- С поддержкой психологов укрепить навыки стрессоустойчивости у специалистов Пенсионного фонда
- Социально-психологические особенности работы в структурном подразделении ПФР
- Темперамент сотрудника и мотивация
- Темперамент сотрудника и мотиваторы
- Как же распознавать тип темперамента человека?
- Четыре темперамента
- Классификация работников по типу темперамента
С поддержкой психологов укрепить навыки стрессоустойчивости у специалистов Пенсионного фонда
Известно, что одним из самых непростых видов деятельности является работа с людьми. С людьми на приеме, которых надо выслушать, помочь, быть при этом профессиональным, оперативным и вежливым. Специалистам в клиентских службах Пенсионного фонда приходится работать с людьми разного возраста, социального статуса, материального обеспечения — пенсионерами и молодыми, семьями с детьми и людьми с ограничениями здоровья, работающими и неработающими.
Поэтому не случайно в Главное управление ПФР №9 по г.Москве и Московской области были приглашены специалисты Московской службы психологической помощи — эксперты Службы психологической помощи Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы Ольга Акимова и кандидат психологических наук, доцент Анна Серёгина. Они провели оценку эмоциональных и интеллектуальных нагрузок специалистов ПФР, их влияния на здоровье, наряду с шумом, вибрациями и опасными излучениями. После встречи было предложено провести тренинги как для сотрудников клиентских служб, так и для руководителей среднего звена. Так, для пятнадцати специалистов восьми клиентских служб ПФР Северо-Западного административного округа Москвы провели тренинги по программе повышения эмоциональной устойчивости, готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности, развития навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания. Для руководителей среднего звена в апреле проводятся семинары по теме: «Мастерская эффективного взаимодействия в коллективе».
Все, кто побывал на тренингах, отметили положительный результат и уже применяют полученные знания на практике.
«Эмоциональные и интеллектуальные нагрузки некоторых категорий специалистов настолько высоки, что перегрузки, негативные состояния и эмоции имеют накопительный эффект и отражаются на здоровье сотрудника и его производительности труда. Если ситуация такова, нужно вовремя оказать человеку профессиональную психологическую поддержку, — говорит начальник Главного управления ПФР №9 по городу Москве и Московской области Людмила Тарасова. – Поэтому и было принято решение воспользоваться помощью профессионалов».
Источник
Социально-психологические особенности работы в структурном подразделении ПФР
Содержание
1.1 Ознакомление с правоприменительной практикой работы ПФР №12
1.2 Технологические особенности работы структурных подразделений ПФР №12………………………
1.3 Социально-психологические особенности работы в структурном подразделении ПФР………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика является обязательным разделом Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», и представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных знаний и умений по Профессиональному модулю ПМ.01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты».
Продолжительность практики: с 18.05 по 24.05.2020г.
Место прохождения практики Государственное Управление ПФР № 12 по г. Москве и Московской области в городе Сергиевом Посаде.
Целью учебной практики является формирование умений, приобретение первоначального практического опыта, что реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.
Задачами учебной практики выступают:
— систематизация, конкретизация, обобщение и закрепление теоретических знаний на основе изучения опыта работы ПФР №12;
— приобретение навыков и умений в области профессиональной деятельности;
— овладение необходимым набором профессиональных компетенций.
К целям учебной практики относятся:
— ознакомление с действующим законодательством в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
— определения права, размера и сроков назначения пенсий, пособий, компенсаций;
— ознакомление с правилами организации работы юриста в организации изучение должностных обязанностей юриста;
— ознакомление с условиями оказания социальной помощи и изучение условия предоставления социального обслуживания.
Для достижения поставленных целей, в ходе учебной практики, были решены следующие задачи:
— ознакомление с правилами работы юриста в ПФР №12 и должностными обязанностями юриста.
— изучение самооценки сотрудников ПФР №12.
— изучение методики определения перцептивной оценки типа стрессоустойчивости;
— изучение методики: определение типов темперамента, определение типа личности по тесту Д.Голланда, определение акцентуаций характера;
— ознакомление с методикой определения этики взаимоотношений с клиентами;
— изучение стандартов поведения в организации: лояльность, ответственность, конфиденциальность, порядочность, честность;
— ознакомление с кодексом деловой, профессиональной и корпоративной этики организации;
— изучение, принятых в ПФР №12, методик психологического контакта с клиентами, приемов делового общения и правила культуры поведения.
В ходе прохождения производственной практики подтвердились следующие профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4. Осуществлять установление, индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ознакомление с правоприменительной практикой работы ПФР №12
Учебная практика проходила с 18.05 по 24.05.2020 в отделении ПФР № 12 города Сергиев Посад Московской области.
Ознакомление с правилами организации работы юриста в ПФР №12 и его должностными обязанностями.
Ознакомление с основными нормативно-правовыми актами в сфере социального обеспечения.
Технологические особенности работы структурных подразделений ПФР №12
Ознакомление с условиями оказания социальной помощи. Изучение условия предоставления социального обслуживания.
Ознакомление с видами социального обслуживания:
— социальное обслуживание на дому;
— стационарное социальное обслуживание;
— оказание протезно-ортопедической помощи;
— предоставление ритуальных услуг
Ознакомление с методикой определения оснований назначения пенсий, определения вида пенсии.
Ознакомление с методикой определения оснований назначения пособий.
Ознакомление с методикой определения оснований назначения компенсаций.
Ознакомление с методикой определения сроков назначения пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат.
Ознакомление с методикой расчёта пенсий, пособий, компенсаций.
Социально-психологические особенности работы в структурном подразделении ПФР
Ознакомление с методикой определения перцептивной оценки типа стрессоустойчивости.
Ознакомление с методикой определения типов темперамента.
Ознакомление с методикой определения типа личности по тесту Д.Голланда.
Ознакомление с методикой определения акцентуаций характера.
Ознакомление с методикой определения этики взаимоотношений с клиентами.
Изучение стандартов поведения в организации: лояльность, ответственность, конфиденциальность, порядочность, честность.
Составление или ознакомление с кодексом деловой, профессиональной и корпоративной этики организации.
Изучение организации психологического контакта с клиентами (потребителями услуг), приемов делового общения и правил культуры поведения
Ознакомление с методикой определения поведения личности в конфликте.
В процессе прохождения учебной практики по модулю ПМ.01 было выполнено индивидуальное задание на тему «………………….». Далее идет описание выполнения индивидуального задания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время прохождения практики;
— подготовить предложения по совершенствованию организации работы организации, в которой проходила практика;
— сформулировать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики.
Источник
Темперамент сотрудника и мотивация
31 октября, 2019
«Человеку доставляет удовольствие развивать те способности, которыми его наградил Бог».
Ганс Селье, врач, физиолог
На формирование потребностей влияет не только воспитание и образ жизни человека, но и его индивидуальность, поэтому при поиске мотиваторов для конкретного сотрудника учитывайте его индивидальность, или психотип.
С этих позиций в первую очередь нас будет интересовать темперамент человека как генетический фактор. Кроме того, обращайте внимание на стилевые характеристики мышления сотрудника, проявляющиеся в его профессиональной деятельности.
Темперамент сотрудника и мотиваторы
Темперамент определяется наследственностью и устойчиво проявляется в течение всей жизни человека. Так, гиперактивный и сверхподвижный ученик, с которым учителя мучаются в школе, останется таким же активным в тридцать, сорок и восемьдесят лет. Конечно, с возрастом его характер меняется, развиваются контроль и самообладание, но избыток жизненной энергии остается с ним навсегда.
Даже если он целенаправленно займется самосовершенствованием и «сделает себя» предельно сдержанным человеком, все равно в стрессовой ситуации его природный темперамент выступит из-под «культурных наслоений». Например, человек с избытком жизненной энергии в экстремальной ситуации может стать вспыльчивым, засуетится и может допустить ошибку из-за собственной поспешности.
Сейчас все знают, что «чистые» темпераменты встречаются редко, как правило, люди имеют смешанные психотипы, но ведущий темперамент заметно выделяется у каждого человека.
Важно помнить: нет «хороших» или «плохих» темпераментов. Каждый человек- уникальная индивидуальность, единственная во Вселенной. У каждого есть сильные стороны и преимущества, а также качества, которые делают его уязвимым. Воистину. «Нет людей без недостатков, но нет людей и без достоинств.»
Как же распознавать тип темперамента человека?
Темперамент проявляемся у человека в характеристиках скорости (темпоритмах), интенсивности, выносливости, чувствительности и степени открытости психических (внутренних) и сенсомоторных (поведенческих или внешних) действий.
Скорость (темпоритмы) человека можно заметить потому, насколько быстро он говорит, отвечает собеседнику, запоминает, воспринимает информацию, получает впечатления, думает и принимает решения. Скорость проявляется в похедке и движениях человека. Есть люди быстрые, скоростные, и есть — медленные, «тормозные». Между ними — «средние» по темпоритмам.
Интенсивность характера человека проявляется в его эмоциональном строе. Можно выделить напряженных людей с «плотным» внутренним миром непокойных, расслабленных, с «разряженной» внутренней атмосферой.
Выносливость тоже относится к свойствам темперамента человека. Некоторые из нас — «пахари», нуждаются в непродолжительном отдыхе и могут трудиться по двадцать пять часов без перерыва. Иногда я слышу от активных и работоспособных людей, что они не устают вообще. Известно, например, что Маргарет Тэтчер спала не более двух часов в сутки. Но есть люди, которые «выдыхаются» достаточно быстро и им требуется регулярный и продолжительный отдых.
Выносливость часто сопряжена с чувствительностью. Люди с высокой чувствительностью, эмоциональные, ранимые, обидчивые и впечатлительные нередко имеют сниженную выносливость, а «толстокожие» и мало чувствительные, как правило, выносливы и работоспособны.
Степень открытости и закрытости человека проявляется в его направленности на себя или внешний мир. Некоторые живут, фокусируясь на собственном внутреннем мире, своих размышлениях и переживаниях. Другие обращены на отношения с людьми, происходящие события, факты и т. п.
Четыре темперамента
Со времен Гиппократа описанные выше характеристики группируются в четыре темперамента. Поддерживая эту давнюю традицию, будем придерживаться в изложении материала следующей логики:
- характеристика темперамента и его распознавание;
- оценка управленческого стиля руководителя, имеющего подобный темперамент, и определение для него мотиваторов;
- оценка профессионального почерка подчиненного, имеющего подобный темперамент, и его мотиваторы.
Источник
Классификация работников по типу темперамента
Тема 3. Личностные особенности коммуникаций
План:
1)Личность и ее структура;
2)Психологическая типология человека: классификация по типу темперамента человека, по типу «экстраверт-интроверт»;
3)Концепция акцентуированных личностей.
Личность и ее структура
Под личностью понимается устойчивая система социально значимых свойств, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Понятие «личности» (т.е. совокупность черт, которые отличает данного индивида от всех других) следует отличать от понятия «индивид» (т.е. человек как единичный представитель некого целого — биологического или социального).
Об индивидуальности можно говорить на разных уровнях (физиологическом, психологическом и т.п.). Личность же появляется только с возникновением сознания и самосознания, т.е. личность — это человек как носитель сознания. Личность является объектом изучения философии, психологии и социологии.
Важными компонентами структуры личности являются:
1) направленность– это целеустремленная сосредоточенность на чем-либо (включает в себя различные свойства личности – потребности, интересы, установки и т.д.);
2) возможности, т.е. способности, определяющие успех деятельности работника; способности – предрасположенность, склонность и умение выполнять какие-либо действия. В основе способностей лежит одаренность. Для системы управления важно своевременно выявлять и использовать способности работников, а также создавать условия для их развития;
3) характер и темперамент (в пер. с греческого «чеканка», «отпечаток») – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.
4) самосознание, умение человека осуществлять саморегулирование в практической деятельности.
Личность связывает воедино различные психологические процессы индивида (работника) и обеспечивает его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Большое значение для нормального функционирования личности имеет такой внутренний регулятивный механизм личности, как самосознание, включая образы собственного «Я», самооценка и самоуважение, от которых во многом зависит уровень притязаний работника и его поведение.
Психологическая типология человека: классификация по типу темперамента человека, по типу «экстраверт-интроверт»
Классификация работников по типу темперамента
Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение черт, от tempero – смешиваю в надлежащем соотношении) – врождённое и неизменное свойство человеческой психики, определяющее реакции человека на других людей и обстоятельства.
То есть под темпераментом человека понимается тип реакции человека на внешние условия.
Это смесь трех начал (т.е исходная точка), соответствующая типу нервной системы и характеру нервных процессов:
1) моторного (т.е двигательного) – показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).
2) психического (т.е. общая активность психической деятельности и поведения человека) – выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой – большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности.
3) эмоционального – выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно судить о некоторых свойствах темперамента.
Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует её убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет её возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).
Существует четыре типа темперамента человека (см. рисунок 1), которые в чистом виде встречаются крайне редко. На смайликах можно интерпретировать улыбку как легкость процессов торможения, а насупленные брови – как проявление легкости возбуждения.
Рисунок 1 – Типы темперамента человека
(по шкале «Возбуждение-Торможение»
Рассмотрим, откуда произошли названия типов темперамента.
Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
1) Преобладание жёлтой желчи (греч. χολή, холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.
2) Преобладание лимфы (греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.
3) Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.
4) Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.
Рассмотрим указанные типы темперамента.
1) Холерик – отличается повышенной возбудимостью, почти не способен контролировать и сдерживать свои реакции. На любые внешние события этот человек реагирует порывисто, бурно, импульсивно и странно. Это неуравновешенный человек, в котором доминирует (преобладает) возбуждение. (Например, Петр I и Пушкин, Мультфильм в Винни-Пухе – Винни-Пух, Фильм о мушкетерах Д’Артаньян).
Работники с данным темпераментом обычно активные, целеустремленные, эмоционально страстные, отважные и бескомпромиссные. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования (превосходства), сохранения достоинства и исследовательский. Как правило, они по телосложению сухощавы, жилисты, выносливы. Холерики обладают неуравновешенной нервной системой, суетливы, неусидчивы, для них характерны резкость и прямолинейность, упрямство. Поэтому они бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны, с перепадами настроений и работоспособности. Такой работник не годится для рутинной работы и работы, требующей терпения, например при длительных деловых переговорах. Его возможности в качестве руководителя ограниченны, желателен заместитель – флегматик.
Для непосредственного начальника подчиненный с таким темпераментом – удача, с одной стороны, и испытание на прочность – с другой. Сотрудник-холерик – активный, инициативный и энергичный. Его не нужно подгонять, проверять и специально мотивировать на работу: он самомотивирован на успех и достижения. Это амбициозный специалист. Его ведущая потребность – в новой информации и новом опыте. Любит учиться и всегда стремится к повышению компетентности. Однако для руководителя такой сотрудник со временем становится серьезным конкурентом.
2) Сангвиниктак же как холерик, активно реагирует на внешние события, но обладает способностью и силой контролировать и регулировать свои эмоции. Это уравновешенный человек, в котором доминирует возбуждение. (Например, Лермонтов и Наполеон, Пятачок, Портос).
Работники с данным темпераментом обычно быстры, легко переключаемы, общительны, оптимистичны, компромиссны и гибки. У них доминирует инстинкт свободы, они ориентированы на риск, темп, быстрый результат, свободу действий. Однако начиная дело с увлечением, редко доводят его до конца, неустойчивы в симпатиях и антипатиях. Как правило, среднее телосложение и средний рост. Сильная уравновешенная подвижная нервная система обеспечивает быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, изменчивости интересов, чувств, взглядов. Сангвиник идеально подходит для работы с людьми, в том числе и как руководитель.
Сангвиник работоспособный и выносливый (как в роли подчиненного, так и в роли руководителя). Сдержан и деловит, стремится к высокой компетентности в своем деле. Отношения с коллегами – дружеские, но без лишней фамильярности. Иногда любит подшучивать над сослуживцами, не задумываясь, приятно им это или нет. Участвует в корпоративных вечеринках, веселится, но вовремя уходит домой. Предпочитает здоровый образ жизни, занимается спортом. Сангвиник дисциплинирован, приходит на работу вовремя и уходит домой не особенно поздно, стремится хорошо организовать рабочее время. Работает с самоотдачей, но без лишней нервозности и суетливости. Критик со стороны руководства воспринимает конструктивно, стремится исправить свои ошибки и улучшить свои показатели. Сангвиника можно ставить на участки работы, где требуется высокая интенсивность. Он хорошо общается с большинством разных людей, не «перегорает» и не переутомляется. Способен работать в стрессовых условиях, сохраняя самообладание и контроль.
3) Флегматикотличается пониженной эмоциональной реакцией, однако он способен «растормозить» себя до нужного возбуждения. Это уравновешенный человек, в котором доминирует торможение. (Например, Крылов и Кутузов, Сова, Атос).
Люди с данным типом темперамента медлительны, замкнуты, терпеливы, миролюбивы и стабильны. У них доминируют альтруистический инстинкт и инстинкты самосохранения. Они последовательны и обстоятельны в делах, устойчивы в симпатиях и антипатиях, равнодушны к похвале. Как правило, по телосложению они широкоплечи, широкогруды, среднего или малого роста. Они обладают сильной уравновешенной инертной нервной системой, обеспечивающей уравновешенное настроение, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам, медлительность. Флегматик незаменим при работе с документацией.
Как подчиненный – «Человек и работник ответственный, но без инициативы». Он много знает и умеет, компетентный и образованный, но ориентирован на исполнительскую работу и предлагать новые идеи и проекты не будет. Флегматика лучше использовать на монотонных участках работы, где нужны тщательность и основательность. Он хорошо справляется со своими задачами по анализу большого массива информации, выполнять одинаковые и рутинные действия. При формулировании задания ему необходимо давать время для вопросов, обсуждения и записи. Ему нужно предоставлять достаточно времени для понимания задания и его выполнения, торопить не нужно. На участки работы, где необходимы высокая скорость и общительность, лучше не ставить. Флегматика нужно контролировать и стимулировать к получению конечного результата. Ответственный и обязательный флегматик будет стремиться закончить первое задание и приступить к следующей задаче. Является ценным ресурсом для организации, стабильным сотрудником, преданным организации. Именно флегматики будут терпеливо ждать выхода из кризиса и радоваться вместе с руководством компании новым успехам.
4) Меланхолик – это человек со слабым возбуждением, не умеющий возбудить себя до нужного эмоционального рабочего состояния. Это неуравновешенный человек, у которого доминирует торможение, которое он не может преодолеть или преодолевает с большим трудом. (Например, Гоголь и Чайковский, Ослик Иа, Арамис).
Главная черта меланхоликов – это обостренная чувствительность к окружающему миру. Люди меланхолического темперамента склонны к обостренным переживаниям, размышлениям, повышенной чувствительности и утомляемости, погружены в свой мир переживаний, мыслей, обладая высокими интеллектуальными, творческими, порой художественными способностями. По телосложению, как правило, они чаще астеники – хрупкие, изящные, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями. Они обладают слабой нервной системой, которая в напряженных стрессовых ситуациях часто приводит человека в состояние растерянности, замедленности мышления, ухудшению результатов деятельности, ступору. Меланхолик застенчив, мнителен, обидчив, не верит в свои силы, склонен к подозрительности.
Как подчиненный всегда занимает ведомую позицию (ему комфортно – меньше ответственности), не стремится быть неформальным лидером, критикующим своего руководителя. Нуждается в поддержке (например от руководителя по жизненно-важным вопросам) и внимательно прислушивается к советам. Так же способен на эмоциональную поддержку (первым чувствует переживания другого человека и старается его успокоить), стремится к позитивной атмосфере, тяжело переживает конфликты, избегает напряжения в отношениях с коллегами всеми доступными способами. Может стать миротворцем между конкурирующими лидерами и группировками (если его уважают коллеги) – будет всех понимать и всем сочувствовать, сохраняя примиренческую позицию. В работе ориентирован на тщательное выполнение заданий, т.к. боится ошибок, рискованный и амбициозный проект – не для него. Он лучше выполняет привычные функции в рамках своего образования и опыта. Хорошо работает на должностях, связанных с поддерживающим общением (отдел кадров), но будет тяжелее работать, если общение связано с активностью и умением убеждать. Нередко у него хорошо развиты креативные способности, поэтому он может быть хорошим сотрудником отделов рекламы, маркетинга и дизайна.
В зависимости от темперамента человек изначально предрасположен к преобладанию определенных эмоций: одни изначально склонны к интересу, радости, удивлению (сангвинический темперамент), другие – к гневу, отвращению, враждебности (холерический темперамент), третьи – к грусти (меланхолики).
Свойства темперамента так или иначе проявляются в профессиональной деятельности и деловом общении: те или иные характеристики темперамента могут способствовать достижению успеха в профессиональной деятельности или, напротив, препятствовать ему. Профессия предъявляет определенные требования к человеку, особенно это относится к профессиям, связанным с работой с людьми.
Например, преподаватель холерического темперамента, глубоко знающий свой предмет, и вместе с тем в общении со студентами вспыльчивый и несдержанный, резко реагирующий на нарушение дисциплины на занятиях. Наверное, при всех своих глубоких познаниях в предметной области как преподаватель он находится на низком профессиональном уровне, поскольку профессия преподавателя требует сдержанности, самообладания, высокой коммуникативности, тактики. Это не значит, что люди с холерическим типом темперамента не могут преподавать в вузах. Могут, опираясь на те способы и приемы, которые наиболее соответствуют их темпераменту, контролируя его проявление и вырабатывая свой собственный индивидуальный стиль профессиональной деятельности.
Темперамент накладывает свой отпечаток и на деловое общение: коммуникабельность (общительность) у людей с разным типом темперамента разная.
Психологически сложным в общении является холерик: и ему сложно общаться, и с ним сложно общаться. Установлению хорошего и долговременного психологического контакта с коллегами и деловыми партнерам холерику препятствует его вспыльчивость и несдержанность. Холерик постоянно стремится к лидерству в межличностных отношениях, что вызывает противодействие со стороны других партнеров.
Наиболее выражены коммуникативные способности у сангвиников, которые легко и быстро устанавливают психологический контакт с партнерами по общению, поддерживают активный диалог с ними.
Флегматики, по сравнению с сангвиниками, не столь легко устанавливают контакты с людьми, но они способны длительно поддерживать устойчивые деловые отношения с партнерами, хотя, конечно, круг их общения менее широк, чем у сангвиников.
Меланхолики испытывают специфические трудности в общении, которые связаны с внутренним страхом перед новыми ситуациями и новыми людьми. В процессе делового общения меланхолики часто теряются и смущаются, требуется психологическая поддержка со стороны коллег.
Следует отметить, что особенности проявления темпераментов в деловом общении с возрастом и профессиональным опытом сглаживаются, приобретаются навыки общения, при помощи которых человек контролирует негативные стороны своего темперамента, общается и действует адекватно ситуации.
Источник