Определите настроение лирического героя весенняя гроза

Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

Лирика — это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно донести до учащихся, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества ЛИРИКА. Цель лирики — передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям На настоящую поэзию дети откликнуться сразу. Представленный материал поможет глубже проникнуть, понять глубину лирического текста. В работе представлен алгоритм анализа поэтического текста.

Скачать:

Вложение Размер
analiz_liricheskogo_teksta_na_primere_stihotvoreniya_tyutcheva_groza.doc 82 КБ

Предварительный просмотр:

МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения Ф.И.Тютчева « Весенняя гроза»)

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск, 2012 год.

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения Ф.И.Тютчева « Весенняя гроза»)

Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно, чтобы в процессе работы над анализом стихотворения ученикам было интересно, чтобы они поняли, что есть книги, которые будто « нас читают», чтобы сформировалась потребность в чтении стихов, в сопереживании с автором и героями. Готовить учащихся к самостоятельному чтению и пониманию лирического текста необходимо как можно раньше.

Уже на первых занятиях нужно выяснить, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирики. Выясняем, что цель лирики – передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям. Хорошие стихи никого не отставят равнодушными, глубоко затронут, учащиеся душой откликнутся на настоящую поэзию и попытаются выразить свои чувства. Иногда глубина поэтического текста такова, что только 3-4 ученика из класса могут настроиться на образ лирического героя. В работе с лирическим текстом особую роль играет выразительное чтение и самостоятельные усилия каждого ученика. Вспоминаем основные особенности прозы и поэзии.

Освоение повседневного бытия людей во всей его сложности

Непосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта

Важен сюжет, последовательное развитие событий

Внутренний мир человека, его эмоции, чувства, переживания

Художественно-выразительные средства (тропы) занимают менее значительное место; характерно взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей.

Использование художественно-выразительных средств (тропов); необычайная организация речи, присущая стиху; емкость всех составляющих элементов; особое построение стиха, рисунок фразовых ударений, словоразделов, пауз.

С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Год написания произведения.

В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).

Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)

Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).

Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).

Композиция (построение произведения).

Жанр произведения ( если не указан выше)

Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).

Язык художественного произведения.

Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.).

Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.

Собственная аргументированная оценка, вывод.

Привожу примерный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит

С горы бежит поток проворный.

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь; ветреная ГЕБА,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь на землю пролила.

Год написания произведения

Стихотворение по праву называют классическим. Впервые оно было напечатано в журнале» Галатея» в 1829 году. В начале 50-х годов Тютчев его переработал и добавил ещё одну строфу.

В какой период творчества поэта оно написано

Это одно из ранних стихотворений поэта. В апреле 1828 года Тютчев назначается вторым секретарем при Мюнхенской миссии.

Гроза – это само движение, рождающее движение во всем окружающем её мире

Гроза интересовала Тютчева, как обновление жизни, озарение её смысла изнутри. Природа и душа соединялись, этого не было в минуты покоя и тишины. Гроза – желание, в грозу внутренние силы души человеческой находят выход. Гроза делает жизнь более интенсивной, более яркой.

Показать, как при помощи обычных слов художник совершает чудо: грозное явление природы превращает в особую поэтическую реальность, доставляющее читателю эстетическое наслаждение

«Гроза» — это 16 алмазных строк, всего 4 строфы. Первая строфа вводит тему и формирует главный образ, вторая и третья реализуют последовательно развертывающиеся кадры картины грозы, в четвертой строфе все изображенное выше перефразируется ещё раз.

Перед нами единый поэтический образ – гроза, который воспринимается читателем как юное существо, полное буйной и радостной силы. Гроза – явление природы, воссоздается поэтом со многими характерными её чертами.

Язык художественного произведения

Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение в стихотворении передается с помощью глаголов, выступающих в личной форме или форме деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр быстро изменяющейся картины:

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик б рызнул , пыль летит .

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит .

Выразительные средства языка

Эпитеты – раскаты молодые, перлы дождевые;

Метафора – повисли перлы дождевые, солнце нити золотит;

Инверсия – раскаты молодые, перлы дождевые, поток проворный ит.д.

4) гр – о – е – б – г — б – о

Находим ассонансы и аллитерацию.

Собственная аргументированная оценка

«Люблю грозу в начале мая» — веселое, бодрое, озорное стихотворение. Оно занимает одно из первых мест в русской поэзии. Предгрозовые тучи не омрачают поэта. Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он грохочет в небе голубом. Раскаты его не пугают, а радуют поэта, вселяют надежду и веру.

Весна утверждает себя грозой. До этого в природе боренье: кому быть – зиме или весне. Мы знаем – весне. Но нередко после теплых дней наступает похолодание. А вот после первой грозы утверждается ВЕСНА. Она пришла. И после весенней грозы все идет в рост. Молодые листочки не боятся стужи.

Каждый год в конце апреля вспоминается тютчевская строка. Природа и поэзия живут в ней единой, слитной жизнью. Гроза интересовала Тютчева как обновление жизни.

1.Ле Озеров «Биография стихотворения», издательство «Знание», М., 1981г.

2. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.

3.Журнал « Литература в школе» №2, 1996г.

Средства выразительности речи.

Памятка для учащихся .

Тропы: (троп – это оборот речи, в котором слово употреблено в переносном смысле для усиления художественной выразительности)

Эпитет – образное определение : ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка .

Сравнение – сопоставление одного понятия с другим . она тревожна , как листы; как гусли многострунна

Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке.

Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству. Пустых небес прозрачное стекло, лунный серп, густеет облаков волнистое руно.

Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.

Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом («Парус»)

Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи: Я три тарелки съел.

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит.

Синекдоха – разновидность метонимии. Основанная на переносном значении с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Все спит – и человек, и зверь, и птица.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

Олицетворение – перенос свойств живого явления на неживое.

Уж небо осенью дышало.

Здесь даже камни плачут.

Россия вспрянет ото сна.

Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.

Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков.

Автор «Героя нашего времени» ( вместо М.Лермонтов)

Северная Пальмира или Северная Венеция – Петербург;

Мать городов русских – Киев;

Черное золото вместо нефть;

Царь зверей вместо лев.

Гипербола – преувеличение: не видел я тебя целую вечность, слезы в три ручья .

В шар земной упираясь ногами,

Солнца шар я держу на руках…

Гротеск – очень сильное преувеличение: сидят половины людей..

Литота – преуменьшение : ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мужичок с ноготок, осиная талия.

Ирония – скрытая насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Стилистические средства изобразительности

что ищет он в стране …, ты и убогая, ты и обильная…, мне нравилась девушка в белом, теперь я люблю в голубом.

Черный вечер, белый снег.

Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. (Сказка о рыбаке и рыбке)

Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.

Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, мертвые души, горячий снег, грустная радость, траурный наряд.

Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, выражений.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало..

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания: казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

Анафора – единоначалие: Вынес достаточно русский народ, вынес и эту дорогу железную…

Клянусь я первым днем творенья, Это утро, радость эта,

Клянусь его последним днем. Эта мощь и дня и света,

Клянусь позором преступленья Этот крик и вереницы,

И вечной правды торжеством. Эти стаи, эти птицы…( А. Фет)

Эпифора – одинаковое завершение:

« Не станет нас!» А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

Ряды однородных членов : Были это веселые, сильные и смелые люди.

Бессоюзие – придает фразе динамику:

Швед, русский – рубит, колет режет.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри…

Многосоюзие – придает предложению плавность, замедленность.

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.

Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно.

Инверсия – необычный порядок слов.( Белеет парус одинокий.)

Умолчани е – это оборот речи, когда автор сознательно не до конца выражает мысль.

Нет, я хотел… быть может, вы…

Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске к-л подразумеваемого члена предложения.

Мы села – в пепел, грады – в прах…

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.

Знаете ли вы украинскую ночь?

Кто не проклинал станционных смотрителей,

Кто с ними не бранился?

Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к к-л или ч-л для усиления выразительности речи.

Цветы, любовь, деревья, праздность
Поля! Я предан вам душой. (А.С.Пушкин)

Восклицание – Мечты, мечты! Где ваша сладость!

Фонетические изобразительно-выразительные средства .

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь.

Пора, перо покоя просит. (А.С.Пушкин)

Ассонанс — повторение гласных звуков в слове:

думаю думу свою.

Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней.

Багровое взметнулось полымя

Над рокотом аэродрома,

А голуби, как будто голые,

Неслись на сизом фоне грома. (Л.Мартынов)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…

1.Н.Б.Егорова и др. «Поурочные разработки по русскому языку» 11 класс, М., Вако 2005 год.

2. Марина Мещерякова «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь.» М., Айрис пресс, 2002г.

3. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.

Источник

Каким предстаёт лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»?

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»построено как монолог лирического героя. Оно трогает искренностью и подкупает своей простотой. Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. Лирический герой воспринимает мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») как воплощение идеальной светлой чистоты. Он наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».

Внутренний мир героя переполнен радостью и восторгом. Герой стихотворения открывает неповторимую красоту не только очевидных, но и скрытых от обычного глаза явлений, подчёркивая природу.

Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.

Какие зрительные и звуковые образы помогают автору создать картину весенней природы?

Описание грозы динамично и построено по принципу сменяющихся картин. Вначале это солнце, боящееся приближающейся грозы. Затем порывы ветра, наступающий сумрак, когда зелень полей кажется темнее. Центральная картина – вспышка молнии. В ней наиболее яркие цветовые образы. Следом идет изображение расходящегося дождя, поднятой ветром пыли и усиление громовых раскатов. И в завершение конец грозы, вновь появившееся солнце, залившее мир сиянием. Кольцевая композиция тютчевского текста подчеркивает философскую мысль о том, что гроза – это явление временное, что она обязательно пройдет и солнце снова воссияет на небе. В стихотворении есть целый ряд слов, обозначающих «окраску» мира. Эти слова создают зрительный ряд, и мы явственно видим и определяем, как зрительные образы помогают понять смысл стихов. Хотя почти весь текст окутан мраком наступающей грозы, но мысль о грозе как временном явлении подчеркивают яркие, цветные картины: «зеленеющие нивы», «синей молнии струя», «пламень быстрый и летучий», земля «в сиянье».
Звуковые образы и картины создаются аллитерациями на «р», звучащими как раскаты грома: «пРогРемело, ветРа поРывы, дальний гРом, Раскаты гРомовые».

Итак, мы видим: «солнце смотрит», «принахмурилась земля», «дождь порой»,«нивы зеленеющие», «молнии струя»,«вихрем пыль летит с полей».

Слышим: «дальний гром», «за тучей прогремело», «ветра тёплого порывы», «раскаты громовые.

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» с приведённым ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Гроза». Чем различается

Восприятие грозы лирическими героями двух стихотворений?

Как воспринимает грозу лирический герой М.Ю. Лермонтова? «Ревёт», «тёмная бездна», «хлещет», «тревожной молнии змея», «тревожный рой». Это всё негативно окрашенные слова. У Лермонтова мы можем отметить традиционно тревожное восприятие грозы. Лирический герой Тютчева выражает восторг, восхищение грозой: «люблю», «резвяся и играя», «раскаты молодые», «дождик», «перлы дождевые», «солнце нити золотит», «поток проворный», «вторит весело».

При описании грозы поэты обращаются к цветописи. При этом у М. Ю. Лермонтова на тёмном фоне вьётся «огнистая лента». Ф. И. Тютчев избегает тёмных цветов. Его стихи, описывающие грозу, имеют зелёно-голубую палитру: «в небе голубом», «солнце нити золотит». Кроме того, в стихотворении встречаются слова, обозначающие свет, сияние.

В стихотворениях Ф. И. Тютчева, посвящённых грозе, часто используются слова, обозначающие различные звуки. При этом грозе Тютчева часто сопутствует «птичий гам», «шум нагорный», что усиливает наше позитивное восприятие грозы. У М.Ю. Лермонтова гроза «ревёт».

Часть 2

В чём противопоставлены натуры Швабрина и Гринёва? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

Судьбы героев романа «Капитанская дочка» – подтверждение нравственного тезиса, ставшего эпиграфом: «Береги честь смолоду». Кто-то из героев романа всю жизнь следует этим словам, и выбирает смерть вместо предательства, а кто-то готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения собственной жизни. Главные герои, вокруг которых строится эта сюжетная линия, – Гринёв и Швабрин. Проследив за их судьбами, мы сможем понять, что такое честь офицера, человеческое достоинство.

Повесть написана от лица Петруши Гринева. Из первой главы мы узнаем о его жизни до приезда в Белогорскую крепость. Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Петруша мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. В крепости Гринев знакомится с Алексеем Швабриным. О его жизни читатель узнает лишь то, что в крепость герой сослан из-за дуэли. Швабрин умен, возможно, он получил хорошее образование, имеет такой же строптивый, неуравновешенный характер, как и Гринев. Однако образ Швабрина почему-то сразу вызывает читательскую антипатию.

Служба в Белогорской крепости оказалась необременительной, Петруша влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову. Влюбленность делает Гринева поэтом. Реалистичный и расчетливый Швабрин смеется над своим приятелем, ведь он влюблен в эту же девушку. Между героями происходит дуэль, во время которой Швабрин чуть было, не убил Гринёва. Но даже и после этого Швабрин продолжает завидовать Гриневу, ведь Маша и ее родители заботливо ухаживают за раненым юношей. Однако вскоре Швабрин получает возможность отомстить.

По-настоящему понять характер каждого из героев помогают трагические события, связанные с пугачевским восстанием. Именно в ходе этих событий каждый должен совершить нравственный выбор: что для него важнее: честь или бесчестие. На глазах у Петруши Гринева происходит казнь добрых простых офицеров: капитана Миронова, коменданта крепости Ивана Кузьмича. Они отказываются присягнуть Пугачеву, считая его вором и самозванцем, поэтому выбирают смерть. Такой поступок достоин настоящего офицера. Швабрин же, испугавшись, перешел служить в пугачевское войско. Он думает лишь о спасении собственной жизни, забывая о том, что присягнул на верность отечеству, императрице. Сделал свой выбор и Пётр Гринёв: он отказывается присягнуть Пугачеву, поцеловать его руку и готов отправиться на виселицу вслед за капитаном Мироновым. Он не может нарушить заповедь «Береги честь смолоду», не может, как Швабрин, изменить присяге. Гриневу присущи такие качества, как верность долгу, благородство. И судьба спасает его от страшной смерти. Пугачев вспомнил о подарке заячьем тулупе и решил помиловать Гринева. В другом эпизоде, когда Пугачев приглашает Петрушу к себе на пир, он вновь предлагает ему служить в своем войске. Но и здесь Гринев достойно отстаивает свою офицерскую честь. И тогда Пугачёв начинает понимать Петрушу и даже симпатизирует ему, так как Гринёв человек чести.

Таким образом, соперники в любви и противники на дуэли встают по разные стороны баррикад. Низость Швабрина проявляется не только в эпизоде, где он перешел служить на сторону восставших. Любыми средствами он готов завладеть Машей Мироновой, пытаясь принудить ее выйти за него замуж. С помощью Пугачёва, рассказав тому всю правду, Гринев освобождает Машу из плена, и этот поступок характеризует его как благородного человека и дворянина.

После поражения пугачевского восстания в тюрьму попадают и Гринев, и Швабрин. И здесь не обошлось без доноса. Бесчестный Швабрин, спасая свою жизнь, клевещет на бывшего приятеля. Во время суда они оказываются лицом к лицу. И опять Гринев не уронил чести и достоинства настоящего офицера.

В повести Пушкина счастливый финал. Благородство и честность побеждают низость и предательство. Гринев был освобожден из тюрьмы, женился на Маше. О судьбе Швабрина Пушкин не пишет, но, по всей видимости, он был казнен за участие в пугачевском бунте.

Два офицера российской армии – Петр Гринев и Алексей Швабрин – ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин – носители двух принципиально различных мировоззрений. Именно такими их изображает автор повести «Капитанская дочка». Сравнивая этих героев, мы можем судить о том, каким должен быть настоящий офицер и честный человек.

Источник

Читайте также:  Чувствую вкус крови при беге
Оцените статью