- Умение понимать эмоциональное состояние
- Как распознать свое эмоциональное состояние?
- Распознавание физиологических признаков злости и гнева
- Расширяйте свой эмоциональный словарь
- Научитесь понимать интенсивность эмоций
- Запишите их
- Как распознать эмоциональное состояние другого человека?
- Распознавание социальных сигналов эмоционального состояния
- Проявление эмпатии
- Рынок систем детекции и распознавания: Эмоции и «эмоциональные вычисления»
- Системы распознавания эмоций (EDRS)
- Affective computing — «эмоциональные вычисления»
- Будущее
Умение понимать эмоциональное состояние
Эмоции управляют человеком сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций – это эмоция, точнее целое состояние, которое характеризуется своими особенностями в поведении человека.
Эмоциональные состояния – психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.
Почему так важно распознавать свое эмоциональное состояние и других? Все просто: от него зависит направление мыслей, возможности мышления, поведение, уровень агрессии, мотивации, общительности.
Если вы не понимаете своего эмоционального состояния, то не сможете повлиять на него, если оно станет разрушительным. Вы, вероятно, попытаетесь заглушить его при помощи внешних решений, таких как алкоголь, сигареты, шоппинг или еда – но все это в итоге не поможет и отразится как на здоровье, так и на психике.
Если же вы не умеете распознать эмоциональное состояние собеседника, это может привести к конфликтам. С каждым такое было: вроде разговариваешь с человеком как обычно, а встречаешь на агрессию. Поэтому мы разделим статью на две части. В первой вы получите советы, как распознать свое эмоциональное состояние, а в другой – как понять чужое.
Как распознать свое эмоциональное состояние?
Как мы уже говорили, человек, который разбирается в своих эмоциях, может снизить воздействие негативных, а также ввести себя в любое состояние. Если он сейчас ленив, то может найти способы избавиться от этого состояния и войти в рабочее. Если печален, то сможет немного развеяться.
Но опять же, чтобы изменить свое настроение, нужно, прежде всего, научиться понимать свое нынешнее состояние. Давайте на примере злости и гнева посмотрим, как можно распознавать свои эмоциональные состояния.
Распознавание физиологических признаков злости и гнева
Первым шагом в эффективном управлении гневом является распознавание – момент, когда вы начинаете злиться. То есть вам нужно уловить все промежуточные состояния: раздражение, злость и только потом гнев.
Сосредоточимся на злости, потому что гнев попросту не имеет смысла распознавать. Некоторые физические признаки злости включают:
- сжатые челюсти;
- боль в животе;
- дрожь на лице;
- пот на ладонях;
- легкое головокружение.
Эмоционально вы можете почувствовать:
- желание уйти от ситуации;
- раздражительность или грусть;
- обиду;
- подавленность.
Вы также можете заметить, что потираете голову, не можете найти себе места, применяете саркастический тон, хотите пить, повышаете голос. Очень важно развивать осознанность, чтобы вовремя заметить закипающую злость. Порой одного этого достаточно для того, чтобы ее интенсивность пошла на спад.
Как же еще можно научиться распознавать свое эмоциональное состояние? Вот несколько способов.
Расширяйте свой эмоциональный словарь
Слова важны. Если вы испытываете сильные эмоции, подумайте, как это назвать. Но не останавливайтесь: как только вы это определите, попробуйте придумать еще два слова, которые описывают, как вы себя чувствуете, в каком состоянии находитесь. Вы можете быть удивлены широтой своих эмоций, или обнаружением более глубокой эмоции под поверхностью очевидной.
Можете для начала разделить эмоциональные состояния на категории. Они довольно условные, но помогают быстро принять решения:
- Злость: раздражительность, угрюмость, нетерпение, фрустрация.
- Печаль: сожаление, пессимизм, желание расплакаться, мрачность.
- Беспокойство: тревога, осторожность, настороженность, стресс, ощущение тупика.
- Боль: ощущение предательства, шок, изоляция, мука, синдром жертвы.
- Счастье: благодарность, доверие, возбужденность, расслабленность, облегчение, уверенность.
Важно также отличать эмоции и состояния. Ключевая разница – в продолжительности. Можно испытывать печаль, а можно пребывать в печальном состоянии. В первом случае эмоция может длиться несколько минут, а во втором – дни и даже недели.
Научитесь понимать интенсивность эмоций
Мы склонны прибегать к ярлыкам-крайностям, таким как «сердитый» или «в стрессе», даже когда наши чувства гораздо менее экстремальные.
Многие психологи твердят одно и то же десятилетиями: измените свои речевые шаблоны – и вы измените состояние. Вот почему важно не только назвать эмоцию, но и выяснить ее интенсивность.
Когда определяете свои эмоции, оценивайте их по шкале от 1 до 10. Насколько они сильны? Что происходит с вашим эмоциональным состоянием, когда вы выбираете другие слова?
Запишите их
Американский психолог Джеймс Пеннебейкер в течение 40 лет проводил исследования, пытаясь выявить связь между записыванием и пониманием эмоций. Исследования показали, что люди, которые регулярно записывают свои переживания и эмоциональные состояния, испытывают заметное улучшение физического и психического благополучия.
Эти эксперименты также показали, что со временем те, кто писал о своих чувствах, развивали понимание того, что они означают (или что они точно не значат, что не менее важно), используя такие фразы, как «Это меня поразило», «Причина в том, что …», «Теперь я понимаю, что …», «Я понял, что …». Процесс письма позволил им получить новую точку зрения на свои эмоции и более четко понять их влияние и последствия.
Вы можете делать записи каждый день, но особенно это полезно во время сложных периодов жизни или серьезных изменений (свадьба, рождение ребенка, увольнение), либо если вы чувствуете эмоциональную суматоху.
- Установите таймер на 20 минут.
- Используя ноутбук или блокнот, напишите о своих эмоциональных переживаниях на прошлой неделе, в этом месяце или году.
- Не беспокойтесь о том, чтобы сделать его идеальным или удобочитаемым: отправляйтесь туда, куда вас ведет мысль.
- Вам даже не обязательно сохранять этот документ – важно, что вы выплеснули свои мысли и эмоции.
Вы также можете использовать эти три подхода и когда пытаетесь лучше понять эмоциональное состояние другого человека. Об этом мы сейчас и поговорим.
Как распознать эмоциональное состояние другого человека?
Разговоры с другими людьми зачастую эмоциональны. И даже если вы не имеете никаких негативных намерений, собеседник может отреагировать совершенно не соответствующе словам. Почему так происходит? Дело в том, что вы могли неправильно считать его эмоциональное состояние.
К примеру, собеседник чем-то раздражен и не хочет, чтобы к нему приближались, а уж тем более – обращались. В этом случае очень важно научиться считывать эмоциональное состояние партнера, чтобы умело подбирать слова. Искусству чтения людей учит такая дисциплина как профайлинг. Пройдите курс, если хотите развить этот навык.
Возможно, вы хорошо знаете свое эмоциональное состояние, но плохо разбираетесь в чужом (такое случается сплошь и рядом). Это приводит к конфликтам, потому что вы переносите свое состояние на собеседника, считая, что он находится в том же настроении. Вот почему так важно научиться понимать его верно.
Распознавание социальных сигналов эмоционального состояния
Шаг первый: обратите внимание на лицо. Лицо – это та часть тела, которая чаще всего первой проявляет эмоции. Если вы пытаетесь определить, грустит ли человек, расстроен ли он, испытывает ли одиночество или каким-либо иным образом переживает боль, пристально вглядитесь в выражение его лица.
- В отличие от некоторых социальных сигналов, семь основных выражений лица являются универсальными в разных культурах – радость, удивление, презрение, гнев, отвращение, печаль, страх.
- Лицевые выражения быстро меняются и могут передавать более чем одну эмоцию за раз. Например, лицо человека может показать как веселье, так и страх, если произошло что-то очень удивительное.
Шаг второй: изучите знаки печали и грусти, злости и раздражения. Именно эти состояния наиболее важны, потому что неправильный подход, неприемлемая фраза могут привести к конфликту. Если человек счастлив и весел, вдохновлен и мотивирован, сложно сказать что-либо не то и поссориться с ним. Но в случае печали, грусти, злости и раздражения этого «добиться» очень легко.
Существуют характерные проявления печали. Внутренние уголки бровей приподняты и могут быть слегка сведены. Внутренние уголки верхних век подтянуты кверху, а нижние веки могут казаться приподнятыми. Уголки губ опущены или же губы могут выглядеть дрожащими. И все же первый признак грусти и печали – слегка сведенные брови.
О злости же мы поговорили в начале статьи. Изучайте, как именно эмоции проявляются на лице и в теле – и вы сможете читать состояние человека намного лучше.
Проявление эмпатии
Совет: научитесь внимательно слушать. Вы наверняка сотни раз слышали данный совет, но, возможно, не использовали его. Постарайтесь унять свои мысли и обратить внимание на то, что говорит собеседник.
Шаг первый: выясните, что вы понимаете, о чем человек говорит. Человеческая лень не знает границ. Нам порой так хочется убедить себя в том, что мы понимаем человека, лишь бы не тратить ментальных усилий на уточняющие вопросы.
Задавайте вопросы и повторяйте ответы своими словами. Не думайте, что это замедляет разговор. Наоборот, вы сможете добиться намного большего, если оба будете понимать, что имеет в виду собеседник.
Особое внимание обратите на то, когда речь заходит об эмоциях. Возможно, понадобится не только слушать собеседника, но и тщательно наблюдать за его мимикой, жестами и языком тела.
Шаг второй: слушайте без осуждения. У нас в голове постоянно крутится голос, который трудно заставить замолчать. Однако сделать это возможно. Нельзя давать ему слова во время монолога собеседника, кроме того – запрещайте ему судить.
Когда мы осуждаем человека, пусть и у себя в голове, это дает мозгу команду: «Я все о нем знаю». Такой подход снижает внимательность, а значит, вы не сможете распознать микровыражения, а также обратить внимание на некоторые важные слова, которые произносит собеседник. Поэтому будьте предельно внимательны.
Источник
Рынок систем детекции и распознавания: Эмоции и «эмоциональные вычисления»
В наши дни технологии по распознаванию перестают быть недосягаемыми. Распознавание эмоций и «эмоциональные вычисления» являются частью большого пласта науки, также включающего такие основополагающие понятия, как распознавание образов и обработка визуальной информации. Этим постом мы хотим открыть наш блог на Хабре и провести небольшой обзор решений, представленных на рынке систем распознавания эмоций — взглянем, какие компании работают в этом сегменте и чем конкретно они занимаются.
Системы распознавания эмоций (EDRS)
Рынок систем детекции и распознавания эмоций (EDRS) активно развивается. По оценкам ряда экспертов, он продемонстрирует среднегодовой рост в 27,4% и достигнет планки 29,1 млрд долларов к 2022 году. Такие цифры вполне оправданны, поскольку программное обеспечение для распознавания эмоций уже позволяет определять состояние пользователя в произвольный момент времени при помощи веб-камеры или специализированного оборудования, параллельно анализируя поведенческие паттерны, физиологические параметры и изменения настроения пользователя.
Системы, считывающие, транслирующие и распознающие данные эмоциональной природы, можно разбить на группы по типу определения реакций: по физиологическим показателям, мимике, языку тела и движениям, а также по голосу [о последних двух вариантах определения реакций мы более подробно поговорим в последующих материалах].
К физиологии как источнику информации об эмоциях человека нередко прибегают в клинических испытаниях. Например, этот способ детекции эмоций был встроен в метод БОС (биологической обратной связи), когда пациенту на экран монитора компьютера «возвращаются» текущие значения его физиологических показателей, определяемых клиническим протоколом: кардиограмма, частота сердечных сокращений, электрическая активность кожи (ЭАК) и др.
Подобные приемы нашли применение и в других сферах. Например, определение эмоций по физиологическим данным является ключевой функцией устройства MindWave Mobile от NeuroSky, которое надевается на голову и запускает встроенный датчик мозговой активности. Он фиксирует степень концентрации, расслабления либо беспокойства человека, оценивая ее по шкале от 1 до 100. MindWave Mobile адаптирует способ регистрации ЭЭГ, принятый в научных исследованиях. Только в этом случае система оснащена всего одним электродом, в отличие от лабораторных установок, где их количество превышает десять.
Примером детекции эмоциональных реакций по мимике может служить сервис FaceReader нидерландской компании Noldus Information Technology. Программа способна интерпретировать микроэкспрессии лица, распределяя их по семи основным категориям: радость, грусть, гнев, удивление, страх, отвращение и нейтральная (neutral). Кроме того, FaceReader умеет с достаточно высокой точностью определять по лицам возраст и пол человека.
Принципы работы программы базируются на технологиях компьютерного зрения. В частности, речь идет о методе Active Template, заключающемся в наложении на изображение лица деформируемого шаблона, и методе Active Appearance Model, позволяющем создавать искусственную модель лица по контрольным точкам с учетом деталей поверхности. По словам разработчиков, классификация происходит посредством нейронных сетей с тренировочным корпусом в 10 тыс. фотографий.
В этой области заявили о себе и крупные корпорации. Например, компания Microsoft занимается развитием собственного проекта под названием Project Oxford — набора готовых REST API, реализующих алгоритмы машинного зрения (и не только). Программное обеспечение умеет различать по фотографии такие эмоции, как гнев, презрение, отвращение, страх, счастье, грусть и удивление, а также сообщать пользователю об отсутствии каких-либо зримо выраженных эмоций.
Важно отметить тот факт, что над системами распознавания эмоций работают и российские компании. Например, на рынке представлена EDR-система EmoDetect. Программное обеспечение решения способно определять психоэмоциональное состояние человека по выборке изображений (или видео). Классификатор выявляет шесть базовых эмоций — уже упомянутые выше радость, удивление, грусть, злость, страх и отвращение.
Распознавание ведется на основе 20 информативных локальных признаков лица, характеризующих психоэмоциональное состояние человека (ASM). Также производятся расчет двигательных единиц и их классификация по системе кодирования лицевых движений П. Экмана (FACS Action Units). Помимо этого, решение строит графики динамического изменения интенсивности эмоций испытуемого во времени и формирует отчеты о результатах обработки видео.
Кроме того, в рамках этого поста нельзя обойти стороной и тему отслеживания эмоций по данным движений глаз, основные параметры которых — это фиксации и саккады. Наиболее распространенный метод их регистрации носит название видеоокулография (или айтрекинг, более привычная калька с английского термина), принцип которой заключается в записи видео движения глаза с высокой частотой. В видеоокулографии имеется и свой инструментарий — айтрекеры, задействованные в экспериментальных исследованиях разного типа.
Так, компания Neurodata Lab совместно с командой разработчиков из Ocutri создала прототип софтового айтрекера Eye Catcher 0.1, позволяющего извлекать данные движений глаз и головы из видеофайлов, записанных на обычную камеру. Эта технология открывает новые горизонты в изучении движений глаз человека в естественных условиях и ощутимо расширяет исследовательские возможности. Помимо этого, линейки айтрекинговых устройств выпускают такие компании глобального значения, как SR Research (EyeLink), Tobii, SMI (приобретенная на днях корпорацией Apple), а также GazeTracker, Eyezag, Sticky и др. Основным рабочим инструментом последних тоже является веб-камера.
К сегодняшнему дню видеоокулография применяется как в науке, так и в игровой индустрии и онлайн-маркетинге (нейромаркетинге). Решающее значение при покупке в онлайн-магазине играет месторасположение информации о продукте, способствующей конверсии. Требуется и досконально учитывать позиции баннеров и прочей визуальной рекламы.
Например, Google работает над оформлением поверхностей отображения на странице выдачи с использованием айтрекинга, чтобы генерировать максимально эффективные предложения для рекламодателей. Окулография предлагает обоснованный, корректный метод анализа, оказывающий значительную практическую помощь веб-дизайнерам и способствующий тому, чтобы информация above the fold лучше воспринималась пользователями.
Affective computing — «эмоциональные вычисления»
Ключевой вектор развития внедряемых в жизнь человека новых информационных технологий — это улучшение человеко-машинного взаимодействия — human-computer interaction (HCI). Появление EDR-систем привело к возникновению такого понятия, как эмоциональные вычисления, или же по устоявшейся англоязычной терминологии — affective computing. Affective computing — это вид HCI, при котором устройство способно детектировать и соответствующим образом реагировать на чувства и эмоции пользователя, определяемые по мимике, позе, жестам, речевым характеристикам и даже температуре тела. Любопытны в связи с этим и решения, обращающиеся к подкожному кровотоку (как это делает канадский стартап NuraLogix).
Количество проводимых исследований и объемы финансирования говорят о том, что это направление является чрезвычайно перспективным. По данным marketsandmarkets.com, рынок affective computing вырастет с 12,2 млрд долларов в 2016 году до 54 млрд долларов к 2021 году при среднегодовом темпе роста 34,7%, хотя львиная его доля, как и ранее, останется за ведущими игроками рынка (Apple, IBM, Google, Facebook, Microsoft и др.).
Признание статуса эмоциональных вычислений как самостоятельной научно-исследовательской ниши и рост публичного интереса к этой сфере наблюдается приблизительно с 2000 года, когда Розалинд Пикард (Rosalind Picard) опубликовала свою книгу под знаковым названием «Affective Computing» — именно эта монография положила начало профильным исследованиям в MIT. Позднее к ним подключились ученые и из других стран.
Информация в нашем мозгу эмоционально предопределена, и мы часто принимаем решения просто под воздействием того или иного эмоционального импульса. Именно поэтому Пикард в своей книге представила идею конструирования машин, которые были бы непосредственно связаны с человеческими эмоциями и даже способны оказывать на них воздействие.
Наиболее обсуждаемым и распространенным подходом к созданию приложений affective computing является построение когнитивной модели эмоций. Система генерирует эмоциональные состояния и соответствующие им экспрессии на основании набора принципов [формирования эмоции], вместо строгого набора пар «сигнал — эмоция». Её также часто объединяют с технологией распознавания эмоциональных состояний, которая ориентируется на признаки и сигналы, проявляющиеся на нашем лице, теле, коже и т. д. На изображении ниже представлены несколько эмоций, классифицируемых по мимическому каналу:
Эмоции: злость, страх, отвращение, удивление, счастье и грусть (источник)
Эмоции считаются определяемыми процессами. Поэтому задачей affective computing становится достижение взаимодействия с пользователем в манере, приближенной к обыденному человеческому общению — машина должна подстраиваться под эмоциональное состояние пользователя и влиять на него. Для такого подхода были даже придуманы правила, сформулированные американскими исследователями Ортони, Клором и Коллинзом (Ortony, Clore and Collins).
Среди релевантных примеров систем «эмоциональных вычислений» стоит выделить работу Розалинд Пикард и её коллег. С целью повышения результативности обучения студентов учеными была предложена оригинальная эмоциональная модель, построенная на базе циклической модели Рассела. В конечном счете они хотели создать электронного компаньона, отслеживающего эмоциональное состояние студента и определяющего, необходима ли ему помощь в процессе освоения новых знаний.
Циклическая модель Рассела (источник)
Интересным применением программных решений, разрабатываемых группой Пикард в MIT, является обучение детей, страдающих аутизмом, определению собственных эмоций и эмоциональных состояний окружающих людей. Все это послужило стимулом к возникновению компании Empatica, которая предлагает потребителям (в том числе больным эпилепсией) носимые браслеты под брендом Embrace, регистрирующие кожно-гальванический рефлекс (GSR) и позволяющие в реальном времени мониторить качество сна, а также уровни стресса и физической активности.
Еще одна компания, у истоков которой стояли Розалинд Пикард и её аспирантка из MIT Рана Эль Калибу (Rana el Kaliouby), носит название Affectiva. Разработчики компании выложили свой SDK на платформе Unity, открыв доступ сторонним разработчикам для экспериментов, тестов и реализации всевозможных микропроектов. В активе у компании на текущий момент крупнейшая в мире база проанализированных лиц — более пяти миллионов экземпляров, а также опыт первопроходца в ряде индустрий, где до того технология распознавания эмоций практически не принималась в расчет, однако анализ по-прежнему ведется только в пределах шести базовых эмоций и одного канала (микроэкспрессии лица).
В этом русле в наши дни развиваются многие лаборатории и стартапы. Например, Sentio Solutions разрабатывает браслет Feel, отслеживающий, распознающий и собирающий данные об испытываемых человеком эмоциях в течение дня. Одновременно мобильное приложение предлагает рекомендации, которые должны сформировать у пользователя положительные, с эмоциональной точки зрения, привычки. Встроенные в браслет сенсоры мониторят сразу несколько физиологических сигналов, таких как пульс, кожно-гальванические реакции, температуру кожи, а алгоритмы системы переводят биологические сигналы на «язык» эмоций.
Стоит упомянуть и компанию Emteq. Их платформа Faceteq не только способна отслеживать состояние водителя автомобиля [усталость], но и используется в медицинских целях — специальное приложение оказывает практическое содействие людям, страдающим от паралича лицевого нерва. Ведутся работы и по внедрению решения в сферу виртуальной реальности, что позволит VR-шлему проецировать эмоциональные реакции пользователя на аватар.
Будущее
Сегодня, в 2017 году, стратегической целью исследований в области «эмоциональных вычислений» и EDRS является выход за пределы узких рамок моно- или биканальной логики, что позволит приблизиться к реальным, а не сугубо декларируемым (положим, механически объединяющим микроэкспрессии с носимыми биодатчиками или айтрекингом), сложным мультимодальным технологиям и методам распознавания эмоциональных состояний.
Компания Neurodata Lab как раз и специализируется на разработке высокоинтеллектуальных технологических решений по распознаванию эмоций и внедрении технологий EDRS в различные отрасли экономики: масс-маркетные проекты, интернет вещей (IoT), робототехнику, индустрию развлечений, интеллектуальные транспортные системы и цифровую медицину.
При этом наблюдается плавный переход от анализа статических фотографий и изображений к динамике аудиовидеопотока и коммуникативной среды в разнообразных её проявлениях. Все это задачи нетривиальные, решающие многие узловые проблемы отрасли и требующие проведения углубленных исследований, сбора огромных массивов данных и комплексной интерпретации реакций человеческого тела (вербальных и невербальных).
Людям неинтересно общаться с неэмоциональными агентами, со стороны которых нет никакой эмоциональной отдачи, никакого отклика. Ученые прикладывают значительные силы, чтобы кардинально изменить ситуацию, однако они сталкиваются с определёнными сложностями. Одна из них — отсутствие в вычислительных системах нейронов. Внутри таких систем имеются только алгоритмы, и это объективная данность.
Человечество пытается понять, каким образом формируются те или иные психологические феномены, чтобы воспроизвести их внутри вычислительных систем. Например, этим занимается правительство США, разрабатывая архитектуру TrueNorth, в основе которой лежат нейробиологические принципы. Процессор имеет неклассическую архитектуру, то есть не придерживается архитектуры фон Неймана, а вдохновлен некоторыми моделями работы неокортекса (о чем подробно рассказывает в своих текстах Курцвейл).
В будущем [а оно может оказаться и не столь далеким, как кажется на первый взгляд] прогресс подобных технологий даст возможность сконструировать самообучающиеся системы, не нуждающиеся в программировании. К ним придется применять совершенно иные техники обучения. И нельзя исключать того, что в результате развитие вычислительной техники пойдет совсем в другую сторону.
Источник