С ЧУВСТВА ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА
ГКС(К)ОУ «Школа-интернат для глухих детей»
С ЧУВСТВА ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА
(Методические рекомендации для 10-11 классов. Работа по картинам)
В эстетическом воспитании не слышащих учащихся важную роль играет обучение анализу произведений искусства, в частности живописи. Этот вид работы у школьника развивает глубокое восприятие произведений искусства, адекватное замыслу художника. Дети должны не только увидеть, что изображено на полотне, но и постараться почувствовать переданное художником настроение, понять, что испытывал автор, что хотел рассказать, создавая картину.
Как же научить детей такому восприятию?
Предлагается два вида восприятия и разбора:
1. Традиционный — начать анализ с содержания описать то, что изображено, обратиться к сюжету картины и лишь, потом охарактеризовать изобразительные средства.
2. Сложный — начать с колорита картины как одного на основных средств выражения настроения
Сложный вид восприятия и работа над ним.
Понять картину — значит, прежде всего, почувствовать, эмоционально пережить увиденное, поразмыслить.
Но как научить чувствовать настроение? Обратимся к цветовой гамме полотна. Цвет является одним из основных выразительных средств живописи, несущий в себе психологический и символический смысл.
Особое внимание учеников стоит обратить на то настроение, которое вызывает у нас окружающая природа, ее цветовая гамма.
Учащимся можно предложить посмотреть из окна и попробовать описать чувство, вызванное состоянием природы в дождливый осенний день или когда на землю плавно падает снег, или ранней весной, когда непогода и распутица загоняют людей домой. Эти состояния природы отличаются неяркой цветовой гаммой. С помощью ключевых слов мрачно, пасмурно, дождливо, сыро, снегопад, вьюга учим детей выражать свои ощущения, вызванные увиденным. Эти краски природы вызывают чувства грусти, задумчивости, успокоения.
Голубое небо: светло, тепло, пение птиц, шелест листьев.
Напротив, краски солнечных дней — контрастные, насыщенные — пробуждают радость, возбуждение. Если наблюдения с окна, экскурсии, прогулки станут частыми, то учащиеся научатся сопереживать, любить природу, людей.
Вот где сходство, состояния души и красок природы!
Обращаем внимание, что состояние души можно выразить с помощью красок.
На уроках рисования, литературы нарисовать иллюстрацию к рассказу или сказке, или зарисовать бытовую сценку в разных цветовых гаммах, в зависимости от настроения.
Художники выражают состояние своей души, свои настроения через цвет.
Рассматривая картину, дети должны понять настроение автора.
Основное внимание уделяем цветовому решению картины. Лучше полотна рассматривать в сравнении. Можно предложить В. Васнецова «Аленушка» и А. Архипова «Девушка с кувшином».
Можно использовать произведения И. Шишкин «Сосны, освещенные солнцем». А. Куинджи «Березовая роща», И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели».
— Рассматриваем внимательно картины: какое настроение у каждой из них?
(о картине «Аленушка»).
Краски темные, грустное настроение.
Девушка печалится, душа плачет, нет настроения, переживает. Это художник выражает красками и выражением лица.
— Настроение второго полотна «Девушка с кувшинами» было объяснено так: «Все яркое — значит, весело». Много красного цвета — это совсем не грустно, женщина улыбается.
Здесь как будто очень жарко, душно, это потому, что много красного цвета. Настроение определено, теперь учителю предстоит подвести к мысли о том, какие же герои изображены на полотне.
Далее учитель предлагает рассмотреть картину «Аленушка» (название еще не сообщено). Учитель обобщает. Вы совершено точно определили настроение картины — природа изображена в мрачных тонах, темные краски, поэтому мы чувствуем грусть, печаль. Но отчего же грустит эта девушка?
Давайте попробуем вглядеться повнимательнее и определить, где она находится, почему она оказалась здесь, что могло произойти?
На доске опорные слова: грустно, листья, что-то случилось, боль, переживания и т.д.
Дети начинают рассматривать изображение леса, болота, приходя к выводу, что художник не случайно передал нам их мрачное состояние. Лес не веселит, не радует, срываются желтые листья, навевающие грустные мысли. Болото поражает своей чернотой. Учитель предлагает учащимся обратить внимание на то, что героиня не случайно пришла к болоту, и побуждает детей вспомнить сказку, в которой болотная вода принесла столько бед брату и сестре. Так, через анализ изображенного, детей подводим к имени героини. Только теперь сообщается название произведения. Подобным образом проводится работа со вторым полотном.
Различие лишь в том, что это произведение посвящено неизвестной нам героине. Неотъемлемой частью работы над произведением является словарная работа.
Художник изобразил женщину яркими красками, улыбающуюся, крупными мазками, что создает ощущение объема, колоритности образа. Девушка сидит не так, как Аленушка, а спокойно, вольготно. Настроение у девушки совсем не такое, как у Аленушки, она жизнерадостна, спокойна» сильна! Мы чувствуем, что художник залюбовался ее красотой и вот так, на одном дыхании, в порыве вдохновения создал этот портрет. Детям можно пофантазировать, кто эта женщина, чем она занималась, н т.д.
Так дети анализируют многие полотна. Вопросом: «Какое настроение полотна» определяют: весело или грустно становится нам при рассмотрении картины.
Цветовое решение картины помогает понять содержание произведения.
Так дети анализируют многие полотна. Вопросом: «Какое настроение полотна?» определяют: весело или грустно становится нам при рассмотрении картины.
Цветовое решение картины помогает понять содержание произведения.
Предварительная подготовка к уроку: экскурсия в осенний лес и на берег реки, беседа на уроке литературы, беседа о пейзаже на ИЗО, запись слов в словаре, связанных с осенью: листва, золотая осень, желтый, багряный, огненно-красный. Составить небольшое описание картины.
— Дать задание учащимся найти самостоятельно сведения о художнике И.И. Левитане. Работаем над сочинением-описанием по картине ИИ Левитана «Золотая осень».
Формируем умение строить текст в определенной композиционной форме, определять главную мысль сочинения. Путем речевой подготовки развиваем способность точно употреблять слова и предложения в устной и письменной речи
Оборудование репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», словарь, стихи о природе, листья разные: желтые, красные, сухие.
Беседа с учащимися о проведенной экскурсии. Какие краски появились у природы осенью? А как красоту осени можно сохранить даже зимой? /собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать/. Записать слова на доске, проговорить.
— Как называется картина с изображением природы?
— Пейзаж /запись на доске, проговаривают все вместе/.
Многие художники с огромной любовью и теплотой изображали нашу скромную, наполненную тихой прелестью русскую природу. Среди них И.И. Левитан (1860-1900 г.г.)
1. Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве И.И. Левитана. Художник к своей творческой работе относился очень строго. Современники называли И.И. Левитана поэтом русской природы. За 25 лет — около тысячи картин, рисунков, эскизов.
2. Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».
3. Словарная работа весело, печально, грустно, радостно.
— Какое общее впечатление от пейзажа:
— Радостное или грустное? /обратить внимание на краски/.
— А почему так кажется?
— Цвета картины подсказывают желтый, красный, и т.д.
— Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?
— Какое можно отнести к данному пейзажу?
— Ходит осень по дорожке;
Промочили в лужах ножки.
Дождик так и льется.
— Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыхание.
Класс разделить на 2 группы. Обе группы подбирают синонимы.
Полный словарный разбор: подбор синонимов, определение частей речи и какими членами предложения они являются.
— Каков, по-нашему, замысел художника?
— Почему картина называется «Золотая осень»?
— Когда бывает лес таким, каким на картине И.И. Левитана, в начале или в конце осени, в сухую или дождливую погоду?
— Все ли деревья одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными /показать на картине и записать в словарь, проговорить/.
— Прямо ли течет река или меняет свое направление?
— Почему вода в начале реки темная, а дальше светло – голубая?
— Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане?
— Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие? /Слово крестьянские объясните — пишем на доске/.
Обобщение о замысле художника делают учащиеся самостоятельно. Работая в парах, учащиеся учатся обобщать, анализировать и делать выводы.
— Обычно осень — время увядания природы, вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается сухая и теплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение.
Огненно-золотистый, багряный цвет на картине завораживает. (Подобрать синонимы к словам и записать на доске).
Художник дает почувствовать нам красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного света. (Золото — цвет желтый, поэтому золотая осень).
— Проговорить: золотая осень, багряные листья, залах сухой травы и листьев, свежее дыхание, увядание.
5. Работа над речью:
а) подберите синонимы /определение синонимов/ к словам:
художник-живописец, пейзажист, мастер кисти, создает — пишет, картина — полотно, репродукция, увядание — вялость, несвежесть.
При описании используем названия цветов, оттенков желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый.
Составить предложения с любым из этих слов.
6. Из данных слов составить предложения: лучи, греют, солнечные, ярко освещают природу, накрыты, березы, молодые, покрыты, золотой листвой.
Плавают легкие облака розовые. Плывут по голубому небу. Как правильно?
7. Обратить внимание на правописание слов здесь, справка, слева, рядом,
вблизи, вверху.
8. Составление и запись плана.
1. Какое время года изображено на картине?
2. Какое впечатление производит она на вас?
3. Что вы видите на переднем плане? Вдали?
4. Какие цвета преобладают в пейзаже? Перевести мимикой, проговорить дактилем, заменить знакомыми по смыслу словами.
5. Что вам особенно нравится в полотне И.И. Левитана?
Самостоятельно пишем на черновике свой вариант сочинения.
Зачитываем самые удачные варианты, пишем на доске вместе.
Источник
Анализ отрывка повести Н. Гоголя «Невский проспект» с самого начало и до слов «. всегда в немецких сюртуках гуляющим
Ответ или решение 1
1. Границы эпизода: первое предложение произведения — до слов «гуляющим целою толпою и обыкновенно под руку».
2. В эпизоде описывается Невский проспект: даётся характеристика как самой улицы, так и тех, кто по ней передвигается: рабочий люд, няни с детьми, чиновники, «молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари», «почтенные старики» и «те эстампы, которые не смеют показаться среди дня».
3. Сначала автор восхищается красотой Невского проспекта. Затем он с увлечением и иронией рассказывает о «нужном народе», который «плетётся» на работу, затем о беззаботных няньках, гуляющих с детьми и о всех, кто посещает проспект в течении дня. К концу эпизода авторский тон меняется: он становится таинственным и «заманчивым», как и сам Невский проспект.
4. Композиционно эпизод состоит из четырёх частей, каждая из которых описывает Невский проспект в определённое время дня: 1-ая — с раннего утра до 12 часов, 2-ая — с 12 часов до 16, 3-я — с 16 до вечера, 4-ая — поздний вечер и ночь. Каждой части соответствует определённые персонажи, которые «прогуливаются» по проспекту.
5. Гоголь использует многочисленные метафоры («мальчишек, бегущих молниями»), антитезы («неуклюжий грязный сапог» — «миниатюрный, лёгкий башмачок»), сравнения («как серебряное блюдо», «как дым», «как подсолнечник к солнцу»). Он поэтапно описывает Невский проспект, чтобы вскрыть его сущность: от восхищения его красотой он переходит к таинственному тону, который говорит о «переменчивости», «неверности» происходящего, намекая на будущие события. Эпизод описания Невского проспекта имеет большое значение для определения основной идеи произведения: эта улица настолько необычна, «неверна», «фантастична», что в ней «всё видится в ином свете» и кажется не тем, что есть на самом деле. Этот эпизод объясняет дальнейшее развитие сюжета, почему главные герои запутались и не смогли получить того, чего хотели.
Сюртук — мужской приталенный пиджак до колен, напоминающий пальто.
Фрак — мужской парадный костюм для торжественных церемоний и вечеров.
Салоп — женская верхняя одежда в виде накидки с прорезями для рук или небольшими рукавами.
Фантасмагория — причудливое нагромождение чего-либо, хаос, сумбур.
Источник
Определи настроение чувство развитие авторской мысли
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)
Уроки литературы в 10 классе[1]
УРОК 27
Н. В. Гоголь. «Невский проспект».
Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода
Цель:
ввести учащихся в художественный мир «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя; помочь «увидеть» образ Петербурга; обучать умению давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; совершенствовать умение работать с эпизодами художественного произведения (анализ); развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.
Оборудование:
учебник, раздаточный материал, портрет писателя, иллюстрации к повести, открытки с изображением современного Петербурга; слайды с изображением Невского проспекта.
Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о своеобразии художественного мира «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя; принимают участие в беседе; выполняют анализ эпизода художественного произведения.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
«Умники и умницы»: сопоставительная работа в парах
с аргументацией своего мнения Задание.
Гоголь осознавал противоречивость своего характера и творчества: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно».
Сравните следующие высказывания о повести «Шинель» известных критиков. Мотивируйте, какая из них представляется вам наиболее убедительной.
«Гоголь не грозит хозяевам жизни, а лишь убеждает их в том, что Акакий Акакиевич — такой же человек, как и они» (Г. Гуковский).
«В финале звучит тема страшной мести; ненависть и презрение продиктовали Гоголю гневный и скорбный финал повести» (B. Ермилов).
«…Гоголю была принципиально чужда идея насильственных действий… Гоголь верит, что можно перевоспитать погрязших в пороках…» (Г. Макогоненко)
«…Произведения Гоголя объективно возбуждали мысль о необходимости иной жизни, иных социальных порядков» (C. Машинский).
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
— Значительную часть своей жизни Н. В. Гоголь провёл в Петербурге. Приехал он в Петербург девятнадцатилетним юношей в декабре 1828 г., а покинул его знаменитым писателем и драматургом в декабре 1836 г. Н. В. Гоголь провёл в Петербурге «одну из самых свежих и впечатлительных эпох своей жизни», по отзыву В. Г. Белинского.
«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал,— разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года.— Я его воображал красивее и великолепнее».
«Трудно охватить общее выражение Петербурга»,— писал Гоголь в статье «Петербургские записки 1836 года»,— потому что в городе этом царит разобщение: «как будто бы приехал в трактир огромный дилижанс, в котором каждый пассажир сидел, во всю дорогу закрывшись, и вошёл в общую залу потому только, что не было другого места. Столица словно большой постоялый двор, где каждый сам по себе и никто не знаком друг с другом».
Молодым человеком Гоголь приехал из родной Малороссии в Петербург и за короткое время успел познакомиться с жизнью столичных чиновников и петербургских художников — будущих своих персонажей. Писатель словно повторил этот маршрут, перенеся мир своего творчества из Диканьки и Запорожской Сечи на Невский проспект.
И сегодня на уроке мы совершим с вами экскурсию по «гоголевскому» Петербургу, в центре нашего внимания — Невский проспект — «всеобщая коммуникация Петербурга».
IV. Работа над темой урока
1. «Под сенью дружных муз…»:
работа с иллюстративным материалом
(Панорама Невского проспекта В. С. Садовникова) с комментариями заранее подготовленных учащихся
Примерные комментарии
К моменту появления Гоголя в Петербурге завершалось формирование основных архитектурных ансамблей города. Благодаря работам крупнейших архитекторов конца ХVIII — начала XIX вв. — К. И. Росси, Д. Кваренги, А. Воронихина, А. Захарова, Санкт-Петербург приобрёл тот «строгий, стройный вид», который воспел А. С. Пушкин.
«Державное течение» Невы, «громады дворцов и башен», пространства величественных площадей завораживали юного Н. В. Гоголя своей строгой красотой, напоминали о тех знаменательных событиях, которые здесь разворачивались. Популярнейшим местом в Петербурге был Невский проспект. Развиваясь вместе с городом, Невский, его главная коммуникация, в начале XIX в. окончательно утверждается как парадная часть Петербурга, как излюбленное место гуляний его жителей.
Известно огромное количество изображений Невского проспекта! К числу самых достоверных портретов Невского проспекта относится известная панорама крепостного художника Василия Семёновича Садовникова, которая сразу после первого выпуска в 1830 г. приобрела огромную популярность. Её покупали и для украшения интерьеров, и в подарок друзьям. Тщательнейшая передача архитектуры зданий и множество бытовых деталей, фигур (портретов жителей проспекта) сделали эту панораму ценнейшим документом эпохи.
Отличительная черта художника — способность видеть Петербург не только в изысканных линиях его строгой архитектуры, но и в живой жизни шумных улиц, в криках разносчиков и фонарщиков, в движении разноликой толпы и экипажей.
Известно, что в 1836 г. Н. В. Гоголь послал эти изображения проспекта своей матери на Украину.
2. Объяснение учителя
— Санкт-Петербург и петербургская действительность, общение с А. С. Пушкиным и литераторами его круга, с выдающимися деятелями культуры сформировали и Гоголя-писателя. Большинство его произведений было задумано и написано именно здесь. Петербургские повести «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет» отразили неповторимое своеобразие облика города.
Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё».
Главная улица Николаевской империи была воспринята Н. В. Гоголем как своеобразное «зеркало», в котором отразился «весь Петербург». «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы?» — восклицает писатель в начале своей повести. «О, не верьте этому Невскому проспекту. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — восклицал он. Внешнее великолепие проспекта не заслонило от острого взгляда писателя противоречий «во всякое время» заполняющей его пёстрой «дворянской, чиновничьей, купеческой, лакейской толпы».
Давайте вместе с Гоголем пройдёмся по проспекту.
3. Выборочное чтение учащимися
эпизода из повести «Невский проспект»
(от начала повести до слов «…всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку») с последующим анализом
4. Словарная работа (обращение к записи на доске)
• Каково лексическое значение представленных слов и выражений: сюртук, фрак, салоп, фантасмагория, пестрядевый, штоф, редингот, веленевая бумага,, фризовая шинель, ридикюль, демикотоновый сюртук, эстампы, агат, алебарда, ливрея, чухонка, фагот, опиум, ключница, инвалидный солдат, капуцин, швабский немец, кабриолет, фунт, рапе, живёт на фуфу?
5. Ознакомление с памяткой
«Анализ эпизода художественного произведения»
(раздаточный материал)
Анализ эпизода художественного произведения
Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением, при устном ответе, в сочинении и т. п. Но анализ эпизода — это ещё и вид школьного сочинения, который можно отнести к одному из самых трудных.
Необходимо:
• установить границы эпизода;
• определить основное содержание эпизода и участвующих в нём персонажей;
• проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков;
• рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет;
• проследить логику развития авторской мысли;
• отметить художественные средства, которые создают эмоциональную атмосферу эпизода;
• показать роль этого эпизода в произведении, то, как он связан с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла.
Последняя из перечисленных задач является самой главной, так как при анализе эпизода нам важно показать, как общий идейный замысел всего произведения в целом отражается в каждой его части.
Главная опасность — замена анализа (анализ — это метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы) пересказом эпизода!
Анализ эпизода — это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Тема такого сочинения иногда начинается со слова «роль»: «Роль первого сна Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”», «Роль диалогов-споров в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”». Но тема, естественно, может быть сформулирована по-другому.
Для полного и достаточного раскрытия такой темы важно увидеть, что её формулировка требует анализа одного или нескольких эпизодов произведения. Следовательно, анализ эпизода в литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значения для образа в целом. Чем зорче взгляд исследователя, тем лучше — и в науке, и в искусстве. Но любой анализ предполагает обязательно и синтез — то, во имя чего выполняется этот анализ: обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений.
6. Анализ эпизода (аналитическая беседа)
• Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?
• Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.
• Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
• Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
• Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.
• Какова функция этого эпизода во всей повести?
7. Обобщение учителя
— Петербург предстаёт перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами. И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!».
И всё-таки, несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, всё же между ними не создаётся ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их,— место встречи,— Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе…».
Гоголь активно использует приём обезличивания. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы дать исчерпывающее представление о пёстрой петербургской толпе. Невский проспект — парадная часть города — представляет весь Петербург. Город существует как бы сам по себе, это государство в государстве — и здесь часть теснит целое.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в группах)
Изобразите в схеме или краткой записи ваше представление о том, что составляет идейную суть повести «Невский проспект».
Комментарий.
Каждая группа представляет свои варианты ответа, после чего происходит обобщение и подведение итогов. Учащиеся отмечают, что образ Невского проспекта разрастается и превращается в символический образ Петербурга, а Петербург — это зеркало, в котором отражается Россия.
VI. Домашнее задание
1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «“Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…” Почему Гоголь так поздно произнёс эту фразу?».
2. Подготовиться к аналитической работе над образами Пискарёва и Пирогова.
Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.
1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)
Источник