Определение понятия чувство ритма

Определение понятия чувство ритма

Автор: Береговой Владислав Викторович

Организация: МБУДО «Монинская ДМШ»

Населенный пункт: Московская область, г. Монино

Введение

Ритм и его влияние на развитие человека всегда интересовал педагогов, философов, психологов, представителей других наук, так как без ритма, невозможна жизнь, невозможно существование вселенной, следовательно, чувство ритма, в той или иной степени, есть у всех, а значит, его можно и нужно развивать.

Регулярный ритм присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года.

Исследователи из университета МакГилла и Монреальского университета считают, что отсутствие чувства ритма может быть вредным для здоровья, а также, что хорошее чувство ритма может помочь в изучении иностранных языков.

Определение и содержание понятия «Ритм»

Ритм (лат. rhythmus, др.-греч. ῥυθμός, от др.-греч. ῥέω «течь», струиться, растекаться и т.д.) в музыке — организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. В письменной традиции музыкальный ритм фиксируют с помощью музыкальной нотации.

Ритм — один из основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени.

Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и других элементов шло также и развитие ритмической стороны. Эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать композиционные правила ритма и объяснять его сущность.

Чувство музыкального ритма

Чувство музыкального ритма — это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Как и зачем чувство ритма «работает»?

Прежде всего, стоит сказать об утрате, «нарушении» этого чувства у современных людей. Различные факторы, например, отсутствие народной, традиционной культуры, жизнь человека в далеких от природы условиях (в мегаполисах) отдаляют нас от естества.

В основе любого ритма заложены две основных фазы: напряжение и расслабление. Можно назвать их по-другому, в зависимости от проявления ритма: возбуждение — торможение, ускорение – замедление, сильная доля – слабая доля (в музыке), взлет – спад, сжимание – разжимание, вдох – выдох; а также: полнолуние – новолуние, прилив – отлив, день – ночь и т.д.

Таким образом, воспитание чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы. Чувство ритма — это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.

Основные особенности музыкального ритма

Музыкально-ритмическое чувство, являясь формирующейся способностью, попадает под соответствующее педагогическое воздействие, поддается ему, достаточно явственно «отзывается» на него. Коснемся двух основных особенностей музыкального ритма и, соответственно, музыкально-ритмического чувства.

Будучи одним из «первоэлементов» музыки, выразительным средством, ритм почти всегда отражает эмоциональное содержание музыки, ее образно-поэтическую сущность. Это первая особенность ритма.

Теснейшим образом ритм связан в музыке с передачей различных экспрессивных состояний человека, с проявлений его внутренней жизнедеятельности. Итак, ритм в музыке — категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная. Музыкальный ритм в прямом и всеобъемлющем смысле этого понятия учащийся начинает осязать лишь тогда, когда соприкасается с эмоционально-содержательным музыкальным материалом.

Опорой чувства музыкального ритма является становится двигательно-моторный аппарат музыканта-исполнителя с его предельно дифференцированными, «ювелирными» пальцевыми операциями; опора такого рода вызывает к жизни значительно более утонченные, рафинированные ритмические проявления. Только хорошо «налаженная», достаточно надежная и прочная музыкально-исполнительская моторика (как принято говорить, техника игры на инструменте) может служить надлежащей опорой для развития чувства ритма. Напротив, неумелые физические действия при игре способны подчас деформировать, расстроить музыкально-ритмическое переживание, расшатать весь темпо-ритмический фундамент, на котором стоит учащийся-музыкант. Неритмичность исполнения напрямую зависит от неумения нужным образом скоординировать движения рук. Среди возможных двигательно-моторных опор при воспитании и развитии чувства музыкального ритма исполнительская моторика в принципе является единственной в своем роде — наиболее чуткой, отзывчивой, тонкой, во всех отношениях наилучшей.

Читайте также:  Чашка кофе хорошее настроение

Таким образом, музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе опосредуется его мышечным чувством. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело.

Способы формирования развития чувства музыкального ритма

Итак, возможно ли развитие чувства музыкального ритма? Принимая во внимание объективные трудности ритмического воспитания в музыке, ответ на поставленный вопрос будет утвердительным. Суть в том, что неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие способности — понятие «динамическое». Ничто в сфере высшей нервной деятельности не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Первоначальному периоду воспитания чувства ритма принадлежит весьма существенная роль. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыке, оказывается подчас решающее влияние на всю «ритмическую будущность» ученика. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, учащийся-музыкант, не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии. Переходя к вопросам методики ритмического воспитания, учитель должен учитывать особенности психики детей, помнить, что ребенок приходит в мир учебного труда из мира игр. Отличительная черта учебного процесса — развитие абстрактного мышления, способности к обобщениям. Современная детская психология и педагогика доказали, что детям 6—7-летнего возраста в значительно степени доступна отвлеченная мыслительная деятельность, чем это предполагалось раньше. Искусство и игра имеют общие существенные черты: радостную эмоциональность, образность, моторную активность. С этой целью в учебной работе нужно применять формы, близкие к игре, но в то же время учить детей наблюдать музыкальные явления, сравнивать их, находить и правильно называть закономерности.

Итак, чувство музыкального ритма развиваемо. Как известно, человек постигает, осознает содержание музыки в различных видах музыкальной деятельности, и на первом месте должно быть слушание и исполнение музыки; в этом процессе возникают и развиваются музыкальные представления ребенка. Необходимо подчеркнуть эту истину, ввиду того, что до сих пор еще встречаются случаи, когда педагог начинает ритмическое воспитание с объяснения длительностей нот, с которыми ребенок, не имеющий никакого музыкального опыта, не может связывать свои слуховые представления. Здесь, пожалуй, не лишне напомнить, что наиболее элементарным способом освоения музыки детьми было и остается пение по слуху, то есть разучивание мелодий рефлекторно-подражательным путем.

Игра под метроном на слабую долю, дирижирование, простукивание ритмических рисунков, несомненно, неотъемлемая часть развития чувства ритма.

Заключение

Музыка занимает значительную часть в жизни человека. Музыка – это звучание, но оно не будет приятно нашему слуху, если нет ритма. Ритм является природным качеством человека и посредством введения специальных ритмических задач и упражнений, что благоприятно сказывается на развитии чувства музыкального ритма и способствует формированию слух ритмических навыков и представлений. Развитие чувства ритма, несомненно, благоприятно скажется на организме человека.

Список используемой литературы:

  1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / А.Д. Алексеев. — М.: Музыка, 1979.- 278 с.
  2. Вахромеев, В.А. Элементарная теория музыки [Текст] / В.А. Вахромеев. — М.: Музыка, 1971. – 354 с.
  3. Горюнова, Л.В. Развитие ребенка, как его жизнетворчество. Искусство в школе [Текст] / Л.В.Горюнова. — М.: Музыка,1993. — 125 с.
  4. Кленов, А.С. Я познаю мир. Детская энциклопедия [Текст] / А.С.Кленов. М.: Музыка, 1999. – 864 с.
  5. Коган, Г.М. У врат мастерства [Текст] / Г.М. Коган. — М.: Музыка, 1969.-342с.
  6. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта [Текст] / И.Ю. Куберский. — М.: Музыка, 1997. – 576 с.
  7. Милич, Б. Воспитание ученика-пианиста [Текст] / Б. Милич. У.: Музична Украина, 1979. — 124 с.
  8. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] / М.А. Михайлов. — Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  9. Научный журнал «Philosophical Transactions of the Royal Society», 2014.
  10. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] / Г.Г. Нейгауз. М.: Музыка, 1987.- 253 с.
  11. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. М.: Музыка, 1947.- 334 с.
  12. Фейнберг, С. Пианизм как искусство [Текст] / С. Фейнберг.- М.: Музыка, 1969. — 59 с.
  13. Цыпин, Г. Обучение игре на фортепиано [Текст] / Г.Цыпин. — М.: Просвещение, 1984. — 63 с.
Читайте также:  Особенности эмоциональной сферы осужденного

Источник

Чувство ритма

Зачем нам чувство ритма? И вообще, что это такое? :о)

Идем в словарь Ожегова:

Ритм: чередование каких-либо элементов (в звучании, в движении и пр.), налаженный ход чего-нибудь, размеренность в протекании чего-нибудь.

Чувство ритма: комплексная способность воспринимать, понимать, исполнять и создавать ритм.

В целом чувство ритма является данностью, которая развивается как инстинкты, на уровне подсознания. И как навыки, которые развиваются у одних народов и притупляются у других – там, где сложные и постоянные ритмы окружают человека с самого детства, еще даже до рождения, если они развиты у старшего поколения, где, как говорится, «в крови» живы ритуальные ритмы и танцы, у тех чувство ритма развито сильно.

Чувство ритма связано с восприятием мозгом различных вибраций, выявления им закономерностей. Поэтому как минимум одну вибрацию – биение своего сердца – мозг умеет воспринимать у каждого человека :о) Поэтому считается, что не бывает людей без чувства ритма совсем. Но вот уровень его развития – вопрос другой.

В нашей современной действительности мы очень далеко ушли от народной музыки, народных традиций, в которых ритм занимает одно из важных мест, так как ритмы заложены и проявляются в самой природе: стук сердца, вдох-выдох, приливы-отлив волны и пр. Чуткость к этим ритмам когда-то определяла успешность человека во многих занятиях, необходимых для выживания.

Необходимость в этом у жителей мегаполиса, с одной стороны, отпадает, а с другой исследователи говорят о том, что человек без чувствительности к этим ритмам чувствует и ощущает себя хуже – и физически и психически (это то, что я читала в статьях, могу сказать только, что мне интуитивно в это верится). Таким образом, считается, что развитие чувства ритма помогает развить взаимодействие организма с внешней средой, улучшить нашу способность к запоминанию информации и даже нашу эмоциональную гибкость. Звучит заманчиво, не правда ли? :о)

Неразвитость у нас чувства ритма также следствие того, что (за счастливыми исключениями) то музыкальное окружение, которое с детства мы слышали, мягко скажем, не способствовало тому, чтобы мозгу требовалось анализировать последовательности сигналов, тренируясь в распознавании и восприятии ритмов. Поэтому у него этого навыка нет. Для простого человека ритм кроме «бум-бум-бум-бум» вызывает ощущение чего-то сложного (мозг не привык, и надо либо сделать усилие, либо проще вернуться к прослушиванию чего-то, где не надо мозгу напрягаться :о) )

Как говорит большинство преподавателей музыки (те, с кем я говорила), чувство ритма поддается развитию, но как правило, если это не в детстве, то это уже связано с довольно-таки нудными упражнениями, где мозгу приходится напрягаться. Кого-то это пугает, и заниматься этим ему не хочется, тем более вложить в это достаточно сил.

Все методики развития чувства ритма, о которых мне удалось прочитать в сети и услышать от преподавателей, связаны с развитием работы мозга путем ритмического воспроизведения различных движений, сочетаемых с произведением звуков (звучит сложно, но вы, думаю, поняли), но об этом позже.

Есть категории людей, которым чувство ритма критически необходимо – в первую очередь это музыканты и танцоры:о) Ну про музыкантов, наверное, не будем, тут понятно, что неразвитость чувства ритма делает из музыканта очень ограниченного специалиста. Будем больше про наше, про танцевальное.

Первой особенностью ритма является то, что он отражает (или содержит) эмоциональное содержание музыки и является ее неотъемлемой частью, основой.

Второй особенностью является то, что ритм связан с передачей состояния человека, с проявлением его моторной двигательной деятельности.

Складываем первое и второе и получаем основу любого танца – это и есть передача эмоционального содержания музыки через тело, то есть основой любого танца является чувство ритма.Танцор, по сути, своими движениями ритмически переживает музыку. (Мы сейчас не берем дальше – где уже речь идет не только о ритме в музыке, так как сейчас мы сфокусируемся именно на ритме). Танцор без развитого чувства ритма просто не в состоянии корректно передать музыку.

Читайте также:  После сильного стресса кружится голова что это

Развитое чувство ритма позволяет человеку не просто ритмически двигаться, а импровизировать и развить свое тело до такой степени, что тело само, при наличии достаточного количества развитых двигательных шаблонов может двигаться, импровизируя в ритме, без заранее выстроенной схемы! Мозг учится воспринимать и предугадывать развитие ритмических последовательностей и давать телу команды для реализации их. Поверьте в его возможности :о) Конечно, тело при этом должно быть достаточно развито, чтобы внешне это не походило на курорт органов движения санатория опорно-двигательного аппарата, пусть даже и ритмически верный :о)

Ну и ближе к мамбо и сальсе вообще :о) Чувство ритма, развитое до такой степени, чтобы точно отражать в шагах ритм танца – обязательное условие взаимодействия в паре. Нельзя нормально и устойчиво повернуться в нужный счет, до этого не дойдя в ногу весом. Мы двигаемся и даем команды строго привязано к ритму, наш мозг должен его воспринять и дать команду, а тело сделать все точно ритмически – иначе просто тупо ничего не получится.

Партнерша, получившая сигнал к повороту ритмически верно – но в этот момент не выполнившая перенос веса – даже правильно отработав ведение, будет двигаться с задержкой, необходимой для доведения веса, и ей будет НЕУДОБНО ритмически правильное ведение партнера. Если партнер пытается дать команду в неправильный момент – как раз тогда, когда партнерша еще не находится на нужной ноге – его ведение будет НЕУДОБНО для ритмически правильной партнерши. Если же косяки у обоих – сложно даже предсказать что получится :о))) но не нормальный танец точно.)))

На уроках развитие чувства ритма происходит автоматически, но ТОЛЬКО при условии, что вы заставляете себя двигаться ритмически и в ногах, и в руках, слушая и заставляя мозг слушать музыку. В противном случае мозг не начинает развивать в себе этот навык (тут тоже действует та же цепочка обучения, про которую я когда-то писала).

Если вы думаете что я «что-то там добегу ногами, какая разница» и НЕ заставляете себя делать это строго в счет – вы останавливаете себя как танцора!.

В мамботайм со школой энджой драмминг (ссылки ранее) есть очень крутой курс для танцоров, очень. Это лучший вариант развития чувства ритма для сальсеро и именно в сальсе. Советую тем, кто не может его посетить — заказать себе в город, так как по простому человеку не выйдет решить проблемы, если они есть, а тема очень актуальна. Ну и еще — чтобы убедить посетить этот курс тех, кто еще не ходил, так как с преподавателем это все гораздо проще освоить чем самому.

Я не музыкант совсем, поэтому тема для меня очень сложная для расследования. Обычно выкладываю уже готовую статью – какую-то выжимку переработанных мыслей, но хочу поделиться промежуточными находками.

По различным источникам исследований среди танцоров бальных танцев примерно у 1/4 хороших танцоров наблюдаются проблемы с чувством ритма.

Про сальсу статистика не найдена, но мне кажется, она еще более удручает, хотя бы потому, что в бальные люди приходят еще детьми, и шансов что-то развить в себе и усвоить у них гораздо больше.

В сети я нашла крутейшего человека, занимающегося проблемами ритма, его восприятия и развития. Зовут его Алексей Устинов, он занимается развитием деток. Ссылки:

Упражнения на развитие для чайников и тех, кто в танке

И совсем для энтузиастов: Немного теории про ритм вообще и восприятие ритма от того же автора

Источник

Оцените статью