Определение эмоциональное здоровье ребенка

Эмоциональное благополучие ребёнка

Марина Бухарова
Эмоциональное благополучие ребёнка

Среди глобальных проблем человечества, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.

Есть еще и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере, — фактор многочисленных эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей и подростков. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или депрессивное настроение, в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно слащавого и угодливого поведения, в виде некоторых социально неприемлемых влечений и зависимостей (воровство, наркозависимость и пр.). Эмоциональные нарушения у детей могут быть разной степени тяжести. Они могут свидетельствовать о начинающемся заболевании (в виде невроза, психопатии, шизофрении и т. д., а могут иметь непатологические формы, тем не менее представляя серьезные затруднения для воспитания (дети агрессивные, гиперактивные, тревожные, аутичные).

По мнению экспертов Всемирной организации здоровья, нарушения психического здоровья, эмоциональные нарушения связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами.

Поднимаемая проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста может быть конкретизирована в ряде таких понятий, как «эмоциональное состояние», «эмоциональное самочувствие», «настроение» (представлены на слайде).

Выделяют следующие компоненты эмоционального благополучия:

— эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

— переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта;

— переживание успеха – неуспеха в достижении целей;

— переживание ребёнком оценивания другими людьми результатов его активности;

— переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними.

Полярность значений данных компонентов, т. е. их значение как положительных (отрицательных, определяет в совокупности наличие или отсутствие в личностном комплексе такой характеристики, как эмоциональное благополучие.

Как и любое интегральное понятие,

эмоциональное благополучие зависит от многих причин:

— состояние здоровья ребёнка в период посещения детского сада;

— особенности взаимодействия ребёнка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;

— особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребёнок посещает;

— эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ в целом;

— обстановка в семье ребёнка.

Такой взгляд на проблему охватывает все аспекты жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста.

В последнее время широкое распространение приобрёл термин «психологическая безопасность», имеющий непосредственное отношение к проблеме эмоционального благополучия ребёнка.

Вследствие нарушения психологической безопасности у ребёнка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся в определённом поведении:

• в трудностях засыпания и беспокойном сне,

• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла,

• в беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности,

• в рассеянности, невнимательности,

• в беспокойстве и непоседливости,

• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще и чаще ищет одобрения у взрослых,

Читайте также:  Как научится чувствовать энергетику людей

• в проявлении упрямства,

• в том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь,

• в еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита,

• в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх со сверстниками,

• в игре с половыми органами,

• в подёргивании плеч, качании головой, дрожании рук,

• в снижении массы тела или, наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения,

• в повышенной тревожности,

• в дневном или ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

Причины возникновения тех или иных переживаний ребёнка кроются в его взаимоотношениях с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребёнку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребёнок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателей и сверстников. Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выражается как в поведении, так и в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха.

Таким образом, очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам.

На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.

Насколько значим для дошкольников воспитатель, я определила с помощью методик «Два дома», «Я и детский сад», проведёнными с детьми подготовительных групп. Напомню, что дети должны были поселить в красивом доме и доме с противоположными характеристиками всех значимых для них людей. Большинство детей вспомнили воспитателей и поселили их в красивом доме. Интересен и тот факт, что в некоторых случаях предпочтительными обитателями красивого дома оказывались воспитатели, а не родители.

Для определения эмоционального благополучия в детском саду используется проективная методика

«Я в детском саду»

Ребенок рисует только здани е.

Первая группа рисунков — самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии, это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички — все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.

Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого се бя. События, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?

Читайте также:  Что чувствуешь после имплантации эмбриона

Характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От его статуса зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта. У детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всём совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников.

Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребёнка

Социально — культурные факторы.

Среди основных причин – ускорение темпов современной жизни, дефицит времени, недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Как следствие загруженность родителей, невротизация взрослых, недостаточная осведомлённость о путях решения конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи.

Социально-психологические факторы.

Дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания, нарушения в сфере детско – родительских отношений.

Социально –экономические факторы.

Неудовлетворённые жилищно – бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу.

Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребёнка и развивается заболевание.

О здоровье всерьёз Здоровье является важнейшей ценностью для человека. Дать определение здоровью действительно не легко. Здоровым может считаться человек,.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение.

Источник

Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников»

Инна Бондарева
Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников»

Жизнь без эмоций также невозможна,

как и без ощущений.

Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников?

Эмоциональное здоровье напрямую связано с психическим здоровьем. Здоровая нервная система – залог успешного развития ребенка.

В последние годы, увеличилось число детей имеющих различные нарушения нервно-психического здоровья. Такие дети не могут сосредоточиться на выполнении задания, постоянно отвлекаются, плохо запоминают материал, испытывают трудности в общении с ровесниками и педагогами. Эти дети чрезмерно беспокойны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться. При малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки – всё поведение ребёнка основывается на эмоциях. Встречаются и такие, которым, наоборот свойственна заторможенность деятельности. Они нерешительны, неуверенны в себе, испытывают страх перед новыми людьми и обстоятельствами, всё делают очень медленно, с большим количеством ненужных движений, рассеянны и несобранны.

Почему же так важно сохранять эмоциональное здоровье детей?

Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос. Столкнувшись непосредственно или наблюдая за знакомыми людьми — последствия психологического дискомфорта для ребёнка –это:

— появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

— переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически;

— психологические травмы, полученные в детском возрасте проявляются в зрелом возрасте в виде психологической защиты – Это позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидные наклонности, проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм).

Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

Одним из основных условий полноценного развития дошкольника является психологическая защищённость, которая складывается из многих компонентов, но главный из них — осознание ребёнком того, что его любят. Для этого общение родителей должно быть не формальным (по необходимости, а эмоционально насыщенным и приносить радость, как детям, так и родителям.

Читайте также:  Что делать с перепадами настроения перед месячными

Уметь слушать ребёнка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознавать, что в диалоге рождаются доверие и понимание. Когда взрослый сам на мгновение становится ребёнком и смотрит на мир его глазами, создаётся ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребёнка, осознаётся её значимость.

Беседуя с ребёнком, родители также должны поделиться с ним собственными воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, ещё неизвестной ему стороны. Ребёнку важно знать, что взрослым важны его переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребёнка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.

Чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребёнка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем, а проявлять искреннюю заинтересованность. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние в первую очередь должны обеспечить ребёнку любящие его родители.

Представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.

Как научить детей самостоятельно избавляться от сильных отрицательных эмоций. В основе любого навыка саморегуляции лежит умения расслабляться.

1.«Брыкание» — упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

2. «Способы повышения настроения». Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому).

3. «Нарисовать плохое настроение (картинку, порвать, скомкать и выкинуть.

Дорогие родители!

Быть отцом или матерью – одно из самых важных, а иногда и самых недооцененных занятий в мире.

Воспитание – длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Будьте терпеливы. Помните, что воспитание ребенка начинается с рождения и нельзя терять ни минуты.

Помните, что судьба ребенка в ваших руках. Главное – сделать ребенка счастливым!

Что самое главное в воспитании? Как вырастить ребенка эмоционально благополучным? Каждый ответит на эти вопросы по-своему. Но очень важно понимать, что, наверное, самое важное — это безусловная любовь к ребенку.

Оно означает буквально – любовь без всяких условий. Я люблю своего сына или дочь не за хорошее поведение, не за успехи и достижения – не за что-то, а просто потому, что он (она) есть. Он СУЩЕСТВУЕТ! Он единственный и неповторимый человек!

Музыкальное воспитание дошкольников. Консультация для родителей «Музыка и здоровье ребёнка» Консультация для родителей «Музыка и здоровье ребёнка». Чем раньше начинается музыкальное воспитание ребёнка, тем более эффективно будет.

Консультация для родителей «Питание и здоровье дошкольников» ГККП я/с №1 Консультация для родителей Тема: Питание и здоровье дошкольников. У детей раннего и дошкольного возраста из всех так называемых.

Источник

Оцените статью