- Определение уровня стресса устойчивости
- Тест на стрессоустойчивость по Шрайнеру
- Тест на стрессоустойчивость
- Навигация (только номера заданий)
- Информация
- Тестирование на устойчивость к стрессу
- Результаты
- Рубрики
- Понятие о стрессоустойчивости. Ресурсные способы преодоления стресса. Методы саморегуляции стрессового состояния
Определение уровня стресса устойчивости
При разработке данной методики мы исходили из того, что стрессоустойчивость необходимо рассматривать по отношению к воздействию различных источников стресса, к каждому из которых устойчивость личности может быть выше или ниже. При этом общий уровень устойчивости к стрессу определяется интегративной оценкой сопротивляемости к данной совокупности источников стресса [4].
Методика разрабатывалась в соответствии со стандартом, общей схемой процесса разработки и проверки психометрических данных психодиагностических методик [2; 5].
Целью методики является исследование устойчивости к стрессу и его источникам.
Все процедуры, связанные с разработкой методики, проводились на студентах вузов гуманитарных специальностей. Соответственно контингентом испытуемых являются студенты вузов гуманитарных специальностей. Область применения методики — проведение прикладных исследований и психокоррекция стрессоустойчивости студентов.
По утверждению теоретической модели методики стресс вызывают те явления и события, которые на основании субъективной оценки интерпретируются личностью как угроза, ущерб или вызов [7; 8]. Данная оценка является стрессогенной. Все многообразие потенциальных источников стресса может быть сведено к трем переменным: сам человек, другие люди и характеристики окружающего мира [6]. Если им дается стрессогенная оценка, то возникает стресс, а оцениваемый объект выступает в качестве источника стресса. Напротив, устойчивость к стрессу проявляется нестрессогенной (толерантной или позитивной) оценкой личностью себя, других людей и окружающего мира в целом.
Содержание методики представлено оценочными суждениями испытуемого по отношению к себе, другим людям и окружающему миру в целом. В свою очередь феномен стрессоустойчивости в методике рассматривается через стрессогенную — нестрессогенную оценку испытуемым себя, других людей и окружающего мира.
Количество шкал
1. Шкала «Я сам» (стрессогенная — нестрессогенная оценка собственной личности).
2. Шкала «Другие люди» (стрессогенная — нестрессогенная оценка других людей).
3. Шкала «Мир вокруг» (стрессогенная — нестрессогенная оценка окружающего мира).
0. Общая шкала (общий уровень устойчивости к стрессу).
Формат пунктов: 5-балльные биполярные вербально-числовые шкалы Лайкерта.
Формулирование пунктов методики заключалось в подборе противоположных по значению пар слов, отражающих стрессогенную — нестрессогенную оценку изучаемых переменных. Для каждой шкалы было сформулировано по 36 таких пар таких слов.
Отбор пунктов проводился на выборке из 100 испытуемых путем изучения корреляции каждого пункта с общим баллом по шкалам. Были отсеяны те пункты, которые показали низкую или отрицательную корреляцию с общим баллом. В итоге для каждой шкалы было отобрано по 14 пунктов, из которых затем была осуществлена сборка теста.
Проверка внутренней согласованности и дискриминативности шкал осуществлялась на выборке из 100 испытуемых. Оценка внутренней согласованности осуществлялась при помощи обобщенной формулы Спирмена-Брауна или стандартизированной оценки альфы, оценка дискриминативности — с помощью коэффициента Фергюсона [2; 5].
Коэффициенты внутренней согласованности составили: 0,87 для шкалы «Я сам», 0,89 для шкалы «Другие люди», 0,88 для шкалы «Мир вокруг» и 0,94 для общей шкалы. Коэффициенты дискриминативности для каждой из шкал составили 0,98. Коэффициенты согласованности шкал с общим результатом по тесту составили: 0,72 для шкалы «Я сам», 0,83 для шкалы «Другие люди» и 0,83 для шкалы «Мир вокруг».
Надежность методики, как уже было отмечено выше, изучалась на выборке из 100 испытуемых методом оценки внутренней согласованности.
Валидность методики изучалась путем оценки связей ее результатов с данными других методик по Пирсону на выборке из 150 испытуемых (таблица 1).
Таблица 1 — Корреляции между шкалами устойчивости к стрессу и другими методиками
Шкалы устойчивости к стрессу
Источник
Тест на стрессоустойчивость по Шрайнеру
Для того, чтобы понять, как вы справляетесь со стрессовыми ситуациями, не стал ли стресс хроническим и не угрожает ли он вашему здоровью, пройдите тест на стрессоустойчивость по методике Шрайнера.
Тест на стрессоустойчивость
Навигация (только номера заданий)
0 из 9 заданий окончено
Информация
Тест по определению способности противостоять стрессу был разработан К. Шрайнером и используется с 1993 года. Тестирование по методике Шрайнера применяется для выявления личностных особенностей переживания стресса, определения степени контроля и эмоциональной лабильности человека в стрессовых обстоятельствах.
Стресс – это реакция на воздействие неблагоприятных факторов (стрессоров), что оказывает влияние на поведение человека, его работоспособность и взаимоотношения в социуме. В обиходе люди называют стрессом психотравмирующую ситуацию, которая вызывает стрессовую реакцию. Долговременное пребывание в состоянии стресса ухудшает самочувствие и может вызывать проблемы со здоровьем. Длительное нервно-психическое напряжение способствует развитию психических и соматических заболеваний.
Степень влияния неблагоприятных обстоятельств зависит не столько от ситуации, сколько от личностных особенностей человека, его реакции на эти психотравмирующие обстоятельства, предыдущего жизненного опыта, уверенности в себе, наличия социальных связей, семейной и дружеской поддержки и т.п.
Тестирование на устойчивость к стрессу
Тестирование по методике Шрайнера может быть использовано для взрослых (с 18-ти лет) и не предполагает каких-либо ограничений по образовательным, профессиональным или социальным факторам.
Люди, умеющие управлять своей эмоциональной реакцией в стрессовых ситуациях, меньше подвержены негативному влиянию нервно-психического напряжения.
Для того, чтобы оценить степень вашей стрессоустойчивости, пройдите короткий тест. Результаты диагностики позволят определить, насколько эффективно вы можете управлять стрессом, и требуются ли вам дополнительные навыки по саморегуляции.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Рубрики
Высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях.
Для вас характерно сдержанное поведение в стрессовых обстоятельствах и хороший навык управления собственными эмоциями. Вам легко удается мобилизовать ресурсы организма для преодоления возникшей ситуации. Вы не раздражаетесь по мелочам, а в конфликтной ситуации способны разобраться, в чем состоит ваша вина в ухудшении отношений или неудаче, а в чем – ответственность другого человека. Как правило, вам достаточно полноценного ночного отдыха, чтобы ощущать себя бодрым на протяжении рабочего дня.
Умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях.
Вы не всегда способны адекватно реагировать на стрессовые обстоятельства. Обычно вы сохраняете самоконтроль, но, случается, что несущественные события нарушают эмоциональное равновесие, и вы не можете управлять своими эмоциями. Часто вы не ощущаете себя достаточно бодрым, а к середине дня может накапливаться усталость, труднее становится сконцентрировать внимание и выполнять служебные обязанности.
Возможно, ваше состояние обусловлено переутомлением – в таком случае, для вас важно уделять больше времени отдыху и восстановлению.
Если снижение уровня саморегуляции при стрессе не связано с объективным ухудшением здоровья, то вам рекомендуется выработать эффективные техники контроля над эмоциональным реагированием.
Возможно, избыточная реакция на ситуацию обусловлена вашими личностными особенностями. Тогда вам необходима помощь психолога или психотерапевта, поскольку постоянное нервно-психическое напряжение, в котором вы находитесь, мешает вам в профессиональном плане, во взаимодействии с близкими людьми и провоцирует возникновение конфликтных ситуаций.
Кроме того, недостаточный уровень саморегуляции в стрессовых условиях может со временем приводить к возникновению проблем со здоровьем.
Но не исключено, что снижение способности к саморегуляции при стрессе – это проявление психического заболевания (например: депрессии, тревожно-фобического, обсессивно-компульсивного или посттравматического расстройства, органических поражений головного мозга, эпилепсии или др.).
В такой ситуации вам рекомендуется консультация у врача.
Слабый уровень регуляции в стрессовых ситуациях
Вы часто теряете самоконтроль в стрессовой ситуации, вам не удается владеть собой и управлять своими эмоциями. В случае неудачи, ссоры или конфликта нередко страдаете от чувства вины. Ваша самооценка в последнее время снизилась.
Вы, как правило, чувствуете переутомление и истощение, ощущаете, что сложнее дается привычная деятельность, наблюдается упадок в волевой сфере, трудности с концентрацией внимания и принятием решений. Вам мешает эмоциональная неустойчивость, тревожность и напряжение.
Следует проработать собственные эмоциональные реакции на стрессовые факторы, поскольку они могут быть обусловлены характериологичными особенностями. Скорее всего, для улучшения навыков самоконтроля требуется консультация и помощь психолога или психотерапевта, потому что длительное нервно-психическое напряжение и те негативные эмоции, которые вы переживаете, затрудняют выполнение профессиональных обязанностей, провоцируют конфликты с близкими людьми и коллегами, усиливают одиночество, а со временем могут привести к возникновению проблем со здоровьем.
Необходимо отметить, что указанные проявления могут быть ранними симптомами невротических расстройств (в частности: депрессии, тревожно-фобического, обсессивно-компульсивного или посттравматического расстройства, органических поражений головного мозга, эпилепсии или др.). В таком случае вам крайне необходима медицинская помощь.
Для диагностики вашего состояния проконсультируйтесь с врачом.
Источник
Понятие о стрессоустойчивости. Ресурсные способы преодоления стресса. Методы саморегуляции стрессового состояния
Г. Селье в своей работе «Стресс жизни» отметил, что какова бы ни была причина стресса (холод, жара, боль, тоска или даже счастье), другими словами, какие бы требования ни предъявляла нам жизнь, в организме человека возникают одинаковые физические симптомы.
Специалист МЧС находящийся в зоне ЧС, бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы, — все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к «человеческой машине». Факторы, вызывающие стресс, различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса.
Все включающиеся в организме человека при воздействии стресса приспособительные механизмы Г. Селье назвал «общим адаптационным синдромом», или «стресс-реакцией». Давайте поподробнее рассмотрим этот синдром, который состоит из 3 стадий развития: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения
1. Стадия тревоги — это первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. Этот приспособительный механизм возник еще на заре эволюции, когда для того, чтобы выжить, необходимо было побороть врага или избежать встречи с ним. Наше тело реагировало на опасность взрывом энергии, увеличивающим физические и психические способности. Такая кратковременная «встряска» организма затрагивает практически все системы органов, именно поэтому многие исследователи проблемы стресса называют эту стадию «аварийной».
Традиционно в стадии тревоги выделяют фазу шока и противошока. Как только мозг воспринимает опасность, в кровь в большом количестве выбрасываются гормоны тревоги, сердце бьется быстрее, кровь от внутренних органов устремляется к тем частям тела, которым предстоит действовать (мышцы туловища, рук и ног), печень вырабатывает больше сахара, чтобы обеспечить мышцы энергией. Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в попытке добиться цели любой ценой. Эти, а также другие сложные изменения обычно возникают мгновенно и соответствуют фазе шока. Поскольку чрезмерный избыток гормонов и энергии, а также функционирование систем органов «на износ» являются угрозой для жизнедеятельности организма, довольно быстро на смену шоковой фазе приходит фаза противошока, при которой активизируются первые механизмы, снижающие воздействие стресса.
Таким образом, биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в состояние напряженной готовности — готовности бороться или бежать от опасности.
2. Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени. На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам. В результате этого возникает стойкая адаптация: активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально — организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.
Все изменения, происходящие на этой стадии адаптационного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.
3. Стадия истощения. Если мы длительное время продолжаем идти навстречу стрессу, то наступит момент, когда мы уже не сможем найти силы, чтобы справиться с ситуацией. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая
и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Помощь может прийти только извне — либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора. На этой стадии происходят стойкие дезадаптивные нарушения, и, если стрессор продолжает действовать, организм может погибнуть.
Поскольку стресс связан с любой активностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Со стрессами мы сталкиваемся постоянно, решая те или иные проблемы. Мы можем испытывать стресс, стоя в длинной очереди, сталкиваясь с трудностями на работе и проблемами в семье, когда хотим сделать многое, а времени для этого нет, когда имеются нереализованные возможности и во многих других ситуациях, перечень которых можно продолжать до бесконечности. Но при этом все люди обладают разной устойчивостью к стрессам (стрессоустойчивостью).
К наиболее известным физиологическим особенностям, обеспечивающим повышенную стрессоустойчивость, относят:
• Тип нервной системы. Люди со слабым типом нервной системы менее устойчивы к стрессу. У крайних типов (холериков, меланхоликов) адаптация к воздействию стрессоров не является стойкой. Рано или поздно факторы, воздействующие на психику, приводят к развитию неврозов, которые характеризуются дезорганизацией как психических, так и вегетативных функций. Как правило, у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например, тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью, характеризуются нервозностью и бессонницей. У холериков типичная стрессовая реакция — гнев, страх неудачи и потери контроля, боязнь совершить ошибку. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови. В стрессовых ситуациях они «нажимают» на еду, в результате чего могут становиться тучными. Наблюдается состояние «умственной тяжести», вялости, пересыпания. Сильная нервная система сангвиников позволяет им легче всех справляться со стрессом.
• Гормональные особенности. Люди с пониженным уровнем кортизола в крови менее подвержены воздействию стресс-факторов. Данная особенность наблюдается и у животных. Проводимые в дикой природе эксперименты показали, что в стаде обезьян вершину иерархической лестницы возглавляет самец с наименьшим уровнем кортизола в крови, что делает его способным к быстрым реакциям на угрозу и способствует повышенной выживаемости. Известно, что высокий уровень кортизола не только предрасполагает к сердечно-сосудистым заболеваниям или раку (в зависимости от генетической предрасположенности и влияния среды), но также повышает вероятность депрессивного, меланхолического настроения.
Некоторые личностные черты, обусловливающие повышенную стрессоустойчивость:
- Уровень самооценки. Чем выше самооценка, ощущение важности своего существования, тем больше стрессоустойчивость.
- Уровень субъективного контроля (характеристика степени независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, его личной ответственности за свои действия и поступки). Интерналы считают, что способны влиять на ситуацию, они занимают позицию «Я — не жертва» и берут ответственность за происходящее в свои руки. Тем самым они менее подвержены стрессовым влияниям, чем экстерналы, которые воспринимают ситуацию как результат внешних обстоятельств и, соответственно, более уязвимы.
- Уровень личностной тревожности (устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги). Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности, поддерживающая инстинкт самосохранения. При этом высокая личностная тревожность тесно связана с наличием невротического конфликта, с эмоциональными срывами и психосоматическими заболеваниями. Поэтому открытость, интерес к изменениям и отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития на фоне адекватного уровня личностной тревожности приводит к повышению стрессоустойчивости.
- Баланс мотивации достижения и избегания. Люди, мотивированные на достижение чего-либо, легче переносят стрессовую ситуацию, чем люди, мотивированные на избегание неудач.
В 60-е годы XX столетия считали, что трудоголики с сильной хваткой, цепкие и агрессивные натуры более предрасположены к болезням сердца. Эту группу стали называть «личности типа А». Для них характерны нетерпеливость, подвижность, раздражительность, дух соперничества, честолюбие. Людей данного типа принято относить к зоне риска по возникновению негативных последствий стресса.
Поведение, характерное для типа А:
Надеясь побольше «выжать» из своего дня, тип А стремится все делать быстро, чтобы сохранить время. Люди этого типа едят, ходят, водят машину и говорят в ускоренном темпе.
Тип А практикует «полифазность», то есть делает два или более дел в одно время. Например, некоторые мужчины типа А бреются и принимают ванну одновременно или используют две электрические бритвы, чтобы сэкономить время. А некоторые женщины типа А сушат волосы двумя фенами по той же самой причине. Это люди типа А подписывают бумаги и в это время говорят по телефону на совершенно отвлеченные темы.
Люди типа А своеобразно ведут себя в ситуации выбора. Например, в супермаркете покупатель типа А по мере приближения к кассе будет колебаться, прежде чем выберет очередь. Он обратит внимание на количество ждущих людей, оценит число предметов в каждой тележке и эффективность действий кассиров. И исходя из всех этих фактов, тип А предпочтет самую «быструю» очередь. Вы думаете, что после этого он успокоится? Вместо того чтобы спокойно ждать, личности типа А станут внимательно наблюдать за движением других очередей, чтобы удостовериться, не ошиблись ли они в выборе. Уровень их стрессовых гормонов растет, когда они видят, что другие очереди двигаются быстрее. Они неистово злятся, если их очередь задерживается кем-то, кто проверяет цены по чеку, и буквально «взрываются», когда их очередь наконец-то подошла, а лента в кассовом аппарате закончилась.
Личности типа А склонны к трудоголизму. Если они стремятся к успеху и работают все больше и больше, чтобы достичь своих целей, то у них могут возникать проблемы в семье и в общении с окружающими. Они совершенно не умеют расслабляться, отключаться от работы.
По мнению ряда ученых, в опасности не все энтузиасты и трудоголики, а только те, кто враждебно относится к миру. Таким образом, тип А подразделяется на тип
А Враждебный и тип А Усердный. В отличие от людей первого типа, которые достаточно агрессивно настроены к миру, люди второго типа рассматривают любую незнакомую ситуацию как вызов, а не как угрозу. Они используют эту возможность для развития, ждут перемен к лучшему, много для этого делают, считают, что способны сами управлять своей жизнью, и, как правило, менее подвержены стрессу.
Когда люди типа А уверяют, что чувствуют себя при стрессе прекрасно, это говорит о том, что они привыкли к состоянию приподнятости и уверенности, которое создает выброс одного из гормонов стресса — норадреналина.
Симптомы действия норадреналина:
— активная мыслительная работа;
Люди типа В спокойны и не раздражительны. Они не так реактивны, как тип А, но это вовсе не означает, что тип В менее честолюбив и не стремится к успеху. Просто у них другие методы достижения целей. Даже в значимой ситуации люди типа В не паникуют, не теряют самообладания и не действуют в состоянии повышенной тревожности. Они не создают себе ненужного стресса, спокойно реализуют свои возможности, и, как следствие, их здоровье вне опасности.
Исследователи стресса выделили еще один тип личности — «вечно рискующие», или «искатели приключений» (люди типа Т). Их легко можно узнать, поскольку именно они постоянно в поисках приключений, о которых другие даже не помышляют. Например, таких, как прыжки с парашютом или полеты на дельтаплане. Они всегда считают, что «стакан наполовину полон», и не поддаются стрессу.
Беря во внимание личностные особенности, по способам реагирования на стресс людей можно разделить на 3 категории, условно названные «стресс кролика», «стресс льва» и «стресс вола».
К первой категории — «стресс кролика» — относятся те, для кого характерна пассивная реакция на стресс. При этом человек способен только на короткое время активизировать свои немногочисленные силы. Ко второй категории — «стресс льва» — относятся люди, бурно и энергично реагирующие на стресс. Наконец, 3 категория — «стресс вола» — данный тип людей может долго и методично работать на пределе своих возможностей, выполняя большую нагрузку.
Кем же лучше быть — «кроликом», «львом» или «волом»? Однозначного ответа не существует. Бывают ситуации, когда правильнее просто «плыть по течению». Например, начальник в гневе отчитывает своего подчиненного. Объяснить или доказать что-либо человеку, который находиться в таком состоянии, невозможно. Поэтому лучше сберечь свои силы и какое-то время ничего не предпринимать. С другой стороны, бывают ситуации, когда «львиная» реакция может спасти человеку жизнь. Например, известны случаи, когда после постановки смертельного диагноза люди мобилизовали все свои ресурсы и сумели выжить.
Психологи советуют в каждом конкретном случае анализировать ситуацию. Подумать, что зависит от вас, на какие внешние обстоятельства вы можете повлиять, а на какие — нет. И в зависимости от этого выбирать стратегию поведения, характерную для той или иной роли. В экстремальной ситуации влияние темперамента на способ и эффективность деятельности усиливается: человек попадает под управление врожденных программ своего темперамента, требующих минимального энергетического уровня и времени регулирования.
Чем же отличаются друг от друга люди, имеющие разный темперамент? Прежде всего, у них разная эмоциональная организация, проявляющаяся в чувственной подвижности и в склонности лиц разных темпераментов реагировать на ситуацию преимущественно одной из врожденных эмоций, которые отличаются только мощностью. Холерик особенно склонен к проявлению отрицательных эмоций гнева и ярости, сангвиник предрасположен к положительным эмоциям; флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет к эмоциям положительным, а меланхолик быстро поддается отрицательным эмоциям страха и тревоги.
Ярко характеризуют указанные типы темперамента обобщенные бытовые определения: про холериков говорят, что они эмоционально взрывчаты, про сангвиников, что они отличаются эмоциональной живостью, про флегматиков — эмоционально невыразительны, а меланхоликов считают эмоционально чуткими и ранимыми.
Холерики и сангвиники лучше справляются с задачами, в которых есть место творчеству, флегматики и меланхолики—с задачами, требующими жестко регламентированного выполнения.
В целом, люди с сильным типом высшей нервной деятельности легче переносят воздействие стрессовой ситуации, чаще используют активные способы преодоления, совладания, в то время как люди со слабым типом нервной системы склонны к избеганию, уходу от стрессового воздействия, перекладыванию ответственности на других людей или внешние обстоятельства. Максимально бурная, стеническая (раздражение, гнев, ярость) эмоциональная реакция на стресс свойственна людям с холерическим темпераментом, особенно остро они реагируют на возникновение внезапного препятствия на пути к достижению поставленной цели. Тем не менее, они хорошо справляются со срочными неожиданными задачами, так как наличие сильных эмоций «подстегивает» их к активной деятельности. У сангвиников эмоциональный фон немного более спокойный: их эмоции быстро возникают, имеют среднюю силу и малую продолжительность. Источником стресса для обоих типов скорее будет однообразие, монотонность, скука, чем события, требующие активных действий и вызывающие сильные эмоции. Флегматиком чувства овладевают медленно. Он даже приторможен в эмоциях. Ему не нужно делать над собой усилий, чтобы сохранить хладнокровие, поэтому ему легко удержаться от поспешного решения. В ситуации стресса флегматик хорошо справится с отработанными, стереотипными действиями, в то же время не стоит ожидать от него эффективных решений в условиях быстро меняющейся обстановки. Наиболее тяжело стресс переносят меланхолики. Они изначально склонны к эмоциям страха и тревоги, их чувства носят затяжной характер, страдания кажутся невыносимыми и выше всяких утешений. При необходимости действовать в стрессовой ситуации меланхолики будут демонстрировать отсутствие энергии и настойчивости, но их преимуществом может стать высокий самоконтроль. Как уже было отмечено, следует иметь в виду, что указанная типология темперамента является упрощенной схемой, далеко не исчерпывающей возможные особенности темперамента каждого конкретного человека.
Главное помнить, что события, которые нас взволновали сегодня, завтра могут оказаться не такими уж значимыми.
Ресурсные способы преодоления стресса
Все существующие способы преодоления стресса можно разделить на следующие группы деятельности:
1. Физический отдых, который включает в себя все способы восстановления и накопления энергии, происходящие на уровне организма. В первую очередь к ним относится сон, физический отдых и оздоровительные процедуры (зарядка, баня), приём пищи, сексуальная активность, занятия спортом. Поддержание здорового физического состояния и задавание организму регулярных нагрузок поддерживают нас в тонусе, и позволяют легче справляться с возникающими перегрузками. Важно подобрать такой вид спорта, который будет приятен и интересен, иначе спортивные нагрузки могут стать ещё одним источником стресса. Причём важно не столько количество, сколько качество перечисленных выше функций;
2. Общение с природой. Немаловажным источником нагрузок, которые мы испытываем ежедневно, являются условия жизни в городской среде, где на нас воздействуют факторы загрязнения окружающей среды, ускоренного темпа и ритма жизни, необходимости выполнять множество задач одновременно, информационные перегрузки, возникающие за счёт развития современных средств связи и т.д. Поэтому одним из способов снятия накопившегося стресса и перегрузок является отдых на природе, или наличие какой-либо связи с кусочком природы, например, выращивание домашних растений или содержаний домашних животных. К общению с природой относятся также прогулки по лесу, занятия рыбалкой и охотой, наблюдение природных явлений и т.д.
3. Социальное взаимодействие. Близкие отношения с людьми, возможность поделиться с ними своими эмоциями, проблемами, переживаниями, или просто провести время вместе – всё это является ещё одним действенным способом избавления от перегрузок. Главное, чтобы данное общение приносило радость. Можно собраться в компании друзей, можно интересно провести свободное время с семьёй, поиграть с детьми.
4. Познавательная деятельность. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в новом знании, в развитии, в получении информации. Поэтому полезными могут быть любые занятия, позволяющие нам погрузиться в новый для нас мир, получить новые знания. Сюда может относиться чтение книг, просмотр фильмов, путешествие по различным местам, учёба и т.д.
5. Творчество и любимые хобби. Творческий процесс всегда представляет собой выброс накопившейся энергии и негативных эмоций, переживаний, но помимо этого само создание некоего творческого результата является ресурсом.
6. Духовная сфера. Под «духовным» не обязательно понимать именно религиозные аспекты нашей жизни. Это любые в действия и верования, которые позволяют нам по-особенному ощущать своё существование, раскрывать глубины своей внутренней жизни, познавать себя и мир вокруг с точки зрения определённого мировоззрения, самостоятельно принятых или выработанных ценностей.
Методы саморегуляции стрессового состояния
1. Успокаивающее дыхание «Удджайи» взятое из йоги.
Выполняется в удобном положении сидя. Спина прямая, все тело расслаблено, глаза закрыты. Этот вид дыхания можно также практиковать лежа на спине. Упражнении так же рекомендуется выполнять перед сном, чтоб избавиться от бессонницы и чтобы сон был более спокойным и крепким. Сосредоточьте внимание на медленном глубоком естественном дыхании. Затем, нужно чуть сжать голосовую щель гортани, при этом дыхание будет сопровождаться негромкими шипящим и свистящим звуком, идущим из области гортани (свистящее «ссс» во время вдоха и «ххх» во время выдоха). Вы также почувствуете легкое сжимающее ощущение в области живота. Звук, исходящий из слегка сжатой гортани, возникает от проходящего через нее воздуха. Этот звук напоминает мягкий, еле уловимый звук, который мы слышим, когда человек спит. Важно, чтобы дыхание через прикрытую голосовую щель оставалось глубоким и растянутым– для этого живот расширяется, набирая воздух, во время вдоха и втягивается полностью к концу выдоха. На что обратить внимание глубокие вдохи и выдохи должны быть приблизительно равны, при этом каждый вдох перетекает в последующий выдох, и наоборот. Движение воздуха по сжатой голосовой щели создает мягкую вибрацию, которая успокаивающе действует на нервную систему и умиротворяет ум постарайтесь не пережимать гортань – сжатие гортани должно оставаться легким во время всего дыхательного цикла. Мыщцы лица должны быть максимально расслаблены. Дыхание Удджайи следует выполнять от трех до пяти минут, а затем перейти к обычному дыханию. Удджайи можно выполнять даже при ходьбе, при этом подстраивая длину дыхания к темпу движения. Небольшой цикл Удджайи быстро нормализует ваше состояние, повысит сосредоточенность во время ожидания в очереди или в транспорте. Положительные Эффекты Удджайи успокаивающе действует на нервную систему и ум, избавляет от бессонницы; нормализует повышенное кровяное давление; помогает справиться с болезнями сердца; снимает напряжение во время менструации. Противопоказания — не рекомендуется людям с пониженным кровяным давлением.
2. Упражнение: «Доброе утро». По оценке специалистов зевок позволяет почти мгновенно обогатить кровь кислородом и освободиться от избытка углекислоты. Напрягающиеся в процессе зевка мышцы шеи, лица, ротовой полости ускоряют кровоток в сосудах головного мозга. Зевок, улучшая кровоснабжение легких, выталкивая кровь из печени, повышает тонус организма, создает импульс положительных эмоций. Говорят, что в Японии работники электротехнической промышленности организованно зевают через каждые 30 минут. Для упражнения нужно закрыть глаза, как можно шире открыть рот, напрячь ротовую полость, как бы произнеся низкое «у-у-у». В это время необходимо как можно ярче представить, что во рту образуется полость, дно которой опускается вниз. Зевок выполняется с одновременным потягиванием всего тела. Повышение эффективности зева способствует улыбка, усиливающая расслабление мышц лица и формирующая положительный эмоциональный импульс. После зевка наступает расслабление мышц лица, глотки, гортани, появляется чувство покоя.
Источник