Определение понятия эмоции общая характеристика эмоций

Тема 7. Эмоции и чувства

7.1. Определение и общая характеристика эмоций и чувств

В жизни каждого человека огромное место занимает переживание им отношений с окружающей действительностью, с другими людьми, с самим собой. Эти переживания составляют сферу эмоций и чувств.

Эмоции (франц. – еmotion от лат. emоvеo – потрясаю, волную) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмоции возникают и развиваются как явление в процессе биологической эволюции. Однако человеческие эмоции — это особая, сложно организованная целостность, имеющая новую природу, функционирующая по своим законам, отражающая особенности человека как социального существа. Л.С. Выготский отмечал, что «у людей эмоция изолируется от царства инстинктов и переносится в совершенно новую сферу психического».

Терминология, используемая в психологии эмоций, исключительно разнообразна. До сих пор нет единого мнения по поводу того, что назвать эмоцией, что чувством, а что аффектом. В широком смысле все эти понятия рассматриваются как синонимы. В узком смысле под эмоцией понимают особую форму отражения действительности, в ходе которого осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.

По А.Н. Леонтьеву, эмоции носят отчетливо выраженный ситуативный характер и выражают оценочное личное отношение, а также идеаторный характер, т.е. способны предвосхитить ситуацию и события, которые реально еще не наступили. Причем не любые события вызывают эмоции, а лишь те, которые связаны с потребностями и мотивами субъекта. Они являются проявлением того, насколько потребности удовлетворяются или не удовлетворяются. С.Л. Рубинштейн среди признаков эмоций отмечает то, что они: 1) выражают состояние субъекта и его отношение к объекту; 2) отличаются полярностью, т. е. обладают положительным или отрицательным знаком.

Более сложное проявление эмоциональной сферы личности, комплекс эмоций, называют чувствами. Чувства – это устойчивые эмоционально окрашенные личностные образования (конструкты), выражающие отношение субъекта к кому или чему-либо. Чувства имеют предметный характер. Они возникают в результате специфического обобщения эмоций, связывающихся с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций – это несовпадение устойчивого отношения к объекту и эмоциональной реакции. Очень часто чувства амбивалентны, т.е. носят двойственный характер. Так, например, любовь порождает радость и страдание, счастье и боль и т.п.

Таким образом, исследователи единодушно отмечают двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями субъекта, а с другой – особенностями воздействий (ситуаций). Отсюда и две важные характеристики – предметность (направленность на мир) и субъективность (принадлежность субъекту).

7.2. Характеристика эмоциональных явлений

При всем многообразии эмоциональных явлений они характеризуются такими свойствами, как качественная окраска, знак, интенсивность, продолжительность.

Качественная окраска – это характеристика, которая придает своеобразие и неповторимость каждому переживанию.

Знак эмоции – это показатель субъективной оценки (приятности – неприятности, полезности – вредности и т.п.).

Интенсивность – количественная характеристика; определяется степенью удовлетворения – неудовлетворения потребностей, а также степенью неожиданности обстоятельств, с ними связанных. Чем более неожиданными и напряженными являются обстоятельства, тем сильнее эмоциональное переживание.

Длительность – временная характеристика, зависит от продолжительности контакта с эмоциогенной ситуацией (реальной или надуманной), от времени неудовлетворения потребности. Иногда можно преднамеренно изменять продолжительность эмоций, например, частично или полностью выполняя потребность, изменяя характер ситуации. В зависимости от продолжительности бывают кратковременные эмоции (например, легкое волнение, которое быстро проходит), а бывают и сложные длительные состояния, растянутые на недели, месяцы и годы.

Эмоции имеют внешнее выражение. Наиболее характерными средствами выражения эмоций являются мимика, взгляд, движения, жесты, позы, а также особенности речи (ее тон, темп, интонация и т. п.). Эти проявления составляют эмоциональную экспрессию личности, ее экспрессивное поведение, которое в той или иной степени осознается индивидом, управляется им. Невербальный язык – это язык эмоций. Именно через него мы можем понимать состояние другого человека, более эффективно общаться с ним. В.А. Лабунская рассматривает экспрессию человека как личностное образование, влияющее на ход и характер общения.

Долгое время выразительные движения рассматривались лишь как внешнее сопровождение переживания (например, в теории Джеймса и Ланге, однако выразительные движения – это компонент эмоций, внешняя форма их существования и проявления. Внутреннее состояние и выразительное движение находятся в неразрывном единстве.

Источник

Общая характеристика эмоций.

Общая характеристика эмоций.

Эмоции — это психические реакции, выражающие субъективное отношение человека к себе, другим людям, происходящему вокруг него в виде переживаний.

Возникновение эмоций обусловлено потребностями и особенностями ситуаций.

Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Читайте также:  Соответствуют холерическому типу темперамента

Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в виде телесных проявлений:

— мимики (изменения положения губ и бровей);

— пантомимики (жестов, позы), тона голоса (вокальной мимики);

— ряда вегетативных явлений (изменения частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснения или побледнения, изменения тонуса мышц, дрожи, потоотделения);

— биохимических изменений в организме (выделение надпочечниками адреналина, увеличения сахара в крови, появления в моче белка и т.д.).

В психологии выделяют следующие характеристики эмоциональных переживаний:

1) все многообразие эмоциональных переживаний (радость, горе, страх, гнев и т.д.) отражают пристрастное отношение человека к тому, что с ним происходит, к окружающему миру;

2) для субъекта достоверность и очевидность внутреннего мира выступает как эмоциональное переживание;

3) эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к себе и миру и связано с личной значимостью происходящего. Эмоции, порождаемые объективными явлениями, всегда субъективны, поэтому, одни и те же явления вызывают у разных людей разные переживания;

5) эмоции всегда предметны, то есть наши переживания привязаны к вещам, людям, событиям, состояниям;

6) эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания;

7) эмоции двухвалентны – они либо положительны, если предметы эмоций удовлетворяют соответствующие потребности, либо отрицательные – не удовлетворяют потребностей.

Более зрелыми психическими состояниями являются чувства. Чувства – это стабильные, пристрастные отношения, выделяющие в отражаемом реальные или идеальные объекты, которые для личности представляют постоянную ценность, связаны с основными ее интересами и занятиями.

Все эмоции характеризуются валентностью — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными.

Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления.

В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические и астенические. Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека ( радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы ( тоска, грусть и другие).

К простым эмоциям психологи относят переживания, связанные с элементарными биологическими потребностями (жажда, голод), к высшим эмоциям относят переживания, отражающие объективное познание окружающего мира.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значимость жизненных явлений и ситуаций для удовлетворения потребностей человека, для его жизнедеятельности.

Физиологические основы эмоции и чувств

Физиологической основой простейших эмоций является деятельность нервных центров, которые находятся в нижних отделах головного мозга, в подкорке. Исследования последних лет показали, что основу физиологического механизма эмоций составляют ретикулярная формация, активизирующая деятельность механизмов мозга, и центры, находящиеся в таламусе, гипоталамусе, лимбической системе и подкорковых узлах.

3. функции эмоций. 1. Отражательная ( оценочная). Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на существо факторов еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека или животного, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения. 2. побудительная ( стимулирующая). Мотивы могут реализоваться в действие только при действии эмоционального накала, но слишком высокий уровень интенсивности эмоций может мешать выполнению действия. 3. Подкрепляющая. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединения индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработок условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, т.е. пищи. (S –R + подкрепление) 4. переключательная. Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают к изменению своего поведения. Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта. 5. Приспособительная. Благодаря вовремя возникшему чувству организм приспосабливается к условиям среды. 6. коммуникативная. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Читайте также:  Что такое стресс эхо кг с добутамином

7. Экспрессивная функция. Эмоциональные переживания сопровождаются «выразительными движениями», которые могут использоваться в общении – мимика. По разному выражается на 3 уровнях: природный уровень – сигнал, за которым стоит природный аффект (аналог сигнальная речь животных); социальный уровень – знак, «язык эмоций».

Методики диакностики воли

1. Методика «Исследования уровня мобилизации воли».

Автор: Чхарташвили. Ученику дается инструкция: «Вот альбом. В нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок: сначала на нижние, потом на верхние. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя» (последнее слово интонационно выделяется). Правильность выполнения задания фиксируется учителем по направлению взгляда испытуемого.

Анализ выполнения проводится по следующим критериям:

10 баллов – высшая оценка. Ставится в том случае, если ученик при выполнении всех заданий не отвлекался на картинки. Невыполнение условий для каждого задания снижает оценку на 1 балл.

Высокий уровень – 9-10 баллов.

Средний уровень – 6-8 баллов.

Очень низкий уровень – 1-2 балла. 2. Методика исследования волевой организации личности. Опросник состоит из 84 вопросов. Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы, направленные на выяснение некоторых особенностей вашей личности и вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и в графе ответов поставьте знак «+» против выбранного вами варианта. Сумма фиксируется под индексом В. Результат седьмой колонки сюда не входит и рассматривается отдельно. Условные обозначения

Ц – Ценностно-смысловая организация личности

О – Организация деятельности

Л – Показатель лжи

В – Общий показатель, характеризующий волевую организацию личности Тем из вас, кто имеет общий низкий балл (В) или низкую сумму баллов по какому-либо из отдельных факторов (Ц, Н и т.д.), рекомендуется обратить большое внимание на самовоспитание; тем же, у кого эти показатели высокие, помнить, что без постоянного подкрепления и тренировки данное качество может ослабнуть. Сумма набранных баллов и значение 0-8: Данное волевое качество нуждается в развитии и тренировке, его неразвитость мешает человеку в достижении поставленных задач. 9-16: Данное волевое качество развито в достаточной мере. 17-24: Волевое качество развито в сильной мере, является одним из определяющих в структуре волевой организации личности. Следует обратить внимание учащегося на то, что без достаточного развития остальных факторов постановка каких-то личных целей, пути и способы их достижения могут быть затруднены. Те, кто набрал 17-24 балла по седьмому фактору (Л) (ложь), при ответах на вопросы были недостаточно искренни, поэтому полученные результаты не соответствуют действительному положению вещей. Заполните опросник еще раз, оценив себя более критично. Общий показатель (В) 0-48 баллов – волевые качества личности нуждаются в тренировке и развитии. Вам рекомендуется серьезная работа по самовоспитанию. Особое внимание следует уделить тем факторам, по которым у вас наименьшие суммы баллов. 49-96 баллов – волевые качества личности развиты в достаточной мере. 97-144 балла – показатель высокого уровня волевой организации личности, свидетельствующий о способности с достаточной степенью осознанности и чувства реальности определять для себя цели, пути и способы ее достижения. Помните, что всегда есть опасность ослабления волевых качеств.

Оценивается уровень развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки. Каждый опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления его основных признаков, под генерализованностью – универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях.

Инструкция: прочтите внимательно каждое утверждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас. Исходя из этого выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в протоколе напротив номера соответствующего суждения.

В ключе выделены две группы суждений: диагностика выраженности и диагностика генерализованности волевых качеств. Напротив номера вопроса указано число баллов, которое присуждается за каждый вариант ответа. Они ставятся рядом с вариантом ответа или заносятся в протокол, затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов по суждениям выраженности и генерализованности каждого волевого качества. Для того, чтобы избавиться от возможных минусовых результатов, к суммарному результату прибавляется по 20 баллов, и окончательные результаты заносятся в нижнюю часть протокола.

Общая характеристика эмоций.

Эмоции — это психические реакции, выражающие субъективное отношение человека к себе, другим людям, происходящему вокруг него в виде переживаний.

Возникновение эмоций обусловлено потребностями и особенностями ситуаций.

Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в виде телесных проявлений:

— мимики (изменения положения губ и бровей);

— пантомимики (жестов, позы), тона голоса (вокальной мимики);

— ряда вегетативных явлений (изменения частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснения или побледнения, изменения тонуса мышц, дрожи, потоотделения);

Читайте также:  Радость пусть будет со мной

— биохимических изменений в организме (выделение надпочечниками адреналина, увеличения сахара в крови, появления в моче белка и т.д.).

В психологии выделяют следующие характеристики эмоциональных переживаний:

1) все многообразие эмоциональных переживаний (радость, горе, страх, гнев и т.д.) отражают пристрастное отношение человека к тому, что с ним происходит, к окружающему миру;

2) для субъекта достоверность и очевидность внутреннего мира выступает как эмоциональное переживание;

3) эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к себе и миру и связано с личной значимостью происходящего. Эмоции, порождаемые объективными явлениями, всегда субъективны, поэтому, одни и те же явления вызывают у разных людей разные переживания;

5) эмоции всегда предметны, то есть наши переживания привязаны к вещам, людям, событиям, состояниям;

6) эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания;

7) эмоции двухвалентны – они либо положительны, если предметы эмоций удовлетворяют соответствующие потребности, либо отрицательные – не удовлетворяют потребностей.

Более зрелыми психическими состояниями являются чувства. Чувства – это стабильные, пристрастные отношения, выделяющие в отражаемом реальные или идеальные объекты, которые для личности представляют постоянную ценность, связаны с основными ее интересами и занятиями.

Все эмоции характеризуются валентностью — то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными.

Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления.

В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические и астенические. Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека ( радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы ( тоска, грусть и другие).

К простым эмоциям психологи относят переживания, связанные с элементарными биологическими потребностями (жажда, голод), к высшим эмоциям относят переживания, отражающие объективное познание окружающего мира.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значимость жизненных явлений и ситуаций для удовлетворения потребностей человека, для его жизнедеятельности.

Физиологические основы эмоции и чувств

Физиологической основой простейших эмоций является деятельность нервных центров, которые находятся в нижних отделах головного мозга, в подкорке. Исследования последних лет показали, что основу физиологического механизма эмоций составляют ретикулярная формация, активизирующая деятельность механизмов мозга, и центры, находящиеся в таламусе, гипоталамусе, лимбической системе и подкорковых узлах.

3. функции эмоций. 1. Отражательная ( оценочная). Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на существо факторов еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека или животного, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения. 2. побудительная ( стимулирующая). Мотивы могут реализоваться в действие только при действии эмоционального накала, но слишком высокий уровень интенсивности эмоций может мешать выполнению действия. 3. Подкрепляющая. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединения индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработок условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, т.е. пищи. (S –R + подкрепление) 4. переключательная. Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают к изменению своего поведения. Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта. 5. Приспособительная. Благодаря вовремя возникшему чувству организм приспосабливается к условиям среды. 6. коммуникативная. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

7. Экспрессивная функция. Эмоциональные переживания сопровождаются «выразительными движениями», которые могут использоваться в общении – мимика. По разному выражается на 3 уровнях: природный уровень – сигнал, за которым стоит природный аффект (аналог сигнальная речь животных); социальный уровень – знак, «язык эмоций».

Источник

Оцените статью