и пониманию собственного тела, музыкальные способности, пространственное мышление и, наконец, способность хорошо ладить с другими людьми и собой. Позже Гарднер добавил к ним «ум натуралиста» (Невилл Долгопупс, привет) и еще допустил, что компетенции в экзистенциальных и моральных вопросах тоже могут быть небесполезными категориями при анализе личности.
Так что вынесенное в заголовок нашумевшей книги Гоулмана утверждение, что эмоциональный интеллект может быть важнее IQ хоть и верно (для некоторых людей в некоторых обстоятельствах), но больше является маркетинговой уловкой: эмоции, в отличие от интеллекта, всё еще свежая тема, на которой можно эффектно спекулировать.
Зачем развивать эмоциональный интеллект?
Наверняка вы не раз слышали о том, как легко кому-то продвигаться по карьерной лестнице. Или как хорошо кому-то удается общаться с собственными детьми. У героев этих ситуаций почти наверняка высоко развит эмоциональный интеллект, который позволяет им не только яснее осознавать свои цели (а значит, быстрее достигать их), но и успешно выстраивать коммуникацию с людьми на разных уровнях — в какой-то момент развития это становится необходимой ступенью в любой области.
Если продуктивность не кажется вам такой уж привлекательной, подумайте о том спокойствии, с каким можно воспринимать не самые похвальные свои и чужие поступки и эмоции, — развитый эмоциональный интеллект это позволяет. Стать бесчувственным чурбаном никому не грозит — наоборот, без ненужных рефлексий освобождается время на то, чтобы наслаждаться приятными проявлениями жизни и свести к минимуму неприятные (и сделать из них все необходимые выводы). Отметим, что самостоятельная работа со своими эмоциями не заменяет врачебной помощи, так что, если вы подозреваете у себя срочные или серьезные психологические проблемы, не стоит решать их самостоятельно.
Как это сделать?
Любопытствующим можно сперва пройти тест на определение эмоционального интеллекта. В конце этого опросника, например, дадут весьма мягкую оценку вашего эмоционального навыка, которую можно взять за отправную точку. Кроме того, тесты подобного рода помогают узнать себя в предлагаемых ситуациях («находясь в группе друзей, всегда ли вы можете понять, что чувствует каждый из них?») и самостоятельно проанализировать свои способности. А вообще, систем оценки много (SASQ, MSCEIT, ECI, например), но для того, чтобы в них вникнуть, требуется либо действительно много свободного времени, либо помощь специалиста.
В любом случае небесполезно будет почитать статьи Майера с Саловеем и работы Гоулмана. Первые два дадут академический взгляд, полезный для общего развития, а к книгам Гоулмана можно обращаться за более насущной информацией. Он дает ее достаточно, чтобы познакомиться с темой, и заставляет читателя выполнять несложные, но показательные упражнения вроде ведения дневника эмоций. Если времени на статьи и книги нет, можно воспользоваться проверенными методиками для саморазвития, пример хорошей есть здесь. Важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта, как и любая другая перестройка, требует времени и отдачи, так что не стоит переживать, если в течение месяца у вас не наладится личная жизнь или вы не взлетите по карьерной лестнице (но наверняка даже за этот короткий срок будут заметны маленькие изменения в отношениях с людьми и собой).
Источник