Статья «три склонения существительных» — урок-путешествие.
Тип урока: комбинированный
Цель: повторение изученного материала по теме “Склонения имен существительных”; научить определять склонения имен существительных при помощи вспомогательной схемы; показать учащимся место типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
Просмотр содержимого документа
«Статья «три склонения существительных» — урок-путешествие.»
Три склонения имени существительного.
(Повторение изученного материала с использованием интерактивной доски)
Тип урока: комбинированный
Образовательные: повторение изученного материала по теме “Склонения имен существительных”; научить определять склонения имен существительных при помощи вспомогательной схемы; показать учащимся место типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
Коррекционно-развивающие: развитие внимания и памяти при работе с вспомогательными схемами, с учебником, текстами упражнений; при использовании ИКТ.
Воспитательные: способствовать воодушевлению учащихся к изучению родного языка, воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, усидчивость, целеустремленность, фантазию, аккуратность.
Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал, компьютерная презентация, ПК, на доске план урока по островам:
1. Остров «Припоминай-ка»
2. Остров «Вспоминай-ка»
3. Остров «Объясняй-ка»
4. Остров «Отгадай-ка»
5. Остров «Запоминай-ка»
I.Организационный момент (на экране 1 слайд)
— Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Покажите с помощью больших пальчиков ваше настроение. Отлично, молодцы! В классе стало светлее от ваших улыбок.
Проверка готовности к уроку.
Итак, все ли готовы путешествовать? Давайте проверим, все ли у нас готово к нашему странствию по слову ТРУД (Т-тетрадь, Р-ручка, У-учебник, Д-дневник).
II. Сообщение целей и задач урока
На море-окияне, на острове буяне,
Стоит град велик, о себе знать велит.
В граде том живет властитель-
Языка он повелитель
Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
Одолеем все преграды и заслужим мы награду!
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний к неведомым берегам загадочного острова.
Откройте тетради, запишите число, классная работа, отступите одну строчку для темы урока, мы ее запишем позже.
Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.
(На экране 2-ой слайд)
Знакомство с картой «путешествия».
III. Актуализация имеющихся знаний.
А у нас на горизонте остров «Припоминай-ка». Сбросить якорь! Остановимся для исследования острова!
Ребята, давайте соединим слова с их грамматическими характеристиками. Начиная с первого ряда, работаем устно, по цепочке.
Вы прекрасно справились с заданием! Давайте теперь попробуем составить предложения с этими существительными, Итак, составьте три интересных предложения с различными словами из списка. Работаем самостоятельно у себя в тетрадях.
Молодцы, у вас получились очень интересные предложения.
Поднять якорь! Полный вперед! Следующая остановка на острове «Вспоминай-ка».
IV. Словарная работа. Остров “Вспоминай-ка”
Уважаемые мореплаватели, просьба заполнить кроссворд со словарными словами, которые вы уже изучали.
2. И попались нам в садки.
Только шустрые . (мальки)
5. Учит в школе нас не зря
. первая. (учительница)
6. Крутится – вертится ветряная … (мельница)
7. Принес хлопот немало
Подарок Скоропеи:
…. жена украла,
Мартын в тюрьме за дверью. (кольцо)
1. Мы возьмем с собой …. (коньки)
И отправимся гулять,
Нам ребята предложили
В хоккей с ними поиграть.
2. Держись, мой…. (мальчик)
На свете два раза не умирать… (К. Симонов «Сын артиллериста»)
3. Вдаль бежит дорога,
…. без конца,
Поезду осталось
Ехать два часа (рельсы)
4. Стал натягивать гамаши,
Говорят ему: “Не ваши!”.
Одевать он стал …,
Говорят ему: “Не то!”.
Уважаемые мореплаватели, жители острова «Вспоминай-ка» восхищаются вашей эрудированностью!
Поднять паруса! Лево руля! Держим курс на остров «Объясняй-ка».
V. Объявление темы урока
До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались,
Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
Три защитника, без сомнения, называются – склонения.
Защитить владыку рад – и проверить всех ребят.
Отвечайте дружно – вот и все что нужно!
Путешественники, запишите, пожалуйста, в пропущенную строчку тему нашего урока «Три склонения имен существительных».
VI. Заполнение вспомогательной схемы, используя возможности презентации.
Во время того, как на интерактивной доске всплывают слайды со словами того или иного склонения, дети сами пытаются определить, к какому склонению относятся эти слова, а далее слайд показывает правильный ответ, по которому учащиеся проверяют, верны ли их рассуждения. Правильные ответы ребят, сверенные с правильным ответом на слайде, ребята вместе с учителем вписывают в схему.
(Слайды №8,9,10,11,12,13,14)
Ребята, определите, к камому же склонению относятся слова на каждом из слайдов. Попутно с вашими ответами мы будем заполнять нашу схему.
Три склонения имен сущ-ых
1скл. 2 скл. 3 скл.
Ж.р.: -а,-я ср. р.:-о,-е ж.р.: Ь на конце
М.р.:-а,-я м.р.:
башня облако дочь
дядя солнце помощь
Отличная работа, ребята! Этот трофей с острова «Объясняй-ка» поможет вам определять склонения существительных в дальнейших приключениях.
Работа с перфокартами.
Жители острова «Объясняй-ка» не хотят нас так просто отпускать, они хотят удостовериться в ваших знаниях, поэтому они предлагают вам испытать свои умения на перфокартах.
Источник
Конспект урока русского языка для 5-го класса по теме: «Три склонения имен существительных»
Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”.
Задачи:
- Образовательные:обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
- Коррекционно-развивающие:развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
- Воспитательные:способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.
Оборудование: электронная презентация (Приложение), ПК.
План урока
I. Организационный момент
Основная часть.
- Сообщение целей и задач урока.
- Актуализация имеющихся знаний.
- Словарная работа.
- Объявление темы урока.
- Заполнение таблицы по теме.
- Отгадать ребусы.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала, отработка полученных умений.
- Индивидуальные задания.
Заключительная часть
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
II. Сообщение целей и задач урока
На море-окияне, на острове буяне,
Стоит град велик, о себе знать велит.
В граде том живет властитель-
Языка он повелитель
Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
Одолеем все преграды и заслужим мы награду!
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний к острову, название которого узнаем позже. Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.
Знакомство с картой “путешествия”.
III. Актуализация имеющихся знаний. Остров “Припоминай-ка”
Цель: активизировать знания учащихся о грамматических категориях имени существительного. Развитие связной письменной речи через составление предложений.
- Соединить слова с грамматическими характеристиками.
- Составить с этими существительными предложения.
IV. Словарная работа. Остров “Вспоминай-ка”
Цель: отработать умение детей писать правильно слова с безударными гласными в корне слова. Учить мыслить логически.
Заполнить кроссворд со словарными словами, изученными ранее. Из ключевых букв составить слово (склонение).
2. И попались нам в садки.
Только шустрые .
5. Учит в школе нас не зря
. первая.
6. Крутится – вертится ветряная …
7. Принес хлопот немало
Подарок Скоропеи:
…. жена украла,
Мартын в тюрьме за дверью.
1. Мы возьмем с собой ….
И отправимся гулять,
Нам ребята предложили
В хоккей с ними поиграть.
2. Держись, мой….
На свете два раза не умирать…
3. Вдаль бежит дорога,
…. без конца,
Поезду осталось
Ехать два часа
4. Стал натягивать гамаши,
Говорят ему: “Не ваши!”.
Одевать он стал …,
Говорят ему: “Не то!”.
Какое слово у нас получилось? Как выдумаете, зачем оно здесь появилось?
V. Объявление темы урока
До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались,
Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
Три защитника, без сомнения, называются – склонения.
Защитить владыку рад – и проверить всех ребят.
Отвечайте дружно – вот и все что нужно!
VI. Заполнение таблицы по теме
Цель: на примере заполнения таблицы повторить понятие склонения имени существительного, вспомнить какие слова к какому склонению относятся, подобрать самостоятельные примеры.
Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.
Заполните перфокарты (по вариантам).
Цель: закрепить полученные знания, определить учащихся, которые затрудняются в определении склонения имени существительного.
1 вариант.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
капуста | ||
ночь | ||
зверь | ||
мышь | ||
дерево |
2 вариант.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
брат | ||
печь | ||
река | ||
море | ||
яблоня |
VII. А теперь давайте с вами немного поиграем и покажем “защитникам”, что в игре тоже можно проявить свои знания. Отгадать ребусы (см. Приложение).
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
IX. Закрепление изученного материала, отработка полученных умений
Цель: закрепить и отработать на практике умению актуализированные и полученные во время урока. Работать над развитием мыслительных операций детей.
1) (Устная работа с компьютером.) Прочитайте группы существительных. В каждом столбике найдите ошибку. Правильно запиши существительные по склонениям. Что обозначают эти существительные?
Тревога
Надежда
Забота
Отвага
Вера
Скука
Зависть
Обида
испуг
стыд
восторг
счастье
радость
ужас
веселье
покой
печаль
грусть
страх
любовь
жалость
привязанность
гордость
корысть
2) (Письменная работа в тетрадях). Прочитай имена существительные. Подумай, что общего у существительных каждого ряда. Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение).
Помощь, помощник, помощница;
Злость, зло, злоба;
Медведь, медведица, медвежонок;
Лень, лентяй, ленивица;
Пень, пенек, опенок;
Дождь, дождинка, дождевик;
Лошадь, лошадник, лошадка;
Огонь, огонек, огниво.
X. Индивидуальные задания (письменная работа учащихся)
1 дифференцированная группа: выписать из текста существительные, распределить их по столбикам в зависимости от склонения. Темные тучи обложили небо. Налетел ветер. Просыпались тучи снежным дождем. Засвистела косая метель. Заскользила по земле яростная поземка. Помчались по дорогам снежные вихри. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыбка в белых сетях. |
2 дифференцированная группа: Определить склонение слов, выделенных в тексте. Над деревней Кашино нависла темная туча. Крупные капли дождя застучали по крышам домов. Хлынул дождь как из ведра. Аленка и Юля побежали прятаться. |
3 дифференцированная группа: прочитать слова, определить их склонение, соединить линиями.
Солнце сирень черемуха платье декабрь пальто лук космос | ракета новость окно зонтик осень небо огород |
XI. Итоги урока
- Сколько склонений существительных имеется в русском языке?
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
XII. Домашнее задание
Выполнить упражнение в учебнике, провести грамматический разбор выделенных слов.
3 дифференцированная группа: выполнение индивидуальных заданий, аналогичных выполненным в классе.
Источник