Определите структурный состав чувства ритма
Из ритма как «первоэлемента» музыкального восприятия исходит немецкий музыкант и педагог К. Орф при построении своей системы музыкального воспитания детей. Ритм помогает педагогу быстро найти контакт с детьми музыкально малоразвитыми и соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.
В то же время исследования отечественных ученых показали, что:
1)дети справляются далеко не со всеми ритмическими заданиями, так, например, не все могут простучать несложную ритмическую фигуру;
2) сложной структуре музыкального ритма соответствует структурно сложная сенсорная способность, формирующаяся в онтогенезе не сразу как целостная система, а поэтапно, и ее компонентами являются: восприятие отношений длительностей звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка; акцентированных и неакцентированных звуковых элементов, составляющих основу музыкального метра; восприятие скорости следования опорных звуков, определяющей музыкальный темп.
Чувство ритма формируется в процессе жизни путем усвоения системы сенсорных ритмических эталонов, которое происходит на основе процесса их двигательного моделирования и дальнейшей интерпретации, свертывания моторных звеньев этого процесса.
Простейшими эталонами тактового метра являются дву-, трех-и четырехдольный метры. Эталонами темпа являются средний (умеренный), быстрый и медленный темпы. Однако в развитом чувстве ритма музыкальный ритм отражен в единстве всех компонентов, и в качестве его.эталонов выступают комплексные, синтетические ритмические структуры.
В онтогенезе можно выделить следующий порядок формирования чувства ритма. Первой появляется способность к восприятию — воспроизведению темпа следования звуков. Причем сначала дети овладевают эталоном быстрого темпа, затем — среднего и значительно позже — медленного. Затем появляется способность к восприятию — воспроизведению отношений акцентированных и неакценти-рованных звуков, лежащих в основе музыкального метра. Усвоение эталонов тактового метра идет от двудольного к четырех-, а затем трехдольному метру. Способность к восприятию — воспроизведению отношений длительностей звуков и пауз, которая лежит в основе улавливания ритмического рисунка, появляется последней. Процесс усвоения детьми эталонов ритмического рисунка начинается с усвоения чередования одинаковых длительностей. Затем усваивается чередование различныхдлительностей: сначала элементарных квадратных, потом элементарных неквадратных ритмических рисунков. Позднее в той же последовательности происходит усвоение усложненных вариантов этих ритмических структур.
Источник
Определите структурный состав чувства ритма
Автор: Береговой Владислав Викторович
Организация: МБУДО «Монинская ДМШ»
Населенный пункт: Московская область, г. Монино
Введение
Ритм и его влияние на развитие человека всегда интересовал педагогов, философов, психологов, представителей других наук, так как без ритма, невозможна жизнь, невозможно существование вселенной, следовательно, чувство ритма, в той или иной степени, есть у всех, а значит, его можно и нужно развивать.
Регулярный ритм присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года.
Исследователи из университета МакГилла и Монреальского университета считают, что отсутствие чувства ритма может быть вредным для здоровья, а также, что хорошее чувство ритма может помочь в изучении иностранных языков.
Определение и содержание понятия «Ритм»
Ритм (лат. rhythmus, др.-греч. ῥυθμός, от др.-греч. ῥέω «течь», струиться, растекаться и т.д.) в музыке — организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. В письменной традиции музыкальный ритм фиксируют с помощью музыкальной нотации.
Ритм — один из основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени.
Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и других элементов шло также и развитие ритмической стороны. Эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать композиционные правила ритма и объяснять его сущность.
Чувство музыкального ритма
Чувство музыкального ритма — это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Как и зачем чувство ритма «работает»?
Прежде всего, стоит сказать об утрате, «нарушении» этого чувства у современных людей. Различные факторы, например, отсутствие народной, традиционной культуры, жизнь человека в далеких от природы условиях (в мегаполисах) отдаляют нас от естества.
В основе любого ритма заложены две основных фазы: напряжение и расслабление. Можно назвать их по-другому, в зависимости от проявления ритма: возбуждение — торможение, ускорение – замедление, сильная доля – слабая доля (в музыке), взлет – спад, сжимание – разжимание, вдох – выдох; а также: полнолуние – новолуние, прилив – отлив, день – ночь и т.д.
Таким образом, воспитание чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы. Чувство ритма — это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.
Основные особенности музыкального ритма
Музыкально-ритмическое чувство, являясь формирующейся способностью, попадает под соответствующее педагогическое воздействие, поддается ему, достаточно явственно «отзывается» на него. Коснемся двух основных особенностей музыкального ритма и, соответственно, музыкально-ритмического чувства.
Будучи одним из «первоэлементов» музыки, выразительным средством, ритм почти всегда отражает эмоциональное содержание музыки, ее образно-поэтическую сущность. Это первая особенность ритма.
Теснейшим образом ритм связан в музыке с передачей различных экспрессивных состояний человека, с проявлений его внутренней жизнедеятельности. Итак, ритм в музыке — категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная. Музыкальный ритм в прямом и всеобъемлющем смысле этого понятия учащийся начинает осязать лишь тогда, когда соприкасается с эмоционально-содержательным музыкальным материалом.
Опорой чувства музыкального ритма является становится двигательно-моторный аппарат музыканта-исполнителя с его предельно дифференцированными, «ювелирными» пальцевыми операциями; опора такого рода вызывает к жизни значительно более утонченные, рафинированные ритмические проявления. Только хорошо «налаженная», достаточно надежная и прочная музыкально-исполнительская моторика (как принято говорить, техника игры на инструменте) может служить надлежащей опорой для развития чувства ритма. Напротив, неумелые физические действия при игре способны подчас деформировать, расстроить музыкально-ритмическое переживание, расшатать весь темпо-ритмический фундамент, на котором стоит учащийся-музыкант. Неритмичность исполнения напрямую зависит от неумения нужным образом скоординировать движения рук. Среди возможных двигательно-моторных опор при воспитании и развитии чувства музыкального ритма исполнительская моторика в принципе является единственной в своем роде — наиболее чуткой, отзывчивой, тонкой, во всех отношениях наилучшей.
Таким образом, музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе опосредуется его мышечным чувством. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело.
Способы формирования развития чувства музыкального ритма
Итак, возможно ли развитие чувства музыкального ритма? Принимая во внимание объективные трудности ритмического воспитания в музыке, ответ на поставленный вопрос будет утвердительным. Суть в том, что неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие способности — понятие «динамическое». Ничто в сфере высшей нервной деятельности не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.
Первоначальному периоду воспитания чувства ритма принадлежит весьма существенная роль. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыке, оказывается подчас решающее влияние на всю «ритмическую будущность» ученика. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, учащийся-музыкант, не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии. Переходя к вопросам методики ритмического воспитания, учитель должен учитывать особенности психики детей, помнить, что ребенок приходит в мир учебного труда из мира игр. Отличительная черта учебного процесса — развитие абстрактного мышления, способности к обобщениям. Современная детская психология и педагогика доказали, что детям 6—7-летнего возраста в значительно степени доступна отвлеченная мыслительная деятельность, чем это предполагалось раньше. Искусство и игра имеют общие существенные черты: радостную эмоциональность, образность, моторную активность. С этой целью в учебной работе нужно применять формы, близкие к игре, но в то же время учить детей наблюдать музыкальные явления, сравнивать их, находить и правильно называть закономерности.
Итак, чувство музыкального ритма развиваемо. Как известно, человек постигает, осознает содержание музыки в различных видах музыкальной деятельности, и на первом месте должно быть слушание и исполнение музыки; в этом процессе возникают и развиваются музыкальные представления ребенка. Необходимо подчеркнуть эту истину, ввиду того, что до сих пор еще встречаются случаи, когда педагог начинает ритмическое воспитание с объяснения длительностей нот, с которыми ребенок, не имеющий никакого музыкального опыта, не может связывать свои слуховые представления. Здесь, пожалуй, не лишне напомнить, что наиболее элементарным способом освоения музыки детьми было и остается пение по слуху, то есть разучивание мелодий рефлекторно-подражательным путем.
Игра под метроном на слабую долю, дирижирование, простукивание ритмических рисунков, несомненно, неотъемлемая часть развития чувства ритма.
Заключение
Музыка занимает значительную часть в жизни человека. Музыка – это звучание, но оно не будет приятно нашему слуху, если нет ритма. Ритм является природным качеством человека и посредством введения специальных ритмических задач и упражнений, что благоприятно сказывается на развитии чувства музыкального ритма и способствует формированию слух ритмических навыков и представлений. Развитие чувства ритма, несомненно, благоприятно скажется на организме человека.
Список используемой литературы:
- Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / А.Д. Алексеев. — М.: Музыка, 1979.- 278 с.
- Вахромеев, В.А. Элементарная теория музыки [Текст] / В.А. Вахромеев. — М.: Музыка, 1971. – 354 с.
- Горюнова, Л.В. Развитие ребенка, как его жизнетворчество. Искусство в школе [Текст] / Л.В.Горюнова. — М.: Музыка,1993. — 125 с.
- Кленов, А.С. Я познаю мир. Детская энциклопедия [Текст] / А.С.Кленов. М.: Музыка, 1999. – 864 с.
- Коган, Г.М. У врат мастерства [Текст] / Г.М. Коган. — М.: Музыка, 1969.-342с.
- Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта [Текст] / И.Ю. Куберский. — М.: Музыка, 1997. – 576 с.
- Милич, Б. Воспитание ученика-пианиста [Текст] / Б. Милич. У.: Музична Украина, 1979. — 124 с.
- Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] / М.А. Михайлов. — Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Научный журнал «Philosophical Transactions of the Royal Society», 2014.
- Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] / Г.Г. Нейгауз. М.: Музыка, 1987.- 253 с.
- Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. М.: Музыка, 1947.- 334 с.
- Фейнберг, С. Пианизм как искусство [Текст] / С. Фейнберг.- М.: Музыка, 1969. — 59 с.
- Цыпин, Г. Обучение игре на фортепиано [Текст] / Г.Цыпин. — М.: Просвещение, 1984. — 63 с.
Источник
Развитие чувства ритма как условие формирования вокальных данных
Юлия Царихина
Развитие чувства ритма как условие формирования вокальных данных
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Методическая разработка занятия
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА, КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Составитель: Царихина Ю. Н.
руководитель вокальной студии эстрадной песни «Соло» и
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА, КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Форма проведения: коллективная.
Цель урока: развитие чувства ритма у детей в вокальном объединении, привить навыки элементарной ритмической импровизации, приобщить к различным формам музыкального исполнительства в ролевых играх.
— понятие ритм, ритмический рисунок;
— развитие ритмического слуха;
— формирование начальных исполнительских навыков;
— развитие навыков коллективного исполнения;
— повышение интереса к уроку за счёт введения нестандартных игровых форм обучения.
— наглядный (слуховой и зрительный);
— словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
— репродуктивный (вокальные иллюстрации голосом и воспроизведение услышанного детьми).
На данныхуроках будет производиться работа: над развитием ритмического слуха через: ритмические упражнения, песни и игры; над развитием умений и навыков хорового пения в упражнениях для распевания.
В музыкальной практике под чувством ритма подразумевается способность, лежащая в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связанных с восприятием, воспроизведением и изображением временных отношений в музыке.
Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства ритма, т. е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику.
Для того, чтобы создать выразительную мелодию, недостаточно взять один за другим несколько звуков разной высоты. Их нужно организовать, со измерить. Слово ритм и означает «соразмерность». Звуки разной продолжительности, чередуясь, выстраиваются в определенный звуковой рисунок. Поэтому рисунку мы узнаём ту или иную мелодию, песню.
Свои занятия по развитию чувства ритма я строю на основе музыкального материала, который дети знают, с декламации и народных детских песен.
Для развития чувства метра (равного биения)я использую разное равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребёнок делает во время игры («кошение», «кование» и т. д.). Выбрав известную песню, которую ученики поют хором, мы с ребятами встаём в круг и начинаем двигаться, исполняя песню. Я показываю начало движения и помогаю сохранению шага, т. е. равномерного ритма. Главное, чтобы дети научились хорошо ощущать акценты (сильные и слабые доли) и отмечали их не только более сильным движением, но и голосом.
Здесь мы закрепляем понятие «ритм» (чередование длинных и коротких звуков).
Для ощущения четвертной паузы, также мной используются известные песни. Чтобы дети могли осознать паузу, я предлагаю не просто пропеть, но и прохлопать ритмическую фигуру с паузой. Ученики много раз раз поют и одновременно похлопывают длительности, шагают четвертями или делают равномерные движения. После моих наводящих вопросов, ученики устанавливают, что шагали четвертями, а на четвёртом шаге они не пели. Я прошу ребят ещё раз спеть мелодию, но теперь во время паузы вместо шага прошу их немного наклониться вперёд (безмолвное движение). Затем я объясняю ребятам, что «тихое» движение продолжалось во время одного шага (или хлопка) и обозначало паузу, равную четверти.
Аналогичным путём мы с детьми осваиваем новые длительности и паузы. Я выбираю известные песни, где встречается новый материал, и дети осваивают его с помощью движения прохлопывания, пропевая вслух, «про себя» и т. д.
В основе ритмического воспитания учащихся, на моих занятиях, лежит ритмическое упражнение «Ритмическое эхо» и ритмическая игра «Угадай-ка».
Упражнение «Ритмическое эхо«. Ведущая роль в этом упражнении принадлежит учителю.
Цель упражнения — чёткое и слаженное исполнение ритмических рисунков, ведущее не только к улучшению чувства ритма учеников, но и к развитию коллективного исполнения.
Прежде чем приступить к этому упражнению впервые, мы с ребятами беседуем о том, что такое эхо, как явление природы. На основе их ответов и высказываний, я формулирую ответ, сводящийся к тому, что эхо — это отражённый (от стены дома, от леса, от гор и т. д.) звук.
Я объясняю ученикам, что эхо лишь повторяет более или менее точно изданный звук. А это значит,что если громко крикнуть: «Здравствуй!»,то эхо ни за что не ответит нам: «Прощай!» Это объяснение понадобится для лучшего осознания учениками того, что при исполнении «Ритмического эхо» ответ должен быть абсолютно похожим на начальный ритм, задаваемый учителем, а любые отклонения, т. е. ошибки, должны быть исключены.
Итак, для начала я играю с детьми в «короткое эхо», которое состоит из коротких, простейших двух-тактовых ритмических рисунков в размере 2/4. Спустя несколько занятий, я включаю простой ритмический рисунок с паузой.
После знакомства ребят с «коротким эхо», я предлагаю им «длинное эхо», в том же размере, но с большим добавлением длительностей.
Примерно на третьем-четвёртом занятии, я представляю вниманию ребят третью разновидность «Ритмического эхо«, так называемое «Трудное эхо». В это упражнения входят рисунки лишь, в которых не более трёх звуков. Но сложность заключается в том, что бы ученики, коллективно, после этого рисунка исполнили рисунок, состоящий из двух, а затем из одного звука. Трудно это сделать потому, что исполнение одного звука всем классом одновременно требует наивысшей собранности, внимания, умения следить за рукой учителя. Это последнее упражнение требует от ребят особого чувства, а именно — чувства ансамбля.
Все три части упражнения «Ритмическое эхо» ребята на моих занятиях исполняют на детских шумовых и ударных инструментах. Иногда мы это упражнение исполняем хлопками в ладоши.
Ритмическая игра «Угадай-ка». Эта интересная и увлекательная игра является вершиной в развитии ритмического воспитания на моих занятиях. Цель игры — развитие не только умения правильно воспроизвести ритмический рисунок, но так же попытаться определить, из какой песни этот рисунок взят, а это весьма трудное задание. В, предлагаемой мной, игре песню угадать сложно, потому что самой мелодии нет, а есть лишь её ритмический «костяк». Главным условием игры «Угадай-ка» является то, что песни, участвующие в ней, должны быть обязательно знакомы ребятам. В игре принимает участие весь класс, который я предварительно делю на две команды (можно на три, четыре и т. д., всё зависит от количества учеников).
Далее я задаю ритмический рисунок, взятый из всем известной песни. На угадывание каждой команде даётся три попытки. Если песня угадана с первой попытки — команда получает 3 очка, со второй — 2, с третьей — 1. Если команда не угадала песню, то ход переходит другой команде. Количество отгадываний не ограничивается. Иногда одному и тому же ритмическому рисунку могут соответствовать несколько разных песен. И за каждую из них я даю дополнительные очки. Игра имеет 6-7 туров, каждому из которых соответствует один ритмический рисунок. В конце игры я подсчитываю набранные командами очки. Команда-победитель, при активной игре всех участников получает «пятёрки» в полном составе.
Конечно же, эта игра может иметь свои варианты по усмотрению учителя.
Так же, для развития чувства ритма у вокалистов, я применяю такие упражнения и игры,как:
— «Спой своё имя». Я показываю детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими формулами. Мы варьируем имя каждого ребёнка, повторяя при этом ритмические варианты отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев;
— «Хор часов». Предлагаю детям изобразить ход больших и маленьких часов в речевом ритмизованном двухголосии. Для этого делю детей на две группы. Первая группа произносит низким голосом «бом — бом» (четвертными длительностями, а вторая — высоким «тики — тики» (восьмыми длительностями).
— «Сочини ритм«. Для того, чтобы привить детям навыки ритмической импровизации, я даю каждому ученику задание — с помощью музыкального инструмента попробовать импровизировать любой ритм: маршевый или танцевальный, грозный или весёлый. Каждую импровизацию мы вместе обсуждаем.Для этого я задаю наводящие вопросы: «Какой ритм вы слышите — грозный или весёлый и т. д. ?»
— «Шутки-прибаутки». Поём все вместе на одном звуке, в сопровождении детских музыкальных инструментов, скороговорки, шутки, потешки, пословицы и т. п. но сначала, мы выразительно произносим текст и прохлопываем ритм.
Тему «Ритм» я закрепляю проведением ритмического диктанта: предлагаю ученикам, индивидуально, воспроизвести услышанный ритм хлопками или постукиванием. Для такого диктанта я выбираю три ритмических рисунка на своё усмотрение,но обязательно разной сложности: лёгкий, сложнее и самый сложный. Но никогда не даю рисунок заведомо невыполнимый ребятами.
Сложность рисунков меняется в зависимости от возраста учеников, приобретённого в таких делах опыта. Ритмические рисунки я сочиняю либо сама, либо беру из знакомых ребятам песен. Исключение составляют диктанты, которые проводятся на оценку.
Как же объективно оценить работу ученика во время ритмического диктанта? Я это делаю с помощью постепенного набора оценки. Перед началом диктанта объявляю, что те ребята, которые успешно исполняют первый (простой) рисунок, смогут «набрать» условную оценку «3». Те, кто сможет правильно исполнить кроме первого рисунка ещё и второй рисунок «наберут» условную оценку «4», и те, кто кроме первых двух рисунков правильно исполнят третий — «наберут» оценку «5», но уже не условную, а настоящую. На каждый из трёх рисунков ритмического диктанта ученикам я даю три попытки.
Заключение. Музыка — это звучание, но оно не будет приятно нашему слуху, если нет ритма. Ритм — это одно из условий его развития.
Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Именно ритмический рисунок составляет основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие — по сути своей характеристики одного и того же. И в формировании вокальных данных у ребёнка, они играют очень важную, первостепенную роль.
«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.
Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.
Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.
Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.
Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.
Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.
Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.
Стихи для формирования у детей 4–12 лет чувства самосохранения Уважаемые преподаватели, с детьми частенько случаются различные неприятности, то коленку обдерут, то в электророзетку, что-то засунут, то.
Стихи для формирования у детей 4–12 лет чувства самосохранения Уважаемые преподаватели, с детьми частенько случаются различные неприятности: то коленку обдерут, то в электророзетку, что-то засунут, то.
Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.
Источник