Определение способностей по темпераменту

Темперамент, характер, способности

Темперамент (лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека. В истории развития учения о психологии личности выделяются три основные системы взглядов на природу темперамента.

По теории греческого врача Гиппократа и римского ученого Галена, темперамент зависит от соотношения между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, – кровью (лат. sanquis), желчью (греч. chole), черной желчью (греч. melaina chole) и слизью (греч. phlegma). Предполагая, что одна из них преобладает в организме человека, они выделили соответствующие темпераменты: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

И. П. Павлов в основу своей теории положил характеристики основных психических процессов (возбуждения и торможения): их силу, равновесие и подвижность. Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.

Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека. Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим.

Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека. В результате различного их сочетания первоначально были выделены четыре типа высшей нервной деятельности: сильный, безудержный, инертный и слабый. В дальнейшем ученый связал свое открытие с понятием темперамента, предложенным Гиппократом, и присвоил им соответствующие названия – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Типы темперамента:

Сангвинический темперамент формируется на основе сильных, уравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих сильный тип ВНД и активный образ поведения. Сангвиникам свойственны активность, энергичность, быстрая и продуманная реакция на события, интерес к значимому и неизвестному. В общении они корректны, эмоционально сдержаны.

В поведении пластичны, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке и условиям деятельности. Холерический темперамент формируется на основе сильных, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих безудержный тип ВНД и экспансивное поведение.

Людям этого темперамента (холерикам) присуща высокая активность, быстрота действий и энергичность. В общении они часто меняют настроение, легко проявляют резкость и вспышки эмоций. Разговаривают обычно быстро, решения принимают мгновенно, сопровождая их активной жестикуляцией и резкими движениями.

Флегматический темперамент формируется у людей с сильными, уравновешенными и малоподвижными нервными психическими процессами, определяющими инертный тип ВНД и размеренное поведение. Внешне это спокойные и несколько медлительные люди с невыразительными мимикой и жестами. Они легко переносят монотонные условия деятельности, основательны в выработке и принятии решений, успешно выполняют сложную однообразную работу. Круг их общения ограничен, речь однообразная и медленная.

Меланхолический темперамент формируется в результате слабых, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих слабый тип ВНД и изменчивое поведение. Меланхолики легко ранимы, остро воспринимают несправедливость, отличаются постепенным вызреванием чувств, значительным влиянием настроения на качество их деятельности. В общении предпочитают слушать других, сопереживать, проявляют бережное отношение к чувствам собеседников, в результате чего очень часто пользуются уважением окружающих.

Характер – совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом.

Читайте также:  Если девушка говорит что не чувствует тебя

Среди черт характера одни выступают в качестве основных, задающих общую направленность его проявления, другие – как второстепенные, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях. Их соответствие друг другу рассматривается как цельность характера (цельный характер), а противопоставление как его противоречивость (противоречивый характер).

В разные периоды истории люди по-разному объясняли становление характера человека: исходя из даты рождения (астрология и гороскопы); исследуя отношения между чертами лица и характером (физиогномика); изучая связь между строением черепа и характером (френология); обнаруживая связь между кожным рисунком ладоней и характером (хиромантия); фиксируя связь между строением тела и характером (Э. Кречмер, У. Шелдон).

Способности – соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности.

Виды способностей:

  • Природные (психомоторика, восприятие, память, внимание)
  • Социальные (общие и специальные)
  • Специальные – применяемые в конкретной деятельности.
  • Общие – используемые во всех сферах деятельности человека.

Уровни способностей:

  • Задатки – это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность.
  • Склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности.
  • Одаренность – способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности;
  • Талант – способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности;
  • Гениальность – способность достичь выдающихся результатов в конкретной области человеческой деятельности.

Источник

Темперамент.Характер.Способности

Темпераментэто психическое свойство личности, характеризую­щееся динамикой протекания психических процессов.

Темперамент отражает динамические характеристики деятельнос­ти и поведения человека, что выражается не столько в их конечном ре­зультате, сколько в их течении.

И.П. Павлов считал, что темперамент это — генотип, т.е. прирожден­ная, природная особенность нервной системы.

Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотно­шением двух основных процессов: возбуждения и торможения.

Возбуждение — это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

Торможение это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.

Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внеш­ней среды.

Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.

Подвижность нервных процессов показывает способность возбуж­дения и торможения быстро сменяться один другим.

Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека.

И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соот­ветствии с этим четыре вида темперамента.

Сильный. У человека, которому он свойственен, процессы воз­ буждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и под­ вижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД со­ ответствует холерический темперамент.

Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, урав­ новешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флег­ матический темперамент.

Читайте также:  Подавленные эмоции у ребенка

4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.

Сангвиник. Сангвиник обычно находится в приподнятом располо­жении духа, отличается быстрым и эффективным мышлением, прибы­вает в хорошем расположении духа.

Он активно и легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен.

Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Его мимика богатая, подвижная, выразительная

При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой дея­тельности у сангвиника вырабатываются поверхностность и непосто­янство.

Холерик. Действия холерика резки, порывисты. Он отличается по­вышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональ­ностью. Часто выглядит самонадеянным, высокомерным.

Без труда дающееся сангвинику чувство душевного равновесия хо­лерику совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой на­пряженной деятельности.

Проявление холерического темперамента в значительной мере зави­сит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто прояв­ляется отрицательнр: в раздражительности, аффективности.

Флегматик. Флегматику, как правило, совершенно чужда тревога. Его обычные состояния — спокойствие, тихая удовлетворенность окру­жающим.

Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик роьсн и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен аффектам.

В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут воз­никнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д., в дру­гих — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолик. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.

Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосре­доточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика про­должительную тормозную реакцию.

В нормальных условиях жизни меланхолик — человек глубокий, со­держательный.

При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Характерэто психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчи­вых и постоянных проявляющихся черт и качеств личности, которые обусловливают особенности его индивидуального и социального пове­дения и взаимодействия с другими людьми.

Знать характер человека — значит знать те существенные его чер­ты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в поступках человека.

Несмотря на то, что характер складывается из множества различ­ных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в характер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типо­логическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей.

В структуру характера входят такие взаимосвязанные существен­ные компоненты, которые являются общими для всех людей.

Структура и содержание характера каждого человека определяют­ся:

а) динамикой воли (от того, насколько способен человек осущес­ твить свои цели, т.е. слаба или сильна его воля);

б) спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те и иные его пос­ тупки;

в) интеллектуальными особенностями человека;

г) взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой, или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).

Читайте также:  Доктор что то плохо себя чувствую

Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требо­ваниям реального мира и таким образом оказывает влияние на деятель­ность человека.

Особенности темперамента также накладывают свой отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако то, какая из сторон темперамента (положительная или отрицательная) станет чертой ха­рактера, зависит от условий его формирования.

Характер формируется под влиянием общественных условий в ре­зультате деятельности личности. В тоже время характер является про­явлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.

При равных внешних условиях разные люди будут с неодинаковой степенью эффективности приобретать знания, умения и навыки.

Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит мно­го времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой, при всем своем старании, — лишь определенного среднего уровня. Есть некоторые виды деятельности, например искусство, наука, спорт, в ко­торых успеха может достигнуть человек только с определенными спо­собностями.

Способности — это психическое свойство личности, отражающее про­явления таких её особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Способности бывают специальные и общие.

Специальные (профессиональные) способности- это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Например, возможность раз­вития педагогической внимательности является необходимой специаль­ной способностью учителя.

Общие способности- это благоприятные возможности развития осо­бенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, явля­ются возможности развития у человека находчивости, сообразительнос-

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.

Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность че­ловека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обу­чающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же услови­ях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в опреде­ленной области, называется талантом.

Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей лич­ности.

Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достиг-

нутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениаль­ностью.

Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

У каждого человека при рождении формируются определенные пред­посылки его способностей — задатки. Задатками называются врожден­ные анатомо-физиологические особенности организма, которые об­легчают развитие способностей.

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут форми­роваться самые различные способности. Последние определяются ок­ружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др.

Источник

Оцените статью