- Методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
- «Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада» (Авторы: Любина Г., Микулик Л.) консультация по коррекционной педагогике
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада» (Авторы: Любина Г., Микулик Л.)
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Диагностика эмоционального благополучия дошкольника материал (средняя, старшая, подготовительная группа) методическая разработка по психологии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- «Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка» консультация (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Психологическая экспертиза эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в образовательной организации
- эмоционального благополучия
- детей дошкольного возраста
- в образовательной организации
- Педагог-психолог
- Круглова
- Ольга Анатольевна
Методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись».
Диагностика эмоциональных особенностей дошкольников с ЗПР обычно оказывается второстепенной задачей при изучении других характеристик.
В то же время исследователи отмечают значимые различия эмоциональных реакций детей с ЗПР и детей с нормальным уровнем развития.
Л.С. Выготский предложил оценивать не только актуальный уровень развития ребенка и его зону ближайшего развития, которая отражает психический потенциал личностного развития, но и единство аффекта и интеллекта. Рассматривая зону ближайшего развития, надо обращаться и к характеристикам интеллектуального развития и эмоционального развития, так как зона ближайшего развития включает две размеренности: когнитивную и эмоционально-смысловую.
Отмечая особенности эмоционального развития детей с ЗПР, современные исследователи (М. С. Певзнер, Т. А. Власова, Л. П. Стрелкова, Т.П. Артемьева, Ю. М. Миланич, Е. В. Михайлова, Д. В. Березина, В. Б. Никишина и др.) выделяют следующие характеристики: отсутствие чувства долга, ответственности; неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки, недостаточная дифференцированность эмоций, отсутствие эмоциональной регуляции и проявление аффективных реакций в процессе общения.
Для диагностики эмоционального развития могут быть использованы методики «Эмоциональная цветопись» А.Н. Лутошкина, «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста», «Определение уровня развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста», «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций», «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния».
Цель — исследование эмоционального самочувствия детей.
Цвет — наиболее доступная и положительная форма выражения настроения.
Задание: Какое у меня настроение?
Записывают оттенки настроения, которые затем обозначают цветом: радостное — красное, спокойное — зеленое, скучное — серое, плохое — черное, тревожное — коричневое, безразличное — белое.
Выделяем зоны: игра, занятие, семья, друзья, воспитатель, группа, школа.
Оцениваем каждую зону цветом. Для оценки эмоционального самочувствия достаточно записать цвета.
Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают трудности в осмыслении эмоционального состояния через цвет. Большинство детей испытывают тревожное состояние, смена настроения происходит из-за ухудшения эмоционального фона при утомлении или неуспешности в выполнении задания.
Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Материал: цветные карандаши (черный, зеленый, серый, красный, желтый, синий, коричневый), полоска бумаги.
Порядок проведения: ребенку предлагается выбрать карандаш такого цвета, который ему больше всего нравится. Этим карандашом надо нарисовать черточку на полоске, затем из оставшихся выбрать тот карандаш, который теперь больше всего нравится и тоже нарисовать черточку на полоске и так далее, до последнего карандаша.
Далее задаются вопросы. Какое настроение у тебя бывает, когда ты приходишь в детский сад? Какого цвета твое настроение, выбери такого цвета карандаш и нарисуй черточку на полоске. Какое настроение у тебя возникает, когда ты встречаешься со своим воспитателем? Когда ты видишь своих друзей? Какое у тебя настроение на занятиях?
Таким образом, мы можем получить графическую проекцию эмоционального отношения ребенка к взрослым, сверстникам, занятиям.
Результаты исследования помогают определить причины и зоны эмоционального неблагополучия ребенка.
Особенности выполнения методики. Чем более симпатичен человек или привлекательна ситуация, тем предпочтительнее цвет выбирает ребёнок с ЗПР.
Источник
«Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада» (Авторы: Любина Г., Микулик Л.)
консультация по коррекционной педагогике
Цель: Выявления представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Определение | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада» (Авторы: Любина Г., Микулик Л.)
Цель: Выявления представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада
Инструкция. «Уважаемый родитель, ответьте на предложенные вопросы как можно более откровенно».
Уверен ли ребенок, что его каждое утро ждут
в группе, ему рады?
Имеет ли ребенок возможность самостоятельно, свободно выбирать материалы, пособия, игрушки?
Имеет ли ребенок право на выбор деятельности?
Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной (совместной) деятельности?
Может ли ребенок выбрать свой индивидуальный способ действий с материалами, пособиями, игрушками?
Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?
Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе двигательную?
Ощущает ли ребенок себя членом «семьи-группы» и может ли предложить что-то изменить в интерьере, переставить или переоборудовать?
Ощущает ли ребенок свою значимость для вас, для всех взрослых работающих в детском саду?
Ощущает ли себя достойным человеком?
Ощущает ли себя виноватым, если что-то не получилось?
Ощущает ли зависимость от настроения старших, воспитателей?
Уверен ли ребенок в том, что послушание – его главное достоинство в детском саду?
Понимает ли ребенок, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, «прилично», не как всегда?
Понимает ли, что нельзя задавать «неприличных» вопросов воспитателю?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность и деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. Маленький ребенок не.
Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада.
Консультация для воспитателей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в группе детского сада».
консультация для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада». (консультация, рекомендации.) .
консультация для воспитателей » Эмоциональное благополучие ребенка в группе детскогосада». (консультация, рекомендации).
Посещая детский сад, ребенок должен получить много знаний, должны сформироваться важные умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие. Известн.
Источник
Диагностика эмоционального благополучия дошкольника материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
методическая разработка по психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartinki_dlya_diagnostiki1.docx | 1.76 МБ |
kartinki_dlya_diagnostiki2_1.docx | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты знаний детей за 2011-2012 учебный год.
Уважаемые коллеги! Представляю вам образовательную программу по предмету хор для детей 6 лет подготовительного отделения.
ПРОЩАНИЕ С ЕЛОЧКОЙ 2014 год. Для детей старшей , подготовительной группы.Дети под музыку вбегают в зал , садятся на стульчики.Ведущая Дорогие ребята! Вот и пролетели новогодние каникулы, п.
Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника.
Представлены игры для на снятие эмоционального напряжения.
Дети старшего дошкольного возраста поздравляют всем мам и бабушек с Днем Матери.
Цель: популяризация здорового образа жизни, приобщение к систематическим занятиям физической культурой и спортом.Задачи:Создать атмосферу праздника, доброжелательности, потребности коллективного общен.
Источник
«Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка»
консультация (подготовительная группа) на тему
Методики изучения оценки психологического климота и эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_instrumentariy.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка»
Воспитатель подготовительной к школе группы, Сартакова Е. О.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы осознать, проанализировать групповую ситуацию, для чего предлагаются следующие методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада
- Цветовая диагностика «Домики» (А.Эткинд), цель методики — определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению (см. Приложение 1) , в ходе проведения индивидуальной диагностики заполняется схема наблюдения.
- Тест на эмоциональное отношение — выявляется отношение ребенка к различным видам деятельности ребенка в ДОУ, режимным моментам, взаимодействию со сверстниками и/взрослыми (см. Приложение 2)
- Анализ — схема для педагогов «Атмосфера в моей группе» (см . Приложение 3 ) — позволяет проанализировать групповую ситуацию по следующим направлениям:
- Обстановка в группе.
- Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.
- Взаимоотношения между детьми.
- Методика «Секрет» («Подарок») — разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой. Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия (см. Приложение 4)
- Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада ( детям предлагается выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада») — позволяет понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе (см. Приложение 5)
Используемая литература (и другие источники):
- Каше Г.В. подготовка к школе детей с недостатками речи. М.
- Корнеева Н.Н., Программа «Хочу все знать!» для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993г.
- Писарева Е., методические материалы «Психологический тренинг общения», общественная организация матерей и детей-инвалидов «Примавера», г. Боровичи, Новгородская область
- Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М., 1997г.
- Пучинская С.Ф., статья «Пути и средства создания психоэмоционального комфорта для детей в дошкольном учреждении» (Работа психолога в детском саду — Конференции по психологии)
- Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка ребенка со сверстниками и взрослыми. – Л., 1991г.
- Создание психологического комфорта в Группах детского сада (семинар –практикум)
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно – методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М. 2011г.
- Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С Пб., 2008г.
- Шипицына Л.М. и др.. Азбука общения: развитие личности риебенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство – Пресс», 2002г.
- Чиркина Г.В., Филичева Т.Б.. Основы логопедической работы с детьми. – М., 2010г.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М. – Воронеж, 2009г.
Источник
Психологическая экспертиза эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в образовательной организации
автор: Круглова Ольга Анатольевна
педагог-психолог Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82 ОАО «РЖД»
Психологическая экспертиза эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в образовательной организации
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 82 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
эмоционального благополучия
детей дошкольного возраста
в образовательной организации
Педагог-психолог
Круглова
Ольга Анатольевна
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования связана с выделением новых задач и направлений психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве детского сада. Одной из ведущих задач становится создание психолого-педагогических условий для поддержания эмоционального благополучия дошкольников, в том числе:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника признается важной частью его полноценного психического развития и успешной социализации. Эмоциональное благополучие может рассматриваться как индикатор оптимального соответствия индивидуального потенциала ребёнка требованиям дошкольной образовательной организации.
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, проявления эмоционального неблагополучия у детей стало наиболее распространенным явлением (А.И. Захаров, А.Д. Кошелева и др.). В силу активного эмоционального развития дошкольное детство считается периодом повышенного риска возникновения эмоционального неблагополучия.
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие. Современное научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству — обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.
Эмоциональное благополучие — устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.
Эмоциональное неблагополучие – отрицательно окрашенное эмоциональное состояние детей, которое выражается в нестабильности эмоциональных реакций ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, в неадекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающими людьми, в доминировании отрицательных по содержанию эмоций, в выраженной тревожности и наличии страхов, превышающих возрастную норму, в преобладании заниженной самооценки.
Исходя из данного определения эмоционального неблагополучия, можно охарактеризовать его основные проявления у детей дошкольного возраста .
- Нестабильность и неадекватность эмоционального реагирования.
- Наличие тревожности.
- Наличие страхов, превышающих возрастную норму, не являющихся возрастными, которые мешают нормальной жизнедеятельности детей.
- Заниженная самооценка.
Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном возрасте является предпосылкой развития его эмоциональной устойчивости.
Поэтому проблема эмоционального неблагополучия детей и своевременной его коррекции на ранних этапах является весьма актуальной.
Таким образом, очевидна необходимость в создании программы диагностики эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в образовательной организации, раннем выявлении эмоционального неблагополучия детей, организации в последующем их психологического сопровождения, эффективной организации коррекционно-развивающей помощи.
В 2018 году мною разработана «Программа психологической экспертизы эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в образовательной организации», получившая Диплом 1 степени регионального методического конкурса в номинации «Методические пособия для учителя по использованию образовательных технологий в обучении, воспитательных технологий в образовательном процессе»
Своевременное обнаружение выделенных признаков эмоционального неблагополучия позволяет говорить о возможности ранней диагностики неблагоприятных вариантов формирования личности ребенка , что позволит родителям, воспитателям и специалистам детского сада более адекватно и содержательно организовывать процесс общения с ребенком и нормализовать ход развития его личности.
Основная идея программы. Выявление и определение эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста как показателя оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья.
Цель и задачи программы
Цель программы : выявление и изучение индивидуальных вариантов эмоционального благополучия детей в дошкольной образовательной организации
- изучение и оценка психологического климата в группах дошкольной образовательной организации,
- раннее выявление эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста,
- отслеживание динамики психологического климата группы и эмоционального благополучия детей в течение учебного года,
- профилактика эмоционального неблагополучия,
- повышение психологической компетентности родителей и педагогов дошкольной образовательной организации.
Целевая аудитория. Дети дошкольного возраста (4-7 лет), посещающие дошкольную образовательную организацию
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один учебный год (сентябрь — май).
Данная программа может быть реализована в средней, старшей, подготовительной к школе группах общеразвивающей и компенсирующей направленности. Реализация программы осуществляется педагогом-психологом в дошкольной образовательной организации.
Психологическая экспертиза эмоционального благополучия детей в образовательной организации проводится два раза в год: в начале (сентябрь-октябрь) и в конце (апрель-май) учебного года.
Этапы реализации программы
Первичная диагностика (сентябрь-октябрь).
Углубленная диагностика (ноябрь).
Заключительная диагностика (апрель-май).
Диагностический инструментарий программы
Критерии подбора диагностического инструментария:
- валидность по отношению к измеряемым показателям, психодиагностические методики направлены на измерение заданных параметров;
- надёжность, точность психологических измерений,
- стандартизированность обследования, подобранные методики имеют унифицированные процедуры проведения, обработки и интерпретации полученных данных, т.к. необходим сравнительный анализ результатов;
- сопоставимость тестовых показателей методик;
- экономичность, пакет диагностических методик требует минимальных временных, организационных и материальных затрат, но в то же время дает возможно полную информацию обо всех сторонах диагностируемых показателей.
Выбор для диагностики преимущественно проективных методик сделан с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста, для которых ситуация обследования естественна и наиболее привлекательна в форме рисования, беседы или рассматривания картинок.
Методики, используемые для итоговой диагностики, с одной стороны, выявляют те же показатели, что и при первичном обследовании, с другой – учитывают возможность запоминания детьми информации о предыдущем обследовании, снижения интереса к участию в диагностике при использовании тех же методик. В связи с этим в программе используются вариативные диагностические методики.
Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения образовательного процесса и проведения коррекционно-развивающих мероприятий с детьми, консультативной помощи родителям воспитанников и педагогическому коллективу образовательной организации.
Первичная диагностика эмоционального благополучия детей дошкольного возраста (сентябрь-октябрь).
Цель: изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения, выявление социометрического статуса; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.
Диагностический инструментарий: социометрическая методика «Секрет» (игра «Выбор в действии») «Пренебрегаемые», «изолированные», «отвергаемые», («популярные» — «звезды»).
По результатам первичной диагностики делается заключение о психологическом климате, социометрической структуре группы, эмоциональном благополучии (неблагополучии) детей в группе. Количественный и качественный анализ позволяет оценить:
- уровень благополучия взаимоотношений в группе,
- коэффициент взаимности (сплоченности) группы,
- коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями,
- индекс изолированности,
- структуру выборов,
- тип психологического климата группы,
- сравнить психологический климат в разных группах
Углубленная индивидуальная выборочная диагностика (ноябрь).
Цель: Выявление индивидуальных вариантов эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Индивидуальная выборочная диагностика проводится с детьми с низким социометрическим статусом, в группах с неблагоприятным и неустойчивым психологическим климатом, с учетом запросов родителей (законных представителей), воспитателей и специалистов детского сада.
Диагностический инструментарий : Проективная методика «Рисунок воспитателя», «Моя группа», методика «Лесенка», тест «Страхи», Тест тревожности, проективные графические тесты «Рисунок человека», «Автопортрет», «Рисунок несуществующего животного»
По результатам углубленной выборочной диагностики делается заключение об индивидуальных вариантах эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста.
Количественный и качественный анализ позволяет оценить:
- социометрический статус ребенка в группе,
- уровень тревожности,
- наличие страхов,
- уровень самооценки,
- эмоциональное самочувствие ребенка в группе
Заключение об уровне эмоционального благополучия ребенка в группе
Заключительная диагностика (апрель-май).
Итоговая групповая диагностика . Выявление динамики межличностных отношений дошкольников в группе социометрическая методика «Секрет» (игра «Выбор в действии»)
Итоговая индивидуальная выборочная диагностика. Определение динамики развития детей с эмоциональным неблагополучием. Методики индивидуальной диагностики используются вариативно в зависимости от проявлений эмоционального неблагополучия детей
По результатам итоговой групповой и индивидуальной выборочной диагностики делается заключение о динамике психологического климата в группах, эмоционального благополучия детей в образовательной организации.
-
- Итоговый мониторинг эмоционального благополучия детей.
- Анализ результативности проведенной работы.
- Определение перспектив дальнейшего психологического сопровождения детей в образовательной организации.
Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения образовательного процесса и проведения коррекционно-развивающих мероприятий с детьми, консультативной помощи родителям воспитанников и педагогическому коллективу образовательной организации.
Примечание. Психологическая диагностика эмоционального благополучия проводится независимо от программных сроков по запросу родителей (законных представителей), воспитателей и специалистов дошкольной образовательной организации.
Оценка результатов диагностики
Формой фиксации результатов оценки являются разработанные экспертные листы , в которых заносятся результаты количественной и качественной обработки диагностических данных. В данной программе разработаны следующие экспертные листы :
- Экспертный лист оценки психологического климата в группе детей дошкольного возраста в образовательной организации
- Экспертный лист оценки эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в образовательной организации
- Экспертный лист оценки эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в образовательной организации (индивидуальный экспертный лист)
Экспертные листы заполняются 2 раза в год по итогам первичной и итоговой диагностики, позволяющие выявить динамику оцениваемых показателей, сделать сравнительный количественный и качественный анализ.
Для осуществления оценки психологического климата группы, эмоционального благополучия детей в группе для экспертов подготовлены экспертные листы, предполагающие оценку по специально разработанным параметрам. Каждый параметр оценивается в баллах – от 1 до 3 баллов с разработанными критериями. На основе выделенных показателей, суммируя баллы по всем критериям, определяется тип психологического климата группы, уровень эмоционального благополучия группы и ребенка дошкольного возраста в образовательной организации:
Каждый экспертный лист снабжен подробным алгоритмом заполнения.
Экспертный лист является основанием для экспертного заключения с последующими рекомендациями.
Экспертный лист оценки психологического климата
в группе детей дошкольного возраста в образовательной организации
№ | Оцениваемый параметр психологического климата в группе | Динамика психологического климата в группе | |||||
Дата обследования сентябрь ______ | Дата обследования апрель ________ | ||||||
Баллы | Баллы | ||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
1 | Уровень благополучия взаимоотношений в группе | ||||||
2 | Коэффициент взаимности (сплоченности) группы | ||||||
3 | Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями | ||||||
4 | Индекс изолированности | ||||||
5 | Структура выборов | ||||||
Общее количество баллов | |||||||
Тип психологического климата группы | Благоприятный климат – 11-15 баллов. 5-7 баллов |
Экспертный лист оценки эмоционального благополучия
ребенка дошкольного возраста в образовательной организации
Фамилия, имя ребенка_____________________________ Группа ____________________
Дата рождения_______________ Возраст на момент обследования _________________
№ | Оцениваемый параметр эмоционального благополучия | Динамика эмоционального благополучия в группе | |||||
Дата обследования октябрь ______ | Дата обследования апрель______ | ||||||
Баллы | Баллы | ||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
1 | Социометрический статус в группе | ||||||
2 | Уровень тревожности | ||||||
3 | Наличие страхов | ||||||
4 | Самооценка | ||||||
5 | Эмоциональное самочувствие ребенка в группе | ||||||
Общий балл | |||||||
Уровень эмоционального благополучия ребенка в группе 1 — высокий уровень эмоционального благополучия — 11-15 баллов; 2 — средний уровень эмоционального благополучия – 8-10 баллов; 3 — низкий уровень (эмоциональное неблагополучие) — 5-7 баллов |
Алгоритм заполнения экспертного листа
Социометрический статус ребенка в группе
1 — низкий – индекс социометрического статуса ниже 0,10 («пренебрегаемые», «изолированные», «отвергаемые»);
2 — средний – индекс социометрического статуса находится в пределах 0,21 — 0,10 («предпочитаемые»)
3 — высокий – индекс социометрического статус выше 0,22 («популярные» — «звезды»)
1 — высокий уровень тревожности (индекс тревожности ИТ выше 50%);
2 — средний уровень тревожности (индекс тревожности ИТ от 20 до 50%);
3 — низкий уровень тревожности (индекс тревожности ИТ от 0 до 20%).
1 — высокий уровень — превышение возрастной нормы количества страхов в 1,5 раза;
2 — средний уровень — превышение возрастной нормы количества страхов в 1,25 раза;
3 — низкий уровень – нормативное количество страхов.
1 — высокий уровень — адекватная самооценка;
2 — средний уровень – завышенная самооценка;
3 — низкий уровень – заниженная самооценка.
Эмоциональное самочувствие ребенка в группе
1 — высокий уровень эмоционального благополучия — 0-12 баллов по симптомокомплексам проективной методики «Моя группа»;
2 — средний уровень эмоционального благополучия – 13-24 балла;
3 — низкий уровень (эмоциональное неблагополучие) — 25-46 баллов.
На основе выделенных показателей, суммируя баллы по всем критериям, определяется уровень эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в образовательной организации:
1 — высокий уровень эмоционального благополучия — 11-15 баллов;
2 — средний уровень эмоционального благополучия – 8-10 баллов;
3 — низкий уровень (эмоциональное неблагополучие) — 5-7 баллов.
-
- выявление и оценка психологического климата в группах дошкольной образовательной организации,
- раннее выявление эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста,
- отслеживание динамики психологического климата группы и эмоционального благополучия детей в течение учебного года,
- профилактика эмоционального неблагополучия,
- повышение психологической компетентности педагогов и родителей .
Критерии эффективности реализации Программы
Оценка эффективности программы выражается через систему количественных и качественных показателей, позволяющих делать вывод о степени достижения результатов. Целевые индикаторы:
-
- Мониторинг психологического климата группы
- Раннее выявление и отслеживание эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста Оценка психологического климата в группах и эмоционального благополучия детей
- Повышение психологической компетентности педагогов и родителей
- создание благоприятных условий для эмоционального комфорта и эмоционального благополучия детей в образовательной организации,
- разработка программы профилактики эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации.
- Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер,2004
- Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 128 с.
- Изотова, Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников// Мир психологии. — 2015. № 1. С. 65-77.
- Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И.Изотова, Е.В. Никифорова. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. –288 с.
- Карелина, И. О. Развитие эмоциональной сферы в период детства: учебное пособие / И. О. Карелина. – Ярославль: Из-во ЯГПУ, 2008.
- Коломинский, Я.Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников – М.: Просвещение, 1997. — 426с.
- Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников/ А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А.Шаграева. – М.: Академия, 2003.–176 с.
- Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000. № 2-3.
- Мухина В.С. Детская психология. М., Просвещение, 1995
- Фаустова И.В., Гамова С.Н. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости // Современные проблемы науки и образования. – 2016. — №6
- ФилипповаГ.Г. Эмоциональное благополучие ребёнка и его изучение в психологии// Детский практический психолог: программы и методические материалы: учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / под. ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А. –М., 2001. –356 с.
Круглова Ольга Анатольевна,
частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 82» ОАО «РЖД»,
город Буй Костромская область, Россия
Источник