Определение мышечно суставного чувства

Чувство мышечно-суставное

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «Чувство мышечно-суставное» в других словарях:

чувство мышечно-суставное — см. Кинестезия … Большой медицинский словарь

Чувство позы — См. Чувство мышечно суставное … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Чувство положения — См. Чувство мышечно суставное … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

кинестезия — (кин + греч. aisthesis ощущение, чувство; син.: чувство мышечное, чувство мышечно суставное) ощущение положения и перемещения частей тела в пространстве, основанное на сигналах, поступающих от проприорецепторов … Большой медицинский словарь

Кинестези́я — (Кин + греч. aisthēsis ощущение, чувство; син.: чувство мышечное, чувство мышечно суставное) ощущение положения и перемещения частей тела в пространстве, основанное на сигналах, поступающих от проприорецепторов … Медицинская энциклопедия

Кинестезия — (греч. kinesis – движение, aisthesis – ощущение, чувство). Восприятие положения и перемещения в пространстве тела и его частей, направления и объема движений в различных положениях, сопротивления и тяжести предметов окружающей обстановки.… … Толковый словарь психиатрических терминов

ЧОКРАКСКОЕ ОЗЕРО — ЧОКРАКСКОЕ ОЗЕРО, комплекс, в к рый входят: курорт, грязевое озеро, минеральные источники, а в будущем вероятно и морское побережье. В последнее время использовалось только озеро. Ч. о. расположено в 14 км к с. з. от г. Керчи, принадлежит к… … Большая медицинская энциклопедия

Чувствительность — I Чувствительность (sensibilitas) способность организма воспринимать различные раздражения, исходящие из внешней и внутренней среды, и реагировать на них. В основе Ч. лежат процессы рецепции, биологическое значение которых заключается в… … Медицинская энциклопедия

СПИНЕЛЛИ — (Pier Giuseppe Spinelli, 1862 1929), видный итальянский гинеколог, блестящий хирург, один из пионеров оперативной гинекологии, б. ассистент известного Морисани. Медицинское образование Сгошелли получил спинной мозг в Неаполе, где с 1900 г. и до… … Большая медицинская энциклопедия

БАТИЭСТЕЗИЯ — (от греч. bathos глубина и aisthesis ощущение), глубокая чувствительность, чувствительность глубоких тканей и органов ощущения, вызываемые раздражениями, идущими от глубоких органов (фасции, мышцы, связки, кости и пр.). Виды ее: чувство давления… … Большая медицинская энциклопедия

Источник

Глава X мышечно-суставные ощущения (кинестезия) Деятельность человека как источник ощущений

Сознание человека формируется и развивается в деятель­ности. Но сама деятельность человека определяется жизнен­ными для него условиями объективной действительности, ко­торая отражается сознанием.

Воздействие внешнего мира через органы чувств на мозг человека порождает многообразные ощущения («образы внешнего мира»), которые являются источниками не только сознания, но и деятельности человека.

Зрительные, слуховые, вибрационные, кожные, обонятель­ные, вкусовые и другие ощущения являются теми элементар­ными побуждениями, которые вызывают те или иные элемен­тарные акты деятельности человека.

Следовательно, все ощущения в совокупности являются источниками деятельности, но само осуществление действий порождает особенные ощущения, а именно мышечно-суставные ощущения. Мозг человека получает сигналы не только от внешнего мира, но и от исполнительных, рабочих двигатель­ных органов о том, как совершается рефлекторное движение, соответствует или нет оно действительной природе раздраже­ний, вызвавших это действие.

Работающая мышца, непосредственно осуществляющая практическое взаимодействие с внешним раздражителем, сама является источником ощущений (Сеченов).

Проблема мышечно-суставных ощущений имеет совер­шенно исключительное значение для психологии человека. Известно, что движения и действия человека, его деятельность в целом по своей природе общественны. Труд является качест­венно своеобразной деятельностью человека, создавшей по

сравнению со всей историей жизни новый двигательный аппа­рат организма человека. Трудовая производственная деятель­ность людей обусловливает качественно своеобразный механизм мышечно-суставных ощущений человека. Но не только труд, но и членораздельная речь, развивающаяся на основе звукового языка, его словарного состава и грамматического строя, создала новые формы мышечно-суставных ощущений человека, не имеющих никакой аналогии в животном мире.

Читайте также:  Постоянно чувство что болит горло

Исторический материализм создал основы естествознания человека. Известно, что общественно-трудовое развитие чело­века преобразовало его мозг, создало новые черты строения организма человека. К ним особенно относятся вертикальное положение тела и прямохождение, необычайно подвижный двигательный аппарат рук как естественных органов труда и речедвигательный аппарат.

Именно с этими специфически человеческими особенно­стями строения и функций человеческого организма и связаны главные формы мышечно-суставных ощущений, коренное от­личие двигательного анализатора человека от двигательного анализатора животных.

Ощущения положения тела в пространстве, его передвижения по пространству окружающего мира, мышечно-суставные ощущения рук в процессе трудовых действий, членораздель­ной речи и являются важнейшими источниками как сознания, так и самой деятельности.

Эти мышечно-суставные ощущения контролируют движе­ния и действия человека, по ним человек судит о работоспособности, утомлении, точности, скорости движения. На основе мышечно-суставных ощущений человек судит о соответствии или несоответствии своих движений вызвавшим их внешним причинам.

Но значение мышечно-суставных ощущений не ограничи­вается лишь этим. Их значение всеобще для работы всех анализаторов человека. Сеченов доказал, что именно с мышечно-суставными ощущениями связано объективирование ощуще­ний. «Когда на наш глаз падает свет от какого-нибудь пред­мета, мы ощущаем не то ощущение, которое оно производит на сетчатке глаз, а внешнюю причину ощущений — стоящий перед нами предмет. . . Вот это-то вынесение некоторых впе­чатлений наружу в сторону их внешних источников и назы­вается объективированием впечатлений . . . не подлежит ни ма­лейшему сомнению, что эволюция ее идет рука об руку с рас­членением и координированием мышечного чувства. 1

Сеченов поэтому утверждал, что «мышечные ощущения, помещаясь на поворотах чувствования, т. е. в промежутках между ощущениями иного рода, служат для них не только соединительными звеньями, но и определяют при объективиро­вании ощущений взаимные отношения их внешних субстратов и пространстве и во времени». И. М. Сеченов. Избр. философск. и психолог, произв., стр. 433,

Но мышечные ощущения неотделимы от мышцы, они есть результат дробного анализа состояния мышцы. Рефлекторная деятельность коры головного мозга своим конечным звеном имеет именно работу мышцы, исполнительного аппарата го­ловного мозга. Но благодаря проприоцепторам осущест­вляется обратная связь от мышцы к мозгу, что создает воз­можность образования сложных рефлекторных циклов.

Источник

ОРТОПЕДИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

«Правильная осанка — ключ к здоровью!»

Мы с детства слышим эти слова, но, увы, не придаем им должного значения. Начиная уже с детского сада, под воздействием стиля и уклада жизни осанка изменяется. С увеличением «школьного стажа» дефекты осанки становятся причиной возникновения болезней суставов и позвоночника во взрослой жизни.

Факторы, влияющие на развитие нарушений осанки:

  • Анатомо-конституциональные особенности строения позвоночника
  • Недостаточная двигательная активность
  • Слабое физическое развитие
  • Нерациональное питание
  • Дефекты зрения
  • Неправильно организованное рабочее место.

Ортопедический режим заключается в следующем:

  1. Выработка мышечно-суставного чувства.
  2. Снижение статистической и чрезмерно динамической нагрузки на позвоночник.
  3. Мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
  4. Здоровый режим дня.
  5. Разгрузочный час в середине дня.
  6. Запрещение занятий спортом с поднятием тяжестей, ассиметричной нагрузкой, чрезмерной подвижностью позвоночника.

Самоконтроль за осанкой, выработка мышечно-суставного чувства

Какой из органов чувств у человека отвечает за его ориентированность в пространстве? Это мышечно-суставное чувство, или проприорецепция. Как и любой другой орган чувств его можно тренировать:

  • проверка осанки у вертикальной опоры по 5 точкам касания (затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки)
  • упражнение «Зеркало» — активная коррекция перед зеркалом за счет зрительного контроля (выравнивание надплечий, треугольников талии, лопаток и т.д.
  • тренировка равновесия и вестибулярного аппарата ( удержание различных предметов на голове, упражнения с использованием нестабильных опор — фитболы, полусферы, баланс — подушки, баланс — борды, упражнения на широкой и узкой площади опоры гимнастической скамейки).
Читайте также:  Почему у одних хорошее настроение

Соблюдение принципов эргономики при организации рабочего места

В современном мире самая распространенная поза для учебы, работы и отдыха – сидячая. Но, с биомеханической точки зрения, самая «нефизиологическая». Чтобы «сидячая» работа не наносила вред осанке, нужно использовать принципы эргономики- науки, позволяющей создавать условия для здорового и эффективного труда.

  • Регулируемая высота стула :
    — высота стула должна быть такова, чтобы было три точки опоры – ягодицы и две ступни;
    — для ребенка можно использовать специальную подставку для упора ног.
  • Высота стола.
    Для правильного подбора высоты стола нужно сесть с выпрямленным туловищем, поставить руки локтями на стол, предплечья и кисти – вертикально, третий палец должен доставать до наружного угла глаза. Оптимальное расстояние от тетради до глаз 30-35 см, при письме тетрадь кладется под углом 30 градусов. Расстояние между грудью и столом 1,5- 2 см, чтобы не сдавливать грудную клетку, не затруднять дыхание.
  • Работа за компьютером.

В соответствии с требованиями СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» для учеников I-IV классов время за компьютером на уроке не должно превышать 15-ти минут, для учеников V-VII классов – 20 минут, для учеников VIII-IX классов – 25 минут, для старшеклассников X-XI классов на первом часу учебных занятий – 30 минут и на втором – 20 минут. Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для обучающихся II-V классов – не более 60 минут;для обучающихся VI классов и старше – не более 90 минут. Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.

Сохранить здоровье глаз помогут правила, которых стоит придерживаться во время работы за компьютером:

  • чаще переводить взгляд на удаленный объект;
  • правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране;
  • работать при надлежащей освещенности помещения, не работать в темноте;
  • моргать каждые 3-5 секунд;
  • выбрать правильное расстояние (не менее 50 см) до монитора;
  • по возможности сокращать время работы за компьютером;
  • делать 2-3-минутные перерывы при работе за компьютером.
  • правильное расположение клавиатуры компьютера (использование выдвижной столешницы, верхний край монитора должен располагаться на уровне глаз, расстояние до монитора 45-60 см).
  • «Умный стул».

Для поддержания осанки в положении «сидя» важно сохранить поясничный лордоз. Это достигается изменением угла наклона сидения на 8-10 градусов вперед. В таком положении корпус тела как бы «соскальзывает», приходится опираться ногами о землю. Решить эту проблему можно, используя различные подкладные подушечки клиновидной формы. Такую подушечку можно положить на любое сидение, превратив его в «умный стул». Народные «умельцы» советуют самим смастерить «умный табурет» в домашних условиях, укоротив передние ножки на 4-5 см или подставив под задние необходимой высоты стопку подручных средств. Спина и ягодицы должны доставать до спинки стула. Конфигурация спинки стула должна повторять изгиб поясницы. Если спинка стула прямая, можно для поддержания поясничного отдела прикрепить специальный полужесткий валик.

  • Разгрузка позвоночника.

При длительном сидении в одной позе наступает утомление мышц спины, поэтому младшим школьникам нужны физкультурные паузы через каждые 15-20 минут, старшеклассникам через 40-45 минут. В перерывах желательно походить, выполнить несколько упражнений, расправляющих грудную клетку, два-три дыхательных упражнения.

При приготовлении устных домашних заданий можно использовать два варианта разгрузочных положений:

  • а) стоя на стуле на коленях с опорой на стол локтями и предплечьями;
  • б) лежа на животе с клиновидной подставкой под грудью или с валиком под подбородком.
Читайте также:  Стакан меняющий цвет от настроения

В обоих вариантах расстояние от глаз до книги 30-35 см. Источник света должен обеспечивать оптимальное освещение. Плоскость книги на подставке должна быть перпендикулярно углу зрения. Дети с искривлением позвоночника должны научиться быстро и качественно выполнять домашние задания, а не сидеть часами за учебниками.

  • Исключить вредные привычки.

Нельзя сидеть нога на ногу, подворачивать одну ногу под себя, сидеть боком к столу, свешивать нерабочую руку, читать лежа на боку, стоять с переносом центра тяжести на одну ногу.

Правила ношения рюкзака

  • Рюкзак должен соответствовать росту ребенка.
  • Рюкзак должен быть удобным и качественным, с мягкими подкладками на лямках и в области спинки.
  • Максимальный вес снаряженного рюкзака не должен превышать 15% веса ребенка.
  • Надевать рюкзак нужно, используя правила подъема грузов: присесть, согнув колени, поднять рюкзак с прямой спиной за счет разгибания коленей. Затем одеть одну лямку, потом другую.
  • Не следует носить рюкзак на одном плече или чрезмерно наклоняться вперед.
  • Лямки рюкзака должны быть умеренно затянуты.
  • Заполнять рюкзак только необходимыми вещами.

Здоровый режим дня

Здоровый режим дня включает в себя:

  • Чередование учебы, отдыха дома и отдыха на свежем воздухе, вечерние прогулки перед сном.
  • Здоровый сон. Постель должна быть умеренно жесткой, подушка плоской для сохранения нормальных физиологических изгибов позвоночника. Для детей со сколиозом рекомендуется использование специальных ортопедических матрацев и подушек. Длина кровати- на 20-25 см больше роста ребенка. Рекомендуется спать на спине, на правом боку, а не на животе или свернувшись калачиком.

Физкультура и спорт

Главным средством профилактики дефектов осанки является всестороннее физическое развитие. Утро должно начинаться с утренней зарядки. На уроках физкультуры необходимо вводить элементы коррекции осанки, а также использовать физические упражнения на равновесие, координацию, а также упражнения, развивающие ловкость и ориентированность в пространстве. Из элементов спорта рекомендуются лыжные прогулки по ровной местности, элементы волейбола, элементы баскетбола, плавание. Дети с нарушениями осанки занимаются по общей программе физического воспитания, имеющие сколиозы I степени должны освобождаться от прыжков, соскоков, метания гранаты, упражнений с отягощениями. При деформациях II- III степени дети относятся к спецмедгруппе, занимаются корригирующей гимнастикой в кабинете ЛФК.

Физические нагрузки даются с учетом локализации патологических изменений. Из-за опасности травм связочного аппарата шейного отдела, возникновения нестабильности не рекомендуются упражнения с чрезмерным сгибанием головы, кувырки, группировки, стойки на голове и лопатках.

При локализации патологии в грудном и грудопоясничных отделах не показаны наклоны с круглой спиной, седы согнувшись, «мосты». Чрезмерное поднимание прямых ног лежа на животе, может привести к увеличению поясничного лордоза. При подъеме туловища из положения лежа на спине для уменьшения нагрузки на межпозвонковые диски нужно акцентировать внимание на работе мышц живота.

Не рекомендуется

При нарушениях, связанных с повышенной подвижностью позвоночника, не рекомендуются занятия акробатикой, художественной гимнастикой, латиноамериканскими танцами, при сутулости – бокс, баскетбол, велосипед. При плоской спине, нарушениях во фронтальной плоскости – виды спорта с односторонне нагрузкой на мышцы спины и плечевого пояса (каноэ, фехтование, теннис). Силовые виды спорта, единоборства, мотоспорт, прыжки- являются травмоопасными, вызывают сотрясение, компрессию позвоночника, увеличивают статическую нагрузку.

Выбор спортивной секции решается индивидуально, должен быть согласован с врачом — ортопедом.

Несколько слов о корсете

  • Следует знать, что корсет не держит туловище, а заставляет позвоночник принимать правильное физиологическое положение, т.е. дисциплинирует осанку. Вопрос о необходимости ношения корсета решается врачом-ортопедом.

В статье использованы материалы
из книги «Система «живая осанка» автор-
к.м.н., вертебролог, спинальный
нейрохирург И. Борщенко.

Источник

Оцените статью