Определение эмоционального уровня самооценки для дошкольников

Определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова)

Методика самооценки «Дерево»

(Дж. и Д. Лампен, модификация Л.П. Пономаренко)

Цель: изучение Я-концепции и самооценки личности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: развитие Я-концепции и самооценки личности.

Описание задания: Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Мы не предлагаем ученику вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.

Задание дается в следующей форме: «Рассмотри это дерево. Ты видишь на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьми красный фломастер и обведи того человечка, который напоминает тебе самого себя, похож на тебя, на твое настроение в школе и твое положение. Мы проверим, насколько ты внимателен. Обрати внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьми зеленый фломастер и обведи того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться».

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 — характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 19, 18, 11, 12, 16, 17 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

Определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова)

Цель: выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я концепции.

Оцениваемые универсальные учебные действия: развитие Я-концепции и самооценки личности.

Описание задания: проективная методика, включающая в себя семь субтестов, в которых ребенку предлагается выбрать свое место или место близких ему людей в схематичных рисунках. Все спонтанные высказы­вания испытуемого при выполнении субтестов фиксируются в протоколе.

Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.

Субтест 1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков — люди. Укажи, где находишься ты.

Субтест 2. Большой круг — это твое «Я». Маленькие круги — это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель, друзья.

Субтест 3. Вот на рисунке твои родители, учитель, друзья. Поставь крестик там, где находишься ты.

Читайте также:  Чай hilltop шкатулка романтическое настроение

Субтест 4. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков ты являешься?

Субтест 5. Слева в прямоугольнике находишься ты. По­ставь крестики в соответствующих рядах, где находятся твои мама, папа и т. д.

Субтест 6. Поставь точку в том месте круга, где ты находишься.

Субтест 7. В какой фигуре, изображенной на рисунке, ты поместишь себя?

Обработка результатов:

Субтест 1 . Нормой для ребенка является указание на третий-четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего Я-образа, осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого — заниженную самооценку. ( В форме для забивки указать номер круга).

Субтест 2. Позволяет определить отношение с близки­ми людьми. При расположении сверху признает превосход­ство и допускает давление этого человека на себя. Оказы­вает давление на расположенных внизу, чувствует свое превосходство над ними. (В форме для забивки указать номера позиций для мамы, отца, дедушки и т.д.)

Субтест 3. Определяет социальную заинтересован­ность, чувствует ли ребенок себя включенным, приня­тым в мир людей, а также степень близости с той или иной категорией людей. Если ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных кон­тактах. ( В форме для забивки указать номер зоны с крестиком).

Субтест 4 . Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства (при указании на левый круг -1) или своей уникальности (правый круг-2). (В форме для забивки указать номер выбранного круга).

Субтест 5 . Идентификация. С кем из перечисленных людей ребенок сильнее идентифицирует себя, при анализе экспериментатор должен обратить внимание на адекват­ность идентификации полу ребенка. (В форме для забивки указать номера рядов для мамы, папы, дедушки, бабушки и т.д.).

Субтест 6 . Определение степени эгоцентризма. Для до­школьника характерен высокий эгоцентризм (расположе­ние в самом центре круга), более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным. (В форме для забивки отметить номер выбранной позиции).

Субтест 7 . Оценка сложности Я-КОНЦЕПЦИИ. Чем сложнее выбранная фигура, тем более сложная Я-КОНЦЕПЦИЯ ребенка. (В форме для забивки указать номер выбранной фигуры от 1 до 8).

По итогам обработки результатов опытов и группового обсуждения выполняется описание Я-КОНЦЕПЦИИ испы­туемого.

Источник

Исследование самооценки дошкольников
методическая разработка (старшая группа) на тему

исследование самооценки дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
исследование самооценки 74 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста
  1. Исследование самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Описание методов исследования
  1. Анализ результатов исследования
  1. Пути развития оптимальной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Одной из самых значительных и актуальных тем в педагогике можно считать, на мой взгляд, проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка дошкольника имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, поэтому в этот период важно заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требования социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой задачи и цели.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки взрослых. Старшие дошкольники могут верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих. Цель моей работы заключается в выявлении самооценки у детей старшего дошкольного возраста. В данной работе участвовала группа детей старшего дошкольного возраста(6 человек), так как эти дети посещают детский сад ежедневно. Я использовала следующие методы исследования по выявлению самооценки: методика «Нарисуй себя», методика «Лесенка», методика «Проба Де Греефе», тест самооценка дошкольника.

Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста

Появление и развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. При этом, взрослый, организуя на ранних этапах эту деятельность, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания. Источником развития самосознания считается ведущая деятельность. В старшем дошкольном возрасте решающее значение в формировании самооценки является игра. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого. Заниженные самооценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка. Поэтому, правильность представлений старшим дошкольником своих действий во многом зависит от оценочного воздействия взрослого. В тоже время, полное сформированное представление о себе позволяет ребенку критически относиться к оценкам окружающих. Собственная внутренняя позиция детей старшего дошкольного возраста по отношению к другим людям характеризуется осознанием собственного Я, своего поведения и интересом к миру взрослых. В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми или сверстниками, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых и легко поддаются их влияниям. Существенную роль в развитии самооценки играет общение со сверстниками. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Оценка старшим дошкольником происходит труднее, чем сверстника. К ровеснику он более требователен и оценивает его более объективно, самооценка дошкольника очень эмоциональна, часто положительно, отрицательные самооценки наблюдаются очень редко. Самооценка у детей старшего дошкольного возраста обычно неадекватная (чаще завышенная), это происходит оттого, что ребенку трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей его возможности. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами. Где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Исполнение ребенком какой-либо роли в игре дает детям возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании и осуществляется самопознание. Игра – это школа социальных отношений, в котором моделируются формы поведения дошкольника. В разных видах деятельности самооценка разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте – переоценивает, а в пении – недооценивать. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца, чаще всего не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию, афишируют свои знания и умения, стараются обратить на себя внимание. На занятиях могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству. К похвале воспитателя относятся как к чему-то само собой разумеющемуся, ее отсутствие может вызвать у них недоумение, обиду, тревогу, иногда раздражение и слезы. Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели, стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны, таким детям свойственно стремление к успеху. Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству, не способны постоять за себя, заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослых с такими детьми – обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы, эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность. Особенности проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста зависит от многих причин. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития. В одних случаях неадекватно завышенная самооценка обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности. В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее всего защитную функцию. Считается, что завышенная самооценка несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представление о себе в процессе деятельности. Заниженная самооценка встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. Проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии. Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки.

Источник

Читайте также:  Вежливые люди радость людей
Оцените статью