- Темперамент вашего ребенка
- Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный
- Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный
- Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный
- Меланхолик – слабый, неуравновешенный, малоподвижный
- Тест «Определяем темперамент своего ребенка»
- ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
- Типы темперамента ребенка
Темперамент вашего ребенка
Понятие темперамента * возникло на основе учения древнегреческого мыслителя и врача Гиппократа, жившего в VI веке до нашей эры. Он предложил теорию темперамента, связывающую индивидуальные особенности людей с соотношением различных жидкостей в их организме (кровь, лимфа, желчь). В связи с этим выделялись четыре типа темперамента: сангвинический (от лат. sanguis – кровь), флегматический (от греч. phlegma – слизь), холерический (от греч. chole – желчь), меланхолический (от греч. melaina chole – черная желчь).
Физиологический «фундамент» под учение Гиппократа подвел русский физиолог, четвертый лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, автор учения о высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов.
Он выделил основные свойства нервных процессов:
Сила возбуждения (способность нервной системы выдерживать сильные кратковременные или длительно действующие средней силы раздражители).
Если у человека преобладают нервные процессы возбуждения, то его поведение, как правило, неуравновешенно, он нетерпелив, склонен к сильным кратковременным эмоциональным переживаниям, агрессии, риску. Нередко такой человек переоценивает свои способности.
Сила торможения (способность нервных клеток давать адекватный ответ на тормозные раздражители).
Если у человека преобладают нервные процессы торможения, то для него характерны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей.
Уравновешенность, характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения.
Подвижность – скорость (быстрота) смены процессов возбуждения и торможения.
Четыре основных типичных сочетания этих свойств и соответствуют четырем типам темперамента.
Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный
Сангвиники общительны, уверенны в себе (порой чрезмерно), активны, открыты, беззаботны, любят и ценят комфорт и удобства. Они жизнерадостны, часто обладают чувством юмора, склонны к лидерству. В то же время сангвиники бывают поверхностны и не очень разборчивы в общении: едва познакомившись с новым человеком, сангвиник может считать его своим другом, и таких друзей у него не один десяток. Сангвиники редко бывают усидчивы: они быстро переключаются с одного дела на другое, легко оставляют прежние увлечения и далеко не всегда доводят начатое до конца.
Так как сангвиники постоянно находятся в движении и тратят в течение дня много энергии, им нужны продолжительный ночной сон и возможность отдыхать в дневное время. Желательно давать сангвиникам задание на короткий промежуток времени, чтобы они успели закончить, прежде чем отвлечься. Это будет способствовать достижению конкретных результатов.
Следует обращать внимание на круг общения ребенка-сангвиника: вероятность попасть под влияние других людей велика из-за того, что сангвиник слишком контактен и готов хорошо относиться ко всем без разбора.
Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный
Флегматики эмоционально устойчивы, работоспособны, усидчивы. Они сдержанны и неразговорчивы, что может создавать им трудности в общении. Они медленнее включаются в деятельность, зато потом долго могут работать в заданном темпе. Стрессоустойчивы и спокойны.
Следует постепенно и доброжелательно побуждать флегматика к переходу от размышлений к действиям. Пробуйте вместе какие-нибудь новые вещи, делайте открытия, помогайте привыкнуть к общению с другими детьми. Если разбудить у флегматика интерес и любопытство, то под руководством взрослого друга он и сам начнет проявлять инициативу.
Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный
Холерики активны, инициативны, настойчивы и целеустремленны. Их энергия порой так велика, что холерик без труда преодолевает препятствия на своем пути. Настроение холерика часто переменчиво. Он эмоционален, даже импульсивен. Бывает обидчивым, раздражительным и конфликтным.
С холериками бессмысленно вступать в конфронтацию – они склонны к протестному поведению. Вместо этого лучше их живой темперамент направить по правильному пути. Поощряйте ответственность и самостоятельность холериков, создавайте условия для проявления инициативы – они с удовольствием возьмут ответственность на себя и правильно приложат свои силы, играя ведущую роль.
Меланхолик – слабый, неуравновешенный, малоподвижный
Меланхолики чувствительны и тревожны. В отношениях с другими людьми чаще занимают пассивную позицию, демонстрируют обидчивость и ранимость. Нередко обладают хорошим художественным вкусом и развитыми умениями, связанными с мелкой моторикой (вязание, вышивание, бисероплетение, выжигание, лепка, рисование). Хорошо работают с большими объемами информации: умеют ее упорядочить, обобщить и проанализировать.
Меланхолик может нуждаться в том, чтобы его «заразили» жизненной энергией, помогли отвлечься от погруженности в свои переживания, обратили его внимание на других людей. При взаимодействии следует учитывать быструю утомляемость меланхоликов, организуя для них щадящий режим занятий с перерывами для отдыха.
В отношении меланхолика недопустимы резкость и грубость. Желательно чаще хвалить такого ребенка за его успехи, решительность и волю, тем самым способствуя закреплению этих качеств.
Очень редко черты темперамента представлены в «чистом» виде; обычно приходится наблюдать смешанные типы, хотя и среди них чаще всего можно выделить преобладающий.
Уже в самом раннем возрасте малыши отличаются по активности и проявлению эмоций. К середине – концу первого года жизни проявляется генетически заданная индивидуальность в сфере темперамента. Наблюдая за малышом, можно попробовать определить его ведущий тип.
На какие особенности поведения следует обращать внимание?
1. Активность (главным образом двигательную). Является ребенок активным или медлительным?
2. Ритмичность проявления поведенческих реакций (например, проявлений голода, отправления физиологических функций, смену циклов сна и бодрствования и т.д.).
3. Первую реакцию ребенка на новые стимулы и ситуации (на пищу, игрушки, людей, процедуры и прочее). Эта особенность названа приближение – удаление.
4. Адаптивность – то есть степень легкости, с которой ребенок способен изменить начальную реакцию в направлении, требуемом обстановкой.
5. Интенсивность реакции, то есть энергетический уровень реакции независимо от ее вида и направления (высокий или низкий).
6. Порог чувствительности. Это уровень внешней стимуляции, необходимой для изменения реакций.
7. Обращаем внимание на доминирующее настроение ребенка – негативное или позитивное.
8. Отвлекаемость. Определяем, в какой степени внешние раздражители влияют на направление поведения, изменяют его.
9. Внимание, настойчивость (или усидчивость) – длительность какой-либо деятельности и способность продолжать ее вопреки помехам.
В результате исследований были выделены «легкий», «средний» и «тяжелый» (или «трудный») типы темперамента.
Дети с «легким» темпераментом положительно относятся к новым ситуациям, отличаются регулярностью отправления своих биологических функций, быстрым привыканием к изменению распорядка дня и спокойным, ровным настроением.
Дети со «средним» темпераментом порой негативно реагируют на новых людей и ситуации, они медленнее привыкают к изменяющимся условиям.
Синдром «трудного» темперамента характеризуется низкой ритмичностью, преобладанием негативного настроения и реакцией удаления в ответ на новые стимулы и ситуации, плохой адаптивностью и высокой интенсивностью реакций.
Означает ли это, что у ребенка с «трудным» генетически заданным темпераментом обязательно сложится «трудный» характер? Ученые считают, что на формирование поведения влияют не только унаследованные черты, но и особенности отношений между детьми и родителями. Например, интенсивность проявления негативных эмоций у детей уменьшается, если в семье хорошие отношения между супругами и матери обладают высокой самооценкой. Также замечено, что способность родителей обсуждать с детьми эмоциональные проблемы улучшает их способности к саморегуляции.
Несмотря на то что кардинально изменить темперамент не удастся, можно повлиять на его проявления. Для этого следует выбирать такие меры воспитательного воздействия, которые не только препятствовали бы углублению недостатков темперамента, но и развивали его сильные стороны. Психологи призывают не подавлять, а управлять типом темперамента.
Определив тип темперамента ребенка и используя рекомендации по индивидуальному подходу, родители могут помочь ребенку справиться с проявлениями «трудного» темперамента.
Узнать темперамент ребенка можно не только путем наблюдения, но и с помощью психологических тестов.
Тест «Определяем темперамент своего ребенка»
Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа. Выберите то описание, которое более всего соответствует поведению вашего ребенка и обведите соответствующую букву.
1. Как обычно ваш ребенок реагирует на замечания родителей (воспитателей, учителей)?
А. Обещает, клянется, что это было в последний раз, но вскоре опять совершает аналогичный поступок.
Б. Злится, возмущается и в итоге поступает по-своему.
В. Спокойно признает свою вину.
Г. Обижается, легко расстраивается, плачет.
2. Как ваш ребенок поступает в ситуациях, требующих быстрых и решительных действий?
А. Его мгновенно охватывает азарт.
Б. Действует быстро и энергично.
В. Ведет себя спокойно и сосредоточенно.
Г. Действует нерешительно, робко.
3. Какой поведенческой линии ребенок придерживается в споре со сверстниками?
А. Активно отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и чужие мнения.
Б. Горячится, раздражается, никого не хочет слушать.
В. Говорит уверенно, без лишних эмоций, последователен в изложении своих мыслей.
Г. Ведет себя нерешительно.
4. Как ваш ребенок ведет себя, оказавшись в незнакомой обстановке, новом месте (например, в гостях, в кабинете у врача)?
А. Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведет себя оживленно, проявляет интерес к окружающему.
Б. Быстро возбуждается, иногда (часто) нервничает.
В. Спокойно присматривается к непривычной обстановке.
Г. Робеет, стесняется, нерешителен, скован.
Внимательно посмотрите на буквы, которые оказались отмеченными. Преобладание вариантов А указывает на то, что темперамент вашего ребенка близок к сангвиническому типу. Если среди ответов больше вариантов Б, вероятнее всего, ваш малыш – холерик. Если вы выбрали вариант В, то ваш ребенок флегматик, а если Г, то меланхолик.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…
Все дети в детском саду уже оделись и пошли на улицу, а он только завязывает шнурок. Все уже пообедали, а он только приступил к еде. Все в классе уже пишут диктант, а он только ищет ручку.
Он повсюду опаздывает и задерживает окружающих, которые порой просто теряют терпение.
Причины детской медлительности
Особый тип нервной системы (флегматик или меланхолик).
Медлительность – форма протеста ребенка против чрезмерного контроля взрослых.
Девочка-копуша
Час жевала грушу,
Два – умывалась,
Три – вытиралась,
Утром завтракать пошла,
Только к вечеру пришла.
Как общаться с медлительным ребенком
Оставляйте ребенку достаточно времени для выполнения необходимых дел; не выполняйте за него то, что он по возрасту должен делать сам.
Научите ребенка планировать время и следить за часами. Составляйте список дел на день с указанием времени.
Поощряйте детские увлечения.
Заранее предупреждайте о смене деятельности.
Хвалите ребенка за быстроту и эффективность.
В любом случае выражайте положительные эмоции: ребенок нуждается в вашем внимании.
Такой ребенок напоминает стихийное бедствие: он не может усидеть на месте, постоянно двигается, роняя и задевая предметы; он перебивает взрослых, шумит, громко смеется, при выполнении заданий отвлекается и не может ни на чем сосредоточиться.
Что является причиной гиперактивности?
особенности строения и функционирования головного мозга;
последствия родовых травм и ранних инфекционных заболеваний;
Гипер (hyper) – превышение нормы; activus – активный, деятельный.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются обычно в возрасте до 7 лет; чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. С возрастом проявления гиперактивности сглаживаются.
Помните: настоящий диагноз ставит только врач.
Нарушения внимания: ребенку трудно удерживать внимание на одном предмете; он не слышит, когда к нему обращаются; не заканчивает начатое дело; неорганизован; часто теряет вещи.
Двигательная расторможенность: ребенок постоянно ерзает, проявляет признаки беспокойства – барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-то. Такие дети мало спят, много говорят, очень подвижны.
Импульсивность: начинает отвечать, не дослушав вопроса; вмешивается в разговор, не дожидаясь своей очереди; ему трудно регулировать и контролировать свои действия.
Советы родителям гиперактивных детей
Основную нагрузку планируйте на первую половину дня.
Не давайте ребенку слишком большую нагрузку.
Используйте физкультминутки, делайте частые перерывы в работе.
Давайте ребенку четкие, короткие инструкции.
Договаривайтесь с ребенком заранее о тех или иных делах, избегайте неожиданностей.
Используйте тактильный контакт, играйте в игры с правилами.
Оставайтесь терпеливыми и спокойными.
Обратитесь за помощью к невропатологу или к психологу.
Источник
Типы темперамента ребенка
Под темпераментом понимается врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
Темперамент, проявляющийся в общей психической активности, моторике, эмоциональности и требует от взрослых учитывать тип темперамента ребенка, а также знать достоинства и недостатки типа темперамента, для того, чтобы применяемые методы воспитания были максимально эффективными.
Темперамент влияет на:
- На скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость и интенсивность.
- На темп и ритм деятельности, поведение, речь, мимику, пантомимику.
- На формирование характера и поведение.
- На поступки людей.
Психологическая характеристика типов темперамента ребенка
В психологии выделяют 4 типа темперамента ребёнка:
1. холерик;
2. сангвиник;
3. флегматик;
4. меланхолик.
Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
Холерик (от греч. «холе» — красно-желтая желчь) — порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
Флегматик (от греч. «флегма» — слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
Меланхолик (от греч. «мелайн холе» — черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.
Для каждого типа темперамента ребенка применяются свои особые методы воспитания. У каждого типа темперамента имеются как достоинства, так и недостатки. Поэтому в процессе воспитания необходимо развивать и опираться на положительные стороны темперамента, учитывать особенности темперамента у детей.
Темперамент и характер ребенка
Тип темперамента ребенка-Холерик
Ребенок холерического типа вспыльчив, агрессивен, неуравновешен, несдержан, резок, обидчив, в общении прямолинеен. Его реакции сильны и быстры. Легко берется за работу. Работает на подъеме сил, но недолго, через определенное время происходит затухание и спад деятельности. Монотонную работу выполняет с трудом.
Холерики способны быстро принимать решения и действовать. В критической ситуации проявляют напор и решимость.
Подростки-холерики — веселые, активные, озорные ребята. Они способны вести за собой как сверстников, так и взрослых. В тоже время подростки холерического типа часто являются инициаторами срыва уроков, ввязываются в ссоры и драки.
Холерики подвержены резкой перемене настроения и нервным срывам.
Мимика и жесты холериков живые и выразительные. Речь эмоциональная, быстрая, порой сбивчивая.
Холерики хорошо засыпают и просыпаются.
Особенности воспитания холерика
Темпераменту холерика свойственна чрезмерная энергичность, поэтому используйте ее «в мирных целях». Поддерживайте его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью. Поручайте выполнение домашних дел, поощряйте занятия спортом. Лучше отдать ребёнка в спортивную секцию.
Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров.
Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка.
У ребенка должны быть трудовые обязанности.
Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха.
Приучайте ребенка к правилам, этике общения.
С детьми 5 лет говорить о недопустимости вспышек.
Строго соблюдать режим дня.
Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю ты это умеешь!».
Разговаривайте с ребенком о его поведении.
Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой.
Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва.
Научитесь предвидеть выброс сил холерика.
Тип темперамента ребенка-Сангвиник
Дети-сангвиники отличаются активностью, энергичностью, уравновешенностью, общительностью. В стрессовой ситуации сохраняет самообладание.
Речь отчетливая, но громкая и торопливая. Мимика и жесты живые.
Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. За дело берется с энтузиазмом, работает долго, не уставая, но если теряет к нему интерес тут же бросает, не доделав до конца. Сангвиник обладает хорошей выносливостью и работоспособностью. Прекрасно переключается с одного вида деятельности на совершенно другой.
Неудачи и неприятности сангвиник переживает легко. Чувства радости, гнева, недовольства, враждебности, горя, привязанности возникают быстро, они искренние, но неглубоки.
Дети-сангвиники прекрасно адаптируются к новым условиям, быстро находят общий язык с малознакомыми людьми.
Как правило дети хорошо учатся, быстро схватывают новый материал. Интересы детей-сангвиников весьма разнообразны.
Особенности воспитания сангвиника
Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику.
Контролируйте его действия и поступки.
Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством.
Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку.
Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения.
Формируйте устойчивость интересов ребёнка.
Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь.
Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.
По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам.
Тип темперамента ребенка-Флегматик
Ребенок флегматик отличается уравновешенностью, рассудительностью, хладнокровностью, медлительностью, усидчивостью, спокойствием, скрытностью, инертностью, мало разговорчивостью, незлопамятностью.
В делах проявляет последовательность и обстоятельность. Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей, начатое дело всегда доводят до конца.
Речь флегматиков спокойная, неторопливая, без резко выраженных эмоций, мимики и жестов.
Для флегматиков характерно постоянство в отношениях, увлечениях и интересах. В работу флегматик включается медленно, столь же медленно переключается с одного вида деятельности на другой.
Дети дошкольного возраста с легкостью соблюдают режим для.
Флегматики любят аккуратность и порядок во всем. Разум флегматиков преобладает над чувством. Они медленно сходятся с новыми людьми, но в тоже время затем прекрасно контактируют с ними. Эмоции флегматики предпочитают держать в себе. Чувства их глубоки, но тщательно спрятаны от посторонних глаз.
Пока не будут затронуты личные интересы флегматиков, их сложно вывести из себя.
Особенности воспитания флегматика
Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами.
Не торопите ребенка.
Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность.
Хвалите флегматика за скорые действия.
Приучайте ребёнка-флегматики к движениям, занимайтесь гимнастикой.
Ходите в гости и давайте поручения ребенку пойти к кому-либо.
Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это.
Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно.
Уважайте его внутренний покой.
Обращайтесь к флегматику в случае необходимости.
Тип темперамента ребенка-Меланхолик
Меланхолики отличаются неуравновешенностью, малоподвижностью, высокой эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, ранимостью, скрытностью, нерешительностью, неуверенностью в себе, пессимистичностью, замкнутостью, обидчивостью, плаксивостью, тревожностью.
В благоприятной обстановке сдержаны, тактичны, милы.
Мысли и переживания меланхолики держат в себе. Они тяжело переносят огорчения, обиды, неудачи хотя внешне это может никак не проявляться.
Ребенок меланхолик испытывает трудности адаптации, долго адаптируется в новом коллективе, теряется в новой обстановке, испытывает трудности, смущается при общении с малознакомыми людьми. Настоящих друзей у меланхоликов немного.
Меланхолики быстро устают, утомляются, поэтому в процессе работы им необходимо делать паузы. В спокойной обстановке работает продуктивно.
Меланхолик предъявляет высокие требования не только к себе, но и окружающим.
Особенности воспитания меланхолика
Придерживайтесь принципа постепенности.
Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств.
На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее.
Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его регулировать свои движения, преодолевать трудности.
Взрослым детям помогать действиями и советом.
Развивайте общение ребенка.
Поддерживайте положительные эмоции ребенка.
Необходимо давать идеалы и образцы для подражания.
Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.
Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит тоже самое.
Уважайте внутренний мир ребенка.
Источник