Олимпиада по психологии 2017 год
1. Психическое свойство личности , отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности, — это:
2. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности , складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные индивидуальные способы поведения, — это:
3. Акцентуация характера – это:
- черты характера;
- крайние проявления черт характера;
- психическое расстройство.
4. Вы идете по лесу и вдалеке видите силуэт человека. Подойдя ближе, вы понимаете, что это просто искривленное дерево. С каким явлением восприятия вы столкнулись?
5. Соотнесите определение и понятие:
1) человек, являющийся исполнителем или участником конкретной деятельности
2) представитель человеческого рода
3) некоторая особенность, оригинальность человека
4) человек, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
6. Определите, какое эмоциональное состояние переживают герои:
А) «Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней.
— Я тебя убью! – закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой сделал шаг к ней и замахнулся на нее… Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты»
Б) Во время ответа на уроке хорошо подготовленной ученицы в класс вошел директор школы. Девочка растерялась и замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. После ухода директора она четко и уверенно ответила материал, который так безуспешно пыталась воспроизвести накануне.
- фрустрация (переживание страха из-за возможных трудностей, в результате чего возникают различные негативные проявления)
В) Страх и волнение не оставляют парашютистов и тогда, когда они уже оказались на твердой земле после совершенного прыжка.
- аффект (очень интенсивное, кратковременное эмоциональное переживание, эмоциональная «буря».)
Г) Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле, странно-неловно вытягиваясь, и билась головой об стену…»
7. Подумайте, чем можно объяснить, что после выхода на пенсию у многих людей может возникнуть депрессивное состояние, иногда ухудшается самочувствие.
_____________________________________________________________________________________________
8. Как вы понимаете феномен «эмоциональное сгорание»?
9. Какие из перечисленных чувств вы отнесете к моральным, эстетическим, интеллектуальным:
Сомнение____________
стыд__________
гордость___________
удивление_______________
чувство долга________________
наслаждение___________________
любознательность.________________
10. Существуют две функции воли : тормозная (сдерживание нежелательных проявлений активности) и побудительная (обеспечивает активность человека для достижения цели). Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где – с тормозной функцией воли.
1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть фильм, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки
2. Студент-медик целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия путаются и забываются, но студент воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию_____________________________________________________________
3. Женщина 3й день сидит на диете, чтобы к субботе влезть в платье, надеть которое она собирается на свидание_______________________________________________
4. Официант ресторана был оскорблен посетителем, облит им напитками, а также об его смокинг посетитель вытер руки. Однако, официант стойко перенес содеянное в расчете на щедрые чаевые_________________________________________________
11. Объясните, как вы понимаете, что такое «эффект плацебо»
_____________________________________________________________________________________________
12. Как вы считаете, в чем отличие житейской и научной психологии?
_____________________________________________________________________________________________
13. Объясните, как вы понимаете высказывание : «Роза пахнет, даже если ее никто не нюхает»
14. Есть ли отличие между темпераментом и характером? Свой ответ обоснуйте
15. Как вы думаете, какие из перечисленных литературных героев относятся к экстравертам, а какие к интровертам?
1) Буратино____________
2) Пьер Безухов_________
3) Колобок___________
4) кот Матроскин_______
5) Остап Бендер________
6) Золушка____________
16. Определите, какие из этих высказываний несут психологическую информацию, а какие – нет и почему?
1) сегодня он купил себе новые черные ботинки_____________________________
2) Недавно она, неожиданно для всех, изменила цвет волос_____________________
________________________________________________________________________
3) О нем всегда говорят, что он похож на старого младенца____________________
4) Она живет по строму адресу____________________________________________
5) Какие красивые у него глаза!____________________________________________
6) Обаянию этого человека нельзя не поддаться______________________________
17. С какими науками связана психология? __________________________________
18. Что такое «референтная группа»? ________________________________________
19. В психологии существует понятие «самоуважение». Объясните его значение. Определите значение самоуважения в жизни человека
20. Как вы понимаете такое часто употребляемое слово как «депрессия»? Каковы признаки депрессии? Является ли депрессия психическим заболеванием? Как избавиться от депрессии? Дайте развернутый ответ.
Источник
Задание 9. Определите, какие эмоциональные состояния переживают герои
Контрольная работа по психологии – социально правовой деятельности
Задание 1. Найди лишнее слово. Обоснуй свой ответ
- Танцевальная терапия, телесная терапия, анализ продуктов деятельности, гештальттерапия_________________________________________________________
- Общая психология, социальная психология, юридическая психология, медицинская психология______________________________________________________________
Задание 2. Выберите особенности, которые характеризуют
- Ощущение 5. Воображение
- Внимание 6. Восприятие
- Память 7. Речь
- Мышление
А) Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей.
В) Отражение предметов или явлений в совокупности их свойств.
Г) Отражение действительности опосредованным путем с помощью знаков.
Д) Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.
Е) Сосредоточенность и направленность сознания на предмет, который мы воспринимаем, представляем, о котором мы мыслим и говорим.
Ж) Обобщенное, опосредованное и наиболее полное и точное отражение действительности.
З) Отражение новых образов и мыслей.
Задание 3. Осуществите выбор. Психические процессы это:
- Ощущение 6. Мышление
- Воображение 7. Темперамент
- Настроение 8. Характер
- Память 9. Стресс
- Восприятие
Задание 4. Осуществите выбор. Психические свойства это:
- Способности 6. Мышление
- Воображение 7. Темперамент
- Настроение 8. Характер
- Направленность 9. Стресс
- Восприятие
Задание 5. Назовите
Виды непроизвольного воображения_____________________________________________
Методики, изучающие внимание,________________________________________________ память
Задание 6. Выберите особенности, которые характеризуют
1. Сравнение 5. Непроизвольное воображение
2. Воссоздающее воображение 6. Галлюцинации
А) Незначительная переработка имеющихся представлений
В) Создание образов желаемого будущего.
Г) Познавательный процесс, позволяющий хранить информацию
Д) Фантастические образы, не имеющие, по –видимому почти никакой связи с окружающей человека действительностью.
Е) Операция мышления, суть которой является сопоставление предметов или объектов.
Ж) Образы воображения продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций
З) Проявляется анатомическим и функциональным повреждением анализатора.
Задание 7. Проанализируйте ситуации
1. Одежда из белой ткани или в горизонтальную полоску полнит фигуру по сравнению с одеждой из темной ткани или в вертикальную полоску, которые « удлиняют» фигуру человека. Предметы, окрашенные в темный цвет, кажутся тяжелее, чем белые или желтые. Наоборот, объем предмета кажется большим, если предмет светлый, а не темный. О каком свойстве восприятия идет речь?
О каком виде воображения идет речь?
Манилов думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой – то реки, потом через реку начал строиться мост, потом огромный дом…
Задание 8. Назовите
Методики, изучающие интеллект, мышление_______________________________________
Задание 9. Определите, какие эмоциональные состояния переживают герои
- Страх и волнение не оставляют парашютистов тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними. Они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного движения. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках. ____________________________________________________________________
- Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети « лежала на кресле, странно – неловко вытягивалась , и билась головой об стену…
— Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. –Подите прочь все, неправда!
( Л.Н. Толстой «Война и мир»).
Задание 10. Ответьте на вопросы теста
1. Профессиональная этика — это:
а) подход, направленный на гармонизацию интересов социума индивида;
б) учение о должном поведении, поступках, образе действий;
в) наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о
должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии.
2.Предметом этики социальной работы являются:
а) возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и
этические действия социальных работников;
б) профессиональная мораль специалистов;
в) обеспечение и поддержание структуры профессиональной деятельности.
3.Целью этики социальной работы является:
а) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;
б) обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности
профессиональной деятельности;
в) гармонизация интересов социума индивида.
4.Конфиденциальность в этике социальной работы — это:
а) результат творческого подхода к деятельности;
б) принцип;
в) критерий моральности.
5.Моральный принцип, противоположный аскетизму:
а) ригоризм;
б) гедонизм;
в) утилитаризм.
6.Утилитаризм — это моральный принцип, который подразумевает:
а) подчинение всех поступков получению материальной
пользы, выгоды, преуменьшению роли духовных интересов человека;
б) получение наслаждения и избежание страдания;
в) подавление собственного эгоизма, готовность пожертвовать своим интересом в
пользу интересов другого.
7.Мотивационная функция этики социальной работы — это функция, которая:
а) служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов
деятельности.
б) направляет и обусловливает выбор социальным работником социальной службой
целей, методов и средств оказания помощи клиенту;
в) служит средством социального управления поведением и действиями социального
работника в ходе процесса в интересах дела.
8.Социальная функция этики социальной работы:
а) способствует повышению качества и эффективности социальной работы;
б) способствует созданию условий, благоприятных для ощущения социальной работы в обществе;
в) облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия.
9.Прогностическая функция этики социальной работы:
а) способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной
работы в обществе;
б) позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и
их коллективов;
в) служит средством управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела.
10.Критериями моральности являются:
а) содействие общественному прогрессу, формирование высоконравственной личности,
социальная целесообразность;
б) соблюдение разумных интересов клиента, конфиденциальность и личная
ответственность социального работника за нежелательные последствия его действий;
в) нравственные убеждения, нравственная потребность.
11.Нигилизм — это моральный принцип, предполагающий:
а) отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов;
б) подчинение всех поступков получению материальной пользы, выгоды,
преуменьшению роли духовных интересов человека;
в) получение наслаждения и избежания страдания.
12.Цинизм — это моральный принцип, предполагающий:
а) способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и
неуклонном соблюдении определенных норм, повиновение долгу;
б) презрительное отношение к культуре общества, духовным и нравственным
ценностям;
в) подчинение всех поступков получению материальной пользы, выгоды,
преуменьшению роли духовных интересов человека.
13.Координирующая функция этики социальной работы:
а) способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих
в процессе социальной работы,
б) обеспечивает сотрудничество всех участников процесса для оказания социальной
помощи клиенту;
в) служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов
а) умение выслушать человека;
б) состояние разобщенности, непонимания с клиентом;
в) постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания других людей.
15.Этика как наука возникла:
а) в феодальном строе;
б) в рабовладельческом строе;
в) в первобытном строе.
16.Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки, пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям — это:
а) объективность;
б) самокритичность;
в) ответственность.
17.Научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности называется:
а) профессиональный отбор;
б) профессиональные показания;
в) профессиональная пригодность.
18.К группе психологических качеств, характеризующих социального работника как личность, относятся:
а) самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также
стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость,
умение управлять своими эмоциями;
б) психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические
состояния (усталость, стресс, депрессия);
в) коммуникабельность, эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их
установок, ожиданий), красноречие (умение внушать и убеждать словом).
Источник