Олимпиада по психологии 2017 год
1. Психическое свойство личности , отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности, — это:
2. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности , складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные индивидуальные способы поведения, — это:
3. Акцентуация характера – это:
- черты характера;
- крайние проявления черт характера;
- психическое расстройство.
4. Вы идете по лесу и вдалеке видите силуэт человека. Подойдя ближе, вы понимаете, что это просто искривленное дерево. С каким явлением восприятия вы столкнулись?
5. Соотнесите определение и понятие:
1) человек, являющийся исполнителем или участником конкретной деятельности
2) представитель человеческого рода
3) некоторая особенность, оригинальность человека
4) человек, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
6. Определите, какое эмоциональное состояние переживают герои:
А) «Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней.
— Я тебя убью! – закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой сделал шаг к ней и замахнулся на нее… Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты»
Б) Во время ответа на уроке хорошо подготовленной ученицы в класс вошел директор школы. Девочка растерялась и замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. После ухода директора она четко и уверенно ответила материал, который так безуспешно пыталась воспроизвести накануне.
- фрустрация (переживание страха из-за возможных трудностей, в результате чего возникают различные негативные проявления)
В) Страх и волнение не оставляют парашютистов и тогда, когда они уже оказались на твердой земле после совершенного прыжка.
- аффект (очень интенсивное, кратковременное эмоциональное переживание, эмоциональная «буря».)
Г) Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле, странно-неловно вытягиваясь, и билась головой об стену…»
7. Подумайте, чем можно объяснить, что после выхода на пенсию у многих людей может возникнуть депрессивное состояние, иногда ухудшается самочувствие.
_____________________________________________________________________________________________
8. Как вы понимаете феномен «эмоциональное сгорание»?
9. Какие из перечисленных чувств вы отнесете к моральным, эстетическим, интеллектуальным:
Сомнение____________
стыд__________
гордость___________
удивление_______________
чувство долга________________
наслаждение___________________
любознательность.________________
10. Существуют две функции воли : тормозная (сдерживание нежелательных проявлений активности) и побудительная (обеспечивает активность человека для достижения цели). Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где – с тормозной функцией воли.
1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть фильм, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки
2. Студент-медик целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия путаются и забываются, но студент воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию_____________________________________________________________
3. Женщина 3й день сидит на диете, чтобы к субботе влезть в платье, надеть которое она собирается на свидание_______________________________________________
4. Официант ресторана был оскорблен посетителем, облит им напитками, а также об его смокинг посетитель вытер руки. Однако, официант стойко перенес содеянное в расчете на щедрые чаевые_________________________________________________
11. Объясните, как вы понимаете, что такое «эффект плацебо»
_____________________________________________________________________________________________
12. Как вы считаете, в чем отличие житейской и научной психологии?
_____________________________________________________________________________________________
13. Объясните, как вы понимаете высказывание : «Роза пахнет, даже если ее никто не нюхает»
14. Есть ли отличие между темпераментом и характером? Свой ответ обоснуйте
15. Как вы думаете, какие из перечисленных литературных героев относятся к экстравертам, а какие к интровертам?
1) Буратино____________
2) Пьер Безухов_________
3) Колобок___________
4) кот Матроскин_______
5) Остап Бендер________
6) Золушка____________
16. Определите, какие из этих высказываний несут психологическую информацию, а какие – нет и почему?
1) сегодня он купил себе новые черные ботинки_____________________________
2) Недавно она, неожиданно для всех, изменила цвет волос_____________________
________________________________________________________________________
3) О нем всегда говорят, что он похож на старого младенца____________________
4) Она живет по строму адресу____________________________________________
5) Какие красивые у него глаза!____________________________________________
6) Обаянию этого человека нельзя не поддаться______________________________
17. С какими науками связана психология? __________________________________
18. Что такое «референтная группа»? ________________________________________
19. В психологии существует понятие «самоуважение». Объясните его значение. Определите значение самоуважения в жизни человека
20. Как вы понимаете такое часто употребляемое слово как «депрессия»? Каковы признаки депрессии? Является ли депрессия психическим заболеванием? Как избавиться от депрессии? Дайте развернутый ответ.
Источник
Определите, какие эмоциональные состояния переживают герои?
«Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней.
-Я тебя убью! – закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой сделал шаг к ней и замахнулся на нее … Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты» (Л.Н. Толстой «Война и мир»).
29. Выберите правильный ответ:
Своеобразное переживание, характерное для данного отрезка времени называется:
а) психические состояния;
б) психические свойства;
в) психические процессы.
30. Вставьте пропущенные слово:
… — это сознательная постановка перед собой все более трудных задач и преследование все боле отдаленных целей, требующих приложения значительных усилий в течение достаточно длительного времени.
31. Подберите ключевое слово:
Психологи-материалисты признают биологический фактор как природные предпосылки развития способностей, обозначая его понятием ……
32. Определите тип темперамента:
… — тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, быстрой утомляемостью, повышенной сензитивностью.
33. Определите тип темперамента:
А. Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к медлительности и подозрительности.
Б. Подвижен, но без резких движений, склонен к частой смене настроения, сензитивен, экстроверт.
В. Медлителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены слабо.
Г. Характеризуется уравновешенностью, общей подвижностью, резкой сменой настроения, активной моторикой.
34. Определите, проявляется ли в приведенных примерах характер человека.
А. Студента В. спросили на улице, как доехать до железнодорожного вокзала. В. остановился и обстоятельно ответил на вопрос.
Б. Однажды учитель, открывая на уроке классный журнал, сказал; «Вот как хорошо: наконец-то вы догадались обернуть свой журнал в чистую, красивую бумагу».
— Это я обернул! — поднимаясь с места, быстро и громко сказал Ваня.
35. Выберите правильный ответ:
О характере следует судить по …
б) динамическим особенностям;
Ключи правильных ответов варианта теста по
Источник
Читать контрольная по психологии: «Основы психологии» Страница 3
Дима любит трудные задания, особенно такие, где решение может быть несколькими способами. Он очень внимательно читает условие задания, стремясь связать задачу с изученным материалом. Он любит поспорить с учителем, отстаивая свою правоту. С заданиями, особенно по математике, справляется в классе первым. В других областях знаний тоже показывает высокие результаты.
У ребёнка преобладает логический вид мышления, т.к. он старается найти решение задач разными способами.
У ребёнка имеется склонность к математическим наукам, т.к. он без особого труда справляется с задачами по этому предмету.
Также преобладают такие качества как внимательность, упорство, целеустремлённость и настойчивость. Задание 8 Определите, к какой категории эмоциональных явлений (положительные и отрицательные эмоции, стенические и астенические эмоции, настроение, аффект, страсть, стресс) относится переживание, описанное в каждом случае. По каким признакам это можно установить?
А. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы — куда девались их задор и одержимость.
Б. Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: всё забыл.
В. Ученик 7 класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда всем начинает говорить грубости. Злоба так захватывает его, что он хочет её вылить на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и прочие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается.
Г. При обучении прыжкам с парашютом некоторые новички не находят в себе сил покинуть борт самолёта. Иных только повторным приказом удаётся заставить сделать шаг за борт самолёта. Страх и волнение не оставляют их и тогда, когда шёлковый купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках.
Д. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле странно-неловко выпячиваясь, и билась головой о стену…
Наташу! кричала она, отталкивая от себя окружающих.- Подите прочь все неправда! Убили! Ха-ха-ха! …. неправда!» (Л.Н. Толстой. Война и мир.)
А. Стресс, т.к. игроки стали неузнаваемы, испытали нервный срыв, несумев защитить своих ворот во время игры.
Б. У ученика состояние стресса, т.к. перед экзаменом он испытал состояние сильного напряжения, тревоги и, следовательно, на экзамене у него пошла фаза сопротивления (защиты), т.е. состояние: всё забыл.
В. Относится к категории настроения, т.к. в плохом настроении человек совершает поступки, о которых сам потом жалеет, объясняя тем, что просто был «не в настроении».
Г. Сначала люди испытывают состояние стресса, т.к. не могут найти в себе сил покинуть борт самолёта, просто боятся сделать это. А далее, совершив уже прыжок с парашютом, наступает аффект,
Источник
Seminar_4
Семинар №4. Эмоции и чувства
1. Эмоциональные свойства человека.
2. Понимание эмоций другого человека.
1. Эмоциональные свойства человека
Задание 1.1. прочитайте представленный ниже текст, составьте таблицу «Эмоциональные свойства человека»:
эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, т.е. готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Эмоциональная возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражительность. Очевидно, что эмоциональная возбудимость отражает общую возбудимость нервной системы, обусловленную уровнем активации покоя.
устойчивое свойство индивида проявляется в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т.д. Это готовность человека откликнуться «на себя», «на других», «на дело», «на предметы» и т.д.
Это свойство равнозначно интенсивности глубине переживаемой эмоции.
Объективными показателями интенсивности переживаемых человеком эмоций могут служить изменения физиологических функций
Чем энергичнее действует человек, тем сильнее у него выражены чувства и эмоции.
это тот наибольший для данного человека промежуток времени, в течение которого эмоция, раз возбужденная, продолжает ещё обнаруживаться, несмотря на то, что обстоятельства уже переменились и возбудитель перестал действовать. Ригидные эмоции отличаются «вязкостью», стабильностью.
под эмоциональной устойчивостью понимают такую степень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины и не нарушает поведение человека и даже положительно влияет на эффективность деятельности
Экспрессивность является интегральной функцией двух слагаемых: степени выражения (силы) эмоций и контроля человека за их выражением
2. Понимание эмоций другого человека.
Задание 2.1. Прочитав представленный ниже текст, рассмотрев фотографии, ответьте на вопросы:
по каким признакам мы распознаём эмоции у человека и высших животных?
Ответ: Выражение лица занимает центральное положение в распознавании эмоций. Лицо как канал невербальной коммуникации является ведущим средством общения, передавая эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений, оно служит регулятором самой процедуры общения партнеров. В следствие чего возникают мимические движения (оскаливание зубов, расслабление мышц лица – улыбка, выражающая приветливость, дрожь – это следствие напряжения мышц при мобилизации организма), которые и являются признаками
распознавания эмоций. Примеры эмоций: грусть, страх, стыд, гнев, восхищение и т.д.
почему при распознавании эмоций необходимо учитывать антецеденты?
Ответ: При распознавании эмоций необходимо учитывать антецеденты – то, что предшествует эмоции и является ее причиной, т. е. саму ситуацию во взаимодействии с имеющейся у человека информацией. Если в распоряжении наблюдателя имеется информация о ситуации, в которой оказался наблюдаемый, и его цели в данный момент, то не представляет труда опознать эмоцию по внешним ее проявлениям.
Выделите отрывки, которые изображают преимущественно познавательные процессы, и отрывки, изображающие преимущественно эмоции и чувства.
По каким признакам можно это определить?
А. Ученик I класса, рассказывая по картинке, перечисляет изображенные предметы: «Два мальчика. ведро. собачка. » — выделенные отрывки изображают преимущественно познавательный процесс, т.к ученик познаёт новое для себя, без эмоциональных привязок и чувств, просто перечисляя то, что видит.
Б. Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть! Точно изваяние. а краски? Смотри, смотри, ведь она не белая, то есть она белая, но сколько оттенков – желтоватых, розоватых, каких-то небесных, а внутри, с этой влагой, она жемчужная, просто ослепительная. (А. А. Фадеев. Молодая гвардия. Собр. соч. в 7-ми т., т. 3. М., «Художественная литература», 1970, стр. 7.) – выделенные отрывки изображают чувства, и эмоции, непосредственно выражающие чувства. Это можно доказать тем, что в словах этого человека замечается переживание, своё отношение к тому, о чём он говорит, что он познаёт, делает, и что его окружает.
Задание 3.2. Укажите, какие психологические условия определяют различия чувств в каждом примере.
А. Два товарища – Миша и Андрей – после окончания школы решили поступить на физико-математический факультет университета. Миша давно мечтал стать физиком, выписывал журнал «Квант», посещал физический кружок, а Андрюша еще не нашел себя и решил поступить на физмат, чтобы и после школы не расставаться со своим лучшим другом. Конкурс они оба не выдержали. Андрей легко пережил эту неудачу, а Миша перенес ее как большую личную трагедию.
Психологические условия — это причины, средства, факторы, на базе которых происходит развитие самооценки личности. В данном примере различие чувств двух мальчиков можно объяснить тем, что цели поступления на физмат у них отличались. У Миши целью поступления была мечта стать физиком, интерес к физике, и поэтому при неудаче он перенес её как трагедию. У Андрея была другая цель – не расставаться с другом, и поэтому при неудаче он перенес её легко, так как с другом он всё равно остался.
Б. На дорогу выскочила лягушка. Мальчишка смотрит на нее с любопытством, женщина – с брезгливостью, дочка ее – с ужасом, отец равнодушно, а старичок-биолог с восхищением: «Какой красивый экземпляр! Обратите внимание на нежность тонов, на богатство раскраски, на форму тела, идеально приспособленную к жизни и в воде и на суше одновременно!»
Различие чувств в этом примере можно объяснить следующим образом:
Мальчишка смотрит с любопытством, потому что ему это интересно, у него активно идёт познавательный процесс.
Женщина смотрит с брезгливостью, возможно, особенность воспитания, эмоции, пережитые в детстве.
Дочка смотрит с ужасом, лягушка напугала её, ибо возможно она её никогда не видела раньше, или просто боится. Возможно подражает маме.
Мужчина смотрит с равнодушием, т.к ему она неинтересна, он много раз видел их, не боится их возможно из-за особенностей воспитания.
Старичок-биолог смотрит с восхищением, потому что он изучает их, ему это интересно с научной точки зрения.
Задание 3.3. Определите, какие эмоциональные состояния переживают герои.
1. «Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней. – Я тебя убью! – закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой сделал шаг к ней и замахнулся на нее . Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты» (Л.Н.Толстой «Война и мир»). — Аффект
2. Во время ответа на уроке хорошо подготовленной ученицы в класс вошел директор школы. Девочка растерялась и замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. После ухода директора она четко и уверенно ответила материал, который так безуспешно пыталась воспроизвести накануне. — Аффект
3. Страх и волнение не оставляют парашютистов и тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними. Они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного движения. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с парашютным спортом. — Фрустрация
4. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле, странно-неловко вытягиваясь, и билась головой об стену .
– Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда!» (Л.Н. Толстой «Война и мир»). — Фрустрация
Задание 3.4. Опишите несколько конкретных жизненных и профессиональных ситуаций, в контексте которых происходит актуализация эмоций.
Крупная рыба порвала у рыбака леску на удочке. – из-за того, что была возможность вытащить эту рыбу, возникает досада.
Девушка поздно вечером одна идет по темной улице. – из-за боязни темноты или возможности встретить опасного человека у девушки возникает страх.
Заходя в автобус, юноша случайно наступил женщине на полу пальто, и та накричала на него. – возникает чувство вины.
Задание 3.5. Приведите несколько конкретных жизненных ситуаций, в которых актуализируются основные чувства (по два-три на каждое чувство):
1) нравственные — чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.
2) интеллектуальные — любовь к истине, чувства юмора и иронии, чувство нового
3) эстетические — чувство трагического, комического, художественно прекрасного, величественного и возвышенного, красивого
4) религиозные — страх, ненависть, гнев, восхищение, скорбь
5) национальные — чувство долга перед родиной, патриотизм, чувство национального достоинства
Источник