Чувство мышечно-суставное
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .
Смотреть что такое «Чувство мышечно-суставное» в других словарях:
чувство мышечно-суставное — см. Кинестезия … Большой медицинский словарь
Чувство позы — См. Чувство мышечно суставное … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Чувство положения — См. Чувство мышечно суставное … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
кинестезия — (кин + греч. aisthesis ощущение, чувство; син.: чувство мышечное, чувство мышечно суставное) ощущение положения и перемещения частей тела в пространстве, основанное на сигналах, поступающих от проприорецепторов … Большой медицинский словарь
Кинестези́я — (Кин + греч. aisthēsis ощущение, чувство; син.: чувство мышечное, чувство мышечно суставное) ощущение положения и перемещения частей тела в пространстве, основанное на сигналах, поступающих от проприорецепторов … Медицинская энциклопедия
Кинестезия — (греч. kinesis – движение, aisthesis – ощущение, чувство). Восприятие положения и перемещения в пространстве тела и его частей, направления и объема движений в различных положениях, сопротивления и тяжести предметов окружающей обстановки.… … Толковый словарь психиатрических терминов
ЧОКРАКСКОЕ ОЗЕРО — ЧОКРАКСКОЕ ОЗЕРО, комплекс, в к рый входят: курорт, грязевое озеро, минеральные источники, а в будущем вероятно и морское побережье. В последнее время использовалось только озеро. Ч. о. расположено в 14 км к с. з. от г. Керчи, принадлежит к… … Большая медицинская энциклопедия
Чувствительность — I Чувствительность (sensibilitas) способность организма воспринимать различные раздражения, исходящие из внешней и внутренней среды, и реагировать на них. В основе Ч. лежат процессы рецепции, биологическое значение которых заключается в… … Медицинская энциклопедия
СПИНЕЛЛИ — (Pier Giuseppe Spinelli, 1862 1929), видный итальянский гинеколог, блестящий хирург, один из пионеров оперативной гинекологии, б. ассистент известного Морисани. Медицинское образование Сгошелли получил спинной мозг в Неаполе, где с 1900 г. и до… … Большая медицинская энциклопедия
БАТИЭСТЕЗИЯ — (от греч. bathos глубина и aisthesis ощущение), глубокая чувствительность, чувствительность глубоких тканей и органов ощущения, вызываемые раздражениями, идущими от глубоких органов (фасции, мышцы, связки, кости и пр.). Виды ее: чувство давления… … Большая медицинская энциклопедия
Источник
Глава X мышечно-суставные ощущения (кинестезия) Деятельность человека как источник ощущений
Сознание человека формируется и развивается в деятельности. Но сама деятельность человека определяется жизненными для него условиями объективной действительности, которая отражается сознанием.
Воздействие внешнего мира через органы чувств на мозг человека порождает многообразные ощущения («образы внешнего мира»), которые являются источниками не только сознания, но и деятельности человека.
Зрительные, слуховые, вибрационные, кожные, обонятельные, вкусовые и другие ощущения являются теми элементарными побуждениями, которые вызывают те или иные элементарные акты деятельности человека.
Следовательно, все ощущения в совокупности являются источниками деятельности, но само осуществление действий порождает особенные ощущения, а именно мышечно-суставные ощущения. Мозг человека получает сигналы не только от внешнего мира, но и от исполнительных, рабочих двигательных органов о том, как совершается рефлекторное движение, соответствует или нет оно действительной природе раздражений, вызвавших это действие.
Работающая мышца, непосредственно осуществляющая практическое взаимодействие с внешним раздражителем, сама является источником ощущений (Сеченов).
Проблема мышечно-суставных ощущений имеет совершенно исключительное значение для психологии человека. Известно, что движения и действия человека, его деятельность в целом по своей природе общественны. Труд является качественно своеобразной деятельностью человека, создавшей по
сравнению со всей историей жизни новый двигательный аппарат организма человека. Трудовая производственная деятельность людей обусловливает качественно своеобразный механизм мышечно-суставных ощущений человека. Но не только труд, но и членораздельная речь, развивающаяся на основе звукового языка, его словарного состава и грамматического строя, создала новые формы мышечно-суставных ощущений человека, не имеющих никакой аналогии в животном мире.
Исторический материализм создал основы естествознания человека. Известно, что общественно-трудовое развитие человека преобразовало его мозг, создало новые черты строения организма человека. К ним особенно относятся вертикальное положение тела и прямохождение, необычайно подвижный двигательный аппарат рук как естественных органов труда и речедвигательный аппарат.
Именно с этими специфически человеческими особенностями строения и функций человеческого организма и связаны главные формы мышечно-суставных ощущений, коренное отличие двигательного анализатора человека от двигательного анализатора животных.
Ощущения положения тела в пространстве, его передвижения по пространству окружающего мира, мышечно-суставные ощущения рук в процессе трудовых действий, членораздельной речи и являются важнейшими источниками как сознания, так и самой деятельности.
Эти мышечно-суставные ощущения контролируют движения и действия человека, по ним человек судит о работоспособности, утомлении, точности, скорости движения. На основе мышечно-суставных ощущений человек судит о соответствии или несоответствии своих движений вызвавшим их внешним причинам.
Но значение мышечно-суставных ощущений не ограничивается лишь этим. Их значение всеобще для работы всех анализаторов человека. Сеченов доказал, что именно с мышечно-суставными ощущениями связано объективирование ощущений. «Когда на наш глаз падает свет от какого-нибудь предмета, мы ощущаем не то ощущение, которое оно производит на сетчатке глаз, а внешнюю причину ощущений — стоящий перед нами предмет. . . Вот это-то вынесение некоторых впечатлений наружу в сторону их внешних источников и называется объективированием впечатлений . . . не подлежит ни малейшему сомнению, что эволюция ее идет рука об руку с расчленением и координированием мышечного чувства. 1
Сеченов поэтому утверждал, что «мышечные ощущения, помещаясь на поворотах чувствования, т. е. в промежутках между ощущениями иного рода, служат для них не только соединительными звеньями, но и определяют при объективировании ощущений взаимные отношения их внешних субстратов и пространстве и во времени». И. М. Сеченов. Избр. философск. и психолог, произв., стр. 433,
Но мышечные ощущения неотделимы от мышцы, они есть результат дробного анализа состояния мышцы. Рефлекторная деятельность коры головного мозга своим конечным звеном имеет именно работу мышцы, исполнительного аппарата головного мозга. Но благодаря проприоцепторам осуществляется обратная связь от мышцы к мозгу, что создает возможность образования сложных рефлекторных циклов.
Источник
ОРТОПЕДИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
«Правильная осанка — ключ к здоровью!»
Мы с детства слышим эти слова, но, увы, не придаем им должного значения. Начиная уже с детского сада, под воздействием стиля и уклада жизни осанка изменяется. С увеличением «школьного стажа» дефекты осанки становятся причиной возникновения болезней суставов и позвоночника во взрослой жизни.
Факторы, влияющие на развитие нарушений осанки:
- Анатомо-конституциональные особенности строения позвоночника
- Недостаточная двигательная активность
- Слабое физическое развитие
- Нерациональное питание
- Дефекты зрения
- Неправильно организованное рабочее место.
Ортопедический режим заключается в следующем:
- Выработка мышечно-суставного чувства.
- Снижение статистической и чрезмерно динамической нагрузки на позвоночник.
- Мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
- Здоровый режим дня.
- Разгрузочный час в середине дня.
- Запрещение занятий спортом с поднятием тяжестей, ассиметричной нагрузкой, чрезмерной подвижностью позвоночника.
Самоконтроль за осанкой, выработка мышечно-суставного чувства
Какой из органов чувств у человека отвечает за его ориентированность в пространстве? Это мышечно-суставное чувство, или проприорецепция. Как и любой другой орган чувств его можно тренировать:
- проверка осанки у вертикальной опоры по 5 точкам касания (затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки)
- упражнение «Зеркало» — активная коррекция перед зеркалом за счет зрительного контроля (выравнивание надплечий, треугольников талии, лопаток и т.д.
- тренировка равновесия и вестибулярного аппарата ( удержание различных предметов на голове, упражнения с использованием нестабильных опор — фитболы, полусферы, баланс — подушки, баланс — борды, упражнения на широкой и узкой площади опоры гимнастической скамейки).
Соблюдение принципов эргономики при организации рабочего места
В современном мире самая распространенная поза для учебы, работы и отдыха – сидячая. Но, с биомеханической точки зрения, самая «нефизиологическая». Чтобы «сидячая» работа не наносила вред осанке, нужно использовать принципы эргономики- науки, позволяющей создавать условия для здорового и эффективного труда.
- Регулируемая высота стула :
— высота стула должна быть такова, чтобы было три точки опоры – ягодицы и две ступни;
— для ребенка можно использовать специальную подставку для упора ног.
- Высота стола.
Для правильного подбора высоты стола нужно сесть с выпрямленным туловищем, поставить руки локтями на стол, предплечья и кисти – вертикально, третий палец должен доставать до наружного угла глаза. Оптимальное расстояние от тетради до глаз 30-35 см, при письме тетрадь кладется под углом 30 градусов. Расстояние между грудью и столом 1,5- 2 см, чтобы не сдавливать грудную клетку, не затруднять дыхание.
- Работа за компьютером.
В соответствии с требованиями СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» для учеников I-IV классов время за компьютером на уроке не должно превышать 15-ти минут, для учеников V-VII классов – 20 минут, для учеников VIII-IX классов – 25 минут, для старшеклассников X-XI классов на первом часу учебных занятий – 30 минут и на втором – 20 минут. Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для обучающихся II-V классов – не более 60 минут;для обучающихся VI классов и старше – не более 90 минут. Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.
Сохранить здоровье глаз помогут правила, которых стоит придерживаться во время работы за компьютером:
- чаще переводить взгляд на удаленный объект;
- правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране;
- работать при надлежащей освещенности помещения, не работать в темноте;
- моргать каждые 3-5 секунд;
- выбрать правильное расстояние (не менее 50 см) до монитора;
- по возможности сокращать время работы за компьютером;
- делать 2-3-минутные перерывы при работе за компьютером.
- правильное расположение клавиатуры компьютера (использование выдвижной столешницы, верхний край монитора должен располагаться на уровне глаз, расстояние до монитора 45-60 см).
- «Умный стул».
Для поддержания осанки в положении «сидя» важно сохранить поясничный лордоз. Это достигается изменением угла наклона сидения на 8-10 градусов вперед. В таком положении корпус тела как бы «соскальзывает», приходится опираться ногами о землю. Решить эту проблему можно, используя различные подкладные подушечки клиновидной формы. Такую подушечку можно положить на любое сидение, превратив его в «умный стул». Народные «умельцы» советуют самим смастерить «умный табурет» в домашних условиях, укоротив передние ножки на 4-5 см или подставив под задние необходимой высоты стопку подручных средств. Спина и ягодицы должны доставать до спинки стула. Конфигурация спинки стула должна повторять изгиб поясницы. Если спинка стула прямая, можно для поддержания поясничного отдела прикрепить специальный полужесткий валик.
- Разгрузка позвоночника.
При длительном сидении в одной позе наступает утомление мышц спины, поэтому младшим школьникам нужны физкультурные паузы через каждые 15-20 минут, старшеклассникам через 40-45 минут. В перерывах желательно походить, выполнить несколько упражнений, расправляющих грудную клетку, два-три дыхательных упражнения.
При приготовлении устных домашних заданий можно использовать два варианта разгрузочных положений:
- а) стоя на стуле на коленях с опорой на стол локтями и предплечьями;
- б) лежа на животе с клиновидной подставкой под грудью или с валиком под подбородком.
В обоих вариантах расстояние от глаз до книги 30-35 см. Источник света должен обеспечивать оптимальное освещение. Плоскость книги на подставке должна быть перпендикулярно углу зрения. Дети с искривлением позвоночника должны научиться быстро и качественно выполнять домашние задания, а не сидеть часами за учебниками.
- Исключить вредные привычки.
Нельзя сидеть нога на ногу, подворачивать одну ногу под себя, сидеть боком к столу, свешивать нерабочую руку, читать лежа на боку, стоять с переносом центра тяжести на одну ногу.
Правила ношения рюкзака
- Рюкзак должен соответствовать росту ребенка.
- Рюкзак должен быть удобным и качественным, с мягкими подкладками на лямках и в области спинки.
- Максимальный вес снаряженного рюкзака не должен превышать 15% веса ребенка.
- Надевать рюкзак нужно, используя правила подъема грузов: присесть, согнув колени, поднять рюкзак с прямой спиной за счет разгибания коленей. Затем одеть одну лямку, потом другую.
- Не следует носить рюкзак на одном плече или чрезмерно наклоняться вперед.
- Лямки рюкзака должны быть умеренно затянуты.
- Заполнять рюкзак только необходимыми вещами.
Здоровый режим дня
Здоровый режим дня включает в себя:
- Чередование учебы, отдыха дома и отдыха на свежем воздухе, вечерние прогулки перед сном.
- Здоровый сон. Постель должна быть умеренно жесткой, подушка плоской для сохранения нормальных физиологических изгибов позвоночника. Для детей со сколиозом рекомендуется использование специальных ортопедических матрацев и подушек. Длина кровати- на 20-25 см больше роста ребенка. Рекомендуется спать на спине, на правом боку, а не на животе или свернувшись калачиком.
Физкультура и спорт
Главным средством профилактики дефектов осанки является всестороннее физическое развитие. Утро должно начинаться с утренней зарядки. На уроках физкультуры необходимо вводить элементы коррекции осанки, а также использовать физические упражнения на равновесие, координацию, а также упражнения, развивающие ловкость и ориентированность в пространстве. Из элементов спорта рекомендуются лыжные прогулки по ровной местности, элементы волейбола, элементы баскетбола, плавание. Дети с нарушениями осанки занимаются по общей программе физического воспитания, имеющие сколиозы I степени должны освобождаться от прыжков, соскоков, метания гранаты, упражнений с отягощениями. При деформациях II- III степени дети относятся к спецмедгруппе, занимаются корригирующей гимнастикой в кабинете ЛФК.
Физические нагрузки даются с учетом локализации патологических изменений. Из-за опасности травм связочного аппарата шейного отдела, возникновения нестабильности не рекомендуются упражнения с чрезмерным сгибанием головы, кувырки, группировки, стойки на голове и лопатках.
При локализации патологии в грудном и грудопоясничных отделах не показаны наклоны с круглой спиной, седы согнувшись, «мосты». Чрезмерное поднимание прямых ног лежа на животе, может привести к увеличению поясничного лордоза. При подъеме туловища из положения лежа на спине для уменьшения нагрузки на межпозвонковые диски нужно акцентировать внимание на работе мышц живота.
Не рекомендуется
При нарушениях, связанных с повышенной подвижностью позвоночника, не рекомендуются занятия акробатикой, художественной гимнастикой, латиноамериканскими танцами, при сутулости – бокс, баскетбол, велосипед. При плоской спине, нарушениях во фронтальной плоскости – виды спорта с односторонне нагрузкой на мышцы спины и плечевого пояса (каноэ, фехтование, теннис). Силовые виды спорта, единоборства, мотоспорт, прыжки- являются травмоопасными, вызывают сотрясение, компрессию позвоночника, увеличивают статическую нагрузку.
Выбор спортивной секции решается индивидуально, должен быть согласован с врачом — ортопедом.
Несколько слов о корсете
- Следует знать, что корсет не держит туловище, а заставляет позвоночник принимать правильное физиологическое положение, т.е. дисциплинирует осанку. Вопрос о необходимости ношения корсета решается врачом-ортопедом.
В статье использованы материалы
из книги «Система «живая осанка» автор-
к.м.н., вертебролог, спинальный
нейрохирург И. Борщенко.
Источник